Артур Скальский

© Газета

КультураМир

8467

18.03.2011, 21:35

Никита Михалков предложил закопать кинокритику в могилу

Сколько денег нужно, чтобы спасти национальный кинематограф, на сколько метров надо закопать российскую кинокритику, почему интернет грозит настоящей катастрофой и за что Господь наказал Японию — об этом и прочем своими соображениями поделился Никита Михалков в ходе мастер-класса.

16 марта, в московском Доме кино Никита Михалков дал мастер-класс «Понемногу обо всем». Рассказывал режиссер действительно о многом. Сперва о Станиславском, Мейерхольде, Михаиле Чехове, потом все больше о том, что нас окружает: о землетрясении в Японии, губительности интернета, о российском кино и своих последних фильмах, о болванках, с которых РСП должен был собирать 1%.

Между «нищим» арт-хаусом и «Яйцами судьбы»

По мнению Михалкова, «отвращение» российского зрителя от национальных фильмов связано с тем, что отечественные фильмы просто не хочется смотреть. «Зрители не хотят смотреть отечественное кино, и для этого очень много сделано,— возмущался режиссер.— Когда нищее, унижающее достоинство кино, которое не хочется смотреть не только второй раз, но и первый, объявляется арт-хаусом, становится священной коровой и получает „Слона“ [„Белый слон“— премия российской гильдии кинокритиков.— GZT.RU], возводится в ту степень многозначительного изучения…»

По другую сторону, отметил Михалков, находятся малобюджетные комедии, которые создаются ради беззаботного времяпрепровождения. «Если жить все время на „Яйцах судьбы“— потратили 2 миллиона, а получили 15 [„Наша Russia: Яйца судьбы“ при бюджете в $2 млн собрал в российском прокате $22 млн.— GZT.RU]! Хорошо-то как! Какая индустрия у нас классная! Это говорит только о том, что такое кино нравится смотреть, потому что его можно сидеть, смотреть, смеяться и есть попкорн».

«И это провал?»

Невысокие кассовые сборы фильма «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» ($7,5 млн) Михалков объяснил тем, что сегодня в России военно-патриотическое кино не способно окупать себя. «Говорят, у нас провал в прокате. Военно-патриотическая картина, которая идет почти три часа, собирает 260 млн рублей. И это провал? Да, конечно, если она стоила 30 млн, а собрала за первую серию 7. Но эти картины никогда сегодня не будут окупаться, до тех пор пока не вырастет индустрия».

Помимо качества фильмов для роста индустрии, считает Михалков, необходимы существенные инвестиции: «Для того чтобы поднять отечественный кинематограф, нужно на него потратить сейчас миллиард долларов».

Дополняя тему «провала» фильма «Предстояние» в прокате, Михалков напомнил, что $55 млн производственного бюджета— это стоимость двух частей дилогии, а также 13 серий, сделанных для телесериала: «На эти деньги сняты первая и вторая части. А также 13 серий для телевидения, стоимость которых на сегодня приблизительно 1,2 млн евро каждой серии. И это все сделано за тот бюджет».

«Нет, я не барин, я другой»

Тему денег Михалков закончил уточнением про сбор налогового процента с продаваемой записывающей техники и носителей. «Есть закон, и он существует во всем мире— сбор процента с чистых болванок. Этот закон принят Думой и правительством,— объяснил Михалков.— Его исполняют люди, подающие заявку, и организации, которые должны выиграть конкурс. Подаются заявки и определяется, у кого больше по этому поводу прав. У организации, в которую вхожу я [Михалков возглавляет Российский союза правообладателей (РСП).— GZT.RU], 78 филиалов по всей стране, и эта дочерняя организация от бывшего советского ВААПа [Всесоюзное агентство по авторским правам, реорганизовано в 1992 году.— GZT.RU], который всю жизнь занимался авторскими правами. И кто же тогда должен был выиграть, если не эта организация?»

Никита Михалков о том, почему его организация была выбрана как сборщик 1% с продажи записывающей техники и информационных носителей

«Не Михалков это придумал, не Михалкову это дали. Это конкурс, который был выигран,— продолжил режиссер.— Просто с Михалкова прошу спросить, куда деньги девались, а с других будет трудно спросить. Они просто не ответят. Можно ли по поводу того, что я сейчас рассказал, делать истерику: Михалков с нас налог берет, барин… Ну это же бред! Я бы мог говорить: „Нет, я не барин, я другой, работаю по 18 часов в день“. Да идите вы, я не хочу об этом говорить!»

Критики без трепета

Переключаясь на своих недоброжелателей, Михалков прежде всего отметил интернет-сообщество. «Интернет— это анонимность, это порождает безнаказанность,— объяснил Михалков.— Это возможность и желание ударить любого, да еще побольнее, зная, что никто никогда не узнает, кто ты. Тебя нельзя поймать за руку! Я назову тебя тварью, мерзавцем, и ты не узнаешь, кто я, а я тебе это сказал! Это часть той катастрофы, из-за которой мы можем пострадать».

Отдельным пунктом в интернет-среде Михалков отметил кинокритику. «Наша критика истребительна, — убежден режиссер.— Кинокритика России, я уже сказал это и повторю в этом году еще раз,— ее на пять метров в могилу закопать и посадить цветок сверху! Потому что в ней нет трепетного отношения к тому, что это их соотечественники работают. Они хотят, они могут не уметь, могут ошибиться, но они работают. Когда картина „Предстояние“ не получает в Каннах приза <…> что наши критики на своих сайтах размещают? „Ура, мы сделали это!“ Е-мое, ребята, вы чего, больные? Вы не любите Михалкова, да бог с ним, с Михалковым, но это кино отечественное, там русские актеры, там русские деньги, все, оставшиеся в стране. Все деньги на экране!»

Господь послал цунами

Тему невежества Михалков закрыл рассуждениями о глобальных изменениях в мире. «Начало этих событий уже происходит,— отметил кинорежиссер.— Посмотрите, что происходит в Японии. Дело даже не в вере, а в безбожье внутреннем, в отсутствии представления о том, что ты не один живешь <…> Оно все связано. И вот это постоянное использование, унижение окружающего мира — оно приводит к тому, что Господь говорит: „Ребята, вы чего делаете?“ И посылает бедным японцам девятибалльное землетрясение с цунами».

Впрочем, свою встречу Михалков закончил на более созидательной ноте, напомнив пару вечных истин. «Не по силам Господь креста не дает»,— напомнил кинорежиссер.

Артур Скальский

© Газета

КультураМир

8467

18.03.2011, 21:35

URL: https://babr24.com/?ADE=92403

bytes: 6117 / 6066

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

4463

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

3321

26.04.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Граффити. Стрит-арт», спектакль «Мне осталась одна забава» и арт-вечер «Контекст»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 27 апреля по 3 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции. Арт-вечер «Контекст» 27 апреля Правобережный дворец культуры приглашает всех желающих на арт-вечер «Контекст».

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

3078

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

8986

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

5088

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

3753

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5856

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

6162

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

5011

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

5171

24.04.2024

Монгольский павильон в Венеции: символизируя настоящее из будущего

20 апреля в Венеции стартовала 60-я биеннале современного искусства. Юбилейное мероприятие проходит под заголовком «Чужестранцы повсюду». В числе 88 стран, представленных на этой платформе, особенное внимание привлекает к себе монгольский павильон.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия

11517

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

13964

23.04.2024

Лица Сибири

Сысоева Елена

Бердников Александр Васильевич

Резников Владимир

Лесовой Виктор

Павлова Лариса

Откидач Александр

Усов Евгений

Малышенко Виктор

Тетерина Оксана

Петров Сергей