Александр Кабанов: Писать стихи – удовольствие телесного уровня

Автор: Елена Орлова,

Источник: © Областная газета,

Культура, Иркутск

28.07.2009 11:39

7366

290

С киевским поэтом Александром Кабановым мы встретились в одном из иркутских кафе с видом на набережную Ангары. И я в очередной раз обрадовалась – как хорошо беседовать, пусть и для интервью, с человеком, владеющим языком метафор, который может сформулировать свою мысль одновременно просто и емко.

Фото: Лариса Федорова

В одной из рецензий на его творчество в журнале «Знамя» автор называл лирического героя Александра Кабанова «трагическим шутом», который под видом очередной шалости говорит пронзительно и честно. Ничего лучше этого сравнения, которое заиграло новыми гранями после личного общения с поэтом, мне не найти.

Встреча состоялась как раз в тот день, когда гости международного фестиваля поэзии на Байкале собрались на круглом столе «Современная поэзия в поисках языка». Александр Кабанов на мероприятие не пошел, сославшись на то, что не любит публичных дискуссий.

– Александр, вы считаете, что современный язык не нужно искать?

– Язык нужно искать всегда, это процесс интимный. Если же речь идет о теме круглого стола, то, скорее всего, имелся в виду поиск некоего новояза, который восстанавливает старые традиции русского языка. Ведь сейчас есть очень много слов, которые устали обозначать привычные вещи. Например, стол устал быть столом, ему, может быть, хочется быть «Нарзаном». Кроме того, часто происходит обесценивание. Например, мы говорим: эй, народ, автобусы ходят? У нас просто стерлось понятие такой значительной вещи, как народ. Я считаю, что в этом смысле иркутский фестиваль пытается в неких потемках обыдления нащупать хотя бы несколько нормальных русских слов и вернуть им изначальный смысл.

– Наверное, речь идет о поэтическом языке, который бы вывел речь на новый уровень. Кто, на ваш взгляд, был последним в этом смысле?

– В русской поэзии много «последних» поэтов. Парадокс в том, что на протяжении 250-летнего ее существования звучат стоны, что поэзия умирает, а это последний русский поэт. Что пушкинское солнце закатилось, Бродский умер, а вот этого не досмотрели, Мандельштама уничтожили, и вот этого не уберегли. Но я считаю, что мы сейчас живем в замечательное время – бриллиантовый век русской поэзии. Я могу назвать 30–40 поэтов «первого звена» от Цветкова до Кенжеева, от Гандлевского до Льва Лосева, от Кушнера до Юны Мориц. Если сравнивать с началом прошлого века, это соизмеримые вещи. Мы, говоря про Серебряный век, также можем назвать примерно 40 имен. Но за прошедшее с той поры время поэзия несоизмеримо выросла, она стала интереснее, техничнее, не потеряла своей духовности. Как говорит Бахыт Кенжеев, поэзия это постоянный разговор с богом. Он до сих пор продолжается. И те поэты, которые приехали на этот фестиваль – Алексей Остудин, Максим Амелин, Виктор Куллэ, – это очень интересный, неоднозначный, может быть, не совсем адекватный, но показательный срез современной русской поэзии.

Кстати, Бахыт Кенжеев – один из тех самых «последних» русских поэтов. Понятно, я – гениальный поэт (улыбается), но Кенжеев – поэт на самом деле потрясающий. У него все стихи – это уговаривание женщины, вибрация, плетение казахских ковров. Он человек выдающийся, великий русский поэт, и это правда.

– Вы в своей поэзии часто используете неологизмы, иногда собственного сочинения…

– Тут дело в другом, я просто не знаю происхождения механизма вдохновения. И поэтому иду от смысла, когда включаю в массив текста такие слова, как google или фразу «happy бездна to you». Она, например, связана с библейской темой, это стихотворение про волхвов, которые шли к Спасителю, несли смирну, золото, ладан, но вернулись обратно, потому что, по моей версии, обнаружили не того. У меня есть вещи, в которых я очень жестко отношусь к вопросам веры, а другие, напротив, молитвы – естественно, человека падшего, как и все поэты… А третьи – это спор, в котором и рождается истина.

Помните, как у Булата Окуджавы: Господи, мой боже, дай этому и тому, и про меня не забудь – как некий шопинг. Я обожаю текст Окуджавы, как лакмусовую бумажку, которая позволяет проявить новую поэзию, когда диалог идет жестче: не дай, а давай я тебе дам. Мне кажется, это основной спор в современной поэзии.

– Часто ли вы бываете на поэтических фестивалях?

– Приглашают, я приезжаю. За год у меня получается 30–40 выступлений в Москве, два-три в Питере, два в Казани, сейчас Иркутск, в августе Брюссель – фестиваль «Эмигрантская лира», куда мы с Кенжеевым и Цветковым едем как члены жюри. Потом Венеция…

– На иркутском фестивале в этом году как никогда широкий выход к публике. Как часто это происходит на других поэтических форумах?

– Вы знаете, меня поразили на иркутском фестивале некоторые встречи. Сегодня Игорь Дронов, не зная, что я просыпаюсь в два часа дня на протяжении последних

20 лет, растолкал меня и привез в библиотеку на встречу с читателями. Я сопротивлялся, но понял, что все было не зря. Меня поразило, что там были люди старшего поколения, которые заказывали мои книги через Интернет. Ко мне подошла пожилая женщина, заслуженный деятель искусств, и сказала: «Ваше выступление было лучше, чем вечер Симонова». И встреча с этой женщиной, которая нашла и распечатала все рецензии обо мне, была очень значимой. Подобный случай был во Владивостоке, когда я забывал стихи и молодые девочки 15–17 лет подсказывали мне текст. Интернет сегодня творит чудеса.

– А какие у вас ощущения от публичных выступлений в больших залах?

– Хорошие. Ведь на эти вечера приходит молодежь, приходят разные люди, замечательные, хорошие, светлые. Если брать в общем Иркутск, то для меня это город светлых людей.

– Вы проводите поэтический фестиваль «Киевские лавры», расскажите о нем.

– Мы проводим его в мае, когда в Киеве цветут каштаны и он безумно красив. И на эти пять-шесть дней он превращается в город поэтов. И одно дело, когда в Иркутск приезжают девять поэтов, а другое – когда их 160. Они все, как водится, пьют, попадают в милицию, я их оттуда вызволяю. Приезжал, например, Илья Кормильцев – автор песен для группы «Наутилус Помпилиус». Приходило человек 700 послушать его стихи. Это совершенно другой фестиваль – я не говорю сейчас про градус поэзии и про общую температуру дурдома.

Больше всего я рад тому, что молодежь – русская, украинская и белорусская, которая из-за газа и нефти, из-за зомбоящика-телевизора перегрызлась, начинает на этом фестивале смотреть на политику немного по-иному. Они вдруг открывают для себя, что есть великая русская, белорусская и украинская литература и понимание родины у всех людей свое. И негатива нет. Они начинают друг друга переводить, приглашать к себе, дружить. И я рад, что объединение идет не по отравленному салу и ворованному газу, а по языку, по тексту, потому что те и другие стихи классные.

– Александр, как вы сами начали писать стихи, вы ведь по образованию журналист?

– Да, у меня два образования – журфак и факультет психологии. А стихи я начал писать с шести лет. Мама писала, и я тоже. Почему-то всегда знал, что у меня все будет с этим хорошо.

– Никогда не сомневались в собственном даровании?

– Нужно изначально понять, что писать стихи – это удовольствие телесного уровня. Как только ты это понимаешь, ловишь этот кайф и не делаешь некие инвестиции в то, что это нужно публиковать, издавать книжки, все остальное становится абсолютно неважно. На мой взгляд, это самое главное в поэзии, а все остальное – имитация оргазма. Есть филологи, которые на стихосложении строят целый бизнес, правильными словами все это выстраивают, творят в рамках определенных течений. Но на самом деле сочинение стихов это нечто происходящее на животном уровне, любой, кто хоть раз это почувствовал, меня поймет. А если вдруг у тебя правильно получается, можешь даже не предпринимать никаких усилий. Если ты почувствовал эту вибрацию, когда тебя твое слово «завело», пусть это будет даже самая несусветная глупость, ни в коем случае нельзя предавать себя. Нужно писать, пусть даже только для самого себя.

Я когда слышу правильные выхолощенные стихи от красивой девушки с хорошим филологическим образованием, понимаю, насколько это замороженный вариант. Стихи для нее только пропуск – быть в этой тусовке. Честно говоря, я не понимаю, на что расчет, в чем суть? Людям, которые чувствуют поэзию, это неинтересно. Ведь это еще один из видов нехорошей торговли собой. Лучше, когда человек запинается, ошибается, но ярко и искренне.

– Каковы же критерии оценки хороших стихов?

– Когда начинаешь писать стихи, обнаруживаются некоторые рецепторы в голове и на теле, которые позволяют более тонко понимать происходящее, друзей, предательство, боль. Этот тончайший механизм за 20–30 лет настраивается настолько, что он начинает улавливать эти вибрации. И насчет поэзии все становится абсолютно ясно и понятно. Просто в последнее время мир дал крен, пошатнулся в связи с перестройкой, и нам сложно разобраться, что происходит.

Как найти себя, найти корни, понимание того, кто такие твои родители, что такое родина, дом? Эти вещи как бы возникают вновь. Говорят: родителей нужно уважать. За что их уважать? Возникают эти моменты. А когда ты перерастаешь определенный рубеж, то, послушав папу и маму, понимаешь, что ты пацан еще по сравнению с ними, а они абсолютно счастливы в своей на первый взгляд нехитрой жизни. Тогда приходит иное понимание.

Справка

Александр Кабанов родился 10 октября 1968 в Херсоне. В 1992 году окончил факультет журналистики Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Живет и работает в Киеве. Автор семи книг стихотворений: «Временная прописка», «Время летающих рыб», «Ласточка», «Айловьюга», «Крысолов», «Аблака под землей», «ВЕСЬ». Лауреат международной литературной премии им. Князя Юрия Долгорукого (2005), премии журнала «Новый мир» (2005) и премии «Планета Поэта» им. Л.Н. Вышеславского (2008). Является главным редактором журнала культурного сопротивления «ШО». Стихи Александра Кабанова переведены на украинский и немецкий языки.

© Областная газета

URL: http://babr24.com/irk/?ADE=79763
bytes: 10064 / 9890

Поделиться в соцсетях:

Приглашаем обсудить все новости в телеграм-форуме по ССЫЛКЕ.

Обсуждение статьи "Александр Кабанов: Писать стихи – удовольствие телесного уровня":

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Культура" (Иркутск)

О тяжёлой жизни, весёлом мире и счастье ранней смерти. К юбилею Джеймса Фенимора Купера

15 сентября исполняется 230 лет со дня рождения великого американского писателя Джеймса Фенимора Купера. Из-под пера классика вышло множество исторических и приключенческих романов, посвящённых индейской теме, морским путешествиям, истории европейского феодализма и сатирической критике истории ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Мир

15.09.2019

3190

21

В прошлое лучше не возвращаться… Лучшее от Джона Пристли

Я явился на свет не вовремя и ухожу из него не вовремя. Джон Пристли 13 сентября исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося английского писателя, драматурга и театрального режиссёра Джона Боинтона Пристли. Родившийся в 1894 году Пристли прожил долгую и насыщенную жизнь и скончался ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Мир

14.09.2019

3148

24

Мисс стиль и главная сердцеедка Голливуда. Жаклин Биссет – 75!

Соседка главного героя Кристин, перевоплощающаяся в суперагента Татьяну в комедии «Великолепный», элегантная графиня Андрени в «Убийстве в Восточном экспрессе», главная героиня Гейл в приключенческой «Бездне», Анна Каренина в американской экранизации романа Льва Толстого, Жозефина де Богарне в ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

13.09.2019

2648

19

От Полины Гебль до фрейлен Пфуль. Неподражаемой Эве Шикульской – 70!

Я знаю, что когда-то была красивой женщиной. Эва Шикульска В её глазах тонули все мужчины Советского Союза, а ревности их соотечественниц‑актрис не было предела. 11 сентября 70‑летний юбилей отмечает выдающаяся польская актриса театра и кино Эва Шикульска. Одна из главных красавиц ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

12.09.2019

5425

27

Видео дня. Екатерина от HBO

Телесеть HBO опубликовала первый полный официальный трейлер нового мини-сериала «Екатерина Великая» – четырёхсерийной исторической драмы о последних годах царствования российской императрицы Екатерины II. В главной роли – выдающаяся британская актриса, лауреат премии «Оскар» за роль Елизаветы II в ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Мир

09.09.2019

4912

43

Иркутская компания «Asia Show»: «Угробим ваш концерт дорого»

24 августа 2019 года жители Черемхово отметили день рождения своего города. Народные гуляния, фестиваль черемухи, конкурс красоты, вечерний концерт и салют - все по классике малого города. Черемховцев ждал большой и шикарный праздник: в рамках разумного и бюджета. Однако что-то пошло не так. ...

Автор: Ярослава Грин

Источник: Babr24.com

Культура, Расследования, Скандалы, Иркутск

04.09.2019

10549

62

Фонд «Вольное Дело» провёл Иркутский международный книжный фестиваль

Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» подвел итоги второго Иркутского международного книжного фестиваля, который прошел с 30 августа по 1 сентября на площади перед стадионом «Труд». События ИМКФ посетили 15 000 иркутян и гостей города. В фестивале приняли участие 120 издательств и 80 ...

Источник: Babr24.com

Культура, Иркутск

02.09.2019

861

40

Уникальный и особо ценный. К вековому юбилею ВГИКа

100 лет назад, 1 сентября 1919 года, в двух комнатах бывшей частной квартиры в Москве была открыта первая в мире Государственная киношкола. В 1925 году киношкола была преобразована в Государственный техникум кинематографии, в 1930‑м – в Государственный институт кинематографии, ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Москва, Иркутск

01.09.2019

3699

53


Дудин Максим

Личичан Олег

Бельская Ольга

Данилов Александр

Бадмаев Алдар

Мацуев Денис

Попов Олег

Скосырская Анна

Пламеневский Владимир

Коновалов Андрей