Артур Скальский

© http://www.ytro.ru/

ОбществоМир

1472

26.10.2001, 17:53

Страсти по фаллосу

Собственно, я не утрирую: в эпиграфе полноценно отражено и даже, можно сказать, выражено творческое кредо режиссера Юрия Грымова, которое он озвучил на пресс-конференции, состоявшейся сразу после премьеры перед журналистами его новейшей полнометражной киноленты "Коллекционер". Сам фильм выходит на широкий экран 1 ноября, а в Европе, по словам создателей, уже состоялась клубная премьера. Итак, творец более чем 300 рекламных роликов, известный режиссер и лауреат всевозможных международных наград за это дело, автор "Мужских откровений" (1996) и "МУ-МУ"(1998), примерно раз в два года берет на себя ответственность за произведения в жанре тяжелой артиллерии визуального искусства - в полнометражном кино. Причем независимом. На сей раз творческий процесс растянулся, по словам самого режиссера, аж на три года, и плоды его были представлены в московском кинотеатре "Ролан", где, помимо "Каро" и "Художественного", и будет в ноябре прокатываться "Коллекционер". Сам Юрий Грымов на пресс-просмотре и после него был, надо сказать, куда разговорчивей и агрессивней, а самое главное - интересней, чем представленная работа.

Красавец-режиссер неожиданно раскололся на традиционном вопросе какого-то юного корреспондента о будущих творческих планах - дескать, все так же ли в кадре основными действующими лицами будут крашеные плинтусы и чучела неведомых зверушек? Смысл выступления мэтра был примерно таким: "Вы ведь дрочите на Гринуэя?! Ну и онанируйте себе на здоровье. А я себя с 10 лет так самовыражаю и не стесняюсь ничего. Оцените ли вы теперь мои творческие выделения - мне наплевать. А не умеете качественно мастурбировать - сидите и молчите. Не любите русское кино - сами себя не любите, меня не любите, жлобы...". Да и впрямь, что тут скажешь, глядя на кислые мины журналистов, прямо-таки ошпаренных после просмотра. К сожалению, я тоже не смог причислить себя к категории поклонников этого весьма ценного, по мнению автора, киносубстрата. Действительно, своим могучим творческим органом Грымов размахивает весьма агрессивно, видимо забывая, что кино не вчера придумано. Если режиссер лично начал с чистого листа, оставив за бортом и впрямь несколько перехваленного у нас классика арт-кино Гринуэя, то уж не замечать, что до него нечто абсолютно схожее уже снял Карен Шахназаров - в "Городе Зеро", в недавних "Ядах" - признак неадекватной самооценки.

Тем не менее "Коллекционер", поданный как откровение модного художника, его размышления о смысле жизни "и вообще", все сто минут экранного времени заставляет ловить себя на мысли, что прав баснописец - беда, коль сапоги начнет тачать пирожник. Итак, жанр - современная притча, сказка. История весьма замысловатая. Существует некий Коллекционер, аллегорическая персона Фауста и Мефистофеля в едином лице, недвусмысленно и очень навязчиво обыгранная всем контекстом фильма. Этот зловещий полубог (А.Петренко) живет в мини-зоопарке, этаком уголке Дурова, напичканном всеми возможными плодами цивилизации, от компьютера до античного унитаза. Зло состарилось и требует ухода. Оно нанимает библиотекаршу (И.Мазуркевич), чтобы та тщательно описала коллекцию, представляющую модель мироздания и его венец - человека. Ценой сей работы объявлена жизнь этой несчастной матери-одиночки. Экспонатами коллекции служат также трое друзей-неудачников. У молодых людей завязывается роман с дочерью Коллекционера, а у смотрительницы параллельно возникает невротический конфликт с четырнадцатилетней дочерью. Все события инспирированы зловещим духом, царящим в этой модели постиндустриального ада. Понять, "кто где и кто чей" на деле весьма затруднительно, поскольку в странном доме царит атмосфера дурного сна. В результате выяснения отношений между героями побеждает одинокая сила добра в лице человекакоторыйбылсамимсобой. Остальные умерли, как в песне про "Уно моменто". Но не все так просто. Зрителю вроде как дана загадка. По крайней мере, так хочется думать авторам. Требуется объяснить взаимоотношения героев, пользуясь методами психоаналитики. Именно эту цель и преследует режиссер, разбрасывая по всему экрану всевозможные подсказки. Видимо, Грымов не только кино западное презирает, но и буржуазную лженауку психологию, открывая ее заново, как Америку, через форточку.

Хорошо, на минуточку поведемся на этот примитивный крючок, немного поддержим самооценку авторов. На самом деле Коллекционер - сверх Я автора (Супер Эго), некий Отец. Как в любой психоаналитической ситуации Родитель, Другой - грозная и враждебная сила, породитель травмирующего Эдипова комплекса. Несчастные друзья - расколотое шизофреническое Я (Эго) режиссера. Находящиеся в ситуации инцеста Мать (смотрительница), убитая Отцом, и несовершеннолетняя девственная дочь, ее насилующая - расколотое Оно (детская составляющее личности автора, его Ребенок) с его предпубертатными комплексами. Ну и системообразующая, эротическая, либидозная сила - Маша, дочь Коллекционера, в которую смертельно влюбляются "три товарища", то есть сам автор. Результат этой нелегкой сексуальной драмы - вытеснение жестокого Отца, сублимация и как результат - спасенное и освобожденное либидо. Искусственные фаллосы, которым в фильме отведен центральный эпизод, брошены на свалку. У героя вырос собственный! Грымов честно признается, что отвечает "за каждое слово" в фильме. Что ж, это ценное признание не столь оригинально. Гораздо интереснее было бы, если б эти психоаналитические упражнения он проделал бессознательно. Иначе всеобщая расшифровка смыслов, которые и так лежат на поверхности, заставляет думать, что зрителя держат, как говорил Штирлиц, "за болвана в старом польском преферансе". Хотя не исключаю, что за поиск потайных смыслов в этом фильме, о которых сам режиссер не подозревает, он должен мне бутылку. Однако не надо объяснять всем, что значит слово "натюрморт", спасибо. Так же как и то, что в русском языке архаичный суффикс "овь" принадлежит только трем словам - кровь, любовь и морковь. Это, правда, делается в каждом втором кино, но не подается как художественное откровение. Перемазанные кетчупом пополам с вишневым сиропом лица (экранная кровища) давно уж сами по себе не пугают, как бы ни было красиво.

Вообще "красивость" картинки, лезущая из ушей, может быть, и хороша в трехминутном ролике Алсу или Витаса, которыми так гордится режиссер. Полтора часа наблюдать шизоидные откровения даже самого "безумно красивого" видеомана не то что скучно - смертельно. Ну да, бегают по экрану живые дикобразы-альбиносы, летают попугаи ара, и мигают елочные украшения. Дальше что? Научно-популярное кино про музей личных коллекций интересно, но не в связи с похлопыванием по плечу великих предшественников, если не самого Бога. Герои носят библейские имена: Петр, Андрей, Илья, Мария. Чтоб было понятно, нам показывают копию Дюрера из священной истории. А зрителю все невдомек. Кстати, и вправду кто-то из журналистов не удержался, спросил, что все-таки это значит, чем дал повод обрадованному автору еще раз ощутить себя всемогущим "криэйтором". Да, согласен, креатива в фильме выше крыши небоскреба. Только он совершенно избыточен. Может быть максимализм интересен сам по себе, как то же свернутое кровавое полотенце, весьма похожее на человеческое сердце. Как альтернатива традиционному минимализму авторского кино в лучших образцах. Но на полноценное кино эта эклектика ну никак не тянет. Так законопатить мозги зрителя устаревшими и просто неактуальными символами прошлых эпох - это надо постараться. А еще перемешать в саундтреке Рахманинова (кого ж еще) с пионерскими песнями - прелестный ход, код, что хотите... Только до дырок заезженный.

Согласен, у Грымова не отнять мастерства видеохудожника. Но на полтора миллиона долларов только так и применить его, для клипа - невелика премудрость. Хотя почему-то считается, что и этих денег было мало. Могу себе представить, что бы продюсеры с режиссером понаделали на бюджете американского уровня. Зрителя бы точно рвало на экран. И с идеологией у автора явные проблемы. Нагонять разного туману на тему своих сексуальных переживаний не модно с середины 70-х. Проехали сто раз этот заход - все со всеми трахаются, дерутся, жрут, блюют и умирают. Ну здесь, понимаете, завуалированно: в фильме нет прямых эротических сцен, ни одной обнаженной натуры, только тщательнейшим образом продуманная искусственная, натюрмортная. А уж лучше б были, хрен с ним, с психоанализом. Привет тебе, Душан Макавеев, мы тебя обскакали, у нас круче. Хотя, наверное, совсем и не смотрели тот же "Сладкий фильм", иначе просто постеснялись бы с подобными заморочками лезть в Европу.

Конечно, если задаться целью интерпретировать подобные "киносны", можно и "Встречу на Эльбе" расписать по косточкам. Но когда идешь на новое российское кино, сделанное не самым дремучим коллективом и раскрученной маркой, какой является Грымов с его студией, не ожидаешь такого архаичного и откровенно скучного зрелища. Как всегда в случае подобного провала зритель пытается выжать из себя во время просмотра остатки чувства юмора. Но ни комедии, ни драме, ни простой занимательности в "Коллекционере" место не оставлено. Только картинке. Так и снимал бы дальше красивые ролики. Ан нет, "клипмейкер" против кинорежиссера - все одно, что дровосек против столяра. Но провала это все равно не оправдывает.

Артур Скальский

© http://www.ytro.ru/

ОбществоМир

1472

26.10.2001, 17:53

URL: https://babr24.com/?ADE=71707

bytes: 9226 / 9226

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество"

Монголия и Кыргызстан: преемственность и перспективы

Встреча президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха со спикером парламента Кыргызстана Нурланбеком Шакиевым не только отметила текущий этап в отношениях между двумя странами, но и открыла новую страницу в их истории.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

1887

26.04.2024

Дэвид Кэмерон посетит Монголию: о новом этапе сотрудничества

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон призывает к расширению взаимодействия со странами Центральной Азии, в том числе и Монголией. По словам министра, его текущий визит является ключевым моментом в стремлении к продвижению британских ценностей и укреплению геополитических отношений.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

3923

23.04.2024

Национальная комиссия по правам человека в Монголии: «Каждый четвертый брак заканчивается разводом»

В Улан-Баторе 16 апреля на заседании Национальной комиссии по правам человека был представлен доклад на тему «Гендерное равенство в семейных отношениях и другие вопросы прав человека».

Денис Большаков

ОбществоПолитикаМонголия

6069

18.04.2024

Переработка отходов в Монголии: шаг к зеленой экономике

В Монголии, как и во многих других странах, стоит серьезная проблема переработки пластиковых отходов. Недавно принятый Национальный стандарт по переработке пластика, гигиене и качеству стал первым шагом на пути к решению этой проблемы.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

6505

17.04.2024

Электронная демократия: реальный прогресс или банальный популизм?

В Монголии не упускают возможности всячески подчеркнуть приверженность местного общества демократическим ценностям. Особенно эти попытки участились на фоне приближающихся парламентских выборов. Так, в стране создан прецедент прямого влияния граждан страны на изменение в законодательстве.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаОфициозМонголия

6029

16.04.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: одобрение «Спортивной», закрытие «Универсама» и паводок

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 8 по 14 апреля 2024 года включительно. Одобрение «Спортивной» Новосибирская станция метро «Спортивная» получила положительное заключение от Главгосэпертизы.

Андрей Игнатьев

ОбществоПроисшествияЭкономика и бизнесНовосибирск

6280

16.04.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Афера со школьным питанием и переселение николаевцев в ветхие хрущёвки и бараки

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 9 по 15 апреля включительно. Реформа школьного питания На прошлой неделе в Горсовете наконец-то раскрыли тайну реформы по организации школьного питания.

Анна Роменская

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

6710

15.04.2024

Востребованный статус: россияне активно получают ВНЖ в Монголии

В первом квартале текущего года число иностранных граждан, получивших вид на жительство (ВНЖ) в Монголии, достигло впечатляющей отметки в 3836 человек. Это лишь часть более широкого тренда, показывающего устойчивый рост интереса к Монголии в качестве места постоянного пребывания.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмЭкономика и бизнесМонголия

8456

15.04.2024

Экологичная тара: правительство Монголии за чистые емкости

Под эгидой национального движения «Продовольственное обеспечение и безопасность» президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух посетил компанию «Эко усны сав», специализирующуюся на производстве экологически чистой тары.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

8054

11.04.2024

Проект канатной дороги в Монголии: от скепсиса к реализации

Разговоры о любых крупных инфраструктурных проектах в Монголии в последнее время воспринимаются со значительной долей скепсиса. В первую очередь это касается строительства метро в Улан-Баторе, о необходимости которого было заявлено еще в конце прошлого века.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

8396

08.04.2024

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

2991

05.04.2024

Борьба с городским перенаселением: в Монголии растет доступ к сельской ипотеке

Монгольская экономика стремительно реагирует на проблему перенаселения Улан-Батора. Согласно последним данным Центробанка страны, выдача ипотечных кредитов для приобретения жилья вне столицы увеличена до 41%.

Эрнест Баатырев

ОбществоНедвижимостьЭкономика и бизнесМонголия

9768

03.04.2024

Лица Сибири

Величко Александр

Дорофеев Владимир

Габидулина (Заозерная) Татьяна

Ермаков Иннокентий

Мизиренков Андрей

Чернышев Андрей

Гусенкова Евгения

Заблоцкий Станислав

Купцевич Андрей

Позников Сергей