Театр-2015: Шесть неповторимых (Часть 2)

БАБР продолжает рассказывать о спектаклях X Международного театрального фестиваля современной драматургии им. Александра Вампилова.

В первой части мы уже поделились впечатлениями об «Утиной охоте», «Мцыри» и корейской постановке «BOM BOM».

Воронья Роща

Монгольский государственный академический драматический театр им. Д. Нацагдоржа. Режиссер: Бирваа Мунхдорж

Монгольский академический театр показал на фестивале спектакль «Воронья роща» по одноименной пьесе Александра Вампилова.

Говорят, что самому автору эта одноактная пьеса не нравилась, причем так сильно, что он хотел даже уничтожить найденный в одном из московских театров текст. Смущение Вампилова понятно, ведь строгий к себе и собственному творчеству, он мог постесняться этого сценического «наброска» (тем более, что «Воронья роща» это по существу одна из ранних версий другой пьесы под названием «История с метранпажем», которая стала частью «Провинциальных анекдотов»). Тем не менее, уже и в «Роще» мы можем наблюдать поистине гениальное сочетание бытового, казалось бы, курьеза с острой постановкой философского вопроса.

Спектакль шел на монгольском языке. Поскольку постановка выполнена в традиции театра психологического, то вполне естественно, что язык стал определенным препятствием на пути к пониманию действия. В конце, конечно, можно приблизительно догадаться, о чем эта история, однако параллельно с ходом спектакля вникнуть в суть дела нелегко. Поэтому зритель вынужден судить о постановке по мизансценам, а также по рисунку движений, жестам, интонациям, словом – по внешней актёрской технике. Руководящим принципом здесь должны стать авторские уточнения и ремарки в тексте пьесы. Если судить с этой позиции, то можно сказать, что образ одного из главных героев – Баохина, вышел не вполне удачным. Согласно первоисточнику он производил впечатление внушительное (несмотря на небольшой рост), держался прямо, уверенно, причем настолько, что «людей выше его ростом для него не существовало». В постановке же Баохин с самого начала довольно жалок, он похож больше на «маленького человека», чем на начальника пароходства.

Сильно была скованна Виктория, в то время как в оригинале это легкая на подъем и бойкая девушка. Остальные роли сыграны на приличном уровне, хотя ничего оригинального ждать не стоит.

Единственный, кого хочется отметить отдельно, – это Юрий Иванович Лохов. Исполнитель роли – Цэрэндагва Пүрэвдож (народный артист Монголии), его актерская игра поистине впечатляет: простая и вместе с тем настолько емкая, что тут действительно никакой языковой барьер не помеха.

Как это делается

Камчатский театр кукол и Антреприза «Ковчег». Режиссёр-постановщик: Валентин Зверовщиков

«Не спектакль, но разовая акция» – именно так зрителям преподнесли постановку «Как это делается».

Как и большинство спектаклей фестиваля, проходивших на камерной сцене, этот – прежде всего эксперимент и, в определенном смысле, зашедший дальше остальных. Нестандартный режиссерский подход был заметен еще на этапе анонса: «Как это делается» позиционировали как мастер-класс, проводить который должны будут драматург, театральный режиссер и актер. Впрочем, указанием «жанрового определения» на афише дело не ограничилось: «мастер-класс» здесь не просто формулировка или предлог, а концепция спектакля.

Очевидно, что замысел предполагал разрушение незримой стены между актерами и зрителем, вовлечение и приглашение к диалогу. И все же манера исполнения противоречит заявленной идее. С одной стороны в постановке активно используются игровые (отчасти постмодернистские даже) приемы взаимодействия с залом. С другой – подается все с таким напором и экспрессией, что зрителя буквально выносит за пределы условленного игрового поля. Так, в частности, вопросительное обращение режиссера по направлению к залу мигом обрывается его же собственным ответом. Не единожды за спектакль случалось, что реплика актера в такой момент приходилась на зрительский выкрик – этот пример показательный: зритель готов участвовать в происходящем, стать сопричастным к действию (тем более что концепция спектакля это предполагает), однако именно тогда его и перестают учитывать. Ясно, что спектакль есть спектакль, и невозможно в нем нарушить все художественные условности в угоду одной лишь публике, но, тем не менее, на уровне замысла идея с «мастер-классом» остается не до конца проясненной.

В остальном же «Как это делается» крайне любопытная работа, достоинств у которой больше, чем недостатков. Выразительные типажи, пылкая полемика в диалоге и неистощимая самоирония по отношению к рассматриваемому явлению – театру. Все это, несомненно, делает постановку одной из самых интересных на Вампиловском фестивале.

Балаган

«Мирнинский театр» (Мирный, Республика Саха (Якутия)). Режиссер: Наталья Корлякова

Программу X Вампиловского фестиваля закрывал «Балаган» – трехчасовой спектакль, ставший настоящим испытанием для зрителей.

В сценической версии «Мирнинского театра» изощренная и остроумная пьеса Чарльза Мори утратила значительную долю своего очарования, и главная причина тому – слабая актерская игра. Только исполнитель роли Гордона Пейджа (кстати, по словам автора пьесы, этот персонаж душа всего произведения) – Тарас Сторчак справляется неплохо, и то берет больше не мастерством профессионала, а страстью любителя.

По сюжету нам рассказывают историю «небольшого провинциального театра» (он-то и носит говорящее название «Балаган»), который готовится к 67-му театральному сезону. Из-за сжатых сроков, несогласованности действий и урезанного финансирования часть «репертуара» проваливается. Например, спектакль про Дракулу из готического ужаса превратился чуть ли не в паясничанье уровня школьной самодеятельности. Не вовремя срабатывает реквизит, постоянно подводят артисты: то не успеют в образ войти, то текст забудут. В этой части спектакля комический эффект по преимуществу достигается за счет разрушения ожидания, то есть когда задуманное идет не по плану. И здесь наиболее наглядно проявляются все недостатки спектакля «Балаган». Дело в том, что когда на сцене требуется показать, как делать не нужно, то закон искусства срабатывает по обратному принципу – от актера требуется приложить усилий вдвое больше, чем обычно, вдвое обострить свое чутье и по максимуму проявить чувство вкуса. Только при этом условии попытка зачтется. К сожалению, уровень актерского мастерства «Мирнинского театра» не настолько высок, чтобы добиться ожидаемого комического эффекта. Откровенно плохо дело обстоит и с созданием лирического настроения.

Как итог, спектакль «Балаган» держится исключительно на энергетике пьесы, что по правилам сцены приравнивается к провалу. Впрочем, на впечатлении от фестиваля в целом это сказалось незначительно.

Итог:

X Вампиловский фестиваль колоссальное культурное достижение для Иркутска. А тот факт, что это уже традиция – отдельный повод для гордости.

Фото: Алина Дейкина, Кирилл Фалеев

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=139168

bytes: 7823 / 7024

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

6009

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9003

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8670

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11120

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6066

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5809

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12946

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11583

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22118

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16053

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24474

01.03.2024

Лица Сибири

Барлуков Михаил

Грачев Михаил

Бугай Антон

Александров Александр

Белокобыльский Сергей

Гордеев Владимир

Мельников Вадим

Толстихин Дмитрий

Кондрашов Виктор

Барнаков Александр