Блогнот. У Лукоморья Дух зеленый

Автор: Владимир Демчиков,

Источник: © Babr24,

Культура, Иркутск, Байкал

19.12.2018 17:50

2855

80

В общем, отдадим должное Даши и его главному иркутскому адепту, галеристу и предпринимателю Виктору Бронштейну: им снова удалось поставить на уши маленькую, но задорную группу граждан, живущих активной сетевой жизнью.

Между тем факт установки монумента заслуживает спокойного разговора, без взаимных оскорблений. Но прежде чем попробовать обозначить контуры такого разговора, надо бы сказать о том, что не менее важно, чем все "за" и "против". Самым важным в факте установке этого монумента (к его художественному качеству мы еще придем) является то, что он, как нож, вонзился в самую больную точку «проблемы Байкала». А что это за нож, скальпель ли хирурга или кинжал убийцы, этого я пока не знаю, пациент пока еще под наркозом. Но удар получился мощный, и уже за это Намдакову надо сказать спасибо.

Так вот, я, конечно, как и все люди доброй воли, ударенные в юности «экологией» в популярном смысле этого слова, терпеть не могу искусственных объектов в природной среде. Мне было бы желательно, чтобы там, куда я добираюсь (пусть и раз в год) не было никаких памятников и – вдвойне желательно – никаких людей. Кроме меня любимого, разумеется, - я, как и все люди доброй воли, полагаю, что все это создано природой «для меня одного».

Также я не люблю, когда все обледенелые гроты на Ольхоне (красивые совершенно неземной красотой) обоссаны и обосраны нашими дорогими китайскими туристами. Это, конечно, почему-то считается большим плюсом для нашего региона (я имею в виду возросший турпоток), но по факту возросший турпоток приводит просто к тому, что красивейшее побережье Ольхона превратилось к нужник, и кстати, что-то не слышно по этому поводу волны возмущения. Ах, да, прежде, чем насрать в сияющие жемчужные льды, господа туристы заплатили за дорогу, ночлег в гостинице, питание и покупку сувенирной продукции, принесли пользу региону и жителям Ольхона, так что пожалуйста, гости дорогие, срите на здоровье.

Еще я не люблю отвратительную традицию повязывания разноцветных тряпочек на все подряд: на какие-то столбы (это типа такой шаманский ритуал), на деревья и тд. Эти «шаманские столбы», кстати, устанавливают где попало, я, например, знаю по меньшей мере два случая, когда их устанавливали киношники для своих нужд «в красивом месте» - а потом на них начинали навешивать свои тряпочки уже все желающие – традиция! Но по поводу этих стихийных выставок легкой промышленности тоже никто не парится: так положено, надо иметь свои ритуалы, вовлекать в них туристов, создавать «среду», превращая заодно Байкал в помойку. Под сурдинку, кстати, на Малом море на островке какой-то шустрый человек вообще влупил недавно «буддийскую ступу» – нелепый объект смешнее некуда. И ничего – никто не пищит, не возмущается, а наоборот, спокойно возят туристов, стригут себе копеечку.

Про разные свалки железного лома и обломки социалистического хозяйства на берегу Байкала тоже можно было бы сказать, что они уродуют побережье, - но к железному лому и обломкам социализма я отношусь с ностальгической нежностью, так что пусть валяется.

В общем, много чего из «искусственных объектов», которые сейчас есть на Байкале, вызывает мое отвращение – и не вызывает при этом никакой массовой истерики у людей доброй воли, возмущенных поруганием природы в особо извращенной форме при помощи монументального искусства. По мне так лучше уж искусство, чем повсеместно обосранные волшебные гроты Ольхона.

Теперь о монументе, вернее, о его, так сказать, истоках и разнообразных «корнях» (пусть будет в кавычках).

Когда я был маленький, в детских книжках Байкал изображался в виде строгого седого старика с пышной бородой, от него убегала юная Ангара, а на следующей странице ее ждал с распростертыми объятиями кудрявый блондин Енисей – все как в иллюстрациях к русским народным сказкам.

Такое изображение «легенды об Ангаре и Байкале» вполне живет и сегодня (в головах уж точно). Но, например, стоит посмотреть на выставку Ирины и Ольги Ертахановых «Тоодэй», которая только что открылась в галерее Бронштейна, чтобы выкинуть из головы те старые картинки. У Байкала, Ангары и Енисея на их работах – бурятские черты (см. третье фото в публикации). Это бурятская легенда, бурятская история и, в конце концов, бурятская земля (Ольхон в том числе). И Намдаков, уже давно работающий «поверх границ» и живущий в Европе, остается бурятским скульптором. Конечно, то, что он стал «художественным руководителем» стройки главного православного храма Вооруженных Сил РФ (говорят, они с Шойгу друганы) наводит на мрачные мысли и, честно говоря, ничего хорошего к репутации Намдакова не прибавляет. Но это говорит и о том, что у когда-то молодого улан-удэнского парня, начинавшего с выставки в Иркутске, наросли приличные мускулы. А выбор тут простой: у нас либо устанавливаются жалкие скульптуры, устраивающие чиновников-депутатов с их примитивным художественным вкусом, либо «через голову» наших местных дуболомов реализуется что-то вот такое, как у Намдакова, - то есть свободной фантазии художника может быть гарантией только какой-то мощный административный и финансовый ресурс.

Кстати, попутно, а какого хрена нынешние протестующие не протестуют против убогой статуи «бродяги» (героя песни «По диким степям Забайкалья»), установленной у МРС? Не потому ли, что она, эта статуя, своей очевидной убогостью их устраивает и соответствует, так сказать, их эстетической глухоте и слепоте?

Теперь о самом монументе и о его художественных, не побоимся этого слова, особенностях.

Мне то, что получилось, поначалу не понравилось совершенно. Это страшноватое восьмиметровое массивное сооружение настолько подавляет даже на фотографиях, что начинаешь поневоле искать ему какие-то «смягчающие» рифмы: сравнивать с былинным дубом у пушкинского Лукоморья, с живыми деревьями из волшебных сказок. Но потом понимаешь, насколько глубок был замысел Намдакова, попытавшегося ухватить главное: мощь Байкала и его "внечеловечность", даже почти враждебность по отношению к нам. Намдаковский Дух Байкала – это действительно дух Байкала, холодного исполина, враждебного человеку и уже много столетий пытающегося силой своих ураганных ветров выдуть, сдуть, смахнуть людей со своих берегов и с поверхности своих вод и льдов. Байкал слишком холоден и огромен, чтобы «любить» его человеческой любовью (туристические байки про «энергетику Байкала» оставим легковесным любителям копченого омуля), это царство вечности и смерти, в котором человеку нет места. Поэтому на берегах Байкала так нечасто встречаются долгожители – он не для людей.

И Намдаков нашел и с огромной силой сделал именно это: его взгляд тут не со стороны человека, а со стороны Байкала. Его Дух Байкала как бы говорит нам: да, я страшен, коряв и равнодушен – но мне безразлично, что вы думаете, и вообще – идите-ка вы нах..й отсюда, с моих берегов.

И поэтому этот памятник мне совершенно не нравится (это же и меня он, в сущности, посылает), и поэтому он так отвратителен – и так прекрасен.

© Babr24

URL: http://babr24.com/irk/?IDE=184164
bytes: 7011 / 6938

Поделиться в соцсетях:

Приглашаем обсудить все новости в телеграм-форуме по ССЫЛКЕ.

Обсуждение статьи "Блогнот. У Лукоморья Дух зеленый":

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Культура" (Иркутск)

«Верю!» политологу, или Лучшие дни впереди! К 70-летию роковой Фанни

Я не икона, я всего лишь актриса. Фанни Ардан На родине её называют воплощением роковой женщины (femme fatale) за волосы цвета вороного крыла, аристократическую независимость и негаснущий с годами огонь в глазах. 22 марта исполнилось 70 лет великой французской актрисе и режиссёру Фанни ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

23.03.2019

3243

14

Самый маскулинный кинофильм. 55 лет великому вестерну «За пригоршню долларов»

Не успел странствующий по Дикому Западу Человек-Без-Имени (Клинт Иствуд) заявиться в заштатный городишко Сан-Мигель, как какие-то подонки осмелились – о ужас! – оскорбить его мула. За это они тотчас попадали мордами в пыль: четыре выстрела – и ваших нет. Ну на нет и суда нет, сказал благоразумный ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

21.03.2019

1443

9

Быть можно автором «Леона» и продюсировать муру

18 марта амбивалентному галльскому кинематографисту Люку Бессону стукнуло 60 годков. Люк Бессон являет собой ярчайший образец неуемного гигантомана – эдакого Гаргантюа – от европейского кинопроизводства. Бессон – личность, бесспорно, могучая, но противоречивая и неоднозначная, вроде нашего ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

18.03.2019

2125

16

О женщинах, времени и смерти от советского Жюля Верна

«Ариэль», «Человек-амфибия», «Продавец воздуха», «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля»… Кто из нас в юности не зачитывался этими фантастическими романами или не засматривался снятыми на их основе фильмами? 16 марта исполняется 135 лет со дня рождения автора этих ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Мир

16.03.2019

6612

41

Видео дня. Это финал, дети

Студия MARVEL на официальном YouTube-канале опубликовала трейлер к фильму «Мстители: Финал» – продолжению фильма «Мстители: Война бесконечности», вышедшего на экраны в 2018 году. Режиссёры: Энтони и Джо Руссо. В ролях: Бри Ларсон, Брэдли Купер, Скарлетт Йоханссон, Крис Хемсворт, Карен Гиллан, ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

15.03.2019

5493

24

Про реальный мир и сумму предубеждений от великого Эйнштейна

14 марта исполняется 140 лет со дня рождения одного из величайших людей в истории, гениального физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Альберта Эйнштейна. Великий физик вошёл в историю не только как автор квантовой теории фотоэффекта, теории броуновского движения и теории относительности, но ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Наука и техника, Как по-писаному, Мир

14.03.2019

7239

21

Балет, жизнь и любовь. К 100-летию Ирины Бароновой

13 марта исполняется 100 лет со дня рождения великой русской балерины Ирины Бароновой. Будущая звезда Русского балета Монте-Карло и Балетного театра США, покорившая Европу, Америку и Австралию, родилась в 1919 году в Петрограде в семье морского офицера. Вскоре после рождения дочери семья сумела ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

13.03.2019

6671

29

Дистиллят кинематографического удовольствия от Джима Джармуша

10 лет назад был снят фильм «Пределы контроля» – десятая работа культового американского режиссера Джима Джармуша. Это несказанно красивая, насыщенная символами, открытая для интерпретаций и, конечно, коммерчески провалившаяся лента. Ну да ведь не все то золото, что блестит в прокате, – скорее уж ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

13.03.2019

2949

20


Косяков Анатолий

Чекулаев Евгений

Цыбикжапов Вячеслав

Ходаков Сергей

Очиров Бато

Полосков Никита

Позников Сергей

Бронштейн Виктор

Сбитнев Макар

Игнатенко Андрей