Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

9259

07.06.2012, 00:06

Русалки

Русалка – широко известный мифологический персонаж, упоминаемый во множестве сказок, легенд и преданий. Многие, едва услышав это слово, вспоминают известное со школьной скамьи: «Русалка на ветвях сидит...».

Пушкинское «Лукоморье», между прочим, не раз иллюстрировали, и на всех иллюстрациях, что мне попадались, та самая русалка неизменно изображалась хвостатой – художники явно не задавались вопросом, как и зачем эта полурыба-полудева влезла на пресловутый «дуб зеленый». Ничего удивительного: многие и сейчас представляют себе русалку рыбообразной, ибо как еще может выглядеть существо, обитающее в воде? Вот только предки наши имели о русалках совсем иные представления. Еще в конце XIX – начале XX вв. в русских селах помнили этих «наших» русалок – вполне антропоморфных существ, появляющихся на земле преимущественно весной, во время роста и цветения колосьев.

Судя по всему, изначально русалки – это духи-покровители молодых всходов. Они связаны с растительностью и влагой: охраняют посевы, приносят дождь и росу, усиливают вегетацию. Само слово «русалка» достаточно позднего происхождения, и разные исследователи сближают его то с праздниками русалий, то с понятиями «роса» или «русло», то с прилагательным «русый» (в значении «светлый», «ясный»). Русалок в народе называли также мавками или навками (от «навь» - мертвый), водяницами, лоскотухами (т.е. «щекочущими»), купалками и т.д. Возможно, в древности русалки именовались берегинями. Ну а представления о полулюдях-полурыбах пришли на Русь достаточно поздно; их называли обычно «фараонками» и считали, что в них превратилось войско фараона, преследовавшее бежавших из Египта евреев.

В языческие времена русалки, по всей видимости, считались помощниками богов и богинь плодородия; но при христианстве их, разумеется, «записали» в категорию демонов. Народ, однако, разделял чертей-бесов и духов природы: если черти однозначно считались «врагами рода человеческого», то лешие, русалки и др. воспринимались как строгие и не слишком доброжелательные соседи, которых можно задобрить и о помощи попросить. Нередко их считали даже «родственниками» людей, полагая, что в них превращаются души погибших «не своей» смертью. Так, по поверью, русалками становятся утонувшие и вообще умершие до свадьбы девушки, мертворожденные или скончавшиеся до крещения дети, женщины-самоубийцы, а также люди, умершие на Русаль­ной неделе.

Внешний вид русалок сильно варьировался: в разных местах их представляли то молодыми девушками, то детьми, то страшными чертовками. Так, укра­инцы и белорусы, крестьяне южнорусских губерний и западные славяне считали, что русалки выглядят как юные девы, которые ходят нагими, либо носят белую одежду (рубашки или платья без пояса); их длинные волосы (обычно светлые, русые, либо зеленые) всегда распущены и иногда украшены венком. Такие русалки обычно очень красивы, причем их «дьявольская прелесть» завораживает и притягивает взгляд; они часто обладают чарующим голосом, «легки как пух», с белым, будто просвечивающим телом. В некоторых описаниях русалки отличаются от обычных девушек только своим нарядом: они ходят «распустехами», в одних рубашках и босиком, но в остальном сохраняют свой «прижизненный» облик. На Русском Севере русалок чаще представляли страшными, косматыми, нагими, с отвислыми грудями. Некрасивые «раскудланные» русалки известны также белорусам и украинцам, причем кое-где считали, что «существуют русалки двоякого рода: одни – безо­браз­ные старые бабы, другие – молодые красивые девушки». Про русалок-мавок иногда говорили, что спереди они «как девки», но у них нет спины и сзади видно все внутренности. Подобно другим сверхъестественным существам, все русалки могут быстро бегать (так, что «и на лошади не догонишь») или мгновенно перемещаться на большие расстояния; в некоторых местах им приписывали также способность превращаться в животных (мелких зверьков, лягушек, водоплавающих птиц или рыб, лошадей).

Русалки – водяные существа, обитающие преимущественно в реках и озерах; однако они часто появляются и на берегах рек, в лесах, полях и огородах, на дорогах и перекрестках, временами заходят в бани и овины, пробираются даже в избы. При этом во многих местах считалось, что в разное время года русалки живут в разных местах: весной они выходят из воды и перебираются в леса и березовые рощи; позже уходят в поля, стерегут цветущую рожь и коноплю, охраняют гороховища; а к середине или концу лета вновь скрываются в воде или исчезают под землей. Подобные «миграции» происходят в определенные праздники. Чаще всего считалось, что русалки выходят из рек и озер перед Троицей, с Пасхи, Вознесения или Семика; на Русальной неделе они большими группами бегают по рощам и полям, резвятся, кричат и хохочут, качаются на деревьях, зазывают к себе и насмерть щекочут неосторожных прохожих. Вскоре после этого (по одним поверьям – уже с Духова дня, по другим – с заговенья на Петров пост или с Петрова дня) они перестают пугать людей, уходят в какие-то отдаленные места или возвращаются в воду. Чаще всего их видят в сумерках или ночью, но порой встречают и днем, особенно в «русальные» праздники. В принципе, русалок можно видеть на земле до самой осени; лишь с наступлением холодов они спускаются в глубокие омуты и там спят до весны.

По народному убеждению, русалки имеют над водой особую власть: они могут заставить реки разлиться или, наоборот, устроить засуху, наслать бурю, дождь, град и т.п. (обычно в наказание за какую-то людскую провинность). Они даруют растениям влагу в виде росы: там, где бегали и резвились русалки, хлеб и травы растут гуще и зеленей. В языческие времена, вероятно, пребывание русалок на земле ограничивалось весенним периодом, когда посевам требовалась влага и силы для роста. У восточных славян и в XIXв. поселяне чествовали русалок как языческих богинь, в Семик и Троицу оставляя для них еду и одежду, «завивая» березки и соблюдая определенные запреты (на полевые и женские работы, купание и др.), а по окончании праздников – устраивая торжественные «проводы». Но при всем при этом к русалкам уже относились как к нечистой силе, довольно злокозненным существам; поэтому их опасались и избегали, носили против них различные обереги (полынь, чеснок, освященные или острые железные предметы), приписывали им разные вредоносные действия (насылание болезней, порчу скота и др.).

Вне троицких праздников русалки – это шаловливые и иногда опасные духи, во многом подобные лешим и водяным. В быличках их часто видят у воды, где они плещутся, расчесывают свои волосы, полощут белье, даже нянчат своих детей; в большинстве случаев они скрываются, едва завидя человека, но могут утопить купающегося или напугать скот на водопое. Иногда они вредят рыбакам – путают сети, разгоняют рыбу. Порой они заходят к людям, крадут положенную без благословения еду, а также холсты и пряжу, похищают оставленных без присмотра детей. Им нравится «ради шутки» пугать прохожих, сбивать с пути, зазывать к себе и безжалостно щекотать. Но вообще, по народному убеждению, после троицких праздников русалки уже практически не опасны: в заговенье на Петров пост крестьяне многих губерний устраивали символические «проводы русалок» (для чего выводили за село ряженую-«русалку» или выносили чучело, которое потом уничтожали) и с облегчением говорили: «Теперь мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

9259

07.06.2012, 00:06

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=106174

bytes: 7323 / 7323

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События" (Иркутск)

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

5047

10.04.2024

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

22883

22.11.2023

Утулик: дорожные страсти продолжаются

Вопрос транспортной доступности поселка Утулик Слюдянского района в последнее время на слуху. Не только благодаря средствам массовой информации, которые проявляют интерес к данной проблеме, но и невнятной позиции местных чиновников.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

14397

17.10.2023

Высокая кухня на сибирский лад: в Братске прошёл гастрофестиваль от Эн+

На фестиваль «Еда+» пришли пять тысяч гостей, они попробовали и даже научились готовить разнообразные блюда высокой кухни, а также отведали привычные всем пиццу и шашлык. В Братске 7 октября прошёл гастрофестиваль «Еда+». Фестиваль организовал энергохолдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской.

Соня Ломачевская

СобытияОбществоИркутск

3634

10.10.2023

Жители Утулика взывают к власти. Пока тщетно.

О проблемах поселка Утулик, что расположен в Слюдянском районе, местные средства массовой информации сообщали не раз. Но воз и ныне там.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

32445

29.09.2023

На Иркутском ипподроме прошли соревнования на призы губернатора – в копилку два рекорда

В соревнованиях участвовали более шестидесяти наездников из возьми районов области. Двое из них установили сразу два рекорда Иркутского ипподрома. Лучшее время показала лошадь Гальперина. В Иркутске прошли конные соревнования на призы губернатора Иркутской области.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкономика и бизнесИркутск

29045

01.09.2023

Кто с топором к нам пришел: воспитание Буратино, Цой и погоня за двумя зайцами

Все знают сказку про деревянного мальчика и его папу – Карло, созданную Алексеем Толстым. Александр Матерков из Бошкортостана показал на «Празднике Топора», который завершился в прошлое воскресенье, свой вариант прочтения этой сказки.

Анна Леро

СобытияКультураТуризмТомск Новосибирск Иркутск

14429

24.08.2023

Кремлевская встреча. Фиксируем итоги

Самым обсуждаемым событием уходящей недели стала встреча губернатора Иркутской области Игоря Кобзева с президентом России Владимиром Путиным, на которой был затронут ряд важных вопросов и озвучены масштабные планы, которые стоит зафиксировать для истории.

Дмитрий Вяземский

СобытияПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

13910

23.07.2023

В заплыве «Байкал без пластика» победили спортсмены из Москвы и Новочеркасска

Подведены итоги экологического заплыва на открытой воде «Байкал без пластика», которые были организованы международным движением X-WATERS в партнерстве с российским энергохолдингом Эн+. 16 июля на Байкале состоялся шестикилометровый заплыв в районе Малого Моря.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкологияИркутск Байкал

19731

18.07.2023

На Байкале пройдёт шестикилометровый заплыв под девизом «Байкал без пластика»

16 июля энергохолдинг Эн+ и международное движение X-WATERS проведут масштабный заплыв на Байкале. В состязаниях примут участие пловцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Оренбурга, Иркутска и других городов страны.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкологияИркутск Байкал

20590

07.07.2023

В Иркутске открыт совместный памятник авиаконструкторам Камову и Милю. И полвека не прошло

5 июля с задержкой примерно на полвека наконец-то был открыт памятник легендарным авиаконструкторам Николаю Камову и Михаилу Милю – родоначальникам отечественного вертолетостроения. Монумент установлен в центре Иркутска, на улице Ленина, недалеко от спортивного комплекса «Труд».

Лера Крышкина

СобытияИркутск

5556

06.07.2023

Байкальск и праздники, которые не радуют

Лето – традиционная пора, когда Байкальск принимает гостей и старается удивить их праздничными мероприятиями. Только вот местное население этому почему-то радоваться не спешит.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоПолитикаИркутск

15524

05.07.2023

Лица Сибири

Мичурина Наталья

Ведерников Александр

Свердлов Владислав

Бенчаров Никита

Баданов Матвей

Емелин Алексей

Ярошенко Олег

Нелюбов Валентин

Бутюгов Андрей

Лобаков Александр