Бабровский позор Андрея Лабыгина

Громкий околокультурный скандал в Иркутске.

Знаменитая скульптура символа города, мифического зверя бабра, расположенная в 130 квартале, разваливается.

Вернее, разваливается, к счастью, не сама скульптура, а ее постамент. Но сотням туристов, обожавших фотографироваться на фоне зверя, от этого не легче.

Напомним кратко историю вопроса.

Изначально символом и Иркутской губернии, и города Иркутска был вовсе не мифический, а вполне реальный уссурийский тигр, называемый на эвенкийском языке «бабыр», который нес в зубах соболя. Однако когда герб в очередной раз отправили в Петербург на утверждение, чиновники решили, что в провинции пишут с ошибками, и переправили слово «бабр» на «бобр». Дальше в дело включились доморощенные иркутские дизайнеры, соорудившие гибрид бобра и тигра в виде неведомой зверушки с бобровым хвостом и когтистыми лапами. Что мы и имеем на текущий момент. К сожалению, ни у одного из и имперских, и советских руководителей не нашлось политической воли, чтобы вернуть в герб нормального тигра.

Само собой, символика постоянно не давала покоя депутатам городской Думы, значительная часть которых всегда представляла собой стайку малообразованных бездельников. В частности, была попытка поставить в городе скульптуру Бабра к 350-летию Иркутска. Работу заказали знаменитому бурятскому скульптору Даши Намдакову, который по какой-то причине страшно возбуждает неискушенные в художественном плане сердца иркутских депутатов и меценатов.

Однако, по свидетельству очевидца, депутатская комиссия так долго мемекала и бебекала, гуляя вокруг скульптуры в исполнении Намдакова, что скульптор не выдержал и открытым текстом послал народных избранников в пешее эротическое путешествие.

Летом 2012 года те же депутаты с подачи мэрии, возглавляемой тогда Виктором Кондрашовым, приняли решение установить новую скульптуру Бабра в 130 картале. Главным лоббистом установки бабра стал тогдашний председатель Думы Андрей Лабыгин. Операция проводилась в режиме «экстренного потрошения», то есть быстро и тайно. Сам факт решения всплыл уже тогда, когда за работу отвалили кругленькую сумму из городского бюджета.

Учитывая покров таинственности и, по ряду мнений, чрезмерно завышенную стоимость проекта, вряд ли можно сомневаться в том, что на каком-то этапе имел место банальный «откат». А вот после того, как о решении стало известно, разразился громкий скандал.

Дело в том, что Андрей Лабыгин решил водрузить скульптуру в самом начале 130 квартала - там, где долгие годы планировался памятник декабристам. Лет двадцать в этом месте стоял кусок гранита с выбитой надписью «Здесь будет памятник декабристам». Естественно, та часть иркутской интеллигенции, которая еще помнила, кто такие декабристы, возмутилась тем, что камень уволокли на распил, а на его месте решили соорудить скульптуру бабра.

Еще более образованная публика вспомнила, что вообще-то на этом месте располагалось лютеранское кладбище, на котором, в частности, похоронено несколько десятков выдающихся жителей Иркутска, включая одного генерал-губернатора. То есть скульптуру бабра в буквальном смысле решили соорудить на костях. И если предполагавшийся изначально памятник декабристам еще как-то сочетался с таким решением, то символ города - уж точно никак.

В частности, категорически против размещения скульптуры выступили региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и местная лютеранская община. Неожиданно их поддержала и иркутская епархия РПЦ, которая обычно против властей не выступает. Однако православные священники, вероятно, вспомнили, что строить на костях как-то не по-человечески. Даже если оставить в покое религиозные каноны.

Однако Лабыгин жестко стоял на своем. И это понятно - деньги уплачены, получены, и по чиновничьим понятиям отмена решения невозможна. От общественности попросту отмахнулись, пообещав, что на постаменте бабра будет табличка с указанием, что на этом месте было кладбище. Как водится, соврали.

Под покровом темноты, втайне от всех, скульптура была установлена прямо напротив Крестовоздвиженской церкви. И почему-то хвостом к ней и ко всему городу. Новоявленный горожанам Бабр тут же вызвал еще ряд скандалов.

Выяснилось, в частности, что скульптура сооружена не из бронзы, как развесисто врал Лабыгин, а из покрытого бронзовой краской китайского пластика. И это понятно, так как при габаритах скульптуры 3,65 на 4 метра, если бы она была из бронзы, она весила бы более 50 тонн. Тогда, само собой, дело не обошлось бы небольшим бетонным основанием и миниатюрным японским краном, использовавшемся в процессе установки. А вот как скульптура была проведена по документам - большой вопрос. Если как бронзовая, то самое время вмешаться правоохранительным органам.

«Внешность» бабра вызвала серьезное недоумение, особенно у людей, более-менее разбирающихся в иркутской истории. Детский лепет представителей городской администрации о неком «геральдическом стандарте» вызывает исключительно смех, так как сооруженное нелепое нечто не соответствует ни историческому, ни современному внешнему виду герба.

В частности, настоящую истерику у иркутян вызвал хвост скульптуры, который тут же окрестили «лавровым листом, воткнутым в анус». Впрочем, некоторым этот хвост больше напоминает перо, от чего не легче. Даже если предположить, что в силу тяжелого умственного расстройства авторы скульптуры решили приделать бабру настоящий хвост бобра - то это должен быть именно хвост бобра, а никак не лавровый лист.

Поражает размер монументального соболя. В реальности соболь - это небольшой зверек, который реальному тигру, что называется, на один жевок. На скульптуре же соболь вполне сопоставим с размерами самого бабра, что выглядит как гротеск.

Обостренный интерес у мужской части публики вызвал вопрос о половой принадлежности скульптурного бабра. По идее, он должен быть самцом: это следует из мифологического контекста. Однако две барышни-скульпторши, взявшиеся ваять символ Иркутска, вероятно, из природной скромности начисто лишили бабра всяческих половых признаков. Подобная деликатность, однако, не пришлась иркутянам по душе: бабра обидно обозвали кастратом. Заметим, что скульпторы во всем мире не стесняются приделывать своим творениям самые разнообразные детальки: в самом деле, хорош был бы леохаровский Аполлон без соответствующих натуралистических выпуклостей.

Впрочем, некоторая специфика внешности бабра породила альтернативную идею - что это самка. Дело в том, что сумрачный гений юных скульпторш обозначил у бабра довольно длинную шерсть на боках и животе. На боках она смотрится как ребра, что наводит на мысль о голодных годах, а вот внизу более всего напоминает отсосанные молочные железы какой-нибудь дворовой собачонки. Что, прямо скажем, выглядит смешно.

Однако шутки шутками, а уже после установки скульптуры выяснилось, что она не вписывается в стилистику 130 квартала ни размерами, ни внешним видом. Худо-бедно сымитированный в историческом квартале усадебно-купеческий стиль, щедро приправленный бетоном и искусственной китайской плиткой, вообще не требует никаких скульптур: они противоречат самой идее среднеклассной городской застройки XIX века. Скульптура же слишком велика и выглядит совершенно несуразно и на фоне самого квартала, и в пропорции к выделенной под него площадке.

Кроме того, именно по геральдическим канонам бабр должен бежать на запад, в столицу метрополии, куда он несет соболя. То есть в данном случае он должен был смотреть на стадион «Труд», а не на улицу Красного Восстания, то есть почти на юг.

Вернемся, однако, к нашим временам.

Прошло ровно восемь лет с момента установки скульптуры, и постамент под ней начал разваливаться. Восемь лет - мягко говоря, вообще не возраст для постамента. Например, памятник Александру III на набережной Ангары в Иркутске стоит уже более 100 лет, и ни о каком ремонте даже речи не идет. Памятник Минину и Пожарскому в Москве стоит более 200 лет, и тоже не просит ремонта.

Очевидно, что варианта только два.

Либо при установке скульптуры не был исследован грунт, что является грубейшим и даже преступным нарушением строительных норм и правил.

Либо при сооружении постамента существенно сэкономили на материалах. Что также является грубым нарушением и, возможно, преступлением.

И в том, и в другом случае вопрос должен расследоваться прокуратурой. И главным объектом расследования должен стать экс-председатель Думы Андрей Лабыгин, который буквально силой протащил решение об установке скульптуры именно в таком виде и формате.

URL: https://babr24.com/irk/?IDE=204916

bytes: 8979 / 8552

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 2213 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

7014

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9368

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8992

19.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6116

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5874

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13186

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11646

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7332

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22364

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16233

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24745

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

26343

28.02.2024

Лица Сибири

Орноев Владимир

Демиденко Ольга

Семенов Бато

Корнилов Николай

Откидач Александр

Таевский Андрей

Быков Анатолий

Григоров Антон

Платонов Леонид

Бугай Антон