Артур Скальский

© Babr24.com

РасследованияМир

28086

27.04.2003, 13:33

Каждый правый имеет право... и левый – тоже.
Пасха - что празднуем?

У каждого - своя вера...

В Костроме есть два сугубо православных храма - разве что один с монастырем, а другой - без. Зайдя в первый, ощущаешь тепло и свет. Даже шныряющие между прихожанами и сЈстрами попрошайки (ничем, собственно, не отличающиеся от наших местных) не раздражают так, как у нас - может быть потому, что их не встречаешь полчаса спустя в водочных отделах или в матюгающемся и благоухающем обществе собратьев. Хорошо там, просто хорошо. А вот когда подходишь ко второму - как-то сразу вспоминается Островский и история бедной Катерины. Как потом выяснилось, прихожанки именно этого храма полностью поддерживают мысль о том, что страх Господень, а не любовь его, являются краеугольным камнем обустройства веры и церкви.

Справедливости ради, следует заметить, что похожие различия довелось видеть и в двух буддистских храмах в Улан-Баторе, в комплексе музея религии: в одном развешаны гирлянды черепов, скульптурных изображений повешенных людей и слонов, по всем углам - группы мучаемых и расчленяемых неправедников; во втором - цветы, улыбающиеся и танцующие божества, свет и удовольствия.

Но речь сейчас не о крайностях одних и тех же вероучений.

Речь сейчас - о психологической сути наступившего христианского праздника, считающегося едва ли не самым значительным в этом вероучении.

И еще речь о психологии христианства в целом.

Есть многие основания (в частности, наконец-то дошедшие до нас, хотя и в виде фрагментарного пересказа английского ученого Лоренса Гарднера, свитки, найденные у Мертвого моря) полагать, что историческая личность Христа сильно не совпадает с современной трактовкой его церковью, как католической, так и православной. В принципе, можно даже предположить, что сам Иисус не только не был бы христианином, но и, доведись ему знать, чем обернется его учение, не стал бы его создавать. Но мы сейчас, опять-таки, исторических корней христианства касаться не будем.

Кем бы ни был Христос - и даже чем бы он ни был (даже если он был мифом, легендой или всего лишь литературным героем первых веков от его рождения), сейчас это уже значения не имеет. Единственное, что сейчас важно - это то, ЧТО тысячи поколений людей видели в этом образе, его идея, пусть даже навязанная ему общественным мнением, формируемым одноименными церквями, но преломляемая индивидуальными сознаниями верующих.

А видели в этом образе каждый то, что показывали ему его собственный опыт и убеждения.

И чем более жестоким был век - тем суровее и безжалостнее становился призванный искупить грехи человеческие. Изображаемый агнцем, смиренным и любящим Сыном и пастырем, этот образ породил и инквизицию, и конкисту, и религиозные войны среди своих же последователей. Единственные два праздника, трактуемые в самом миролюбивом ключе - это Рождество и Воскресение, взявшее в свое время имя праздника Пейсах.

По поводу этих двух дней разночтений нет: это праздники, в которые положено вспоминать - и, если человек на просто справляет канон, а и хоть чуточку верует, может быть, даже являясь категорическим противником церкви, он невольно вспоминает - о надежде и милосердии. Эти два праздника всем, кто верует в Христа или хотя бы признает этическую направленность его учения (еще раз скажу - не имеет значения, принадлежит это учение человеку или созданному людьми образу) напоминает о том, что, хотя и "довлеет днесь злоба его", но есть и что-то за пределами этой злободневности. Как пресловутые первомайские демонстрации в еще недавнем прошлом помогали отключиться от работы, от семейных дрязг, встретиться со множеством людей, которых не видел уже давно, потому что было некогда, как дни рождения, которые, правда, уменьшают количество отпущенных судьбой лет, но позволяют вспомнить, что есть люди, которым ты небезразличен, даже если они и не напоминают о себе годами - так и Рождество и Пасха являются своеобразными знаками, символами примирения и хоть какого-то просвета в серых буднях.

Что здесь существенно - это противостояние того, что принято называть совестью (то-есть этическими установками личности, включающими и веру) и института церкви, пытающейся управлять этими установками.

Церквей много. На мой вкус - слишком много для одного и того же учения. И, что еще хуже, они не довольствуются наставлением тех людей, которые по духу своему, по своему опыту и устремлениям ближе всего к их трактовке Великого Образа, а пытаются навязать его другим, эту трактовку не приемлющим.

Никто не имеет права на насаждение своей веры... но насаждает. Это было бы смешно - тем более, что большинство верующих абсолютно, то-есть вообще нисколько не разбираются в таких тонкостях. Все, что они могут сказать о различии церквей - это "наша вера самая правильная, а их - неправильная", а потом начать нести чушь по поводу различий. Чаще всего этими различиями будут чисто внешние элементы отправления обряда, хотя вряд ли кто-то всерьез вознамерится считать содержанием христианства дву- или троеперстное сложение пальцев или чтение Евангелий "как есть" вместо проповеди "на тему". И в большинстве случаев - исторически сложилось! - следование учению сводится к исполнению обрядов, смысла которых исполняющий не понимает, но делает так, "как положено". Какой уж там дух христианского учения!

Это было бы смешно - если бы не было так грустно.

Христос проповедовал экуменизм. "Несть эллина и иудея" - это не о национальной принадлежности, это о единой вере. Призыв к экуменизму отошедшего от классического католицизма нынешнего Папы (интересно, какой процент читающих меня сейчас слышал об этом?) нашел какой-то отклик в части церквей христианского пути - но только в части. Увы, но наше "правое крыло" (в смысле православия) не только не откликнулось на призыв, а еще и объявило Папе холодную войну. Причем, заметьте, не мусульманству, бывшему побегу все того же древа Торы - Ветхого завета, являющемуся вековым идейным противником, не иудаизму - прародителю и многовековому жупелу христианства, а другой ветви того же древа, столь же далеко отошедшей от первоначального учения, если верить первоисточникам (спрятанным от мировой общественности, к слову сказать, все в том же Ватикане, и, к слову же, настолько же опасным для православия, как и для католицизма).

На самом деле, даже в Евангелиях, идеологических источниках христианства, не требуется почитать церковь так же, как создателя учения. Ну нет там требований верить в непогрешимость церкви и слепо слушаться ее наставлений. И нигде там не говориться, что церковь является единственным проводником и связью между человеком и Богом. Скорее там рекомендуется следовать своему пониманию учения и учить других. То, что апостолы Петр и Павел присвоили себе право говорить от имени Христа - а тем более, Бога, никем не оговорено. Однако католическая церковь хотя бы шла за ними, передавая "из рук в руки" символ божественного прикосновения, помазания на патриаршество. Отказавшись от внешней обрядности, стремясь сохранить не букву, но дух учения, протестанты не претендуют на рукоположение от правопреемника Христа, они проповедуют по праву личностных достоинств и призвания. У нас же, по извечной русской привычке, не получив права на рукоположение, его просто себе присвоили, читай - сперли, объявив единственно правильным. Это было во времена давно прошедшие, срок давности этой кражи давно истек, и Бог бы с ним: главное, чтобы потом пастыри были праведными и сохраняли дух Учения. Так нет же, в годины бедствий часть пастырей ради выживания начала приторговывать своей верой - то на идеологической, а то и на сугубо материальной почве. Та же часть, что предпочла, как учил Иисус в свое время, уйти с совета неправедных (русская православная церковь за границей, русская катакомбная церковь), не запачкав себя двурушничеством, вдруг стали считаться... совершенно неправославными церквями, а то и вообще сектами.

По обрядовому канону, которому следует наша государственная церковь (а это фактически так и есть, сколько бы ни утверждали наши парламентарии обратное), христианами, допускаемыми к причастию, венчаемыми в церкви, отпеваемыми в ней по случаю кончины, должны быть ТОЛЬКО принявшие крещение. По духу современного христианства, не имеющему ничего общего ни с Евангелиями, ни с учением Христа (который боролся за то, чтобы право крещения имели не только иудеи), ведущие праведный образ жизни "нехристи" войдут в царство Божие, а неправедные христиане попадут в геенну огненную. Вопрос: какого исповедания придерживаются наши государственные деятели, из которых ладно, если единицы крещены, но во всех торжественных богослужениях принимают участие и получают и причастие, и все остальные таинства - только пожелай? И еще вопрос: с каких пор дело совести отдельных людей стало поводом публичной демонстрации и обсуждения СМИ в стране, в которой СЧИТАЕТСЯ, что нет государственной религии? Почему дух учения и ценности христианства в стране, где оно (одно из его течений) является-таки де-факто государственной религией, приносятся в жертву показной обрядовости, на которую большинство справляющих обряды ПРАВА НЕ ИМЕЮТ?

Господа, или мы христиане - и тогда долой показуху и торговлю таинствами и привилегиями из храмов и с экрана, или мы экуменисты - и тогда долой неприятие других учений и заигрывание с фанатизмом.

Светлой Пасхи вам, люди! И помните: с чувствами - в том числе, религиозными, не играют. Иначе будет беда.

Артур Скальский

© Babr24.com

РасследованияМир

28086

27.04.2003, 13:33

URL: https://babr24.com/?ADE=7152

Bytes: 9417 / 9352

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Расследования"

«Томскнефть»: многомиллионный штраф и возможное отсутствие денег

Рассмотрение иска к АО «Томскнефть» ВНК (ОГРН 1027001618918) на 66,5 миллиона рублей перенесено. Причина не называется. Кроме того, появилось резолютивная часть решения о взыскании с фирмы 50 тысяч рублей. Подробнее об этом – в материале Бабра.

Андрей Игнатьев

РасследованияЭкологияЭкономика и бизнесТомск

3780

19.02.2025

Инсайд. Новосибирский проект четвёртого моста через Обь тонет в задержках и судебных спорах

Арбитражный суд Новосибирской области отказал ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в группу «ВИС») в иске к правительству региона. Компания требовала продлить сроки строительства четвёртого моста через Обь, ссылаясь на выявленные ошибки в проектной документации.

Виктор Горбунов

РасследованияЭкономика и бизнесНовосибирск

3808

17.02.2025

«ТИСК Геоголд»: конец «золотой аферы»?

В Томской области разгорелся очередной экологический скандал, связанный с деятельностью золотодобывающей компании ООО «ТИСК Геоголд». Как выяснилось, предприятие незаконно использовало земельный участок около Ларинского заказника, что привело к административному разбирательству и штрафу.

Александра Рубинштейн

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

5612

10.02.2025

Инсайд. Новосибирский "Тяжстанкогидропресс": подкуп и вымогательство

Три жителя Новосибирской области подозреваются в коммерческом подкупе и посредничестве в нём (ч. 8 ст. 204 УК РФ и ч. 3 ст. 204.1 УК РФ), сообщает региональное управление Следственного комитета.

Николай Головин

РасследованияЭкономика и бизнесНовосибирск

5276

10.02.2025

Очередной провал со школами. Искитим под угрозой

В Искитиме Новосибирской области под угрозой срыва оказался нацпроект «Развитие образования». В городе должны были отремонтировать МБОУ СОШ №8. Выполнить обязательства планировалось до 1 августа 2024 года, но позже срок сдачи перенесли на 31 декабря 2024 года.

Адриан Орлов

РасследованияОбразованиеЭкономика и бизнесНовосибирск

15039

28.01.2025

«СмородинаБайкал»: как без шума и пыли захватить берег Байкала

Громкий скандал может случиться в Байкальске — будущем «главном курортном городе России» (по версии ВЭБ.РФ), смайл. Вернее, в его посёлке-спутнике Утулике, который местные жители считают чем-то типа «Рублёвки», где живут бывшие топ-менеджеры БЦБК и городская элита.

Лера Крышкина

РасследованияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

17838

28.01.2025

«Томскнефть» – новый год, новые судебные заседания

В конце 2024 года «Томскнефти» предъявили претензии Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Один из исков на 66,5 миллиона рублей!

Андрей Игнатьев

РасследованияЭкологияЭкономика и бизнесТомск

10329

28.01.2025

Уголовное дело Олега Кабова: конфликт науки и правосудия

Государственное обвинение запросило семь лет колонии для сотрудника Института теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук имени С. Куталеладзе, доктора физико-математических наук Олега Кабова, руководителя лаборатории «Интенсификации процессов теплообмена».

Александра Рубинштейн

РасследованияНаука и технологииНовосибирск

11043

27.01.2025

Глава Колыванского района святее папы Римского?

Глава Колыванского района Новосибирской области Евгений Артюхов, который также является лидером местного отделения партии «Единая Россия», направил требования нескольким местным СМИ удалить публикации, в которых он фигурирует. Среди изданий, получивших такие запросы, — «Сиб.фм», «НГС» и «Прецедент».

Александра Рубинштейн

РасследованияПолитикаСкандалыНовосибирск

15665

17.01.2025

Корпорация ВЭБ.РФ и Байкальск: история амбиций, провалов и неэффективного управления

Корпорация ВЭБ.РФ, один из ключевых игроков на поле государственного развития и инвестиций в России, в последние годы активно заявляла о своих амбициях в отношении Байкальска.

Лера Крышкина

РасследованияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

13930

14.01.2025

Злополучное красноярское метро ждёт новый скандал?

Строительство красноярского метро снова столкнулось с серьезными проблемами, что, к сожалению, стало привычным явлением.

Вера Назарова

РасследованияЭкономика и бизнесКрасноярск

13901

10.01.2025

Прилетели… «Дочка» ТДСК ответит за нерасторопность

При реконструкции аэропортового комплекса Богашёво были допущены нарушения. Ответственность понесёт, пожалуй, самая медлительная из «дочек» Томской домостроительной компании – АО «Строительное управление ТДСК» (ОГРН 1027000854946). О чём речь?

Андрей Игнатьев

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

15007

26.12.2024

Лица Сибири

Шандрук Олег

Наговицын Вячеслав Владимирович

Торунов Евгений

Корк Бертольд

Близнюков Борис

Мамаджанов Константин

Кириченко Виталий

Зайцев Константин

Скворцов Сергей

Козюра Алексей