Артур Скальский

© Babr24.com

КультураМир

8733

23.04.2010, 15:53

Духовный подвиг с подзатыльниками

Оказывается, в Великой Отечественной войне победили не Красная Армия и партизанское движение, а смиренный поп с крестом и иконой, под чутким руководством гитлеровцев возрождавший православие на оккупированной советской территории.

Об этом поведал зрителям режиссёр Владимир Хотиненко в своём фильме «Поп», премьера которого состоялась в день Пасхи, 4 апреля, в Храме Христа Спасителя.

По заказу ЗАО «РПЦ»

Как сказано на официальном сайте фильма, положенный в основу его сценария роман Александра Сегеня «Поп» был написан автором с благословения покойного патриарха Алексия II. После просмотра фильма нынешний настоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл дал ему положительную оценку, в которой поставил знак равенства между гитлеровскими оккупантами и Советской властью: «…Это героическая страница нашей истории. Как можно было воспитывать людей, возрождать православие, получая подзатыльники от оккупантов, а затем – от своих собственных властей?»

Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в богодухновенности созданного тандемом Сегень-Хотиненко продукта, в верхнем правом углу экрана в течение всего фильма красуется эмблема «Православной энциклопедии» – издательства РПЦ. На этом основании можно сделать вывод, что в фильме «Поп» высказана официальная позиция Русской православной церкви.

«Отец, окропи водой! Побыстрее!»

Лубочность и фальшь фильма видны с первых же кадров. Действие картины начинается 21 июня 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, в латышском селе Тихое. Где-то совсем рядом творится история, считанные часы остались до нападения гитлеровских полчищ на нашу Советскую Родину. Мы же видим, как местный православный священник отец Александр Ионин в исполнении Сергея Маковецкого вырезает из бумаги силуэты ангелов, святых и прочей церковной дребедени. Слушаем его нравоучительный монолог, обращённый к назойливой мухе. Становимся свидетелями его диалога с женой, дородной матушкой Алевтиной, роль которой сыграла Нина Усатова. Благодаря компьютерной графике наслаждаемся видами раскинувшегося окрест благолепия – зеленью лугов да лесов, прозрачностью речной воды.

Вот перед нами отец Александр решает важную проблему – еврейской девочке Хаве, роль которой исполнила Елизавета Арзамасова, приспичило отречься от иудейского вероисповедания и принять православие. Священник проводит с отроковицей разъяснительную беседу, в результате которой та ещё крепче утверждается в принятом решении. Авторы фильма пытаются уверить зрителя, что растущего в селе, на природе здорового ребёнка интересуют не игры со сверстниками, походы по грибы-ягоды и купание в речке, а исключительно пыльная библия, нудные молитвы, набитые толчёным кирпичом и трухой «мощи святых» и приторный запах благовоний.

В таких архиважных заботах встретил слуга божий начало войны. Далее перед нашим взором разворачивается презабавный эпизод. Через село, неизвестно откуда и неизвестно куда, мимо отца Александра мчится одинокий советский танк. Вдруг он останавливается, словно вкопанный, из люка выскакивает лет двадцати с небольшим механик-водитель, подбегает к священнику и просит: «Отец, благослови! Скорее! Может, это… святой водой окропить?» Батюшка несётся в дом, возвращается с какой-то плошкой и выплёскивает воду вслед отъехавшему танку.

Эта сцена фальшива насквозь, потому и вызывает гомерический хохот. Вчерашний советский десятиклассник, родившийся и выросший в советское время, учившийся в атеистической советской школе, избавленный от необходимости зубрить Закон божий, зато изучавший теорию эволюции Дарвина, на голубом глазу обращается за каким-то благословением к попу, который для него такой же архаизм, как какой-нибудь древнеегипетский фараон. Очень глупый, притянутый за уши эпизод.

Возрождение духовности под гитлеровской фуражкой

Далее авторы фильма показывают нам начало «духовного подвига» священника Ионина. Его вызывает в Ригу тамошний митрополит, роль которого исполнил Юрий Цурило. Мы видим сидящих за столом священников, слушаем их разговор. Ненавидящие Советскую власть, они горячо обсуждают предложение гитлеровских оккупантов «возрождать церковную жизнь» на территории Псковской области, то есть открывать приходы и окучивать местных жителей, внушая русским унтерменшам, что немецкая власть от бога, прививая им благоговейный ужас перед Великим рейхом и почтение к представителям арийской нации.

Курирует Псковскую православную миссию немецкий офицер русского происхождения Иван Фёдорович Фрайгаузен в исполнении актёра Анатолия Лобоцкого. Фрайгаузен из «бывших», из тех, кто после Октябрьской революции с оружием в руках боролся против принявшего Советскую власть народа, кому довелось быть битым и драпать без оглядки, кого вовремя не достала чапаевская шашка и будённовская пуля. Теперь он служит Великому рейху и любит Россию, которую, как любят выражаться либералы, «мы потеряли».

Ионину предложено отправиться на Псковщину и возглавить один из сельских приходов. Поломавшись для вида, отец Александр соглашается. В селе при помощи местных жителей он занимается исключительно «важными» в условиях оккупации делами: ремонтирует разрушенную «безбожными большевиками» церковь, достаёт заброшенный в реку теми же «красными иродами» колокол, устраивает крестные ходы и молится, чтобы «всё было по-божески».

Недалеко от села немцы устроили концентрационный лагерь для военнопленных «Саласпилс». Жуткие условия их проживания были обусловлены, по мнению создателей фильма, исключительно тем, что «кровавый Сталин» не подписал в своё время некую Женевскую конвенцию; иначе их непременно кормили бы ананасами в шампанском и клубникой со сливками. Им, брошенным «безбожным большевистским режимом», помогает один лишь отец Александр, время от времени привозя им изготовленные селянами рукавицы и валенки, часть которых забирают себе немцы.

Однажды на глазах священника фашисты вешают четверых партизан: троих юношей и девушку. В расправе принимает личное участие куратор Ионина Фрайгаузен, подтолкнувший служивший эшафотом грузовик. В порыве чувств отец Александр прогоняет палача из своего дома, однако затем смягчается и вновь ведёт с ним душеспасительные беседы о судьбах православия в России.

Звери-комиссары

Действующие в окрестных лесах партизаны показаны в фильме этакой безликой серой массой, действующей под руководством звероватого комиссара, воплощающего в себе «кровавый сталинский режим».

Единственный симпатичный партизан – молодой красноармеец Алексей Луготинцев (актёр Кирилл Плетнёв), тайно вернувшийся в родное село после того, как его часть была разбита в первые дни войны. Немцы убили его невесту Машу, и теперь он мстит фашистам. Но делает это как-то не по-божески, не по-христиански. Сгоряча даже надумал грохнуть самого Ионина за сотрудничество с оккупантами; пришёл к нему в церковь и выстрелил, однако промахнулся и попал в икону. После душеспасительной беседы с отцом Александром одумался и стал человеколюбцем.

А вот направленный советским командованием в отряд комиссар – не местный – оказался поистине кровожадным типом. Всё требовал от партизан уничтожать полицаев. Партизаны пытались утихомирить его: дескать, полицаи у нас мирные, не шибко балуют. А ему, антихристу, и того показалось мало, самого попа надумал шлёпнуть. Спасибо Луготинцеву – объяснил комиссару, что поп человек хороший. Однако комиссар своё наверстал. Когда, по выражению либералов-антисоветчиков, «сам народ» – разумеется, без всякого военного руководства, Советского правительства, руководящей роли ВКП(б), Ставки Верховного Главнокомандующего и лично Сталина, – прогнал немцев и освободил село, этот зверюга ногами избил смиренного служителя божьего. Даже странно, что не зарыл живьём в землю. Комиссары – они ж такие…

Власовская клюква

После просмотра картины можно смело сказать, что фильм Владимира Хотиненко «Поп» стал очередным шагом на пути того чёткого курса, который Русская православная церковь взяла ещё при покойном патриархе Алексии II и продолжает при нынешнем патриархе Кирилле. Это курс на отрицание и очернение советского прошлого, агрессивный антикоммунизм, борьбу с наукой и религиозное мракобесие. При этом РПЦ стала верной служанкой государственной власти, помогая последней туго затягивать духовную удавку на шее народа. В качестве инструментов в этом деле активно используются обман, подтасовки исторических фактов, развесистая клюква и наваристая лапша.

ramon1.livejournal.com

Артур Скальский

© Babr24.com

КультураМир

8733

23.04.2010, 15:53

URL: http://babr24.com/?ADE=85332

bytes: 8465 / 8423

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Королева оперетты. Зое Виноградовой – 90!

Поклонники лёгкого жанра помнят её по роли очаровательной Мари Лятуш в легендарном фильме-оперетте 1958 года «Мистер Икс», а театралы Северной столицы вот уже более 70 лет без устали аплодируют её ярким и задорным героиням, блистающим на сцене Театра музыкальной комедии.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

2780

28.11.2020

Театр Пилигримов имени Загурского, или Оптимизация по‑дячуковски

Ломать – не строить. Русская пословица В Красноярском крае запущена процедура перевода муниципального театра посёлка Мотыгино в ведение краевого Министерства культуры. То есть в ближайшее время в Красноярье станет одним краевым театром больше.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

7899

27.11.2020

Комиссар советского экрана. К юбилею Нонны Мордюковой

Громадный талант. Она умела всё!

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

5718

25.11.2020

Врио ректора БГУ Игнатенко погряз во лжи и втянул в неё «Бабу Груню»

Ложь давно является «фирменным» стилем г-на Игнатенко. Не удержался он и на сей раз, распространив в социальных сетях информацию о «тайнике» в БГУ, в котором он обнаружил списанные картины. Во-первых, никакого «тайника» нет и не было.

Лера Крышкина

КультураОбразованиеРасследованияИркутск

37990

25.11.2020

Не вышел из него Иисус. Стих дня от Сергея Шнурова

Поэт и музыкант Сергей Шнуров отреагировал на интервью экс-гитариста Стаса Михайлова Вячеслава Кузнецова Федеральному агентству новостей, из которого стало известно об увольнении нескольких участников музыкального коллектива.

Филипп Марков

КультураКак по-писаномуРоссия

8277

23.11.2020

Комедийная красотка. Лучшие роли к юбилею Голди Хоун

У неё были все шансы попасть в обойму романтических голливудских блондинок, но ярчайший комедийный дар не позволил затеряться среди других красоток.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

13539

21.11.2020

Народный автор «Журавлей». К 100‑летию Яна Френкеля

Музыка Яна Френкеля, слова Инны Гофф, поёт Иосиф Кобзон. Русское поле.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

7830

21.11.2020

110 лет назад умер Л.Н. Толстой: антиклерикал, космополит, пацифист и вегетарианец

110 лет минуло со дня смерти Льва Николаевича Толстого. Но и сейчас большинство его высказываний о религии, патриотизме и милитаризме не потускнели, не потеряли прежней актуальности. Предлагаем вам в этом убедиться. Ночью 10 ноября 1910 года по новому стилю Толстой навсегда покинул Ясную Поляну.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоРоссия

7131

20.11.2020

ВЦИОМ в стране гитаристов

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в паузе между публикациями рейтингов политиков и партий, призванных убедить россиян, что они всё ещё доверяют президенту Путину и партии «Единая Россия», решил проверить музыкальные предпочтения наших граждан и уровень владениями ими ...

Филипп Марков

КультураОбществоРоссия

7268

17.11.2020

Не надо басен! Лучшее от Николая Эрдмана к юбилею автора

Вся жизнь его была похожа на любовь, А наша жизнь похожа на измену. Н. Эрдман. «Самоубийца» Пьесы «Мандат» и «Самоубийца», фильмы «Весёлые ребята», «Волга‑Волга» и «Смелые люди», оперетты «Нищий студент» и «Летучая мышь».

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

11681

16.11.2020

Звезда из Верхнеудинска. Кларе Кадинской – 90!

15 ноября 90-летний юбилей отмечает выдающаяся оперная певица и педагог, профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского, заслуженная артистка РСФСР Клара Григорьевна Кадинская.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия Бурятия

12337

15.11.2020

О совести, браке и смысле долголетия от мастера жанра. К юбилею Роберта Стивенсона

Два обязательства возлагаются на всякого, кто избирает литературную профессию: быть верным факту и трактовать его с добрым намерением.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

13953

14.11.2020

Лица Сибири

Антоненко Александр

Трофимова Эльвира

Покацкий Вячеслав

Алексеева Майя

Смирнов Олег

Большешапов Александр

Воробьев Евгений

Перевозников Сергей

Бычков Игорь

Купцевич Андрей