Анатолий Тепляков: наедине с музыкой

Автор: Артур Скальский,

Источник: © Babr24.com,

Культура, Иркутск

17.03.2010 15:16

4192

298

«Русская женщина родила богатыря», – написала одна из газет Боханского района Иркутской области, когда 25 сентября 1952 года на свет появился мальчик весом 6 килограмм 200 грамм. Но спустя пять лет малыш перенёс тяжёлое заболевание и потерял зрение.

Судьба сыграла с ним злую шутку, а в ответ он решил сыграть на гармошке, которую ему купила мама. С тех пор жизнь Анатолия Теплякова связана с музыкой.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза композиторов России, автор симфонической, хоровой, камерной музыки, произведений для оркестра русских народных инструментов, вокальной музыки на стихи поэтов, в том числе Марка Сергеева, Анатолия Кобенкова, Владимира Скифа. Иркутские театралы помнят спектакли драмтеатра имени Охлопкова и театра юного зрителя имени Вампилова с музыкальным оформлением Анатолия Теплякова. Его талант многогранен.

О творчестве иркутского композитора, лауреата международных конкурсов снят документальный фильм «Путешествие музыканта». В этом вечном путешествии его сопровождают и музыкальные коллективы Иркутского регионального отделения Всероссийского общества слепых, с которыми он работает уже 35 лет! Репетиции проходят несколько раз в неделю.

Ансамбль «Багульник» и народный ансамбль «Верность» общества слепых известны не только в Иркутской области, но и за её пределами. «Одной солистке 83 года, а в ней столько энергии… на целый город!», – восхищается композитор. Порой с трудом находит нужные слова, но не потому, что нечего сказать. Скорее потому, что человеку, погружённому в мир музыки, слова, возможно, кажутся поверхностными.

Состояние «Четвёртой симфонии»

– Когда я был школьником, нас водили на концерты в Иркутскую филармонию, – вспоминает Анатолий Тепляков. – Однажды мы слушали Четвёртую симфонию Чайковского, и в какой-то момент я словно… исчёз: не чувствовал ни рук, ни ног. Всё вокруг куда-то пропало, оставив меня наедине с музыкой. Можно сказать, что выросли крылья, и я полетел, но это не так. Не было ничего – ни крыльев, ни окружающего мира. Только я и музыка. Это трудно объяснить и выразить словами.

Писать музыку нужно так, чтобы она помогла людям достичь подобного состояния. Человек должен пережить его хотя бы несколько раз. Даже одного такого мгновения достаточно, чтобы оно потом годами согревало душу, наполняя сердце теплом и отгоняя уныние, как огонь отгоняет хищников. Нам это нужно. Без этого мы – нелюди. Если кто-то этого ещё не понял, ему надо включить музыку, настоящую, а лучше – сходить на концерт.

– Музыка – самая верная спутница жизни, она встречает человека колыбельной и провожает его похоронным маршем. Значит ли это, что между музыкой и человеком существует какая-то особая связь?

– Из всех искусств – музыка самая близкая человеку. В мире столько книг, но многие ничего не читают. Ещё меньше ходят в музеи – нет желания, внутренней потребности. Однако вы не встретите людей, равнодушных к музыке. Другой вопрос, что кому-то что-то не нравится, но при этом человек всегда найдёт музыку себе по душе. Кто знает, быть может, эта любовь берёт своё начало с первых мелодий, которые новорожденному напевает мать.

Ребёнку – шоколадку, композитору – идею

– Анатолий Иннокентьевич, с чего начинается музыка?

– С идеи… Раньше было проще. Мой друг, актёр и режиссёр Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Борис Деркач, Царство ему Небесное, когда ему нужна была музыка к постановке, приходил ко мне домой. Сначала обязательно дарил моей дочери Иринке шоколадку, а потом театрально поставленным голосом говорил: «Анатолий Иннокентьевич, возьмёмся за процесс». Примерно так и начиналась музыка (смеётся).

За Анатолием Тепляковым музыкальное оформление к спектаклям «Антигона» и «Пигмалион», поставленным на сцене драмтеатра «королём кассы», как называли Бориса Деркача за аншлаги на его спектаклях. Музыкальные произведения Анатолия Иннокентьевича исполнялись в Иркутской филармонии. «Замечательная певица Светлана Коновалова спела весь мой Ахматовский цикл», – рассказывает он о своём вокальном цикле на стихи великой русской поэтессы. Благодарит и женский хор Татьяны Поздняковой, приговаривая: «Мне грех жаловаться».

– Вы многие годы работали с детским музыкальным театром. У вас есть произведения для детей?

– Сборник детских песен «Одуванчик» на стихи разных поэтов. С детьми я проработал почти 20 лет во дворце детского юношеского творчества во втором Иркутске. Режиссёром у нас была Зинаида Ефимовна Медведева. Когда она ставила спектакли по мотивам сказок, часто просила написать к ним музыку, что я и делал – быстро и с радостью. Позже сказки вдохновили на создание фортепианного цикла «Заметки из сетевого дневника» из 25 пьес для детей и юношества.

Большое видится на расстоянии

– Анатолий Иннокентьевич, вы неоднократный лауреат международных музыкальных конкурсов, победа в каком из них вам наиболее дорога?

– Самым важным, пожалуй, был международный конкурс имени Сергея Прокофьева в Санкт-Петербурге. В 2003 году конкурсная комиссия под председательством композитора Родиона Щедрина удостоила мой фортепианный цикл «Семь пьес для восьми рук» второй премии. Самое дорогое во всей этой истории – признание со стороны Родиона Щедрина. Мне очень близко творчество этого выдающегося композитора. Как-то Дмитрий Шостакович спросил Щедрина: «Скажите, Родион Константинович, если бы вас отправили на необитаемый остров, какую бы партитуру вы взяли с собой?». Он ответил: «Искусство фуги» Баха». И в свою очередь спросил: «А вы, Дмитрий Дмитриевич?» – «Песнь о земле» Малера».

– А чтобы вы взяли с собой на необитаемый остров?

– Как можно больше произведений Шумана. Это один из моих любимейших композиторов.

Кроме победы в конкурсе имени Сергея Прокофьева в копилке Анатолия Теплякова премии специального международного конкурса композиторов в Чехии, лауреатом которого он становился дважды, – в 1988 и 1997 годах. Осенью 2005 года иркутянин был удостоен первой премии международного конкурса «Композитор и фольклор».

Воспитание музыкой

– Музыку называют универсальным языком, не требующим перевода. Почему же тогда одни, по собственному признанию, ничего не понимают в «классике», а другие морщатся при слове «джаз»?

– При этом всех объединяет любовь к музыке. Тот, кто никогда не ходил в органный зал, мог не пропустить ни одного рок-концерта. Меня, например, мало трогает джаз. Почему? Не знаю. Больше интересует другой вопрос: а воспитывает ли музыка человека? Думаю, что да. Это не просто ублажающие звуки, в них заложен какой-то воспитательный элемент.

– В отношении художественного произведения принято давать оценки типа: «В романе говорится…» и далее следуют выводы о том, что хотел сказать автор. А музыкальное произведение можно оценить подобным образом?

– Иногда композиторы сами раскрывают смысл своих сочинений. Тот же Чайковский написал Надежде Филаретовне фон Мекк письмо с разъяснением замысла своей Четвёртой симфонии. Но далеко не всегда вы найдёте «авторский путеводитель». Тогда к делу приступают теоретики от музыки, но я отношусь к их выводам настороженно. Если в романе «Отцы и дети» и без комментариев Тургенева понятно, что речь идёт о конфликте поколений, то сделать однозначный вывод в отношении музыкального произведения практически невозможно.

«Просто я здесь живу»

– Анатолий Иннокентьевич, вы автор музыки для оркестра народных инструментов, есть в вашем репертуаре и сочинения для балалайки, баяна...

– Меня очень интересует фольклорное творчество, музыкальная архаика как коренных народов Сибири, так и русского народа тоже. Музыка предков, назовём её так, хотим мы этого или нет, всегда найдёт нужные струны в душе каждого из нас. Ведь в те далёкие времена люди не просто отвлечённо слушали музыку, как сейчас, они её исполняли – это было частью их быта.

В Древней Руси, полторы тысячи лет назад, музыка играла у славян одну из первостепенных ролей. «Они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные», – цитирует Карамзин византийских историков, запечатлевших в своих записках жизнь древних славян.

В планах – написать концерт «Ангара» для смешанного хора и инструментального ансамбля... и чтобы колокола звучали.

– Подарок к 350-летнему юбилею города?

– Дело не в юбилее. Что касается города, то у меня есть концертный марш «Иркутск» для большого оркестра. Я с семи лет в Иркутске, с ним связаны добрые воспоминания, здесь родилась дочь, вот и решил посвятить ему музыку.

– Из любви к Иркутску?

– Это сильно сказано… просто я здесь живу.

Владимир Шпикалов, «Право выбора»

СПРАВКА

Тепляков Анатолий Иннокентьевич родился в селе Каменка Боханского района Иркутской области 25 сентября 1952 года. В пятилетнем возрасте потерял зрение. К семнадцати годам окончательно сформировалось стремление получить музыкальное образование. В 1973 году окончил Курское музыкальное училище с отличием.

1973–1975 годы – работал в Каменском сельском доме культуры в хоре русской народной песни и эстрадном коллективе. 1975–1980 – учеба в Новосибирской государственной консерватории. С 1975 года по настоящее время работает с творческими коллективами Иркутского регионального отделения Всероссийского общества слепых.

В 1979 году ему был присужден приз лучшего пианиста года на фестивале «Студенческая весна». С 1980 года занимался практической композицией с В.Ф. Павловым (1938–1999 год). В 1987 году стал лауреатом областной конференции «Молодость. Творчество. Современность».

В 1988 и 1997 годах удостоен трёх премий на специальном международном конкурсе композиторов в Чехии. Творчество Анатолия Теплякова получило широкое европейское признание. В 2003 году он одержал победу на Четвертом международном конкурсе им. Прокофьева, став лауреатом второй премии за оригинальный фортепианный цикл «Семь пьес для восьми рук».

Среди сочинений автора: музыка симфоническая – «Автопортрет» (кинофантазия в семи частях для камерного оркестра, ударных и духовых); хоровая – пять хоровых кантат для разных составов хора; камерная – струнный квартет, вокальный цикл на стихи А. Ахматовой, пьесы для струнных, фортепианная музыка; произведения для оркестра русских народных инструментов; сочинения для баяна, балалайки, аккордеона и гитары.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Член Правления Иркутской областной организации «Союз композиторов».

© Babr24.com

URL: http://babr24.com/irk/?ADE=84559
bytes: 10444 / 10300

Своя новость

Поделиться в соцсетях:

Приглашаем обсудить все новости в телеграм-форуме по ССЫЛКЕ.

Обсуждение статьи "Анатолий Тепляков: наедине с музыкой":

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Культура" (Иркутск)

«Верю!» политологу, или Лучшие дни впереди! К 70-летию роковой Фанни

Я не икона, я всего лишь актриса. Фанни Ардан На родине её называют воплощением роковой женщины (femme fatale) за волосы цвета вороного крыла, аристократическую независимость и негаснущий с годами огонь в глазах. 22 марта исполнилось 70 лет великой французской актрисе и режиссёру Фанни ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

23.03.2019

1274

11

Самый маскулинный кинофильм. 55 лет великому вестерну «За пригоршню долларов»

Не успел странствующий по Дикому Западу Человек-Без-Имени (Клинт Иствуд) заявиться в заштатный городишко Сан-Мигель, как какие-то подонки осмелились – о ужас! – оскорбить его мула. За это они тотчас попадали мордами в пыль: четыре выстрела – и ваших нет. Ну на нет и суда нет, сказал благоразумный ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

21.03.2019

1095

9

Быть можно автором «Леона» и продюсировать муру

18 марта амбивалентному галльскому кинематографисту Люку Бессону стукнуло 60 годков. Люк Бессон являет собой ярчайший образец неуемного гигантомана – эдакого Гаргантюа – от европейского кинопроизводства. Бессон – личность, бесспорно, могучая, но противоречивая и неоднозначная, вроде нашего ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

18.03.2019

1826

15

О женщинах, времени и смерти от советского Жюля Верна

«Ариэль», «Человек-амфибия», «Продавец воздуха», «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля»… Кто из нас в юности не зачитывался этими фантастическими романами или не засматривался снятыми на их основе фильмами? 16 марта исполняется 135 лет со дня рождения автора этих ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Мир

16.03.2019

5973

38

Видео дня. Это финал, дети

Студия MARVEL на официальном YouTube-канале опубликовала трейлер к фильму «Мстители: Финал» – продолжению фильма «Мстители: Война бесконечности», вышедшего на экраны в 2018 году. Режиссёры: Энтони и Джо Руссо. В ролях: Бри Ларсон, Брэдли Купер, Скарлетт Йоханссон, Крис Хемсворт, Карен Гиллан, ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

15.03.2019

4968

22

Про реальный мир и сумму предубеждений от великого Эйнштейна

14 марта исполняется 140 лет со дня рождения одного из величайших людей в истории, гениального физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Альберта Эйнштейна. Великий физик вошёл в историю не только как автор квантовой теории фотоэффекта, теории броуновского движения и теории относительности, но ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Наука и техника, Как по-писаному, Мир

14.03.2019

6770

19

Балет, жизнь и любовь. К 100-летию Ирины Бароновой

13 марта исполняется 100 лет со дня рождения великой русской балерины Ирины Бароновой. Будущая звезда Русского балета Монте-Карло и Балетного театра США, покорившая Европу, Америку и Австралию, родилась в 1919 году в Петрограде в семье морского офицера. Вскоре после рождения дочери семья сумела ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

13.03.2019

6238

28

Дистиллят кинематографического удовольствия от Джима Джармуша

10 лет назад был снят фильм «Пределы контроля» – десятая работа культового американского режиссера Джима Джармуша. Это несказанно красивая, насыщенная символами, открытая для интерпретаций и, конечно, коммерчески провалившаяся лента. Ну да ведь не все то золото, что блестит в прокате, – скорее уж ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

13.03.2019

2767

19


Цыденов Алексей

Равилова Оксана

Архангельский Александр

Королев Сергей

Побойкин Виктор

Бенчарова Наталья

Чекулаев Евгений

Болотов Руслан

Аносова Елена

Кулиш Александр