Артур Скальский

© 1 сентября

РелигияМир

2929

14.04.2004, 13:24

Устав чужого монастыря

Под боком у нашей державы есть маленький западный сосед, который всегда идет на полшага вперед, хотя во многом очень похож на Россию. Речь о Польше.

Пока бывший министр образования вместе с Патриархом всея Руси пугали россиян заверениями, что в российской школе вводятся обязательные уроки православия, пока россияне спорят о том, не сделать ли религию в школе особым инновационным проектом, в Польше этот проект давным-давно запустили. Добились хороших результатов и … разочаровались.

Религия в сетке часов польской школы появилась давно. Россия еще готовилась выбрать Бориса Ельцина и не знала, что такое инфляция. Правительство Польши и члены Конференции католических епископов (руководящего органа католической Церкви) не тратили время на выяснения, хочет ли каждый отдельно взятый поляк уроки религии в школе для своих детей или не хочет. В Польше, на территории которой проживают около 95% католиков (а эта цифра более достоверна, чем 80% православных в России, потому что учет прихожан в католических храмах гораздо более жесткий – существуют даже дни литургического календаря, когда посетителей храмов принято пересчитывать по головам), религия теснее, чем в России, связана с национальным самосознанием. На авторитет Церкви в глазах поляков работало и то, что католическая Церковь и многие ее священники активно участвовали в работе профсоюза «Солидарность», приведшего к власти новое правительство Польши.

– Известие о том, что через месяц священники должны начать преподавание в государственной школе, было внезапным, – вспоминает отец Раймунд Грушка, который много лет вел уроки религии в польской школе, а теперь работает с детьми в одном из приходов России. – У нас, священников, не было ни программ, ни представления, как нам вести себя в государственной школе. Нам казалось, что это абсолютно невозможно. Но нас в Польше поставили перед фактом.

Отец Раймунд – один из многих католических священников, которые посвятили жизнь работе с детьми и молодежью. У него в России мало коллег. Еще в петровские времена Русская Церковь передала свою монополию на образование и воспитание государству. В православной среде до сих пор обсуждают вопрос: как должен одеваться батюшка, работающий с подростками? Может ли он играть с ними в футбол? Курить? Говорить на их языке? Эти вопросы были успешно разрешены католиками всего мира еще в прошлом веке. Члены многих современных монашеских орденов, например, влиятельной в Польше конгрегации вербистов, которая много занимается работой среди молодежи, принципиально одеваются в светскую одежду. И кстати, не накладывают запрета на курение. Первыми монахинями-вербистками были привлекательные молодые женщины, которые посчитали, что для проповеди молодежи слова Божия (отсюда, от латинского слова «вербум», название конгрегации) вовсе не обязательно надевать монашеское покрывало или длинную юбку!

Дети занимают важное место в современной католической Церкви; ею даже выработан особый чин «детской мессы» – богослужение для маленьких детей. Даже в католических приходах социалистической Польши работе с детьми и подростками уделялось гораздо больше внимания, чем в православных приходах постсоветской России.

Призвание священника к этому занятию, как правило, определяется во время учебы в семинарии, хотя многие молодые католики еще подростками твердо решают стать «священником для детей и молодежи». Во время учебы у будущего священника есть возможность познакомиться с богатым опытом, накопленным за века в воспитании детей разными католическими орденами и конгрегациями. Диссертацию будущий священник тогда защищает на тему, так или иначе связанную с педагогикой или практической работой с детьми.

Директоров польских школ вполне устраивают педагогические навыки священников. Труднее с содержанием уроков религии, которые называются по-разному, в зависимости от епархии и возраста учащихся: они не регулируются стандартами и оставляются на усмотрение преподавателя. На этих уроках речь может идти о множестве вещей, которые волнуют подростка, но главное – дать представление об основах христианской веры.

Уроки религии в Польше может вести и светский человек. В этом случае для него желателен диплом магистра богословия. Этот диплом можно получить во многих государственных университетах Польши.

Религиозная ситуация различается по разным епархиям Польши: кое-где католиков только 70%, много протестантов, верующих евреев, есть православные. Поэтому родители дают детям письменное разрешение на посещение этих уроков, а в школах не допускается безальтернативного введения «религии» в сетку часов, как это не раз порывались сделать в России местные начальники. Как правило, альтернативой «религии» становились уроки этики, которые вел школьный учитель.

Нередко к концу года школьники почти в полном составе перебегали с «этики» на «религию».

– Я не раз наблюдал такие ситуации и у себя, и у моих коллег-священников, – рассказывает отец Ежи Дуда. – Но по одному этому факту я бы не брался судить, что уроки, на которых подросткам рассказывается о религии, для них привлекательнее, чем уроки этики. Я думаю, им было интереснее со священником. Священник может отпустить с уроков. Священник может пойти с ними в поход. Со священником веселее, чем с учителем.

…В России такую ситуацию трудно себе вообразить!

От иллюзии, которая тешит россиян («Вот введем религию в школу – и сразу поднимем нравственность!..»), поляки понемногу избавляются.

Прошедшего десятилетия было достаточно, чтобы убедиться: от уроков религии подрастающее поколение не изменилось в лучшую сторону. Для улучшения нравов знакомства с Библией явно недостаточно. С религией нельзя «знакомиться», ее надо практиковать. Или выбирать моральный кодекс атеиста.

Поляки приходят к выводу, что Церковь не должна распылять свои силы на государственную школу. Ей следует сосредоточить их на работе с детьми и подростками по месту их жительства – в приходах.

Как смотрят сами польские священники на то, чтобы Церковь в Польше покинула стены школы?

Отец Ежи Дуда:

– Об этом в Польше сейчас много спорят. Я думаю, что для этих разговоров есть основания. Религиозное образование дети могут получать в своем церковном приходе. Но для этого приходская жизнь должна активно развиваться. Там должны работать не только священники, но и хорошо обученные миряне. Школа не может дать детям полноценного религиозного образования. В некоторых случаях такое образование может оказаться профанацией.

После более чем десяти лет успешного сотрудничества польской школы и католической Церкви общество убеждается в том, что Церковь и школа, несмотря на общность их задач, – два разных социальных института. И что в объединенную Европу им лучше идти порознь.

Россия могла бы учесть этот опыт. Но на чужих ошибках не учатся. Учатся на своих.

Да и то не всегда.

Светлана Кириллова

Артур Скальский

© 1 сентября

РелигияМир

2929

14.04.2004, 13:24

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=12497

bytes: 6830 / 6807

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Религия"

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

15736

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября. Глава Католической церкви встретился с президентом Ухнаагийн Хурэлсухом, принял участие в совершении молитвы благодарения вместе с монгольскими католиками и провел встречу с представителями различных религиозных организаций Монголии.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоМонголия

62493

05.09.2023

«Маленькая по численности, но живая верой»: для чего Папа Римский едет в Монголию?

Папа Римский Франциск посетит Монголию с 1 по 4 сентября. Понтифик приедет по приглашению монгольского президента Ухнаагийн Хурэлсуха. Основная программа визита до сих пор неизвестна.

Денис Большаков

РелигияОбществоМонголия

16367

30.08.2023

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

34638

29.08.2023

Телеграм Томска за неделю: дома около Красной мечети, собачий вопрос и лето без кваса

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 7 мая 2023 года включительно.

Андрей Игнатьев

РелигияБратья меньшиеЭкономика и бизнесТомск

77772

08.05.2023

Кадыров, мэрия Томска – «Вектору» никто не указ

Арбитражный суд Томской области не изменил своё решение по поводу строительства трёх четырёхэтажных домов рядом с Красной мечетью. Администрация Томска якобы незаконно отказала фирме «Вектор» в возведении многоквартирников по адресу: улица Трифонова, 18.

Андрей Игнатьев

РелигияКультураЭкономика и бизнесТомск

85796

16.03.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

39087

25.01.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

12964

17.01.2023

Опрос: поддерживаете ли вы приезд Папы Римского в Монголию?

Папа Римский Франциск извинился перед бурятами, но открыло ли это ему дорогу в Улан-Батор? Бабр проводит опрос среди читателей.

Бабрдай Шударга

РелигияПолитикаМонголия Бурятия

37761

19.12.2022

Инсайд. Хамбо лама Аюшеев паразитирует на бурятском языке?

Мы привыкли идеализировать Хамбо ламу. Мы несколько десятилетий пытаемся понять нашего буддийского иерарха и разгадать, как нам казалось, его тонкие и важные посылы, призванные развивать и укреплять бурятское общество.

Пётр Нокс

РелигияКультураПолитикаБурятия Монголия

40541

16.12.2022

Инсайд. Монголия в будущем - христианская страна?

Мысли по поводу визита Папы Римского в Монголию. Папа Франциск по приглашению президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха в ближайшее время посетит Монголию.

Пётр Нокс

РелигияПолитикаМонголия Корея

83613

03.10.2022

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

37423

07.09.2022

Лица Сибири

Анциферов Евгений

Савченко Андрей

Данилова Наталья

Белобородов Владимир

Моисеев Владимир

Копылова Наталья

Алашкевич Ирина

Шкурбицкий Василий

Миль Михаил

Батищев Сергей