Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияОбществоМир

4677

07.04.2016, 10:24

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из древнейших и величайших христианских праздников.

Согласно Евангелию от Луки, Деве Марии, ведущей девственную жизнь в доме старца Иосифа Обручника, явился архангел Гавриил с вестью о ее грядущем зачатии и рождении Сына Божия: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Услышав это, Мария смутилась и спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», а Гавриил обещал ей чудесное зачатие: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». В подтверждение архангел упомянул праведную Елисавету, зачавшую Иоанна Крестителя: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария ответила смиренным согласием: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что именно в этот момент и произошло непорочное зачатие Иисуса Христа.

В христианской традиции Благовещение воспринимается как начало спасения рода человеческого, а послушание Марии, ее полное приятие воли Господа противопоставляется непослушанию Евы. Марию стали называть «новой Евой», начавшей для человечества «возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом». Многие богословы считали слова Гавриила – «Радуйся, Благодатная» - первой «благой» вестью для человечества со времен грехопадения; недаром Иоанн Златоуст в своих трудах называл Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников».

Праздник Благовещения приурочивается к 25 марта по юлианскому календарю (т.е. к 7 апреля – по григорианскому, именно в этот день его празднует Русская Православная Церковь). Эта дата ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря – Рождества Христова. Кроме того, многие церковные авторы называют 25 марта днем сотворения человека. Так, например, в VI в. архиепископ Анастасий Антиохийский писал: «Сотворение человека было в 25-й день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить Ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». Западные авторы III века упоминают 25 марта как день распятия Иисуса Христа (в более поздних источниках это уже день Воскресения Христова); на основании этих сочинений дату Благовещения и Пасхи со временем стали отождествлять, называя этот день «Кириопасхой» (т.е. Господственной, настоящей Пасхой; в настоящее время так обозначают изредка случающееся совпадение праздников Пасхи и Благовещения).

В славянской народной традиции Благовещение также сопоставляли с Пасхой, а порой ставили даже выше Светлого Христова Воскресенья: «Благовещенье – самый большой у Бога праздник». По карпатской легенде, однажды в Кириопасху священники не отслужили благовещенскую службу, перейдя сразу к пасхальной; тогда утром солнце отказалось подниматься на небо, покуда не начали благовещенскую службу. Поселяне уверяли, что Благовещение отмечают все на небе, на земле и даже в подземном мире; в этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучают, давая им отдых. Накануне Благовещения и Пасхи будто бы открывается небо, и крестьяне вечером под праздник выходили на улицу, чтобы увидеть это диво и «выпросить себе от Бога славу» (счастье, богатство). Поутру ходили встречать рассвет и поглядеть, как солнце, радуясь «благой вести», переливается-«играет» своими лучами.

По народному убеждению, животные тоже чествуют великий праздник, а особенно радостно встречают его птицы, так как они ближе всех к Богу. На Благовещение принято было «птицам волю давать» - выпускать их на свободу, чтобы они «пели во славу Божию» и «вымолили у Бога весну». Ритуал этот совершался по большей части в городах: например, в Москве вплоть до XIX в. устраивали против Охотного ряда специальные птичьи торги, где люди покупали птиц и выпускали их на волю; и народу нередко собиралось столько, что толпа расходилась лишь поздно вечером. В Симбирском Поволжье дети выпускали птичек с песней: «Синички-сестрички, тетерки-чечотки, краснозобые снегиришки, щеглята-молодцы, воры-воробьи! Вы по воле полетайте, вы на вольной поживите, к нам весну скорей ведите, за нас Божью Мать молите!».

В народном календаре праздник Благовещения соответствовал весеннему равноденствию и считался днем «отворения» земли и неба, когда природа окончательно пробуждается от зимнего сна. Само название праздника ассоциировалось с «благой вестью» о наступлении весны. Русские говорили: «На Благовещение весна зиму поборола», «Цыган на Благовещение шубу продает», «Покров не лето, Благовещение не зима», «На Благовещение щука хвостом лед расколотила» (сходит лед на реках) и т.п. Практически у всех славян верили, что в Благовещение из «растворенной» земли выходят на свет гады (змеи, ящерицы, лягушки) и выскакивают из подземных вертепов нечистые духи (лешие, водяные и др.); с этим же днем связывался прилет весенних птиц, а также пробуждение насекомых (мух, пчел) и медведя.

В Благовещение третий и последний раз «кликали весну», для чего девушки и ребятишки поднимались на возвышенные места (холмы, пригорки, крыши сараев и амбаров, поленницы и др.) и оттуда «гукали», зазывали: «Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великой милостью!», «Весна красна, на чем пришла, на чем приехала? На сошечке, на бороночке…» и т.д. К ритуалам «приглашения» весны относились и благовещенские костры – символ возрожденного солнца. Их разводили обычно в ночь накануне праздника, на возвышенных местах или у воды; говорили, что так «зиму палят» и «греют весну», а еще очищают себя от болезней, отгоняют ведьм и нечистую силу. Вокруг огня водили хороводы, пели песни, прыгали через пламя, а в некоторых местах еще и «пускали огонь по воде» - сооружали на старой бороне костер из разной ветоши (старой соломы, лаптей и пр.) и сплавляли его по реке.

Благовещение считалось днем полнейшего покоя, когда христиане должны лишь посещать церковь и предаваться «раздумьям о божественном», отвлекшись от хозяйственных проблем. Крестьяне верили, что в этот великий праздник любая работа может вызвать гнев Божий и навлечь на виновников всяческие беды: неурожай, засуху или частые грозы с молниями, болезни, постоянные неудачи, преждевременную смерть. Необходимые каждодневные занятия (приготовление пищи, кормление скота и пр.) дозволялись, но и их старались свести к минимуму. Во многих местах даже не топили в этот день печь (чтобы «не запечь землю»), а особенно строго соблюдали запрет на прядение, шитье и т.п. Женщины в Благовещение не расчесывали волос, чтобы куры летом не «расчесывали» грядки, а девушки не плели кос, чтобы летом не заплутать в лесу. По русской пословице, «на Благовещение девица косы не плетет и птюшечка гнезда не вьет»; кукушка, как уверяли крестьяне, не имеет своего гнезда потому, что когда-то завила его в Благовещение и ее настигла Божья кара. Считалось также, что у птицы, которая совьет гнездо в Благовещение, отнимутся крылья до следующего года, либо ее гнездо вскоре сожжет молния.

Очень строго соблюдался в Благовещение запрет на супружескую близость и вообще половую связь. Во многих местах верили, что дитя, зачатое в канун Благовещения, станет колдуном, а ребенок, родившийся в самый праздник, всю жизнь будет «непутевым», либо окажется с каким-либо телесным или душевным недостатком. Даже животных ожидала та же участь: телята, родившиеся в этот день, как считалось, «не живущи», а из яиц, снесенных в праздник, могут вылупиться нечистые духи (василиски, змеи и пр.).

Поскольку Благовещение считалось временем «пробуждения» земли, значительная часть обычаев, поверий и занятий этого дня была связана с плодородием и будущем урожаем. Беспокоить землю (пахать, копать и т.п.) до 25 марта и в самый праздник считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось. На Благовещение же, по словам крестьян, «сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние»; архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому у крестьян и принято было в Благовещение ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: «Матерь Божия! Гавриил Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!»

Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияОбществоМир

4677

07.04.2016, 10:24

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=144029

bytes: 8972 / 8912

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События"

«Томскводоканал» купил «Альфа-банк». Воду будем покупать под залог квартир и автомобилей?

Еще одно крупнейшее предприятие города, обеспечивающее Томск холодной водой, утекло, как эта самая вода без установленного счетчика в квартире.

Алексей Серебряный

СобытияРасследованияТомск

12647

03.03.2024

Телеграм Томска за неделю: увольнение Азанова, приезд Демешина и критика Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 февраля 2024 года включительно. Увольнение Азанова Павел Азанов покинул пост начальника департамента специальных проектов Томской области.

Андрей Игнатьев

СобытияОбществоПолитикаТомск

13939

19.02.2024

Прощайте, Лев Федорович! Спасибо, что вы у Томска были

Завтра, 9 февраля 2024 года, Томск проводит в последний путь бывшего депутата областного парламента и городской думы Льва Федоровича Пичурина, скончавшегося 7 февраля на 97-м году жизни.

Алексей Серебряный

СобытияПолитикаОбществоТомск

15136

08.02.2024

Эксклюзив Бабра. Евгений Ковалевский о переходе через Таиланд, смертельных опасностях и не только

Томская кругосветка продолжается. Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин с 21 по 25 января совершили переход Батам (Индонезия) – Пхукет (Таиланд). 21 января сибиряки отшвартовались от пирса марины Нонгса Поинт (Батам), покинув берега Индонезии и взяв курс на Пхукет.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск Новосибирск

5571

31.01.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Год непринятых решений и невыполненных обещаний. Год понаехавших и поуехавших (последних больше). Год, когда открытий было мало, а закрытий – наоборот. Весной символично закрыли молодежное пространство «Зеленая улица», но Томск все еще жив университетами.

Андрей Игнатьев

СобытияОбразованиеОбществоТомск

5582

29.12.2023

Блогнот. Томская экс-неделя

Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране.

Андрей Игнатьев

СобытияЭкономика и бизнесПолитикаТомск

16696

15.12.2023

Дети Кроноса. Экс-прокурор Олег Бушмакин, два Сережи и Александр Мысик

Еще одна криминальная история с участием представителя структуры, обязанной бороться с этим самым криминалом, пришла к логическому завершению.

Анна Леро

СобытияКриминалСкандалыНовосибирск

7258

30.11.2023

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

21707

22.11.2023

Пятый элемент. Как в Новосибирске оказалась неучтенная книга XVI века?

Новосибирск переживает настоящую сенсацию: в процессе обследования церковных книгохранилищ обнаружена уникальнейшая книга, датированная 1570 годом, – Псалтырь с Часословцем. Выпуск этого редкого экземпляра принадлежит легендарному российскому первопечатнику Ивану Федорову.

Анна Леро

СобытияИсторияКультураНовосибирск

47811

20.11.2023

Прилетел вдруг «волшебный пендель» – от томской прокуратуры

Это только в мультиках прилетают волшебники в голубых вертолетах и бесплатно показывают кино. Реальность гораздо суровее и неприятнее. Особенно, если за деятельностью какого-нибудь важного ведомства пристально наблюдает прокуратура.

Алексей Серебряный

СобытияКак по-писаномуОбществоТомск

11502

17.11.2023

Новая лодка, остров Четверга и Джеймс Кук: эксклюзив от Евгения Ковалевского

Кругосветное путешествие Russian Ocean Way томского путешественника Евгения Ковалевского продолжается, и Бабр узнал новые подробности о том, как оно проходит.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск

6372

15.11.2023

Раз росинка, два росинка, три росинка – чай. Как томичи добывают воду

Если в доме нет воды, воду выпили какие-то нехорошие люди. Либо в населенном пункте, где нет живительной влаги, никогда не было никакого водопровода. Как, к примеру, в поселке Росинка, который входит в Октябрьский район города Томска.

Анна Леро

СобытияЖКХОбществоТомск

13950

02.11.2023

Лица Сибири

Мясников Дмитрий

Скворцов Сергей

Саркисян Аркадий

Ежова Ирина

Салко Дмитрий

Григоров Антон

Шиндяев Владислав

Алексеев Игорь

Хамаганов Евгений

Терещенко Николай