Иркутская история. 130 лет назад был открыт новый католический костел

В конце 1883 года в Иркутске было открыто каменное здание католического ("польского") костела.

Здание сооружено на месте сгоревшего в пожаре 1879 года деревянного костела. Автор проекта - архитектор Юзеф Тамулевич. Внутренняя отделка выполнена по рисункам и под наблюдением польского ссыльного художника В.Н. Коперского.

В Сибири католики стали появляться с конца XVII века. Большая часть их прибывала не по своей воле - в качестве ссыльных жители польско-литовских земель, участники восстаний за суверенитет Польши и Литвы, восстания Тадеуша Костюшки 1795 года, ноябрьского восстания 1830 года, восстания крестьян под руководством священника Петра Сцегенного, восстания 1863-1864 годов и других; пленные первой мировой войны; в сталинский период - репрессированные поляки, украинцы, белоруссы, литовцы, латыши и немцы Поволжья.

Были католики, приезжавшие в Сибирь в поисках заработка: купцы, старатели. Большой прилив католиков вызвало строительство Транссибирской магистрали, создавшее много рабочих мест. Аграрная реформа Столыпина вызвала переселение больших масс людей с Запада, где было много населения и мало земли.

В 1806 году в Сибирь прибыли миссионеры ордена доминиканцев. В 1808 году они добились официального признания своего присутствия, и по высочайше утвержденному штату для Иркутской и Томской губернии было назначено содержание за счет казны трех римско-католических священников.

Через три года по специальному приглашению сибирского генерал-губернатора Пестеля, в Сибирь были вызваны монахи ордена иезуитов. Преемник Пестеля, генерал-губернатор Лавинский писал об этом так: "Вызывая в Сибирь монахов иезуитского ордена, Пестель надеялся, что иезуиты будут там полезны для воспитания юношества, а также в политических сношениях с Китаем, где сей орден имеет своих миссионеров; почему испросил, чтобы число римско-католических священников было увеличено. Таким образом, в 1811 году назначено в Сибирь вместо трех шесть римско-католических священников иезуитского ордена, коим дозволено иметь постоянное пребывание в городах Иркутске и Томске".

В Иркутске иезуиты появились в 1812 году. Настоятелем миссии был отец Марцелий Каменьский, с ним прибыли отец Винцентий Лашкевич, отец Тадеуш Потовский и монах Тадеуш Дроздовский. В 1814 году из Иркутска для организации миссии в Томске уехали священники во главе с отцом Каменьским и настоятелем иркутского прихода стал отец Лашкевич.

В 1814 году на территории иркутской миссии насчитывалось 1226 католиков, в 1815 году их численность сократилась до 972, а к 1819 году вновь увеличилась и составила 1265 человек.

По прибытии в Иркутск отцы-иезуиты построили маленькую деревянную часовенку и начали серьезную пастырьскую работу. Один священник всегда находился в Иркутске, остальные разъезжали по губернии, посещая католиков в местах их прибывания.

Иезуиты действовали в Сибири до 1820 года, когда за чрезмерную акитвность, царским указом, они были удалены за пределы Империи, и на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Они приехали с декретом архиепископа Могилевского, предписывающего образование прихода Успения Богородицы. Найдя построенную иезуитами часовню очень скромной, бернардины добились разрешения на постройку в Иркутске специального здания для католического храма. Это должна была быть деревянный костел в классическом стиле с колоннами и двумя ангелами. Ангелы находились около креста, поклоняясь ему. В 1825 году костел во имя Вознесения Божией Матери был построен на средства частных пожертвователей.

В 1820 году был учрежден Иркутский римско-католический приход. Он вобрал в себя территорию Иркутской губернии и Якутской области общей площадью 3 464 470 квадратных верст. К 1825 году здесь насчитывалось до 1400 человек католического вероисповедания. В течение всего XIX века, основным источником их появления в Сибири была каторга и ссылка. После восстания в Царстве Польском в 1830 году, тысячи его участников были отправлены в Сибирь на каторгу, на поселение или на службу в расквартированных здесь воинских частях. С этого времени поляки стали самой многочисленной группой среди католиков в Сибири. Через тридцать лет их число значительно пополнилось участниками польского восстания 1863-1864 годов. Из-за этого в обиходе костел стали называть "Польским", а не "Римско-католическим".

Отцы-бернардинцы работали в Иркутске несколько лет, а затем уехали в Литву. К исполнению пастырских обязанностей приступил священник из Ордена марианцев отец Кшиштоф Швермицкий.

Во время пожара 22-24 июня 1879 года деревянное здание костела сгорело. Швермицкий сразу же приступил к собиранию средств и утверждению проекта постройки нового храма.

Летом 1881 года на месте сгоревшего костела началось строительство нового, в кирпичном исполнении. Денег на строительство было недостаточно, но его начали в расчете на значительные поступления в дальнейшем. Строительное отделение Главного Управления Восточной Сибири (ГУВС) и Иркутский генерал-губернатор Анучин утвердили проект 26 августа 1881 года. К этому времени уже был готов фундамент и каменщики приступили к кладке стен. К концу 1881 года были возведены стены нижнего подвального этажа, где предполагались помещения для духовенства и церковной прислуги. Однако на этом строительство костела приостановилось. Произошло это "вследствие чрезмерного вздорожания цен на материалы и на заработную плату, а также вследствие оскудения пожертвований". Строительство продолжилось в 1883 году, исполнять технический надзор за ним был приглашен управляющий строительным отделением ГУВС архитектор барон Г.Розен. К концу 1884 года в нем началось богослужение.

Главный алтарь "прекрасной ажурной работы из дерева" был выполнен по рисункам Войцеха Коперского в 1888 году. Он состоял из престола, над которым возвышались "до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме Образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской". Главный алтарь, посвященный Успению Божией Матери, дал официальное наименование и всему храму: Иркутский римско-католический костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892 году. Правый с изображением Св. Иосифа, левый с распятием Иисуса Христа. Резного дерева кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 году. Для молящихся в зале стояли скамейки. Органа в Иркутском костеле не было, вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы "Сторн и Кларк", выписанная в 1896 году из Варшавы.

Когда-то иркутский католический приход был самым большим в мире, ибо в его состав входила огромная Иркутская губерния. Потом были созданы новые приходы в Чите, Благовещенске, Хабаровске, Красноярске, Усолье-Сибирском, Слюдянке. В начале XX века была создана апостольская администратура для Дальнего Востока во Владивостоке.

В 1921 году местные власти национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь. Одновременно с муниципализацией собственности прихода была попытка закрыть костел вообще, расторгнув договор с общиной. Комиссии, проводившие проверки, нашли много недостатков в содержании костела и предъявили общине обвинение в несоблюдении договора об аренде. Вышло постановление о ликвидации общины, но иркутские католики отстояли свои права и расторжение договора было отложено.

В феврале 1938 года очередная комиссия горсовета, обследовав костел потребовала его закрытия. К этому времени община осталась без руководства: ксендз и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа по 58-й статье. Последним настоятелем прихода был отец Жуковский, а последним церковным старостой - господин Парафянович.

Ослабленная и не имеющая достаточных средств, община была не в состоянии заняться капитальным ремонтом здания, а также постоять за себя. 7 апреля 1938 года Президиум Иркутского Облисполкома принял постановление, где говорилось, что "учитывая бесхозяйственное отношение римско-католической религиозной общины верующих к арендуемому у Горсовета зданию специального назначения (костел) и на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года утвердить постановление Иркутского Горсовета о расторжении договора с указанной общиной верующих".

Община была распущена, богослужение окончательно прекратилось, храм закрыли. Католики польского происхождения потеряли место, где они не только молились, но и общались на родном языке.

В 1978 году в храме был открыт органный зал филармонии, который располагается в храме до сих пор. Размещение органа в неприспособленном для него помещении было связано с нарушением всех религиозных норм: орган был расположен на месте алтаря.

После воссоздания католической общины в Иркутске в 1991 году были предприняты попытки вернуть храм католикам, однако храм не был возвращён. Несмотря на федеральный закон о возвращении имущества церковного назначения, городская администрация и по сей день отказывается вернуть здание костела католикам.

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=120082

bytes: 9135 / 9074

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 2214 текстов этого автора.

Лица Сибири

Свидерек Кшиштоф

Ханхалаев Александр

Серов Борис

Егоров Вадим

Бредний Раиса

Свиридов Дмитрий

Алешин Евгений

Гущин Иван

Темгеневский Василий

Быков Анатолий