Лера Крышкина

© Babr24

 Источник: vostlit.info

ИсторияБурятия

8369

11.12.2019, 11:47

История Бурятии. Доклад о происхождении одинннадцати хоринских родов

I. Документы о первоначальном происхождении хоринских инородцев

Нойону, главному тайше 14 хоринских родов, председателю степной думы Ринчин-Доржи Дэнпилову

От заседателя Хоринской степной думы Докладная о генеалогии нынешних хоринских тайшей Дэнпилова, Павлова и прочих сайтов с народом, ведущих происхождение от Баргу Дайчина, жившего во время древнемонгольского Алтан-хагана.

Октября 14 дня 1839 года, № 186

Во исполнение Вашего распоряжения от 31 июля за № 376 , собрав письменные и устные сведения из донесений стенной думы, голов отоков и других людей, привожу преследующее:

1. Хоринцы. ведут происхождение от Баргу-дайчина, главного из трех сановников монгольского Алтан-хагана. Одиннадцать сыновей Хоридая, младшего из трех сыновей того Баргу, стали одиннадцатью праотцами одиннадцати отоков-родов. Поскольку с ними перемешались потомки других родов, их теперь невозможно различить. Потомки Хоридая были охотниками и вели кочевую жизнь. Впоследствии, говорят, они стали оседлыми. Если говорить о том, как они обратились в веру Шакьямуни, то давно во времена того древнего Алтан-хана из великой снежной страны, находящейся на Западе, пригласили ее хранителя, облаченного властью, сострадательного Хутухту-ламу, перерожденца Хоншим-бодисаттвы, всеведущего Соднам-Чжамцо , который усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли.

Впоследствии у солонгутского хана Буубэй-бэйлэ-багатура, его сына, по имени Дай-хун-тайджи, и невестки Бальжин-Хатун почитаемым ламой был Хуухэн-гэгэн.

Буубэй-бэйлэ, отец Дай-хун-тайджи, во время сватовства невестки Бальжин-Хатун подарил своему сыну в качестве приданого 11 отоков-родов. Из-за тяжелой жизни некоторые из этих 11 отоков откочевали на земли русского хана и, доверившись, стали его подданными. Эти события с ламой Хуухэн-гэгэном и Дай-хун-тайджи произошли примерно в 1604 г. В 1648 г. уплатили Нерчинскому управлению русского хана первую подать от каждой из 160 достигших совершеннолетия душ, называемую "саадак", по 20 копеек.

Когда они прибыли в страну русского хана, у них были монгольские и тибетские ламы, которые, обучая их, передавали им знания и учение, распространяли буддийское учение. Говорят, в связи с распространением буддизма русские и китайские правители заключили в 1727 г. договор об установлении пограничных пунктов.

У хоринцев первым Дархан-ламой стал гэцул Жимба-Ринчен, получивший титул дархан Нансо. Так получилось, что сегодняшние хоринцы люди одной кости с баргу-бурятами, живущими на северном, побережье Байкала, и с баргу-монголами, обитающими на землях китайского императора.

2. Когда хоринцы кочевали по северной и южной сторонам моря Байкала, в 1743 г. от имени его величества императора Петра Первого им. была пожалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кодуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, а в лесах и хребтах - охотой.

3. Обычай установления прямого родства у хоринцев таков: дети родных братьев до второго поколения называются uyelen, а родственники в следующих поколениях - qayaialan. Начиная от прародителя должны считаться братьями до седьмого колена. Это отражено в высочайшем указе от 14 марта 1718г., в статье, находящейся на 329-й странице первого тома. У людей, не имеющих наследников мужского пола (kobegun ugei), наследство переходит к дядьям, и внукам, по отцовой линии. Это относится к братьям и дядьям четырех ближайших поколений.

4. Согласно грамоте Иркутской провинциальной канцелярии, хоринским тайшам в 1749 г. был пожалован указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям, на юг от Байкала до монгольской границы.

5. С 1727 по 1837 гг. нерегулярному войску хоринского народа государями императорами Петром Вторым и нынешним Николаем были пожалованы: первым - 11, вторым - 14 знамен.

6. До наших дней не сохранились записи, по которым, можно было бы увидеть, насколько увеличилось число хоринцев, кроме сведений переписей, предпринятых в 1795, 1811, 1816, 1831 гг. и приложенных к данной докладной, где отмечен каждый род по отдельности.

7. По ревизии 1795 г., хоринского народа насчитывалось до 17000 душ. Поскольку кочевья вдоль р. Ана делились на две части - западные и восточные, то три рода - харгана, хуацай и хубдут, каждый разделившись между собой, стали именоваться западными и восточными, и теперь поэтому стало 14 родов.

8. Многие из людей различных родов по собственному желанию стали носить кресты и приняли веру Христа. Для того чтобы их воспитывать, основали русские селения из них: в 1795 г. на Хилке у ручья Тотхоту - одно селение, в 1815 г. в Курбе, на двух ручьях -Унэгэтэе и Хасурте - было основано по одному селению. В то время в первом собралось 160, а во втором - 200 крещеных душ. Из них по указу начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны крестьянами в ведение Куналейского волостного правления. Курбинские и хасуртайские доныне находятся в ведении степной думы.

9. По переписи 1831 г., хоринского народа стало 25000 душ. Затем, по решению губернского начальства, 7000 душ были отделены. в ведение Нерчинского округа. Но народ и начальство, находившиеся в ведении Верхнеудинского округа, не были с этим согласны.

10. Юридические дела хоринского народа, говорят, в прежнее время выполнялись Дайчином и людьми, имевшими [степень] тайджи, то теперь ими ведают тайши. В 1749 г. по распоряжению Иркутского управления создали на реке Ана Анинскую степную контору.

11. С 1711г. у хоринского народа появился чин засула, причиной этому является то, что войсковые засулы могут быть облавными засулами. Облавы совершались не только ради пользы или празднества, но и для обучения стрельбе из лука, стрельбе с лошади, ружейной стрельбе. У каждого из родов было по одному призывному кличу, называемому "ура". По нему роды. находили свое огнище. Первоначально у галзутов "ура" было "даа-хий". Подобно этому были и у других [родов], у каждого по отдельности.

12. В давнее время по какой-то причине галзуты, гучиты, хуацайцы и шарайты, возблаговолев друг к другу, породнились. И сегодняшнее поколение, продолжая этот обычай и правило, становятся сватами, роднятся. Мои разъяснения, так как это надо знать точно. Согласно указу Правительствующего сената от 1770 г., хоринский народ стал торговать, пригоняя скот и табуны через Кяхтинскую заставу на китайские торги.

Вместе с этим, нойон, препровождаю Вам описание деяний трех сыновей Баргу и Буубэй-бэйлэ, разъяснения степной думы, описание призывных кличей "ура", а также генеалогические списки двух тайшей и 14 голов с народом. Соединив все в дело на 41-м листе, преподношу. Пояснение мое таково: деяния Баргу-дайчина были ясно изложены в конце истории монгольских ханов. Деяния Хуухэн-гэгэна и Дай-хун-тайджи находятся в истории Бальжин-Хатун. Они были в Вашем деле.

Заседатель Доржи Дарбаев

II. Хоринской степной думы заседатель

О разъяснении происхождения хоринского народа и причинах его отделения

Послание от 17 дня августа 1839 года, № 133 Хоринской степной думе

Для исполнения запроса главного тайши 14 хоринских родов Дэнпилова нижайше прошу сообщить мне о следующем: от кого в древности произошел хоринский народ, как впоследствии стали подданными русского хана и вследствие чего размножились. Для чего использовать материалы из недавних записей, дел, устных сообщений, сделать краткие выписки нужных сведений и прошу отправить мне. Прошу также заверить в конце собственноручной подписью и казенной печатью.

Заседатель Дарбаев

III. 1. От кого произошел первоначально, в древности, хоринский народ?

Хоринский народ произошел в древности от лебедя. У хоринцев была березовая коновязь, их отцом был коршун, а матерью - Алунгоа. Существует устное предание о том, что от человека, по имени Хоридай, родились 11 сыновей. Согласно найденной рукописи, Хоридай был младшим сыном Баргу. В истории монгольских ханов упоминается человек - Баргу-дайчин.

2. Откуда и по какой причине отделился в древности хоринский народ и принял подданство русского хана?

Из страны китайского хана, из местности ламы, по имени Хуу-хэн-гэгэн, обитавшего в юго-восточной стороне во времена Солонгутского Буубэй-хана-батура, имевшего титул бэйлэ и бывшего ламой. Сыном Буубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невесты, по имени Бальжин-Хатун, дал в приданое людей 11 родов. Сохранились записи устных преданий, сказанных стариками, что подданные Дай-хун-тайджи из-за неблагополучных условий жизни бежали в страну русского хана и приняли его подданство.

3. С какого года и как стали подносить подати русскому хану? Что касается этого, то примерно в 1604 г., говорят, где-то 160 душ поднесли по 20 копеек податей в Нерчинское ведомство.

4. В каком, году, какие земли и угодья заняли во владение?

22 марта 1703 г. галзутскому зайсану Бадану Туракину с друзьями была послана грамота из Москвы от Высочайшего имени о пожаловании ему земель для жительства. В Сибирском управлении сохранилась бумага, согласно которой и доныне живут хоринцы по следующим местам: западный берег Селенги, Уда, Тугнуй, Хилок, Ана, Кодун, Курба и вдоль впадающих в них рек и ручьев.

5. В котором году установили таможенные и пограничные "обо" на русско-китайских границах?

В 1727 г. граф Иллирийский-Рагузинский поставил пограничные "обо" от р. Аргуни до земель Хун-тайджи.

6. В котором году стали опять кочевать к югу от озера Байкал?

В распоряжении Иркутской провинциальной канцелярии от 3 марта 1749 г. за номером 1066 тайшам Ринчину Шодоеву и Олбори Дашиеву сказано: "Пусть хоринский народ живет, кочуя на любом подходящем месте к югу от озера Байкал до монгольской границы".

7. Каковы были обычаи и быт хоринского народа?

Это можно увидеть ясно из разъяснения, данного по требованию начальства в 1785 г. нойонам прежним главным тайшой Дамба-Дугаром Ринчиновым.

8. Когда были пожалованы хоринскому народу старые и новые знамена?

В 1724 и 1837 гг. были пожалованы их Величествами.

9. С какого времени хоринский народ сильно приумножился? По переписи 1750 г., ... душ. По ревизии 1785 г., - 14345 душ, по ревизии 1811 г. - 20891 душа, по ревизии 1816 г. - 21438 душ, по переписи 1822 г. - 23954 души, по переписи 1831 г. - 25064 души. Прирост в другие времена, поскольку переписи не предпринимались, ныне не известен.

10. В котором году и по какой причине разделился народ трех родов - харгана, хуацай и хубдут?

Согласно переписи 1795 г., они сильно размножились, поэтому разделились.

11. В каком году и по какой причине отделился агинский народ, имеющий одно происхождение с хоринцами?

После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинскии народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению господ губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.

12. В каком году и по какой причине отделились крещеные хоринцы?

Вследствие умножения и для того чтобы жить селением в одной местности, они после 1795 г., основав на Хилке селение Тотхоту, а позднее - одно селение на Курбе, отделившись, поселились. По распоряжению начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны к крестьянам Куналейской волости.

С 1711 г. - следующие "ура": у галзутов - да-акэй, да-а-кэй; у харгана - буругуй; у хуацай - хандага; у хубдутов - бургут; у бодонгутов - шиу-а, шиу-а; у шираитов - хандагай; у худайцев - шиу-лу-а; у гучитов - хандагай, у батанай - шиу-а; у хальбинов - шиуу-а, у саганов - шиуу-а.

Записал со слов глав заседатель Доржи Дарбаев.

В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком.

Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!"

Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял.

Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа.

Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно.

Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой.

Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун.


"Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов", составленный в 1839 г. Доржи Дарбаевым по заказу Ринчин-Доржи Дэнпилова, главного хоринского тайши, является одним из наиболее ранних известных бурятских сочинений исторического характера. Этот доклад получил широкое распространение, сохранился во многих списках и копиях (Его списки хранятся в библиотеках Улан-Удэ, Улан-Батора, Санкт-Петербурга. См.: Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972. С. 52-55; Сазыкин А. Каталог монгольских рукописей и ксилографов. Л., 1982. С. 498-503). Он представляет собой ответы на двенадцать вопросов, заданных Дэнпиловым о происхождении, истории, жизни и быте хоринских бурят. Материалы, приведенные в докладе Дарбаева, были использованы последующими летописцами, в частности Тугулдуром Тобоевым и Ванданом Юмсуновым, в качестве источника для работ, хотя в самих хрониках упоминаний и ссылок на него нет.

При написании доклада Д. Дарбаевым были использованы сведения, затребованные и полученные им из хоринских инородческих управ. Как говорится в самой докладной, к докладу приложены генеалогические таблицы тайшей и родовитых людей родов, список облавных призывных кличей "ура" родов и ответы некоторых из голов инородческих управ, что объясняет повтор отдельных сведений.

Перевод докладной Д. Дарбаева выполнен по наиболее полному и раннему списку из личного архива Ц. Жамцарано, хранящегося в фондах Государственной публичной библиотеки Монголии, копии отдельных документов из которого находятся в архиве П. Б. Балданжапова (На полях первого листа, в верхнем левом углу приписано той же рукой eke bicig - оригинал). В архиве Ц. Ж. Жамцарано собраны разные материалы, в том числе документы Хоринской степной думы (Предварительное сообщение о содержании этого фонда см.: Пурбуева Ц. II., Энхтур Д. Материалы архива Ц. Жамцарано в Государственной библиотеке АН МНР // Докл. и тез. научной конференции "Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность". Улан-Удэ, 1991. С. 64-66). Из них особенно интересны личные документы Д. Дарбаева, автора переведенного нами сочинения, поскольку биографические сведения о нем почти неизвестны. Из них можно упомянуть его послужной список, аттестат, благодарности, похвальные грамоты, заявления, содержащие сведения о жизни и деятельности. Благодаря этим источникам удалось восстановить основные жизненные вехи его биографии, начиная от года рождения.

В его формулярном списке от 1840 г. и прошении Д. Дарбаева об освобождении от обязанностей, направленным на имя начальника Верхнеудинского округа 6-го октября 1832 г., указывается возраст на время составления этих документов, согласно которым определяется год его рождения - 1788. Свою служебную деятельность Д. Дарбаев начал с 24 лет в 1812 г. в должности писаря Хоринской степной думы, в 1815 г. получил чин зайсана, с 1825 г. был заседателем. Последний датированный документ, указывающий самую крайнюю дату его жизни - похвальный лист, выданный заседателю Хоринской степной думы зайсану Доржи Дарбаеву 17 марта 1843 г. иркутским гражданским губернатором за 30-летнюю безупречную службу. Данные документов свидетельствуют о разнообразии его деятельности: участие в разработке положений о хоринских инородцах от 1823 г. и о религии от 1831 г., организация почтовой и уртонной связи. Им была создана сеть магазинов в Хоринской степи, он способствовал развитию хлебопашества и животноводства, посылая неоднократные отчеты и прошения вышестоящим лицам, помогал снижению налогов и платежей.

Сведения, содержащиеся в его личном архиве, материалы канцелярии Хоринской степной думы имеют значение для изучения вопросов истории Бурятии, ее политико-экономического, административного устройства в XVIII - XX вв. и должны быть введены в научный оборот. Предлагаемый вниманию перевод является одним из шагов к этому.

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]

Лера Крышкина

© Babr24

 Источник: vostlit.info

ИсторияБурятия

8369

11.12.2019, 11:47

URL: http://babr24.com/bur/?IDE=195575

bytes: 18298 / 18132

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 1888 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "История" (Бурятия)

Проданный на аукционе архив адмирала Колчака большей частью перейдёт в Россию

Семейный архив адмирала Колчака, выставленный на аукцион в Париже 21 ноября, продан за три миллиона евро. На торги были выставлены 394 предмета из коллекции, которая хранилась во Франции в семье вдовы адмирала Софьи Фёдоровны.

Андрей Воронецкий

ИсторияОбществоМир

5235

23.11.2019

28 июля: как убили Русь изначальную

28 июля в современной России празднуется как годовщина Крещения Руси. Как водится, малообразованные граждане в соцсетях вовсю поздравляют себя с этим праздником, а на федеральных телеканалах несут оголтелую чушь. Между тем дата эта не просто весьма сомнительна, но даже трагична.

Лера Крышкина

ИсторияРелигияМир

14637

28.07.2019

Тридцать три несчастья. Двойной юбилей Надежды Крупской

К Брежневу в кабинет приводят старушку. Та ему говорит: - Леонид Ильич, разве вы меня не узнаете? Брежнев: - Нет, что-то не узнаю. - Ну это же я, Крупская. - Да-да! Теперь я вас вспомнил. И мужа вашего, Крупского, отлично помню!

Лера Крышкина

ИсторияПолитикаМир

8546

26.02.2019

Истории про историю. Assignation Екатерины Великой и дворцовый переворот

Ровно 250 лет назад, 9 января 1769 года, российская императрица Екатерина II подписала указ о введении бумажных денег (ассигнаций). Этот указ, с одной стороны, вывел экономику России на современный (для того времени) экономический уровень, а с другой, запустил маховик инфляции.

Лера Крышкина

ИсторияМир

8787

10.01.2019

Всего 40 тысяч лет назад по Сибири бродили единороги

Учёные установили, что эласмотерии, которых также называют «сибирскими единорогами», вымерли не 200 тысяч лет назад, как считалось долгое время, а 40 тысяч лет назад. Это говорит о том, что они жили вместе с людьми современного вида Homo Sapiens.

Миша Ковальски

ИсторияНаука и техникаМир

4880

29.11.2018

Комсомол: фарс на фоне героизма

29 октября Ленинский комсомол празднует свое 100-летие. При этом сам комсомол уже 27 лет как скончался в страшных судорогах, а его функционеры стали успешными олигархами, депутатами Госдумы, премьерами и президентами, а некоторые даже отмороженными оппозиционерами.

Лера Крышкина

ИсторияПолитикаОбществоМир

13610

29.10.2018

А у нас праздник! День рождения таинственной легенды

Ровно 320 лет назад, 18 сентября 1698 года, в Бастилию был помещён человек, ставший впоследствии героем множества литературных произведений, театральных постановок и художественных фильмов, несмотря на то, что его имя и внешность неизвестны до сих пор.

Филипп Марков

ИсторияСобытияМир

10260

18.09.2018

История хронической террористки: когда не получилось убить Ленина

30 августа исполнилось сто лет с исторического события. Профессиональная революционерка Фейга Ройтблат, вошедшая в историю как Фанни Каплан, чуть не убила другого профессионального революционера - Владимира Ульянова, известного под кличкой Ленин. Фейга Ройтблат родилась в 1890 году.

Лера Крышкина

ИсторияМир

5999

31.08.2018

Блогнот. Главному коммунистическому экономисту - 200 лет!

Сегодня знаменательный праздник - 200 лет Карлу Марксу. Уверен, что все о нем что-то слышали, но мало кто читал и разбирался в его трудах. Поэтому я сделаю небольшой подарок и кратко расскажу, о чем Капитал и т.д.

Дмитрий Алексеев

ИсторияПолитикаМир

4736

05.05.2018

Уроки истории. 1916: последний год царской России

БАБР не проводит прямых аналогий. Мы просто рассказываем, как было. Каждый может сделать свои выводы. Идет третий год Мировой войны. Уже отправлен в отставку Великий князь Николай Николаевич. Армией и государством в единоличном качестве руководит царь Николай Романов.

Андрeй Темнов

ИсторияПолитикаМир

10672

04.05.2018

Юбилей. Николае Чаушеску: ограниченный энтузиаст, ставший диктатором

Румынский диктатор Николае Чаушеску, которому 26 января 2018 года исполняется 100 лет, – наглядный пример того, что бывает, когда до власти добирается очень энергичный, но не очень умный человек. Николае Чаушеску родился в бедной крестьянской семье, третьим из десяти детей.

Лера Крышкина

ИсторияОбществоМир

7569

26.01.2018

Смарт: Бабр для умных

Топ-3 смартфонов до 10000 рублей

Если вы думаете, что за 10000 рублей не найти хорошего смартфона, то вы ошибаетесь. Выбор бюджетных моделей довольно велик. Приведём 3 лучших по этой цене. 1) Xiaomi Redmi Note 8 Закругленный корпус гаджета выполнен из стекла с эффектом красочного градиента.

Александр Егоров

Интернет и ИТРоссия

169

11.08.2020

Налоговые реки, офшорные берега

Что такое офшоры и кому они нужны — разбираемся. Офшорная зона (офшор) — это государство или часть территории государства со специальным, льготным, режимом налогообложения для иностранного бизнеса.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

239

10.08.2020

Искусственный интеллект vs фейки

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) предлагает создать дата-сервис на основе искусственного интеллекта для проверки достоверности новостей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо замглавы Роспечати Ильи Лазарева, направленное в Минкомсвязи.

Александр Егоров

Интернет и ИТРоссия

1410

05.08.2020

Закон о налоговом маневре в IT-отрасли подписал президент

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о налоговом маневре для IT-отрасли. Документ, принятый Госдумой 22 июля и одобренный Советом федерации 24 июля, появился на официальном портале правовой информации.

Александр Егоров

Интернет и ИТРоссия

1663

04.08.2020

Кэшбэк за туры по России

Стало известно, когда начнёт действовать программа по возврату средств за туры по России — 21 августа, в ноль часов по московскому времени и продлится до конца дня 28 августа.

Александр Егоров

Интернет и ИТРоссия

26

12.08.2020

Лица Сибири

Хоменко Валерий

Игнатенко Виктор

Афанасьев Александр

Михеева Светлана

Ружников Игорь

Гришин Сергей

Хохряков Евгений

Торопов Михаил

Пивень Виктор

Южаков Андрей