Артур Скальский

ТуризмБайкал

9237

03.09.2003, 13:23

Жизнь в стае. Взгляд изнутри.

Никогда не думала, что четыре дня по своей воле я не буду есть, вставать по команде: «Подъем!» в любое время суток, ночью искать в лесу человека, нырять в воду и без помощи рук – зубами -- доставать рыбу, увижу, как можно без спичек разжечь огонь, научусь раздувать потухший костер, ставить правильно шалаш, чтобы ночевать в лесу без палатки, а еще найду десяток настоящих друзей – что во взрослой жизни большая роскошь. Но все это произошло со мной с 28 по 31 августа, и называется просто -- «Байкальский экстрим».

Началось все с анкеты участника, опубликованной в газете «МК в Иркутске», которую я заполнила еще весной. Люблю я экстримальное шоу, и даже посылала анкету на «Последнего героя», поэтому, когда в Иркутске появилась реклама какого-то местного экстрима, я подумала, что надо рискнуть. И вот узнаю, что попала в число претендентов. По разным причинам начало проекта откладывалось, вот уже и лето подходило к концу, я потеряла всякую надежду на то, что шоу состоится. Но 21 августа в очередном номере газеты я вижу свое фото и понимаю, что призрачная надежда становится угрожающей реальностью. Страха участвовать в чем-то неизвестном, неведомом не было, просто уже не было настроя – много времени прошло с тех пор, когда загорелась участвовать. Однако назвался груздем – полезай…

Первое знакомство

Ранним утром в назначенный день подхожу к редакции «МК в Иркутске», за мной идет человек с рюкзаком – понимаю, что это мой коллега, тоже участник проекта – Алексей. Знакомимся, разговариваем, чуть позже к нам подлетает девушка, мало похожая на ту, что была изображена в газете, но оказывается это еще одна участница – 19-летняя Оля Кураленя.

Она нас как родных зазывает в автобус, говорит, что лучше посидим там. Мы соглашаемся и идем с ней. По дороге встречаем Виктора, тоже опознаем в нем нашего соплеменника – научного работника, как гласит подпись в газете. Уже к автобусу подошел Валерий – братчанин и фээсбэшник – это все, что мы узнали о нем из газеты. Серега тоже пришел как-то неожиданно и сразу стал давно знакомым. Потом с большой группой поддержки появилась Ольга Коновалова. Немного подождали Марину – она ехала из Усть-Орды. И вот наша команда, она же стая, собралась. Осталось увидеть команду соперников. Они, как нам сообщили организаторы, приехали накануне и дожидались нашего автобуса в гостинице. Итак, стартуем, по дороге забираем бурятских участников и выезжаем из города.

В автобусе знакомимся, шутим, смеемся, хорохоримся друг перед другом, поддеваем тем, что известно из газеты. Например, про Татьяну Очирову знаем, что она за миллион долларов пошла бы на медведя с ножом, поэтому предлагаем ей поохотиться на барашка, которого видим за окном. Вообще атмосфера в нашем «пазике» складывалась теплая, я уже не жалела, что оказалась в компании незнакомых людей. На привале все вместе кушаем, достали съестные припасы, причем старались не тратить все, поэтому у каждого что-то осталось «на потом» в рюкзаке. Мы еще не знали, что в следующий раз человеческую пищу будем есть только через три дня…

Кросс

После Большой Голоустной проезжаем еще километра три, и вот наш лагерь – здесь на живописном берегу Байкала расположился лагерь организаторов «Байкальского экстрима» под жизнеутверждающей вывеской «Умри тоска, читай МК!». Вместе с нами ехали операторы и журналисты с ИГТРК и БГТРК (иркутская и бурятская телекомпании), поэтому по прибытии на место первыми вышли они. А мы должны были выходить из автобуса уже «на камеру». Счастливые, с радостью на лицах мы выходим, как будто приехали на пикник – все это вы сможете увидеть в фильме, который покажет канал «ТВ-1». Только поставили рюкзаки на травку, приготовились позагорать, но не тут-то было. Впервые для нас раздается зычная команда: «Стройся!», на которую мы пока реагируем не очень адекватно. Но это пока… Последующие трое суток (именно суток) мы слышали это столько раз, что со счету сбились, и выполнять научились немедленно, почти как в армии. Дело в том, что человек обычно реагирует на ту команду, неповиновение на которую приводит к наказанию. Так и с нами. Очень скоро мы поняли, что все возражения, неподчинения, гундение, а также медлительность приводят к штрафу – очкам, которые у нас отнимают от начальной цифры – «сто жизней».

Итак, расслабленные, мы с трудом поднимаемся с травки, дальше приказ – спуститься на берег. Анатолий – так звали нашего ведущего – колоритнейшего бурята-шамана --командует дальше. «Вот отсюда бегите по берегу, куда -- там увидите». Команда очень даже ничего, мне понравилась, как не понравилось то, что я была не очень-то готова к такому повороту событий, пожалуй, как и многие мои соплеменники.

Но делать нечего – бежать так бежать. Запыленные из автобуса, кто в шортах (повезло), кто в трико (тоже неплохо), я – в черных в облипку джинсах – бежим по берегу. Экстрим начался – думаю. Кстати, для меня этот забег так и остался самым экстремальным. Берег, красота, полуденная жара бабьего лета, а я вся в черном бегу, задыхаюсь, не знаю, куда и зачем. Давно не проделывала этих штук, тем более неизвестно, где конец маршрута. Я привыкла рассчитывать силы, а тут никакой определенности. Оказалось, что мы пробежали около трех с половиной километров, там нас ждали с камнями (хочется сказать «за пазухой») организаторы – Наташа и Оля. Камни с определенными метками нужно было отыскать на склоне, взять свой – нашей стае достался красный цвет (мне кажется, не случайно, ведь, забегая вперед, скажу, что мы таки выиграли эту игру: да здравствует Иркутск!) и бежать, бежать обратно, под еще более раскалившимся солнцем. Конечно, мы сделали это, но вот как… 110-килограммовый Валера прибежал после финиша всех, наверное, через минут двадцать.

Нужно заметить, что все мы за три дня пребывания на экстриме значительно улучшили свою физическую форму. Например, тот же Валера в предпоследний день соревнований уже вбежал на гору при помощи веревки за 35 секунд – примерно с таким же результатом, как у всех мужчин.

Четыре вещи

Следующий после кросса этап был не менее определяющим – нужно было взять из своего рюкзака четыре самые нужные вещи. На все – одна минута. Только после мы узнали, что это то, с чем мы будем жить на своем будущем лагере. Я взяла самое неожиданное даже для себя: зеркало, фотоаппарат, кошелек и пакетик с бигуди и салфетками. Вот так я собиралась выжить. В принципе, все эти вещички пригодились: бигуди мы использовали как расческу, в кошельке был бальзам для губ, который спас всех девчонок от обветривания, фото вы видите, а салфетки – тоже понятно.

Мои соплеменники собрались гораздо лучше: взяли ножи, топоры, полиуретановый коврик, теплые вещи, котелки, веревку, аптечку. С этим скарбом мы должны были обустроить свой лагерь. И это у нас получилось неплохо – потом все отмечали удачность нашего бытия. На месте мы сразу взялись за дело: Сергей, Валера и Оля большая добывали огонь методом трения. Витя пытался, наполнив стеклянную бутылку водой, с помощью линзы сделать то же самое. Алексей занялся возведением шалаша. Мы с девчонками собирали грибы, которые сначала выглядели очень даже аппетитно. В конце третьего дня мы их уже видеть не могли. (Когда я приехала домой мама спросила, почему я не привезла немного с собой. Без комментариев.) Кстати, шалаш, возведенный Алексеем, пользовался огромным успехом у организаторов: односкатный, он был построен очень удачно -- около костра, загораживая ночной ветер с суши.

Конечно, добыча огня была очень зрелищной. На снимке вы видите, как Сергей с Ольгой с помощью веревки и двух палочек пытаются добыть заветную искру. Не одна палочка улетела в Байкал, не одна веревка протерлась, не один пень перепробовали ребята, но заветная искра была добыта. Огонь – это наш второй успех! Организаторы были в шоке: их сценарий нарушен, предполагалось, что огонь не будет зажжен самостоятельно, и мы должны были пройти какое-то испытание. Ведущий спросил, а не хотим ли мы поделиться огнем с нашими соперниками. Мы, конечно, согласились и дали факел бурятскому племени. Как оказалось – напрасно: за это у нас сняли заветные баллы. Непонятно. Правила игры никто не объявлял, как мы поняли после, смысл прост: не высовывайся. Кстати, насчет баллов: мы их теряли постоянно, особенно в первый день. В кармане у Виктора нашли зажигалку – минус 20 «жизней», Сергей утаил сигареты – минус 20.

Суп из топора

Но главное – у нас был огонь, значит можно варить суп. Представьте это варево из маслят без соли. Ничего. На второй день мы в суп добавляли крапиву, заячью капусту, дикий лук, заработанную в конкурсах соль, поднятый со дна Байкала рис, и он становился просто волшебным. Вообще о еде нужно сказать отдельно. В промежутках между состязаниями, а среди них были очень трудные (например на время подняться в гору протяженностью около полутора километров – доложу вам, для мало подготовленного к таким маршрутам горожанина дело не из простых) мы говорили только об этом. Оля большая делилась с нами особенностями своего организма, который, как только она открывает глаза, требует: дай покушать. Виктор рассказывал, как он приготовил печеночный паштет, который лежал в это время благополучненько в рюкзаке. Марина делилась, сколько взяла с собой лапши. Серега рассказал, как он паковал водку в бутылку из-под «баржоми». И все обсуждали, насколько мы голодны сейчас, и когда у кого особенные ощущения, связанные с этим основным инстинктом. Кстати, на второй день есть что-то конкретное расхотелось вообще. А при виде тушенки на столе организаторов ее вовсе не хотелось. Наверное, организм может привыкнуть ко всему. А вот кусочек сахара с утра очень даже помогал. Еще одну мудрость подарил экстрим: ешь что есть сейчас, не откладывай на потом. На утро нам выдали по кусочку сахара: мы съели его тут же, а потом было испытание – гора, и углеводы, дающие быструю энергию, очень даже пригодились. А вот бурятская команда отложила сахар на потом. В результате – мы выиграли гору, а их сахар попал потом в общий котелок чая, где, конечно, был почти не заметен.

Благородство

Конечно, за четыре дня трудно понять, кто есть кто, но в таких условиях, в которые попали мы, это время можно умножить на некий коэффициент. Когда при подъеме на гору не выдержал организм 19-летней Ирины из бурятской команды, ее сняли с состязания, а по худшему временному результату – нашего Валерия, то команда сделала все, чтобы вернуть своих игроков. Для этого нам дали два шанса: вожаки стай играли в шашки (победил наш Сергей), а после двое на двое перетягивали канат. И тут наш тяжеловес Валерий пригодился: он даже перетянул такого же по весу чемпиона мира по кикбоксингу Баира Улахинова. Опять мы сломали планы организаторов: они предполагали, что хотя бы один из конкурсов выиграет бурятская стая, а тут мы со своей волей к победе. Нашего Валерия вернули, а Ирину-то нет. И тогда нам, не евшим уже сутки, вручили банку тушенки, которую можно было поменять на «жизнь» человека из враждебного племени. И никому в голову не пришло, что есть иное решение, кроме возвращения Ирины.

Переломный момент

Нам всегда казалось, что бурятской стае благоволит и ведущий, и организаторы – недаром они все были из Бурятии. Однако после мы узнали, что это далеко не так. И Анатолий, и девчонки из «МК в Бурятии» признались, что делали ставку на бурятскую стаю (а она, надо отметить, и моложе в среднем, и полегче), но в конечном итоге поразились нашему оптимизму, сплоченности и воле к победе. На заключительном фуршете на траве, когда нам торжественно преподнесли плов, все в голос сказали, что победил опыт. Хотя и племя из Бурятии боролось, каждый силовой конкурс они выигрывали довольно легко. Но мы-то знаем, что был переломный момент именно во второй день, когда объявили конкурс на лучший эротический купальник. Наши мужчины поразили нас своей находчивостью. Они придумали нам четыре оригинальных купальника из грибов, из пластиковых бутылок с цветами, одноразовой посуды, найденной на берегу и из газеты организаторов. Это было шоу, где Пьер Карден отдыхает. Дай им волю они бы сматерили еще несколько. Ну а нам уж пришлось себя показать во всей красе под попсовый аккомпанемент: «Девушки бывают разные» и «Он бы подошел, я бы отвернулась». И вот тогда мы поняли, что на многое способны, если все делать вместе, и есть еще порох в пороховницах. В тот день мы выиграли морально, а значит и в целом.

После этого нас ждало еще несколько труднейших испытаний, но командный дух уже сложился, и все казалось нипочем. Мужчины ныряли за бутылками с рисом, мы ставили на время палатки, ходил от лагеря до лагеря гуськом. И это бы все ничего, если бы коварные организаторы не придумали еще один план: связать нас парами. Причем все оказались в таких необычных комбинациях, которых не ожидали. И у нас, и у бурятского племени было по одной симпатизирующей паре, их, конечно, разлучили. Нашей 55-килограммовой Ольке дали Валеру, а Оля-студентка оказалась с 46-летним Виктором. В бурятской стае огромному Баиру дали тоненькую Свету, а самому молодому Сергею – Татьяну, годную ему в мамы. И в таком виде мы на время разбирали палатки. Проиграли мы. А потом нас, привыкших к своей стоянке, и вовсе заставили перетаскивать весь бутор в лагерь противников и обустраиваться там. Представьте, вы хотите найти в своем барахле носки, а ваша пара – идет рубить дрова, при это левой рукой. Я уже не говорю о туалете. Многие назвали это испытание парой самым сложным. На самом деле трудно терпеть человека, который тебе даже симпатичен все время рядом. Также пришлось и спать, и есть, и переодеваться.

Победа

Но шоу есть шоу, и призовой фонд – 100 тысяч уже начал маячить перед нами. Оставался последний день. Тут началась игра навылет. Причем пары уже развязали, но вылет был именно по парам в зависимости от набранных за игру очков. У меня оказалось много штрафов – это тема для отдельной статьи, а моя пара – Алексей к тому времени приболел, поэтому нас выгнали первых. Я очень переживала, даже всплакнула чуть-чуть, но хотелось, чтобы победили наши. Пару противников выкинули после сбора мусора – наша куча оказалась намного больше. Очередную нашу пару сократили после проигрыша конкурса по наполнению ведра водой с помощью ладошек. Затем наши охотники не нашли противников, которые хитро сумели спрятаться под обрывом на берегу. И вот финал. Какая связка быстрее пробежит по суше, потом по берегу по щиколотку в воде. Наши финалисты 35-летняя Ольга Коновалова и 46-летний Виктор Воронин обгоняют связку соперников, которые гораздо моложе их – Сергея Краснопеева – вожака стаи и его пару Светлану Трасковскую.Финиш! Иркутск победил.

Экстрим позади. Трудно сказать, что мы пережили, трудно сейчас писать материал, все еще очень свежо: еще недавно я карабкалась в гору, ныряла в Байкал и висела на ветке как обезьяна, а сейчас нужно стучать по клавиатуре. Там я выживала, а здесь – просто живу. Нет никаких других эмоций, кроме одной – что это было. Наверное, экстрим.

Татьяна Лебедева

- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Туризм" (Байкал)

Вжик и пшик: новые сказки про туризм на Байкале

Все больше внимания привлекает к себе тема развития туризма на Байкале. Не так давно глава региона Игорь Кобзев даже представил концепцию развития туротрасли перед президентом и провел рабочую встречу с представителями Монголии, Китая и Кореи. Ну полный карт-бланш!

Глеб Севостьянов

ТуризмЭкономика и бизнесПолитикаИркутск Бурятия Байкал

13137

03.04.2024

Весна на носу, а туризм на Байкале замёрз, похоже, навсегда

Теплеет, и уже через месяц на Байкале будет заметное увеличение турпотока. Однако непонятно - в Иркутской этой темой вообще кто-то занимается? Кто-то обеспокоен? При заявленном президентом страны перспективном развитии туризма, в том числе и на Байкале, у что-то для этого делается? Мы не видим.

Лера Крышкина

ТуризмЭкономика и бизнесРасследованияБайкал Иркутск

28383

22.03.2024

Нам пишут. Туризм на Байкале: а поесть-то и негде!

Многие говорят о проблемах туризма в Иркутской области, но никто не затрагивает ее главной аспект. Это проблема общепита.

Василий Чайкин

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

24394

19.02.2024

Элитный курорт в Тальцах: афера или глупость?

Тема элитного курорта в Тальцах, поднятая иркутской журналисткой Зоей Кузнецовой, далеко не так однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Максим Бакулев

ТуризмЭкономика и бизнесРасследованияИркутск Байкал

48180

18.01.2024

Озеро Байкал: легенды и удивительные факты

5 декабря 1996 года озеро Байкал было включено в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Такое решение было принято по той причине, что это одно из самых удивительных природных явлений нашей планеты.

Лера Крышкина

ТуризмНаука и технологииЭкологияИркутск Бурятия Байкал

34782

05.01.2024

Заработок или сохранение? Дилемма развития туризма на Байкале

В текущем зимнем сезоне прогнозируется прибытие значительного количества иностранных туристов в Иркутскую область. По словам Евгении Найденовой, руководителя агентства по туризму региона, ожидается, что их число достигнет около 30 тысяч.

ТуризмЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

33297

28.12.2023

Как найти баланс на Байкале: между защитой экосистемы и развитием туризма

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев провел пресс-конференцию, на которой были подняты актуальные вопросы года. Включая тему встраивания региона в национальный проект по развитию внутреннего туризма и туристической инфраструктуры.

ТуризмЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

35034

26.12.2023

Прибайкальский нацпарк на плечах волонтеров: кто делает всю работу, а кто зарабатывает на входе

За последние 37 лет Прибайкальский национальный парк стал одной из самых популярных туристических достопримечательностей Иркутской области. Ежегодно тысячи людей приезжают сюда, чтобы насладиться великолепным видом на Байкал и окружающую природу.

ТуризмЭкономика и бизнесОбществоИркутск Байкал

40103

14.12.2023

Блогнот. Туризм на Байкале – привилегия не для местных

И ещё пару слов про туризм. Во всех разговорах о его развитии речь всегда идёт о привлечении платёжеспособных туристов извне. Заметили, что каждый губернатор говорит о том, что надо наращивать их число? Автор: Инга Гаврикова Фото из альбома "Байкал.

Анна Амгейзер

ТуризмЭкономика и бизнесБайкал Иркутск

55728

27.10.2023

Зимний туризм на Байкале: закрыть или изменить правила игры?

Байкал по праву считается одной из самых удивительных природных достопримечательностей нашей планеты, привлекающей туристов со всего мира. Зимой озеро превращается в настоящий ледяной рай, где каждый найдет что-то по душе и сможет окунуться в уникальную атмосферу.

ТуризмЭкологияИркутск Байкал

53585

20.10.2023

Инсайд. Смотровая на Ольхоне – три года ждали обещанного

Три года (!) ушло на то, чтобы согласовать на ольхонском мысе Бурхан установку такой смотровой. Этот мыс относится к памятникам природы, и смотровые (как и специальные дорожки) там нужны, чтобы остановить разрушение мыса, которое происходит из-за туристов.

Анна Амгейзер

ТуризмЭкологияЭкономика и бизнесБайкал Иркутск Бурятия

52944

29.09.2023

Байкал становится лидером внутреннего туризма: впечатления стоят каждого рубля

Конец сентября 2023 года, и люди уже начали бронировать номера на зимний отдых у Байкала. Это уникальное место привлекает все больше туристов благодаря своей красоте и удивительной природе.