Ирина Алексеева

© Копейка

Культура Иркутск

5830

11.09.2004, 00:26

Джаз иркутский
Первый джаз-оркестр в Восточной Сибири появился после войны, но просуществовал недолго

Джаз в Иркутске? Этот вопрос заставлял недоуменно пожимать плечами многих жителей областного центра. В том числе и весьма образованных. Как-то не укладывается это понятие в сегодняшнем поп-мышлении и поп-сознании.

Многое могло бы припомнить в этой связи старшее поколение — тот же запрет обучаться (и обучать!) игре на аккордеоне, например. Или страсти по саксофону, который десятилетиями не давал покоя советским критикам. И хотя музыканты доказывали, что изобретенный в 1840 году инструмент назван именем его создателя — Альфреда Сакса, который впоследствии стал профессором Парижской консерватории, а музыку для саксофона писали Верди, Бизе, Дебюсси, Равель, Глазунов и другие не менее выдающиеся композиторы, принципиальная довоенная критика этих доводов не слышала. "Выдумкой американского кабака" долго называли саксофон в музыкально-критическом пространстве Страны Советов.

Несколько имен называют в этой связи в Иркутске. В том числе — Георгия Лазаревича Люриса, без критического ока которого не обходился ни один местный концерт. Люрис люто ненавидел саксофоны, а каждый джазовый музыкант был его личным врагом. Известно ведь: сегодня ты играешь джаз — а завтра родину продашь.

Советский период нашей истории — почти всегда конфликт джаза и власти. Рожденный в глубине афро-американской культуры, он рассматривался как элемент западного образа жизни, мышления, чуждый советскому человеку. Многие музыканты старшего поколения дорого платили за джаз. Этой ценой могла быть собственная жизнь, карьера, искалеченная судьба.

Полный чемодан джаза

Почти сто лет назад, в начале 20-х годов минувшего века, русский поэт Валентин Парнах, проживавший в Париже и даже избранный председателем Парижской палаты поэтов, отправился в Москву. Кроме прочего багажа он вез полный набор инструментов джаз-бэнда: банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, тарелки, шумовые инструменты. От музыкальной инициативы Парнаха до знаменитого теа-джаза Леонида Утесова оставался, таким образом, всего один шаг. Длиной, правда, в десяток лет. Впрочем, Леонид Осипович на месте сидеть не любил и во время путешествия по Западной Европе оказался в том же Париже. Где и познакомился с джазом. "В тот момент я не делал никаких выводов, не принимал никаких решений, но что-то важное само собой определилось во мне, — вспоминал потом Утесов. — Смотрел на свободную манеру поведения музыкантов, их умение выделиться на миг из общей массы, предстать индивидуальностью, и думал: вот что мне нужно сегодня. И наверное, нужно было всегда. Так родилась необычная исполнительская манера утесовского джаз-оркестра: всегда без нот, наизусть, с большой долей импровизации и актерской игры. Словом, тот самый теа-джаз.

"Серенада" по совместительству

После войны при Иркутском радиокомитете был создан один из первых в Восточной Сибири джаз-оркестр. Руководил им опытный музыкант, преподаватель по классу тромбона и тубы Герасимов. Музыканты отыграли одну-две программы на радио, после чего коллектив благополучно распался. Настоящая фамилия дирижера была Бауэр, а с такой фамилией, мудро решили в культурно-партийных верхах, нельзя чем-либо руководить. Тем более джазом.

— В тот же послевоенный период неплохой джазовый оркестр был при клубе МВД им. Дзержинского, — вспоминает один из старейших преподавателей Иркутского областного музучилища по классу кларнета и саксофона Георгий Иванович Бечевин. — Там работал талантливый аранжировщик (по совместительству — преподаватель физкультуры в институте иностранных языков) Владимир Бялоус. Появляется, например, фильм "Серенада солнечной долины", он садится в зал на два-три сеанса и потом записывает партитуру "Серенады" по памяти. Этот уникальный музыкант трагически погиб во время одной из студенческих экспедиций.

На "ребрах" — Армстронг и Фитцджеральд

Первыми иркутскими джазменами были не профессиональные музыканты, а школьно-студенческая молодежь. Эта закономерность четко прослеживается на всем музыкально-советском пространстве. Самодеятельные исполнители джаза имели за плечами музыкальную школу, реже — училище. Но главными их джазовыми учителями были магнитофоны. А еще раньше — так называемые кости, или ребра, — музыка, записанная на рентгеновских пленках. Смотришь на просвет такую "пластинку", вспоминают музыканты, а на ней действительно кости, то есть фрагменты человеческого скелета. Кстати, стоили эти полуподпольные записи дороговато — от 25 до 40 рублей за штуку — при том, что такого диска хватало всего на 3—4 раза, потом запись стиралась.

На "костях", позже на магнитных лентах звучали Армстронг, Миллер, Эллингтон, Фитцджеральд, Бэйси, Цфасман, Строк и много другой — оркестровой и сольной — джазовой музыки, которую жадно впитывала иркутская музыкальная молодежь, старательно копируя своих кумиров в школьно-студенческих оркестрах.

Аранжировки для Игоря Кио

Первым музыкантом, организовавшим в 53-м большой иркутский джаз-оркестр, был Алексей Альмишев. Пять на пять — так назывался состав коллектива, включавшего пять саксофонов, пять тромбонов, пять труб и так далее. Для первого послевоенного десятилетия это было серьезно. Оркестр благополучно просуществовал почти два года и с открытием цирка плавно туда смодулировал.

Альмишев был очень разносторонним специалистом. Он, например, делал отличные аранжировки по заказу Игоря Кио, гастролировавшего тогда в Иркутске. Знаменитый артист выступал под эту музыку в Японии. Многие аранжировки Альмишева сохранились в цирке до сих пор, говорили мне старые музыканты. К сожалению, у их талантливого автора трагическая судьба, его давно нет в живых.

Пить или не пить — вот в чем вопрос

Вторая половина минувшего века — расцвет эстрадно-джазовой музыки в Иркутске. Преобладали так называемые коммерческие жанры — в кинотеатрах, клубах, ресторанах, на танцплощадках. Любопытно, что каждый уважавший себя ресторан имел эстрадный ансамбль из 4—5 музыкантов (кларнет, скрипка, рояль, ударные). Но петь тогда категорически запрещалось.

Игра в таком ансамбле — хорошая школа, вспоминают музыканты. Нужно было знать огромное количество самой разной музыки (неизвестно ведь, что придет на ум клиенту), а что не знаешь — быстро подобрать с голоса того же клиента, например. В такой обстановке музыканту требовались ясное мышление и хорошая техника (уровень владения инструментом. — Авт.), поэтому алкоголь был практически исключен. Хотя слабые на это дело ребята тоже встречались — конечно, не более, чем в любой другой среде. "Для нас было тогда очень важно, — утверждают музыканты, — что мы могли играть что хотели и как хотели, да еще получать за это деньги". Полуподпольный джаз постепенно легализовался, пусть и в дымной кабацкой атмосфере.

Джаз в законе

Развитие джазовой музыки шло между тем в более законном направлении. В середине 70-х приказом Министерства культуры СССР в 20 музыкальных училищах страны решено было открыть эстрадно-джазовые отделения. Сказано — сделано. Но Иркутск почему-то оказался за бортом заветной двадцатки.

— И тогда, — говорит один из старейших педагогов училища Борис Николаевич Крюков, — мы решили учить джазу факультативно, записывая в диплом такого-то выпускника: "Прошел факультативно эстрадно-джазовую специализацию". Вводили то есть джаз явочным порядком.

В начале 80-х эстрадное отделение было наконец узаконено. Начиналось оно, как обычно, с нуля. Первое методическое пособие для юных джазменов написали два Владимира — Зоткин и Романенко, выпускники Новосибирской консерватории. Они же преподавали и специальные эстрадно-джазовые дисциплины.

— В нашем распоряжении было тогда немало джазовых записей не только на "ребрах", но и хорошие виниловые диски, магнитные ленты, — вспоминает заместитель начальника областного комитета по культуре Владимир Георгиевич Зоткин. — Еще — небольшой сборник джазовых тем, выпущенный издательством "Музычна Украина". И конечно, большой собственный опыт работы в джазе.

Та-ба-да-ба-да" для обкома комсомола

У нового отделения все тогда было впервые: неизбежные трудности и проблемы, блестяще сдавшие госы выпускники, первый оркестр, руководил которым все тот же Владимир Романенко. И всесоюзные фестивали, где молодой иркутский джаз появился тоже впервые.

— На этих фестивалях была уникальная атмосфера общения музыкантов. Мы видели работу своих коллег со всех уголков страны, не только столичных джазменов, — вспоминает Владимир Викторович. — Это рождало вихрь новых идей и вообще очень помогало творчески. Хотя, конечно, не все было там гладко.

В середине 80-х приехали наши музыканты на джазовый фестиваль в Абакане, а председатель местного джаз-клуба, он же организатор фестиваля, говорит: "Обком комсомола давит, бумаги требует: на каком основании проводится фестиваль, где направления участников, их командировки, кем утвержден репертуар, где перевод зарубежных текстов?" И дальше в таком же духе. Комсомол четко выполнял партийные установки.

У молодых своя дорога

Нынешняя джазовая музыка плохо вписывается в контекст современной иркутской культуры. Об этом говорят и педагоги, и студенты Иркутского музучилища. Джаз и новый иркутский бизнес, к сожалению, пока плохо совместимы. Губернаторский бал, концерты, отдельные выступления — это все, где нужны сегодня молодые джазовые певцы и инструменталисты. Иная картина в музыкальных российских столицах.

— За последние три года только в Петербург перебралось почти 30 молодых иркутских музыкантов, — говорит педагог эстрадно-джазового отделения Алла Яковлевна Фрадкина. — Приезжаю в Питер, а там во всех джаз-клубах, специальных вузах наши выпускники. Будто и не уезжала из Иркутска. Радостно, конечно, что они востребованы, не теряются на фоне столичных музыкантов. Хотя обидно, что эти ребята, почувствовав вкус успеха в столице, никогда не вернутся в свой родной город.

Ирина Алексеева

© Копейка

Культура Иркутск

5830

11.09.2004, 00:26

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=15420

bytes: 9803 / 9747

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Наука и техника" (Иркутск)

Стать астронавтом не выходя из дома

14 ноября состоится исторический день запуска корабля Crew Dragon компании Space X на ракете Falcon 9. В эту субботу состоится запуск многоразовой ракеты Falcon 9, которая будет нести на себе космический корабль Dragon v2 для постоянных полетов на МКС.

Николай Наумов

Наука и техникаМир

9492

13.11.2020

Игры Разумова: грязное белье серийных защитников иркуцкости

Когда бывший вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов в очередной раз вернулся в родные пенаты и рассказал, как зарабатывать на деревянном Иркутске, сначала ему не поверили. Но он настаивал на своем.

Лера Крышкина

Наука и техникаРасследованияИркутск

38380

02.11.2020

Иркутские учёные рассказали об особенностях байкальских рачков-экстремалов

Eulimnogammarus cyaneus — эндемичный байкальский гаммарус (рачок), обитающий в Байкале. Его особенностью является то, что он обитает в прибрежной зоне озера, в достаточно узкой полосе. Здесь наблюдается резкое изменение температур, поэтому рачка называют экстремалом.

Миша Ковальски

Наука и техникаИркутск

13178

28.10.2020

Нидерландские учёные советуют обниматься с коровами

Устали, чувствуете нервозность, хотите спокойствия и отдыха? Теперь необязательно тратиться на успокоительные препараты. В Нидерландах предлагают новый способ — обниматься с коровами.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10134

25.10.2020

Блогнот. Только метаболизм и никакого сексизма!

«Доля ты!– русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать» писал два века назад Николай Алексеевич. Трудно с ним не согласиться и сейчас, особенно сравнивая женскую долюшку у людей и …у байкальских рачков.

Максим Тимофеев

Наука и техникаИркутск

9759

23.10.2020

Россия отказалась вступать в международный проект по освоению Луны

Международный масштабный лунный проект, который продлится более 10 лет, скорее всего, пройдёт без России. Дело в том, что с нашей страной до сих пор не заключили соглашение по совместной реализации лунной программы. И в основном происходит это по желанию именно России.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

10255

19.10.2020

На Марсе обнаружили древние дюны и подлёдные озёра

Новые открытия позволили по-новому взглянуть на геологию красной планеты. Так, учёные обнаружили на Марсе древние окаменевшие дюны. По оценкам им насчитывается не менее миллиарда лет. Само по себе наличие дюн на данной планете не является открытием.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8472

14.10.2020

Нобелевская премия 2020: черные дыры, альтернатива ГМО и другое

Стали известны имена лауреатов Нобелевской премии 2020 года. Удивительно, но в этом году премию получили три очень важных открытия, значимость которых известна уже давно, однако удостоились награды они только сейчас. Так, Нобелевский комитет присудил премию по физике за черные дыры.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8796

12.10.2020

Современные старики стали умнее и быстрее

Снижение когнитивных способностей, короткая память, невнимательность, медленная ходьба, да и в целом всех движений. Старость пугает всех, но от неё никому не скрыться. Финские учёные Университета Йювяскюля оповестили о радостной новости.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

12165

29.09.2020

Пение птиц изменилось из-за карантина

Жесткие ограничения, которые были введены из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, продолжают влиять на дикую природу. Результаты нового исследования опубликовали учёные из американского Университета Теннесси в ведущем научном международном журнале Science.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

9964

26.09.2020

Шнобелевская премия 2020: Путин, гелиевый крокодил, нож из экскрементов и многое другое

Состоялась ежегодная церемония вручения Шнобелевской премии. В 2020 году она, как и многие другие мероприятия, проходила в режиме онлайн. Напомним, что эта премия является шуточной научной наградой. Её получают те учёные, чьи исследования больше кажутся забавными, чем практичными.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

9929

21.09.2020

Игорь Бычков: новая попытка захвата власти

Судя по всему, недавний скороспелый ученый совет в Иркутском научном центре и последовавший скандал вокруг него - только начало большого проекта передела иркутской науки.

Максим Бакулев

Наука и техникаРасследованияСкандалыИркутск

33798

20.09.2020

Лица Сибири

Перевозников Сергей

Рудаков Олег

Бутюгов Андрей

Беспалов Сергей

Зураев Игорь

Кутявин Роман

Медко Антон

Тюменцев Валерий

Королев Сергей

Корытный Леонид