Мнение: О том, что бывает, когда не дружат с головой
Редакция БАБР.RU не разделяет мнения автора по данной выставке, однако, после долгий раздумий, решила опубликовать данный текст, исходя из принципов свободы слова и для обсуждения темы читателями.
В выставочном центре им. В. Рогаля – дебют.
Вернисаж под названием «Зеленый чемодан». Это первая большая выставка Александра Мутовина и Ксении Трифоновой. То есть раньше они уже участвовали в выставках, но среди других фотографов, входящих в молодежное отделение ИФО «Смена». А теперь вот – персоналка на двоих.
Смысл названия авторы расшифровывают так: однажды они нашли на помойке зеленый чемодан. В чемодане может быть все, что угодно. И мусор, и сокровища. Образ понравился, и было решено сделать его концепцией выставки.
Забегая вперед, можно сказать – именно там, на свалке, и черпалось большинство идей Александра и Ксении.
Александр Мутовин прежде всего фотограф. Его работы и собраны в серии, и одиночные. Объединяет их одно: по большей части они не эстетичные, неприятные, а порой и просто вызывают отвращение. Среди тех, что не входят в серии, наиболее показательны омерзительное «Мясо» и «Сток», на который смотришь с брезгливостью. Даже «Малыш», изображающий маленького ребенка, выглядит неестественно и больше похож на куклу.
Серии еще хуже. «Гринпис» представляет людей в костюмах, довольно-таки неприглядного вида. С идиотскими плакатами в руках. Что-то типа «Я – белый медведь. Нас осталось мало, берегите нас». Будь такой снимок один, это можно было бы посчитать шуткой. Но когда их несколько, это уже странно. Не смешно, и даже глупо. Или это издевательство над реальным Гринписом?
В «Noname» входят странные снимки, из которых самый, пожалуй, понятный, но от этого не ставший более приятным, на котором изображены обтянутые трусами соответствующие части тела – мужского и женского. Что, автор считает это интересным, необычным, красивым, наконец?
Словом, работы Александра производят впечатление либо больного, либо человека, любящего эпатаж. Я склонна считать, что это именно второе. Парень решил привлечь к себе внимание таким сомнительным способом. Почему возникает подобная мысль? Потому, что на выставке есть два снимка, показывающие, на что способен Александр, когда не выделывается. Первый – «Остаться сиротой». Здесь мы видим лицо мальчика и одинокое дерево. Образ точный, сильный, заставляющий задуматься. Я бы даже сравнила с ранним Князевым. Прекрасная работа! И второй, более легкий, зато с юмором. Это «Дед Мазай и русалка, или еще один способ бросить девушку поциничней». На камне, на берегу сидит девушка, а мужчина уплывает от нее на лодке. Бросил, стало быть. Забавно и оригинально. И идея, и само построение снимка.
Многосерийную ( то есть состоящую из нескольких фотографий ) работу без названия, очевидно, ваяли оба автора вместе. Тут какие-то люди в намордниках и рукавицах из проволоки. Выглядит отталкивающе. И рассматривать этот бред не хочется. Еще более неприятное ощущение возникает оттого, что изображение негативное. Помните, в телесериале «Комиссар Рекс» была серия о фотографе-маньяке, убивающем девушек и заснимавшем трупы? При взгляде на негативных товарищей в намордниках возникает ассоциация именно с чем-то подобным. Будто это мертвецы. Словом, гадость.
В отличие от Александра, Ксения показала как свои фотографические опыты, так и попытки живописи.
На одном из этих рисованных полотен изображены какие-то существа, словно одетые в мешки. Отвратительная картина. Другие же крайне примитивны. Герои тут – зайцеподобные субъекты, напоминающие персонажей плохо нарисованных мультфильмов, вроде «Зайца не видели?». К тому же, ни сюжеты, ни воплощение не несут смысловой нагрузки. Думаю, девушка просто не умеет рисовать, потому и выбрала подобную манеру изображения.
Фотоработы Ксении разнообразнее, чем ее живопись. Удручает то, что это, по большей части, куски. Чьи-то ноги, обувь, лица, мебель. Девушка ищет всевозможные ракурсы и забывает о целостном образе. Но, думается, это с возрастом пройдет. Потому что есть на выставке и несомненные удачи. Очень понравилась работа «Невидимки». Всего лишь пустой стул и пустые же сапоги на траве. А образ найден! Хороший снимок «Их солнце». Пара молодых людей, похоже, хиппи, смотрит вверх, на небо. Ксении удалось передать и настроение, и отношение парня и девушки друг к другу. Оригинальная фотография манекенов. Их четыре – два женских, два мужских. Есть здесь что-то жизненное, и грустное, и фарсовое одновременно.
Общее впечатление от выставки «Зеленый чемодан» - ребята, несомненно, талантливые. Но еще страдают дурью подростковой. Хочется и публике дулю показать, и пооригинальничать. Словом, с головой они пока не дружат. Поэтому и основное ощущение от вернисажа не очень приятное. Не могут несколько хороших работ затмить все эти некрофильские опыты. Однако, Александр и Ксения еще студенты. И есть надежда, что они, наигравшись в эпатаж, займутся настоящим искусством.