Виталий Задворный,
Иван Лупандин

© Вокруг Света

ИсторияМир

3695

24.07.2010, 15:44

Пятый элемент эпохи гуманизма

Трактат Микеле Савонаролы о производстве спирта пропагандировал гуманистические идеалы.

Фото (Creative Commons license): Robert Bieber

Микеле Савонарола не был первооткрывателем спирта, но он продолжил дело своих предшественников и пытался усовершенствовать процесс дистилляции «горящей воды», полагая, что она, воздействуя на человека, сохраняет его здоровье и продлевает жизнь.

Всем известен трагический эпизод, ознаменовавший окончание мирного сосуществования дряхлеющей схоластики и нарождающегося гуманизма, — казнь доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola, 1452–1498) во Флоренции в 1498 году. Современники рассматривали эту казнь как знаковое событие, ознаменовавшее фиаско отчаянной попытки вернуть былое господство средневекового мировоззрения и средневекового уклада жизни. Именно так рассматривал его основоположник политических учений Нового времени, очевидец казни — Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli, 1469–1527).

Дед будущего проповедника, Микеле Савонарола (Michele Savonarola, 1386–1466), напротив, внес значительный вклад в пропаганду гуманистическо-эпикурейского уклада жизни. Он вошел в историю как автор трактата «Об искусстве изготовления горящей воды» (De arte conficiendi aquam ardentem), мотто которого было сформулировано его издателем, доктором медицины Валентином Кобианом (Valentinus Kobianus, первая половина XVI в.):

Забота о сохранении здоровья, чего более всего на свете желают смертные.

Средневековый человек, будь то Бернард Клервоский (Bernardus abbas Clarae Vallis, 1091–1153) или Франциск Ассизский (Franciscus Assisiensis, 1182–1226), никогда не подписался бы под таким утверждением. Под лозунгом заботы о здоровье набирал обороты итальянский гуманизм, ставший впоследствии всеевропейской идеологией. Микеле Савонарола — личный врач феррарских маркизов и герцогов — был одним из пропагандистов гуманистической идеологии, в борьбе с которой суждено было пасть жертвой его внуку Джироламо.

Микеле Савонарола родился в 1386 году в знатной семье города Падуи. Он получил образование в Падуанском университете и позднее преподавал там медицину. В 1440-м он был приглашен ко двору Феррары маркизом Никколо III д’Эсте (Niccolo` III d’Este, 1383–1441). После смерти Никколо Микеле Савонарола стал придворным врачом у его сына Лионелло (Lionello d’Este, 1407–1450), который правил Феррарой с 1441 по 1450 год, а затем у брата Лионелло — Борсо (Borso d’Este, 1413–1471), получившего герцогский титул от самого императора Священной Римской и остававшегося правителем Феррары до 1471 года.

У Микеле Савонаролы было пятеро сыновей, младший из которых — Никколо — стал отцом знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы. Согласно свидетельствам современников, дед успел позаниматься воспитанием внука, и даже прочил ему медицинскую карьеру. Дед был еще жив в 1461 году, когда знаменитому впоследствии внуку было 9 лет: в тот год Микеле Савонарола получил диплом от герцога Борсо, в котором тот называл его «нашим возлюбленнейшим врачом».

Портрет Микеле Савонаролы

Книга «Об искусстве изготовления горящей воды» посвящена маркизу Лионелло д’Эсте и начинается с обращения к нему; значит, она была написана не позднее 1450 года — года смерти Лионелло. С другой стороны, в самой книге упомянуто о смерти маркиза Мантуи Джованни Франческо I Гонзаги (Gianfrancesco I Gonzaga, 1395–1444). Таким образом трактат был написан между 1444-м и 1450-м. В 1484-м, уже после смерти автора, он был напечатан в Пизе и с тех пор неоднократно переиздавался.

Пишущий врач из Феррары

Роль Феррары в европейской политике сильно отличалась от ее нынешнего значения. О ней можно судить, в частности, по решению провести именно в нем первые заседания знаменитого Ферраро-Флорентийского собора, созванного папой Евгением IV (Eugenius IV, 1431–1447) для соединения греческой и римской церквей. Именно в Феррару прибыла в марте 1438 года многочисленная греческая делегация (около семисот человек) во главе с византийским императором Иоанном VIII Палеологом и Константинопольским патриархом Иосифом II. Из-за эпидемии чумы заседания собора в феврале 1439 года были перенесены во Флоренцию. Именно по благословению Евгения IV в Ферраре в 1440-м была открыта одна из первых в Италии больниц для бедных. Наконец, в Ферраре еще в 1391 году был открыт университет, который существует и по сей день. В этом университете получил образование внук Микеле — Джироламо Савонарола.

Бурная культурная и интеллектуальная жизнь привлекала сюда многих замечательных людей того времени. В том же университете учился Николай Коперник (Nicolaus Copernicus, 1473–1543), а при дворе маркизов д’Эсте работали знаменитые художники кватроченто Якопо Беллини (Jacopo Bellini, ок. 1400–1470) и Андреа Мантенья (Andrea Mantegna, ок. 1431–1506).

Литературное творчество Микеле Савонарола не ограничилось единственным трактатом. Его перу принадлежало еще несколько; все они были написаны, естественно, на латинском языке. Большинство из них — в том числе «О лихорадке», «О купаниях», «О пульсе» — были впоследствии изданы под общим названием «Каноническая практика» (Practica canonica, явная аллюзия на «Канон медицины» Ибн-Сины). Трактат «Об искусстве изготовления горящей воды» заметно отличается от них, поскольку находится на стыке алхимии и медицины.

«Горящая вода», или в латинском оригинале — aqua ardens, — это одно из распространенных в Средние века наименований спирта, который научились получать посредством дистилляции вина уже в XIII веке. Считается, что первооткрывателем спирта был болонский медик Таддео Альдеротти (Taddeo Alderotti, 1223–1295), получивший спирт путем дистилляции вина в 1264 году. Очень скоро были обнаружены полезные свойства спирта, о которых писали почти все известные деятели медицины. Рецепты дистилляции и описание свойств «горящей воды» имелись в алхимических трактатах, приписывавшихся великим ученым и богословам Альберту Великому (Albertus Magnus, 1193/1206–1280) и Раймонду Луллию (Raimondus Lullius, 1232–1315), а также Петру Испанскому (позднее взошедшему на папский престол под именем Иоанн XXI). Имена своих предшественников в получении и изучении свойств спирта неоднократно и с большим почтением упоминает Микеле Савонарола в своем трактате.

Как противостоять козням демонов

Трактат «Об искусстве изготовления горящей воды» любопытен также как взгляд изнутри на интересы того общества, которое можно назвать гуманистическим. Эти взгляды и представления определяли во многом и отношение общества к спирту. Начнем с того, что спирт называли в то время разными именами: aqua vitae («вода жизни»), aqua ardens («горящая, или пылающая, вода»), quinta essentia («квинтэссенция, то есть пятая сущность, или пятый элемент»). Напомним, что согласно аристотелевской картине мира, считавшейся общепринятой в Средние века, Вселенная считалась сферической и разделялась на две части: подлунный мир, состоящий из четырех элементов — земли, воды, воздуха и огня, — и надлунный мир, состоявший из пятого элемента, эфира.

Фото (Creative Commons license): Lisa Risager

Название «аквавита», разновидности скандинавской настойки, произошло от средневекового латинского наименования спирта (aqua vitae).

Микеле Савонарола излагает точку зрения алхимиков и астрологов того времени (из осторожности не соглашаясь с ней), которые считали, что эфир, из которого, как тогда было принято думать, состоят небесные тела, воздействуя на подлунный мир, предохраняет его от порчи и разложения; аналогичным образом квинтэссенция (то есть спирт) воздействует на человека, который есть «малый мир» (микрокосм), сохраняя его здоровье и продлевая его жизнь. Сам термин «квинтэссенция» применительно к спирту стал использовать впервые францисканский монах XIV века Иоанн из Рупесциссы (Johannes de Rupescissa, Jean de Roquetaillade) в своем трактате «О рассмотрении квинтэссенции всех вещей», который в последующем оказал большое влияние на Парацельса.

Этот французский францисканец был очень интересным персонажем: теолог, полемист и алхимик, настоящий средневековый революционер, пророчивший властителям и богачам революцию, которая уничтожит все их привилегии и накопленные богатства. За это он и провел большую часть из своих последних 20 лет жизни в тюрьме. Этот замечательный францисканец также искренне считал, что только aqua vitae — единственное универсальное средство, способное справиться с кознями демонов!

Так как Иоанн из Рупесциссы был в свое время заточен в тюрьму, ссылаться на него было небезопасно, и осторожный Микеле Савонарола его имени ни разу не упоминает. В отличие от многих алхимиков, видевших в спирте панацею, Микеле Савонарола, хотя и всячески восхваляет спирт, все же занимает по отношению к этому веществу более взвешенную позицию. Так, уже во введении к трактату «Об искусстве изготовления горящей воды» ставится вопрос, не вызывает ли употребление спирта дрожание головы. На этот вопрос автор отвечает, что такое может иногда происходить при неумеренном и неправильном употреблении спирта (правилам употребления спирта автор посвятил специальную главу в своем трактате, которая называется «Об обряде употребления горящей воды»). Любопытно, что, как выясняется из того же введения, этот вопрос ставит друг автора — знаменитый юрист Антонио де Розелли, известный благодаря своему сочинению «Монархия, или трактат о власти императора и Папы», в котором впервые формулируется идея мирового правительства. В то время еще не очень строго соблюдался принцип врачебной тайны, поэтому из трактата Микеле Савонаролы мы узнаем, что Розелли был большим поклонником «горящей воды», равно как и маркиз Мантуанский Джованни Франческо I Гонзага.

Главная ценность

Микеле Савонарола разделяет воззрение гуманистов Ренессанса, считавших здоровье одной из непреложных ценностей. Если вино и спирт помогают сохранению здоровья и способствуют продлению человеческой жизни (один из друзей автора — тоже медик — считал, что он обязан спирту дополнительными 22 годами жизни), то других аргументов не требуется. Хотя спирт к моменту написания трактата был хорошо известен, равно как и способы его получения, Микеле Савонарола продолжает эксперименты по дистилляции с целью оптимизации этого процесса (в частности, специалисты-историки отмечают, что Микеле Савонароле принадлежит идея охлаждать верхнюю часть дистиллятора путем обертывания ее льняными простынями, пропитанными холодной водой). Микеле Савонарола также продолжил опыты Иоанна из Рупесциссы по растворению в спирте различных веществ: к удивлению для феррарского медика неудачей закончилась попытка растворить в спирте тростниковый сахар. Эта неудача, впрочем, говорит о том, что спирт, полученный Савонаролой, был очень чистым и практически не содержал воды.

Фото (Creative Commons license): amy halverson

Современный перегонный аппарат.

Микеле Савонарола, как и многие диетологи XV века, предлагает свои рецепты пряного вина «гипокрас» (название «гипокрас» происходит от имени легендарного целителя из цикла легенд о Граале, а в конечном итоге от имени знаменитого врача Античности — Гиппократа) или «кларет» (это слово автор использует в значении «пряное вино», появившемся в позднем средневековье), представляющего собой смесь вина с настоянными на спирту пряностями: черным перцем, гвоздикой, корицей, кориандром и т. п. Однако, в отличие от французских диетологов начала XV века, он предлагает дистиллировать «кларет» для получения некоей целебной настойки.

Общее ощущение, возникающее от прочтения трактата «Об искусстве изготовления горящей воды», состоит в том, что люди XV века усиленно искали новых средств укрепления и восстановления здоровья. Уходил в прошлое средневековый аскетический идеал, некогда столь страстно проповедовавшийся Бернардом Клервоским. Рушилась также и аристотелевская физика, ибо такое вещество, как спирт, никак не вписывалось в теорию «четырех элементов» подлунного мира, созданную Аристотелем и преподававшуюся схоластами в средневековых университетах. Все это говорит о наступлении новой эпохи в истории европейской цивилизации, которую мы сейчас называем эпохой гуманизма.

При наступлении новой эпохи часто имеет место конфликт поколений. Обычно он протекает по той схеме, которую мы находим в знаменитом романе Тургенева «Отцы и дети»: дети — сторонники новой парадигмы, а отцы — отживающей старой. Но это не всегда так. Например, в романе Андрея Битова «Пушкинский дом», в котором описывается советское общество 1960-х есть глава «Дед и внук»: но там получается, что дед-диссидент «прогрессивнее» своего внука-конформиста. Если вернуться теперь к деду и внуку — Микеле и Джироламо Савонароле, то никто, конечно, не назовет конформистом Джироламо Савонаролу: но при этом этот неистовый проповедник защищал идеалы уходящего прошлого, а его дед отстаивал, пусть и осторожно, идеалы будущего.

Виталий Задворный,
Иван Лупандин

© Вокруг Света

ИсторияМир

3695

24.07.2010, 15:44

URL: https://babr24.com/baik/?ADE=87388

bytes: 13330 / 12638

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Виталий Задворный,
Иван Лупандин
.

Другие статьи в рубрике "История"

Во сколько сибирским тещам обойдутся масленичные блины от Ростроповича и Вишневской?

Началась неделя, когда мы должны умасливать друг друга и весну, разумеется. Широкая Масленица открыла свои двери непогодой в сибирском регионе. Настроение у весны не очень, похоже: то гроза с молнией, то дождь, то снежная вьюга, как в январе.

Анна Леро

ИсторияОбществоКак по-писаномуТомск

1989

11.03.2024

Фотовыставка «Фронт Цэгмид»: роль Монголии во Второй мировой

В Монголии проживает немало долгожителей, возраст которых перевалил за сотню лет. Наверняка они могут рассказать массу интересного. Но далеко не все из этих почтенных граждан были знакомы с первым советским генсеком.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия Россия

9304

07.03.2024

Викторины на Бабре. Ерохвост поспорил с лябзей и подрался с огурялой

Бабр подводит итоги февральской викторины. Мы в нашем телеграм-канале «Новосибирск. Бабр. Дальше некуда» в течение месяца традиционно предлагали ответить на три вопроса: что такое или кто такие ерохвост, лябзя и огуряла. Полная победа за читателями, на все вопросы новосибирцы дали правильные ответы.

Анна Леро

ИсторияКак по-писаномуНовосибирск

2412

05.03.2024

Инсайд. Что мы празднуем 23 февраля?

Окунёмся в историю... Вечером 10 февраля 1918 года делегация большевиков во главе со Львом Троцким, возвестили - в одностороннем порядке - о прекращении Первой мировой войны с государствами четверного союза (Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией).

Василий Чайкин

ИсторияОбществоРоссия

6291

23.02.2024

Альтернативная Монголия: путешествие в Музей истории пустыни Гоби

В том, что монгольский туризм – это не только Улан-Батор, можно убедиться по обилию нестоличных достопримечательностей. Не обязательно быть искушенным путешественником, чтобы найти что-то интересное для себя в монгольской провинции.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоТуризмМонголия

4049

21.02.2024

Во сколько сибирякам обойдется утка с яблоками от барона Мюнхгаузена

Рождество давно прошло, но это вовсе не значит, что утка с яблоками, поданная к столу, будет не к месту. Особенно если на эту птицу поохотиться правильно. Например, по методу барона Мюнхгаузена – пристрелив утку через дымоход. Если такового не имеется, можно купить птицу на рынке или в супермаркете.

Арина Родионова

ИсторияКак по-писаномуКультураТомск Новосибирск

15031

16.02.2024

Борьба за культурное наследие: Монголия возвращает исторические артефакты

Вопрос о возрождении культурного наследия в Монголии в последнее время стоит очень остро. На государственном уровне ведется комплексная работа по возвращению в разное время вывезенных из страны ценностей.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоМонголия

4021

05.02.2024

Во сколько сибирякам обойдется тушеная козлятина с овощами от Робинзона Крузо

Оказывается, у литературного персонажа Робинзона Крузо есть собственный день в календаре памятных дат – 1 февраля. Он так и называется – День Робинзона Крузо.

Анна Леро

ИсторияКак по-писаномуКультураНовосибирск

19058

01.02.2024

Монгольское наследие: мировое признание наскальных надписей Цогто-тайджи

В Монголии еще один культурно-исторический объект получил статус охраняемого ЮНЕСКО. Под защиту международной организации попали наскальные надписи Цогто-тайджи. В этом материале Бабр расскажет о том, чем памятник монгольской письменности заслужил такую честь, и в чем заключается его ценность.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоМонголия

4981

24.01.2024

Монгольская идентичность в центре внимания: ретроспектива Дня национальной свободы

Сегодня Монголия отмечает День национальной свободы и восстановления независимости страны. За последние полтора десятка лет праздник приобрел общенациональные масштабы и является одной из знаменательных дат монгольского светского календаря.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия

26653

29.12.2023

Во сколько сибирякам обойдется «жертвенный» новогодний поросенок

Совсем скоро мы будем накрывать новогодние столы, стараясь приготовить самые вкусные блюда. Символ наступающего 2024 года – Дракон – согласно восточному календарю, любит все яркое, острое и мясное, разумеется.

Анна Леро

ИсторияКак по-писаномуОбществоТомск Новосибирск

7679

22.12.2023

Монгольский след в истории конной культуры: загадки древнего седла

Племена, населявшие территорию Монголии на заре нашей эры, возможно, имели передовой опыт в развитии конной езды. Об этом свидетельствуют недавно найденные артефакты. В новом материале Бабр расскажет, почему ученые сделали такие выводы. Лошадь в Монголии имеет статус культового животного.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоМонголия

7864

18.12.2023

Лица Сибири

Лесовой Виктор

Иванов Антон

Балуев Алексей

Гусенкова Евгения

Колмаков Евгений

Кайдаш Андрей

Аксаментов Геннадий

Тугаринова Ирина

Бенчарова Наталья

Тулубаев Вакиль