Наталья Мустафина

© АИФ в Восточной Сибири

Культура Иркутск

7473

12.01.2006, 13:21

Оперетта - это красивая и смешная сказка для взрослых

"Мне 40 лет, нет бухты кораблю", - так говорит граф Резанов в культовой рок-опере "Юнона и Авось". Так десять лет говорит Николай Мальцев, иркутский граф Резанов.

В феврале этого года исполнится десять лет, как на сцене Музыкального театра идет "Юнона и Авось", собирая аншлаги. И каждый выход на сцену как в первый раз.

Граф Резанов - роль, мечта и судьба

- ЭТО моя любимая роль, это моя мечта, - признается Николай Мальцев, актер иркутского Музыкального театра. - Конечно, у меня есть и Понтий Пилат, и Генри Хиггинс, и Мигель де Сервантес, и многие другие. Но эта роль - особенная. Тем более, в 1996 году, когда состоялась премьера, мне исполнилось 40 лет, как и моему герою.

- Вы по имени-отчеству Николай Петрович. Так же, как ваш персонаж граф Резанов. Вы никогда не задумывались над сходством имен? Может, это судьба?

- О том, что Резанов Петрович, я узнал только на генеральной репетиции спектакля. В Иркутск в то время с концертами приехал актер Николай Караченцов. Его пригласили к нам в театр. И он рассказал, что во время постановки "Юноны и Авось" в "Ленкоме" автор либретто Андрей Вознесенский обратил внимание на сходство имен: "Ты - Николай Петрович и граф Резанов - Николай Петрович. Это судьба". Наверное, и моя судьба тоже. После этого мне захотелось больше узнать о графе. Оказывается, он был главой того первого кругосветного путешествия россиян, которое почему-то часто называют путешествием Крузенштерна.

- "Он мечтал, закусив удила, свесть Америку и Россию". А вы способны на безумные поступки, как ваш герой?

- Нет, я полная противоположность. Граф Резанов был великим человеком. Первопроходцем. Не каждому под силу шагнуть туда, куда никто не ходил. На мой взгляд, благодаря первопроходцам движется все человечество.

- Раньше театр выступал в роли возмутителя спокойствия. От него ждали провокаций. Тогда друг за другом в Иркутске появилось три рок-оперы. А в последнее время сплошные мюзиклы, оперетты, теперь за оперы взялись...

- Как-то все удачно тогда совпало: желание с возможностями. Мы же ставили те спектакли, которые уже были популярными, раскрученными. Театр мог быть уверен, что на эти постановки зритель пойдет. А сейчас материала нет. Трудности возникают из-за авторских прав. Если мы беремся ставить спектакль, то должны заплатить. В прошлом году возникло желание поработать над спектаклем "Монарх, блудница и монах" на музыку композитора Александра Журбина. Композитор был не против, а вот автор либретто запросил огромные деньги. Даже если бы мы смогли найти необходимую сумму, не было уверенности, окупятся ли расходы. Билеты продавались бы по бешеным ценам. Наш зритель вряд ли бы пошел в театр. Здесь в провинции другая жизнь, другие запросы, чем в столице.

- А в Иркутске, на ваш взгляд, авторы не способны написать достойные либретто?

- Авторы, может, и могут, но кто будет раскручивать? Вспомните, мюзикл "Метро" дальше Москвы не пошел. Хотя песни из "Нотр-Дам де Пари" звучали из каждой подворотни.

- Вы в театре с 1982 года. Вам еще не наскучило?

- Нет. Хотя бывают периоды, когда хочется все бросить. Но потом успокаиваешься, и жизнь возвращается в прежнее русло. Если честно, я даже представить не могу себя вне театра.

- И тем не менее Николай Мальцев - один из лучших в Иркутске ведущих праздничных концертов, бенефисов, шоу-программ. Ваш голос звучит по радио, в рекламных роликах, вы делали прогноз погоды на телевидении...

- Деньги нужны. Хотя деньги не цель моей жизни. Но чем их больше, тем свободнее себя чувствуешь. Не надо ни к кому идти и просить милостыню, не надо унижаться.

Загадка в актере должна оставаться

- А актером стали благодаря или вопреки?

- Еще в детстве любил петь, читать стихи, играть на инструментах. Всерьез быть актером не думал. После авиационного техникума работал техником-конструктором и слесарем-сборщиком. Но где бы ни был, везде занимался художественной самодеятельностью. Так случилось, что одна встреча изменила все мои взгляды на музыку. Захотелось заниматься серьезно пением. Тогда поехал поступать на вокальное отделение, но судьба распорядилась иначе. Я стал студентом музыкального училища при Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. На отделении - "Актер театра музыкальной комедии".

- Многие актеры любят рассказывать о моментах откровения на сцене. У вас такие были?

- Наш жанр музыкальной комедии, мюзикла, оперетты не предполагает особых откровений. Это больше похоже на яркое представление, шоу. Здесь совсем не обязательно быть драматическим актером. Оперетта - это красивая и смешная сказка для взрослых. Здесь по-доброму высмеиваются человеческие пороки, например, глупость. И зритель к нам приходит, чтобы отвлечься от своих проблем. Смех излечивает душу. Вообще, настоящая жизнь бурлит в театре. А все, что за стенами, я называю необходимостью.

- Считается, что опереточные актеры заштампованны.

- Есть такой недостаток. Потому что репертуар оперетт ограничен. Через какое-то время приходится повторяться. И потом, стоит тебе один раз сыграть простака, как он становится твоим амплуа.

- Говорят, что высший класс актерского мастерства, когда от игры актера остается ощущение недоговоренности.

- Да, загадка должна оставаться. Ощущение вот этой недоговоренности у меня вызывает Виталий Венгер. В Доме актера раньше часто проводились капустники. И вот ему дали немую роль - он должен был выйти с сигаретой и просто посмотреть на публику. Виталий Константинович ничего не говорил, но так вошел в роль, такое лицо сделал, что в зале стоял дикий хохот. Вот это мастерство.

- Вы сыграли любовь на сцене тысячу раз. Она в привычку для вас еще не превратилась?

- И не могла превратиться. Это же сцена, это игра. Если я каждый раз по-настоящему буду влюбляться, потом страдать - так с ума сойти недолго.

- А как же тогда аксиома: на сцене надо не играть, а жить, чтобы зрители тебе поверили.

- Не совсем верно. Надо так играть, чтобы у всех сложилось впечатление, что ты живешь на сцене. Актер должен быть органичен. И не переигрывать. Зрителя не обманешь, он очень тонко чувствует фальшь.

"Хочу, чтобы мы преодолели оставшиеся полпути"

- Николай Петрович, скажите честно, в жизни играете?

- А как без этого. Дома у вас одна роль, на работе - другая, в троллейбусе - третья. Это свойственно человеку - каждый раз надевать новую маску. Но в жизни мы сами себе режиссеры и сами себе сценаристы.

- В нашем обществе сегодня во главу угла поставлен культ красоты. Актеры, особенно занятые в кино, идут на любые жертвы, чтобы продлить молодость. Вы как боретесь с возрастом?

- Никак. Бороться с годами просто смешно. Надо наслаждаться тем возрастом, в котором пребываешь. А зачем все время быть молодым? Важны здоровье, ум, образование, а не то, сколько тебе лет. Но моя жена заставляет меня ходить в салоны красоты, чтобы лицо почистить. От грима поры забиваются. Однажды мне хотели сделать мезотерапию. Как я понял, в первое время нельзя смеяться, щуриться, в общем, мимика должна полностью отсутствовать. А как же мне тогда на сцене выступать? Лицо, как и голос, мой инструмент.

- Не могу не задеть тему поклонниц. Женских сердец много погубили?

- По крайней мере, такой целью никогда не задавался. Поэтому сколько женских сердец погубил, не знаю. Зарубок не ставил. Приходили поклонницы, цветы дарили. Но таков удел актеров.

- Считаете себя успешным человеком?

- Пока Бог ко мне милостив.

- У вас есть мечта?

- Это немного пафосно прозвучит, но я хочу жить в нормальной стране. А у нас получается "как всегда". У графа Резанова есть такие слова: "Мы -дети полдорог, нам имя - полдорожье". Так вот я хочу, чтобы мы преодолели оставшиеся полпути, чтобы все доводили до конца.

***

Николай Мальцев родился в 1956 году в г. Запорожье.

После школы поступил в авиационный техникум. Служил в армии, работал на заводе. В 1978 году поступил в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории. В Иркутске проходил стажировку, после которой ему предложили работу в Музыкальном театре.

Среди множества ролей Николая Мальцева самые любимые зрителями - Франк ("Летучая мышь"), Анри ("Фиалка Монмартра"), Понтий Пилат ("Иисус Христос - суперзвезда"), Хоакин Мурьета ("Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"), Зупан ("Графиня Марица"), Бони и Ферри ("Сильва").

В 1998 году Николаю Мальцеву присвоено звание "Заслуженный артист России".

Наталья Мустафина

© АИФ в Восточной Сибири

Культура Иркутск

7473

12.01.2006, 13:21

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=27015

bytes: 8375 / 8354

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Наталья Мустафина.

Лица Сибири

Кладов Сергей

Шамшур Константин

Ефимова Юлия

Патраков Андрей

Пинтаев Валерий

Шкурбицкий Василий

Орачевский Евгений

Терпугова Елена

Перевозников Вадим

Тощева Мария