Артур Скальский

© Yтро.Ru

РелигияМир

2814

19.08.2003, 16:36

Препарат йоги

Когда о чем-то ничего не знаешь, то, чтобы тебя в этом не заподозрили, надо на это "что-то" наклеить ярлык и подписать этикетку. Например, такую: "Йога – оздоровительная гимнастика". Или такую: "Йога – чудесное исцеление". Можно и такую: "Йога – хождение по горящим угольям".

Насчет хождения йогов по углям и острым иглам, а также стояния на голове, многочасовой задержки дыхания и прочего стало известно во времена английского господства в Индии. Все индусы, кто мало-мальски преуспел в этих искусствах, торопились продемонстрировать свои умения изумленным белым – разумеется, не бесплатно. И уже совсем недавно – каких-нибудь 50 лет назад – йога была воспринята в качестве лекарственного средства, исцеляющего наверняка и совершенно безвредного для организма. В этом качестве она существует и поныне, распространяясь в народе с помощью многочисленных печатных "руководств", а также в разнообразных "оздоровительных центрах". О том, что йога – это в первую очередь религиозная практика, вспоминать как-то не принято.

Что касается меня, то я люблю докапываться до корней и доискиваться изначального смысла. Особенно когда дело касается чего-то экзотического, предлагаемого в качестве панацеи – надо точно знать, чем и зачем тебя "лечат". Так вот, в изначальном смысле йога – это никоим образом не гимнастика и не чудеса физической выносливости, хотя и то, и другое в ней есть. Йога – это тщательно разработанный набор средств и приемов для достижения строго определенных состояний сознания, оценивающихся традицией как реализация религиозной истины учения – как "освобождение". В брахманской традиции это состояние называется мокша, в буддийской – нирвана и т.д. В большинстве систем индийской философии йогический опыт считался одним из источников познания и на него можно было ссылаться в философской дискуссии. Например, в буддизме такой опыт – единственный источник познания и, более того, единственно возможная форма исповедания этой религии.

Собственно, на этом можно было бы и закончить, поскольку ясно, почему заниматься йогой в "группе здоровья" не стоит. Ведь если йога является религией, то изъятие из нее нескольких физических упражнений ради оздоровительных целей – это, извините, препарирование трупа. Впрочем, европейской фармакологии сие не впервой: экстракты целебных трав, порошок из плазмы крови и мазь с добавлением выжимок спермы – все это продукты препарирования. Они так и называются – препараты. Впрочем, я ничего не имею против фармакологии и всей медицинской науки в целом. Единственное возражение – душу она лечить не умеет. А йога умеет. Остается только понять, как и чем, чтобы ответить на вопрос, нужно ли подобное лечение персонально мне (тебе, ему, ей)?

Существует несколько йог, и они различаются не столько техническими приемами, сколько направленностью психотехники – относительно понимания того, какого именно состояния сознания должен добиться йогин. Классической считается йога Патанджали, которая одновременно представляет собой одну из шести даршан (систем) индуистской философской традиции. Иначе она называется раджа-йогой, или царственной йогой. Освобождение в этом учении понимается как разъединение духа (пуруша) и материи (пракрити): в своем неведении дух (или сознание) ложно отождествляет себя с различными материальными объектами. Нелишне задуматься над последней фразой. Кем считает себя человек, если не совокупностью собственного тела, способностей, успехов, имущества, социального статуса и т.п.? Все это – тонкие модификации пракрити, или, говоря проще, следы материального мира, образующие индивидуальную психику.

Мудрец Патанджали, написавший "Йога сутры" в III в. н.э., определил йогу как "прекращение деятельности сознания". Как только дух (пуруша) перестает отождествлять себя с эмпирическими (повседневными, зависящими от обстоятельств) формами развертывания сознания, он становится "зрителем", он реализует абсолютную обособленность и погружается в собственную природу. Все, с чем дух ошибочно связывал себя – милый овал лица или, наоборот, мужественная челюсть, привычка пить чай с лимоном, привязанность к любимой собачке Джерри, отличное знание французского, должность главного менеджера или статус примадонны на сцене провинциального театра – словом, все, чем мы себя считаем, исчезает из сознания бесследно и навсегда. Кто готов к этому – может обратиться к йоге Патанджали.

Достижение освобождения (в классической йоге оно называется кайвалья) предполагает прохождение восьми ступеней совершенствования. Любопытно, что первая (самоконтроль) предписывает адепту всего-навсего вести добродетельную жизнь – не совершать насилия, быть честным и т.д., или создавать контролируемый положительный образ себя. Следующая ступень, помимо соблюдения ритуальной, физической и нравственной чистоты, включает в себя различные формы аскезы, воспитывающие терпение и удовлетворенность имеющимся. И только на третьей ступени начинается собственно гимнастика, или изучение медитационных поз (асаны), а на четвертой (пранаяма) – упражнения по регуляции дыхания. Пятая ступень учит добиваться прекращения деятельности органов чувств, или первоначального отделения сознания от окружающего материального мира. На этом заканчивается подготовка и начинается собственно йогическое созерцание.

На шестой ступени йогин учится фиксировать сознание на определенном месте (это может быть одна из чакр или же внешние объекты). Седьмая ступень – это уже не одномоментная концентрация, а однородное течение содержаний сознания, удерживаемых на одном и том же объекте. И, наконец, на восьмой ступени (самадхи) степень процесса созерцания настолько углубляется, что сознание лишается собственной формы и остается один лишь объект. На этой ступени возникают разнообразные паранормальные способности, характер которых определяется объектом сосредоточения. Если йогин концентрировался на Солнце, то он обретает знание вселенной. Если на горловом центре – то возникает способность самопроизвольно устранять голод и жажду. Могут проявиться и такие способности как невидимость, знание прошлых рождений, постижение расположения и движения звезд, власть над чувствами других людей, помещение собственного сознания в чужое тело и т.п.

Однако все эти вещи отнюдь не являются признаками кайвалья, или освобождения – наоборот, это лишь помехи на пути к нему. Освобождение наступает лишь по достижении абсолютного бесстрастия – особенно относительно вышеописанных способностей и всеведения, и предваряется оно высшей ступенью йогического сосредоточения, называемой "облако дхармы". "И тогда Пуруша, представляющий собой лишь свет своей сущности, становится чистым и абсолютно обособленным". Надо понимать, мир вещей, в котором мы с вами существуем, перестает существовать для йогина. А что дальше – не знает никто, ибо на этом месте "Йога сутры" Патанджали заканчиваются.

В средние века на основе двух ступеней классической йоги (ступени поз и регуляции дыхания) возник особый вид йогической практики, получивший название хатха-йоги – насильственной йоги, или йоги с усилиями. Его приверженцы считали, что трансформации сознания можно достичь посредством направления жизненной энергии (праны) в чакры. Именно они разработали сложнейшие комплексы поз и дыхательных упражнений, которые и были восприняты европейцами как собственно йога – и подверглись профанации в качестве гимнастической терапии. Однако хатха-йога была популярна, в первую очередь, среди отшельников (глубоко верующих аскетов), которые считали, что тело, закаленное в огне хатха-йоги, трансмутирует в бессмертное "йогическое тело", и тем самым происходит желанное освобождение йогина – при жизни.

Надо полагать, что в классической йоге освобождение все-таки происходило после смерти. То есть йогин, остающийся в медитационной позе несколько, страшно сказать, месяцев, постепенно уходил в мир иной, разотождествляясь с пракрити навсегда. Уходил, заметьте, исключительно благодаря усилиям собственного сознания, беспрекословно подчиненного его обладателю. Уходил абсолютно отрешенным от сей юдоли скорбей – в мир чистого созерцания, в мир отсутствия неудобств плоти и дешевых душевных терзаний.

...Один мой знакомый несколько лет всерьез занимался йогой. Этот человек вызывает восхищение у всех, кто его знает: его спокойствие беспредельно, почти на грани того, что можно выразить словами. Это совсем не то, что имеют в виду, говоря, что человек никогда не раздражается. При любых обстоятельствах, в любой ситуации, находясь рядом с ним, до холода в позвоночнике чувствуешь, насколько все в его руках, потому что ему абсолютно все до фени. И этот человек пару лет назад сказал, что он прекратил свои занятия йогой. Потому что-либо в это нужно уходить с головой, оставив все, либо бросать. Кажется, я начинаю его понимать... И как после этого идти в группу "оздоровительной восточной гимнастики"?

Катерина Стасина

Артур Скальский

© Yтро.Ru

РелигияМир

2814

19.08.2003, 16:36

URL: https://babr24.com/?ADE=8689

bytes: 8833 / 8810

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Религия"

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

16536

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября. Глава Католической церкви встретился с президентом Ухнаагийн Хурэлсухом, принял участие в совершении молитвы благодарения вместе с монгольскими католиками и провел встречу с представителями различных религиозных организаций Монголии.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоМонголия

65685

05.09.2023

«Маленькая по численности, но живая верой»: для чего Папа Римский едет в Монголию?

Папа Римский Франциск посетит Монголию с 1 по 4 сентября. Понтифик приедет по приглашению монгольского президента Ухнаагийн Хурэлсуха. Основная программа визита до сих пор неизвестна.

Денис Большаков

РелигияОбществоМонголия

17164

30.08.2023

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

36353

29.08.2023

Телеграм Томска за неделю: дома около Красной мечети, собачий вопрос и лето без кваса

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 7 мая 2023 года включительно.

Андрей Игнатьев

РелигияБратья меньшиеЭкономика и бизнесТомск

81017

08.05.2023

Кадыров, мэрия Томска – «Вектору» никто не указ

Арбитражный суд Томской области не изменил своё решение по поводу строительства трёх четырёхэтажных домов рядом с Красной мечетью. Администрация Томска якобы незаконно отказала фирме «Вектор» в возведении многоквартирников по адресу: улица Трифонова, 18.

Андрей Игнатьев

РелигияКультураЭкономика и бизнесТомск

88979

16.03.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

39199

25.01.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

12994

17.01.2023

Опрос: поддерживаете ли вы приезд Папы Римского в Монголию?

Папа Римский Франциск извинился перед бурятами, но открыло ли это ему дорогу в Улан-Батор? Бабр проводит опрос среди читателей.

Бабрдай Шударга

РелигияПолитикаМонголия Бурятия

37913

19.12.2022

Инсайд. Хамбо лама Аюшеев паразитирует на бурятском языке?

Мы привыкли идеализировать Хамбо ламу. Мы несколько десятилетий пытаемся понять нашего буддийского иерарха и разгадать, как нам казалось, его тонкие и важные посылы, призванные развивать и укреплять бурятское общество.

Пётр Нокс

РелигияКультураПолитикаБурятия Монголия

40789

16.12.2022

Инсайд. Монголия в будущем - христианская страна?

Мысли по поводу визита Папы Римского в Монголию. Папа Франциск по приглашению президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха в ближайшее время посетит Монголию.

Пётр Нокс

РелигияПолитикаМонголия Корея

86781

03.10.2022

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

37661

07.09.2022

Лица Сибири

Ершов Дмитрий

Сарапулов Захар

Климов Константин

Назимова Анжелика

Очиров Виктор

Лыгденов Виталий

Мантатова Татьяна

Березин Владимир

Кравчук Олег

Малышенко Виктор