Глафира Алексеева

© Восточно-Сибирская правда

Культура Иркутск

4170

27.10.2005, 10:05

По зову таланта и совести

В изобразительном искусстве Сибири творчество талантливого иркутского художника Алексея Петровича Жибинова занимает особое место. Сплав высокой духовности, философии и лирики, декоративное начало составляют основу его живописи.

Широкому кругу зрителей долгое время не было известно творчество Жибинова, особенно некоторые его грани, о которых мы можем рассказать сейчас. Даже при жизни художника его картины были мало известны. Многие работы почти не выходили за пределы его мастерской- квартиры. Жибинов не очень стремился обнародовать свои работы, считая, что многого не достиг. Он часто переписывал, переделывал композиции, начинал картины заново. И всегда считал, что не добился желаемого результата.

Жесткая конъюнктура, проникшая в советское время в искусство, ориентировала на иную живопись - натуралистическую, "идейно выдержанную". Художники-мастера не могли втиснуть свой талант в шоры этого искусственно созданного направления и подвергались гонениям. Понятие новаторства в области художественной формы тогда осквернялось, и художник обвинялся в "отступничестве" от советской действительности. Подобных обвинений не избежали даже такие выдающиеся художники, как М.Сарьян, С.Коненков, В.Фаворский, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, П.Филонов и другие. Среди них был и Жибинов, который работал лишь по зову души, а не в угоду вышестоящим. Его картины, пейзажи, портреты, натюрморты далеки от формализма, в котором его когда-то обвиняли недалекие критики. В альбоме для зарисовок и записей Жибинов упоминает о том, что ему просто "не давали рисовать". Но время все расставило по местам. Алексей Жибинов занял свою нишу в истории сибирской и советской живописи.

Будучи преподавателем Иркутского художественного училища, где Жибинов проработал почти тридцать лет, в часы, свободные от уроков, он всецело посвящал себя живописи. Жизнь без творчества для него была немыслима. Его путь пролегал в стороне от догм, диктовавшихся сверху, он не разменивался на заданные темы. Даже большое полотно "Песнь о Ленине", над которым шла долгая и мучительная работа, было уничтожено самим художником после завершения. Несмотря на партийность Жибинова, картина оказалась неугодной властям.

Его многочисленные записи о роли искусства и месте художника в обществе, о правах людей и о ситуации в советском обществе сознательно умалчивались исследователями. Его злые шаржи на так называемых "коллег"-художников, председателей художественного совета, на тех, кто не мог работать, слушая только свое сердце, откровенно злы и саркастичны. Эти толстые альбомы зарисовок и записей, а также отдельные графические листы хранились в запасниках и архивах областного художественного музея до настоящего времени. Но сейчас у нас есть возможность увидеть и услышать трезвомыслящего человека, каким было очень трудно оставаться в то тяжелое время.

Художник Жибинов ушел из жизни сравнительно молодым. Ему было пятьдесят. Свой жизненный путь он закончил трагически. Он покончил с собой, не выдержав напора со стороны критиков, которые не уставали огульно обвинять его в антиискусстве. Кроме этого, художник не смог смириться с потерей любимой жены и начать жить и творить заново. Жибинова все это довело до нервного истощения. Он закончил свой жизненный путь непризнанным и бедным, в какой-то степени повторив судьбу своего учителя Павла Филонова. Несмотря на свои жизнеутверждающие письма с фронта, в которых он мечтал о творчестве, о свободном искусстве, о плодотворной жизни, о любви, Жибинов ушел из жизни сломленным и разочарованным действительностью.

Только в семидесятые годы творческое наследие Жибинова оценили по- настоящему. Художественные критики были настолько близоруки, что не могли увидеть на горизонте современности художника, который не боялся говорить правду о настоящем и будущем. Через десять лет после его смерти была устроена первая персональная выставка, которая имела успех у нового поколения зрителей. Это говорит о том, что художник опережал свое время, творил по собственным законам, не оглядываясь ни на кого.

Наиболее полная экспозиция полотен Жибинова увидела свет в конце 1975 года. Это была вторая посмертная выставка, посвященная 70-летию со дня его рождения. Тогда иркутяне увидели более ста работ художника. 2005 год ознаменован 100-летием со дня рождения Жибинова. Впервые зритель имеет возможность в наиболее полном объеме увидеть произведения талантливого сибирского живописца, чья жизнь и творчество прошли в Иркутске.

Жибинов учился у известного иркутского педагога И.Л.Копылова, через художественную студию которого прошли многие сибирские мастера живописи. В своей преподавательской деятельности Копылов опирался на открытия импрессионистической живописи. В свое время он прошел школу Жюльена в Париже. Влияние французской живописи, ее открытий заметно в ранних работах Жибинова, хотя прямые аналогии провести трудно. Затем Жибинов учился "аналитическому искусству" в Ленинграде у Павла Филонова. В этот ранний период творчества, во время учебы в Ленинграде, Жибинов в какой-то степени испытал влияние учителя. Он использовал "аналитический метод" творчества, изобретенный Филоновым. Великий экспериментатор и учитель Павел Филонов умер от голода в блокаду, непризнанный и одинокий. Какое-то время Жибинова относили к "формалистической безыдейной филоновской школе", но никто не говорил о том, что именно мастер Филонов научил молодого художника из провинции "работать над картиной как честный рабочий", быть в какой-то степени провидцем в искусстве, которое сродни философии.

Став зрелым художником, он всю жизнь искал свою неповторимую манеру, постепенно приобретая узнаваемый почерк и стиль. Творчество Алексея Жибинова проникнуто исканиями предельной выразительности образа. Некоторые его картины в чем-то являются пророчествами. Умозрительным путем философствования художник достигал определенных выводов, которые потом воплощал изобразительно. Некоторые его работы подобны видениям, мечтам, содержащим в своей символике глубокий жизненный смысл.

На юбилейной выставке в Иркутском областном художественном музее представлены живописные полотна всех основных периодов творчества, всех жанров живописи, в которых работал художник. Все они очень разные в манере исполнения, но в каждую из картин заложен общечеловеческий смысл, философия жизни художника Жибинова.

Это картины, наполненные жизнью и философскими размышлениями о смысле человеческого существования. Это картины-мечты и картины- пророчества. Как художник-философ, Жибинов всегда имел свой взгляд на жизнь, на окружающую его действительность. Он работал во всех существующих жанрах живописи.

Его пейзажи - это восхищение иркутской землей, его натюрморты пронизаны символикой, в них всегда ощутима судьба человека, жизнь, протекающая где-то за рамками картин.

Портреты Жибинов писал чаще всего с тех людей, которых он хорошо знал и любил. В них художник глубоко проникает во внутренний мир натуры, дает яркие характеристики своим героям, кроме этого, в каждом портрете можно прочесть судьбу изображенного человека. Автопортреты Жибинова наполнены трагизмом, и глаза художника почти всегда выражают боль. Время, в которое жил Алексей Жибинов, проблемы художника в советском обществе - все это оставило след в душе этого внешне сильного, но внутренне очень ранимого человека.

Некоторые из тематических произведений Жибинова в чем-то сродни прозрениям. О Красной Армии никто не писал так, как он. В тридцатые годы, когда на первое место ставилась задача воспеть только ее героические легенды и подвиги, он отказался от этого, показав другую сторону действительности. У него был провидческий дар, не оцененный при жизни.

Его "Красная Армия" (1931) - это предчувствие грядущей катастрофы - фашизма. Это фигуры и лица людей, которые уносит спиралевидный поток неумолимого времени. Это философское размышление о современности, о людях, совершенно разных, но объединенных одной трагической судьбой. Жибинов как будто знал, что настанет тяжелый период для страны, что люди надолго окажутся в этой страшной воронке. Картина решена по принципу филоновской аналитической концепции искусства. Эта концепция предполагала развитие картины от частного к общему, а не наоборот, как принято в классической традиции. Филонов считал, что "картина должна расти, как дерево": из микромодуля, от абстрактной "единицы действия", от беспредметности - к предметному миру.

На юбилейной выставке в музее зритель имеет возможность увидеть не только известные полотна, но и широко представленное графическое наследие. Графические листы, ранее не экспонировавшиеся, открывают нам возможность узнать нового Жибинова - смелого, категоричного в своих суждениях о современниках, ранимого, лиричного, философски осмысляющего жизнь.

Впервые экспонируются материалы из личного архива художника: письма с фронта жене В.К.Заорской, графические наброски и записи, фотографии. Произведения Алексея Жибинова в таком объеме вы не встретите больше нигде. Почти все его работы - а их более двухсот - хранятся в фондах ИОХМ. После смерти художника они были подарены музею второй женой Жибинова В.К.Заорской. Недавно выяснилось, что несколько работ Жибинова находится в Петрозаводске.

Иркутский художник Алексей Жибинов навсегда занял свое место в искусстве. Это не подлежит никакому сомнению. Только спустя сто лет после его рождения мы можем увидеть новые грани творчества этого мастера и понять причину его трагедии.

Жибинов был похоронен на Глазковском кладбище в Иркутске.

Глафира Алексеева

© Восточно-Сибирская правда

Культура Иркутск

4170

27.10.2005, 10:05

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=25415

bytes: 9451 / 9451

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Агапитова Анна

Бичевина Галина

Коновалов Андрей

Шарапов Юрий

Баталин Антон

Лыкова Мария

Пуния Викрам

Бредний Раиса

Башняк Екатерина

Чимэдийн Сайханбилэг