Артур Скальский

© Восточный формат

КультураИркутск

3808

25.06.2013, 14:09

«Невостребованность — замечательное свойство русской поэзии»

На минувшей неделе в Иркутском драматическом театре в восьмой раз прошли литературные встречи «Этим летом в Иркутске». На этот раз гостями стали литераторы из Санкт-Петербурга: прозаик Михаил Кураев, поэт Александр Танков и директор Пушкинского музея Сергей Некрасов.

Корреспондент ВФ Антон Кокин встретился с Александром Танковым, чтобы поговорить о свойствах петербургской литературной школы, современной поэзии и упадке русской прозы.

«Восточный формат»: Получилось так, что в этом году все гости литературных встреч «Этим летом в Иркутске» приехали из Санкт-Петербурга. Как бы вы могли охарактеризовать сегодняшнюю петербургскую литературу?

Александр Танков: Почему-то принято делить русскую культуру в целом, и литературу в частности, на петербургскую и московскую. Петербург всегда считался «окном в Европу», поэтому и у его литературы европейские черты, по темпераменту она более холодноватая. В Москве как в столице русской провинции большая широта и душевность, чем в нашем городе, который холоднее, строже, суше и чище. Петербург всегда считался европейской столицей, и одной из лучших европейских столиц. Когда в начале ХХ века Гумилев вернулся после большого путешествия по Европе, он сказал, что по сравнению с Петербургом там все как-то провинциально. И это действительно было так. Предреволюционный Петербург был самой блестящей европейской столицей. И в нем до сих пор сохранилась малая толика высокого стиля и настоящей интеллигентности, хотя интеллигентные люди нынешнего времени, конечно, уже не такой высокой пробы, как, например, люди, родившиеся в девятисотые годы.

ВФ: Но Москва давно отняла у Питера столичный статус, причем во всех областях, в том числе и в литературе. Принято считать, что Петербург — это культурная столица России, но ведь это давно не так. Все основные события в различных областях искусства происходят в Москве.

А.Т.: Это и так, и не так. На самом деле все, что происходит в Москве, все видят и слышат. Она более заметная. В Петербурге, например, есть потрясающие театры, которые никто не знает. То же самое и в литературе: у нас прекрасные писатели и поэты, их просто гораздо меньше знают, чем московских.

ВФ: По-вашему, сегодня время поэзии или прозы?

А.Т.: Я убежден в том, что проза сегодня находится в большом упадке, в то время как поэзия находится на подъеме. Все прозаическое, что я читаю в последнее время, — какого-то третьего ряда. А уровень поэзии сегодня несравненно выше, чем прозы. Это ничем необъяснимо. Каждая литература в определенный период имеет какой-то всплеск. В начале ХХ века лучшая литература была в Скандинавии: Ибсен, Гамсун, Стриндберг. Лучшие писатели жили в Швеции, Норвегии. Потом, в 20-30-е годы, лучшая проза была в Соединенных штатах: Капоте, Дос Пассос, Хэмингуэй. После войны вся литература была в Латинской Америке. Почему? Этого нельзя объяснить.

Что касается поэзии, то я несколько лет назад составлял антологию лучших стихов ХХ века. Перечитал массу стихов Серебряного века, и вдруг понял, что уровень большинства очень низкий. Серебряный век очень переоценен. Пять-шесть имен действительно настоящих и замечательных, а все остальное просто третий сорт. С другой стороны, я состою в жюри нескольких поэтических конкурсов, и часто вижу просто блестящие стихи, которых в Серебряном веке просто никто близко не смог бы написать, кроме нескольких титанов. Очень высокий уровень. И я думаю, что так происходит потому, что поэзия сегодня невостребована, и это замечательное ее свойство. Проза сегодня востребована: ее читают, покупают, а значит, прозаики могут на это жить, а на стихи прожить нельзя, как вы понимаете. И поскольку за них не платят, то поэты и делают то, что нужно именно поэзии.

По этой же причине поэзия лучше в Петербурге, чем в Москве, потому что в столице поэзией жить как-то можно. И десятки человек это делают. У нас, слава богу, этого нет, поэтому мы живем тихо и можем заниматься тем, что нужно.

ВФ: Какую, по-вашему, роль в том, что поэзия сейчас на взлете, играет множество поэтических премий или фестивалей?

А.Т.: Ну, это я вообще считаю шелухой, которая только мешает и отвлекает от поэзии. И, конечно, сегодня всплеск поэзии не потому, что есть фестивали.

ВФ: А почему?

А.Т.: А вот непонятно. Это как с прозой, которая то в одной части мира появляется, то в другой. Кто его знает? Дух дышит, где хочет, как говорится.

ВФ: Может быть, в истории литературы все же есть цикличность и сегодня мы наблюдаем повтор ситуации столетней давности?

А.Т.: Нет, сто лет назад у поэзии была совсем другая роль. Она была для людей неким культурным центром, как у нас потом в 80-х годах такую роль играл Ленинградский рок-клуб. А когда в 60-е годы у нас был кажущийся всплеск поэзии и Евтушенко с Ахмадулиной собирали стадионы, люди на самом деле не интересовались стихами как таковыми, для них это было что-то другое — глоток свободы, в поэзии искали внепоэтические мотивы.

ВФ: И поэтому осталась фраза Евтушенко «Поэт в России больше чем поэт».

А.Т.: Вот именно, хотя это ведь неправда. Не больше. Но тогда привлекала внепоэтическая сторона, поэтому собирались такие толпы. Такое количество людей не может понимать поэзию. На это способны вообще единицы. А их поэтическая новизна была на самом деле не такой уж большой, как тогда казалось. Просто их стихи резко выделялись на общем фоне. До этого разрешались какие-то ура-патриотические вещи, а оказалось, что можно проще, ярче и по-нашему. Но интерес был колоссальный, конечно. Люди просто дышали воздухом времени на этих стадионах.

ВФ: А сегодня какую роль играет поэзия?

А.Т.: Ну, никакой внепоэтической роли она точно не играет. Может быть, она занята наконец-то сама собой. И слава богу.

ВФ: Расскажите, как складывалась ваша поэтическая судьба? Если верить биографической справке, первая книга у вас вышла, когда вам было уже 40.

А.Т.: Писать я начал довольно рано, но не публиковался, некоторые мои стихи ходили в списках в андеграунде. Я не лез особенно ни в какие компании, просто писал то, что считал нужным. Работал всю жизнь в НИИ, ходил в семинар к Александру Кушнеру. Была пара публикаций в какой-то периодике, но тогда ведь вообще сложно было напечататься.

ВФ: Вы ведь вышли не из филологической среды, правильно?

А.Т.: Нет, по образованию я математик. Но я сознательно не пошел учиться на филфак в свое время. Я понимал, что если я в 1971 году поступлю на филфак, мне придется всю жизнь восхвалять власть на доступном ей языке. Было понятно, что чем ближе я буду к литературе, тем меньше мне удастся ею заниматься. Потому что если заниматься литературой профессионально, то пришлось бы делать то, чего требовала та чугунная громада под названием Советский Союз. По этой причине я ушел от этого как можно дальше, чтобы, не дай бог, по своей профессиональной деятельности никак с этим не пересекаться. Чтобы то, что я делаю, было только для себя и для тех, кому это интересно и важно.

ВФ: Скажите, как вы относитесь к инициативе проводить литературные вечера в Иркутске?

А.Т.: Безусловно, это здорово. Страна большая, и есть такое ощущение, что за пределами города нас никто не слышит и не знает. А оказывается, это не так. Я прилетел через всю страну, а меня здесь ждут, издали мне книгу, это, конечно, приятно и замечательно. И просто замечательно, что здесь есть люди, которые заняты настоящей культурой, а не только выколачиванием денег.

ВФ: А у вас ведь в городе тоже проводятся различные литературные мероприятия, в том числе фестиваль «Петербургские мосты».

А.Т.: Да. Но он, наверное, не так заметен для страны, как какие-то московские фестивали, но для города это, конечно, важное событие. Собираются различные поэтические группы, объединения, читают, общаются, постоянно появляются какие-то новые имена. Я каждый год узнаю двух-трех интересных поэтов, которых раньше не знал. Это интересно, ярко, симпатично.

ВФ: А как вы оцениваете уровень сегодняшней молодой поэзии?

А.Т.: Есть хорошие авторы, но нынешние 20-летние в целом пишут слабее, чем 40-летние. Наверное, влияние интернета сбивает их с толку. И если на сайте Стихи.ру зарегистрировано около 500 тыс. человек, то очень сложно сориентироваться в этой массе.

Артур Скальский

© Восточный формат

КультураИркутск

3808

25.06.2013, 14:09

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=116089

bytes: 8357 / 8120

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

2076

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

4935

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5501

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8278

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12029

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4700

10.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: квиз «Герои звёздных дорог», спектакль «Пристань алых грёз» и концерт «Весеннее настроение»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 9 по 14 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13527

08.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Страшно смешно», спектакль «Собака на сене» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. Со 2 по 7 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и мероприятия для детей.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16519

01.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

14072

01.04.2024

Трое авторов из Приангарья стали лауреатами Национальной премии имени В.Г. Распутина

Церемония награждения состоялась 29 марта в Императорском Православном Палестинском Обществе в Москве. В Москве наградили лауреатов Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

10936

30.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

17810

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17316

25.03.2024

Лица Сибири

Калмыкова Елена

Балабанов Александр

Никулин Андрей

Левченко Сергей

Оланов Андрей

Серышев Михаил

Обухов Анатолий

Дроков Евгений

Агафонов Глеб

Аюшеев Дамба