Иркутский карнавал, предсказуемый и утверждённый

«…У нас какую партию не создавай,
а всё равно КПСС получается»
(В. С. Черномырдин)

С карнавалами в этом году ощущался некоторый перебор, и не только в Иркутске, но и по всей Руси великой и федеративной – но мы будем говорить только об Иркутске. Самый первый, хотя и не столь массовый, как на День города, иркутский карнавал мне посчастливилось наблюдать, кажется, 23 февраля на площади перед цирком, то есть, в самом, что ни есть, «карнавальном» месте. Участники этого карнавала, наряженные в защитные плащ-палатки и каски, радовали рассказами об «ужасах киевского Майдана», в качестве оформления своего «действа» использовали красные, чёрно-оранжево-чёрно-оранжево-чёрные и государственные флаги, угощали малоимущих чаем из самовара и баранками. Было забавно, но не очень-то интересно…

Потом всю весну карнавалили против загадочного «украинского фашизма», против «бЕндеровцев» - здесь уже в ход пошёл «административный ресурс», бедолаг-бюджетников выводили на площадь перед Дворцом Спорта, что называется, повзводно и поротно. Это уже было совсем неинтересно и совсем не забавно – раз за разом, возникало ощущение какого-то «глубокого погружения» в, недоброй памяти, почивший Совок. Ну, и лица участников этих карнавальных действ были, в основной массе, оттуда же, из Совка: людей с такими лицами можно встретить сегодня где-нибудь в собесе, или в жилконторе, или в районной поликлинике, в очереди на приём к проктологу или урологу…

А потом были карнавальные гуляния на 9 мая: «георгиевские» ленточки, надписи «на Берлин!!!», сделанные зубной пастой на лобовых стёклах добротных «Вольво» и «Опелей»… Какие-то сомнительные ветераны – 1940-х, 1950-х годов рождение, обилие юбилейных медалей на мундирах… Это было уже и не интересно, и не забавно, а скорее, совсем печально: кто эти люди? что празднуют? Единственную (!) военную победу за всю историю советской державы?... Дата с выхолощенным содержанием.

Так что, повторюсь: карнавалов мне в этом году хватило с избытком. Фотографии, которые потом показывали друзья, наблюдавшие карнавал в День города, изрядно веселили: одна только группа участников карнавала – сотрудников Управления Капитального Строительства со своими бубновыми королями, дамами пик, валетами червей и карточными домиками – такое и нарочно не придумаешь! Или актёры Театра Народной Драмы со страшным, реально страшным ликом Иисуса Христа – не нужно никакой научно-атеистической пропаганды, достаточно просто посмотреть на это знамя, на этот лик – и сразу же начинают закрадываться сомнения: действительно ли Господь столь благ и человеколюбец, как говорит о том Церковь, или не совсем?... Или – даже совсем не человеколюбец? Мой друг, показывавший мне эту фотографию, сопровождал показ словами, что, мол, все дети, присутствовавшие на карнавале, попросту испугались, увидев этого Христа.

Ну, да ладно: каждый самовыражается так, как он может, сообразуясь со своими талантами и интеллектом. В целом же… Не скажу, что я с восторгом отношусь к идее проведения в Иркутске карнавала: ежегодно это мероприятие на несколько часов парализует движение в городе, полностью закупоривает центр Иркутска, и в то время, когда одни иркутяне глазеют на других иркутян, надевших карнавальные костюмы и дефилирующих по Ленина и Карла Маркса, ещё целая куча иркутян проклинает всё это действо, стоя в пробках и теряя время попусту. Но это, как бы, в порядке вещей: в нашей великой и прекрасной стране праздники от века сапогами начальства скрипят, а мужик – терпи да помалкивай. Дело немного в другом: изначально, традиция проведения карнавалов – это именно «низовая» традиция, это праздники, проводившиеся не по распоряжению начальства, а инициировавшиеся самими людьми. Иркутский же карнавал был и остаётся изобретением мэра Кондрашова (который, скорее всего, так и войдёт в историю города в качестве «карнавального мэра») – и в этом его главное отличие от знаменитого карнавала в Рио, и от всех прочих европейских и латиноамериканских карнавалов. Идут себе по улицам в организованном порядке всякие трудовые коллективы и прочие фольклорно-этнографические ансамбли, строго по порядку, эти – сейчас, а те – сразу же после этих. И вовсе не карнавал в Рио это напоминает, а унылую первомайскую демонстрацию времён позднего СССР, только вместо лозунгов про «родную партию» - ряженые карточные валеты и короли из Управления Капитального Строительства. Тоскливо и совсем не интересно, да к тому же и сама идея, мягко говоря, позаимствованная.

Я уверен: иркутянам нужен праздник, а Иркутску нужен качественный ребрендинг. В 2011 году на 1 мая была попытка организовать в Иркутске монстрацию – чем не альтернатива официозному карнавалу? К слову, в отличии от карнавала, монстрация – исключительно сибирская «фишка»: впервые её организовали и провели в Новосибирске в 2004 году, и с тех пор монстрации проходят и в России, и в странах т. наз. «ближнего зарубежья» (включая и КНР). Но в том-то и дело, что монстрация – это именно такой «низовой» флэш-моб, придуманный без участия начальства и начальству никак не подконтрольный, и его участники даже позволяют себе (о, ужас! ужас!) слегка троллить это самое начальство, доводя до полного абсурда лозунги, этим самым начальством используемые. Поэтому – зачем нам монстрации? – мы уж, как-нибудь и карнавалом обойдёмся, заранее срежессированным, с утверждённым бюджетом и сценарием. С национально-культурными центрами, и со штатными бородатыми казаками из Театра Народной Драмы – так-то оно лучше будет. И Виктору Иванычу приятнее.

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=126637

bytes: 5658 / 5491

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Роман Днепровский, обозреватель.

На сайте опубликовано 42 текстов этого автора.

Лица Сибири

Рукша Геннадий

Алдаров Кузьма

Ерощенко Сергей

Зарубин Аркадий

Долгих Владимир

Зелент Иван

Солонина Галина

Бицура Павел

Баданов Юрий

Башняк Екатерина