Юлия Кулыгина

© Областная газета

КультураИркутск

18351

25.01.2008, 14:22

Пришлите «Утреннее солнце»!..

Исполнилось 100 лет со дня рождения Константина Седых.

Когда-то имя Константина Седых, автора романов «Даурия» и «Отчий край», было известно по всей стране. Его книги выдержали более сотни изданий еще при жизни автора. Столетнюю годовщину со дня рождения писателя мы отмечаем в другом государстве, да и сами стали другими, но «Даурия» по-прежнему переиздается и мгновенно исчезает с прилавков книжных магазинов, а значит, все еще интересна читателям жизнь трех поколений казачьей семьи Улыбиных.

Казачья вольница

Константина Седых часто называли певцом и первооткрывателем Забайкалья. Родился он в казачьей семье в поселке Поперечный Зерентуй станицы Большезерентуйской Читинской области. «Предки мои по отцу и по матери – уральцы. Отцовская линия – это заводские крестьяне, переселенные в Забайкалье для работы на Нерчинских сереброплавильных заводах, а материнская – яицкие казаки, сосланные туда же на каторгу за участие в Пугачевском восстании. Позже и те и другие были зачислены в забайкальские казаки», – писал в своей автобиографии Константин Седых.

Забайкальские казаки охраняли восточные границы страны и обживали пустующие земли. Безлюдье тамошних мест, заселявшихся лишь ссыльными да каторжанами, налагало на них особый отпечаток. Казачьи семьи – многолюдные, патриархальные, и слово главы фамильной династии было для всех законом. Родоначальником семейства Седых был легендарный дед Хрисанф. «До раздела в нашей семье насчитывалось 25 человек. У деда моего, Григория Хрисанфовича, было два младших брата – Варлам и Андрей. У каждого из них были сыновья, дочери, невестки и внучата. И вся эта многочисленная семья жила в одном трехкомнатном доме» – писал в воспоминаниях Константин Седых.

Отец писателя, Федор Григорьевич, дважды избирался поселковым атаманом, казаки уважали его за прямоту и честность, за то, что, пройдя две войны – Русско-японскую и Первую мировую, он вернулся полным Георгиевским кавалером – был награжден четырьмя Георгиевскими крестами (высшими солдатскими наградами того времени).

Много разных историй, старинных поверий и легенд, сказок и песен услышал Костя в детстве от матери Федосьи Михайловны. Долгие прогулки с отцом по окрестностям родного поселка, поездки в Нерчинский Завод к родне, веселые масленичные гулянья с катанием на тройках, старинные казачьи песни и традиционные свадебные обряды – все это помогло поэтической душе ребенка окрепнуть и почувствовать свою силу. Первое стихотворение Костя написал в 10 лет, когда еще учился в поселковой школе – прелесть забайкальской весны будто открыла шлюзы, и родились поэтические строчки.

Гражданская война встряхнула, а потом разбила начисто сложившиеся устои казачьей жизни. Станица десятки раз переходила из рук в руки: то въезжали на улицы отряды семеновцев, то гнали их налетевшие партизаны. Красногвардейские части бились с разноплеменной дивизией барона Унгерна, с каппелевцами и японскими самураями. За два незабываемых года Константин вдоволь насмотрелся на красных и белых, а позже смог почерпнуть из впечатлений того времени материал для своих стихов и романов.

Литературные университеты

Константин Седых писал в своей автобиографии: «В 1922 году с большим трудом поступил я в Нерчинско-Заводское высше-начальное училище. Проучился в нем только два года. Бедность отца заставила меня бросить учение и вернуться к себе в поселок. Там я организовал комсомольскую ячейку и был избран ее секретарем. Еще с 1923 года я стал селькором читинских губернских газет «Забайкальский рабочий», «Забайкальский крестьянин». Летом 1924 года в журнале «Забайкальская деревня» появились первые мои стихи».

Вскоре Читинский губком партии и редакция «Забайкальского крестьянина» вызвали его в Читу и направили на учебу в педагогический техникум, назначив от газеты «Забайкальский рабочий» стипендию.

«Во время учебы я начал сотрудничество с газетой «Молодой крестьянин». Печатал в ней статьи и заметки, стихи и частушки на самые злободневные темы. Выезжал в длительные командировки от редакции в самые отдаленные уголки Забайкалья и там, на местах, я видел собственными глазами, какую огромную роль играли тогда в деревне газеты…»

В Чите Константин Седых проходил свои первые «литературные университеты»: писал стихи, не пропускал ни одного «Литературного воскресенья» – так назывались еженедельные собрания писателей и поэтов. «Приходил на наши встречи человек лет 60: академическая бородка, вид очень интеллигентный. Говорил немного, больше слушал. Был это Афиноген Васильев, который написал трехтомный труд «Забайкальские казаки». Потом-то, когда я работал над «Даурией», понял, каким нужным человеком был Васильев для меня, сколько я мог бы узнать от него. Но понял я это поздно, а при жизни его смущался обратиться, заговорить…»

В конце 1920-х годов Константин Седых переехал в Хабаровск, работал в газете «Набат молодежи», много писал. Здоровье, слабое от рождения, стало давать сбои. Пришлось вернуться домой, в Поперечный Зерентуй. Своему другу, поэту и журналисту Петру Комарову, он писал: «Я в деревне. Материалов имею по горло, но болею и обработать их не могу. А материал, например, из настоящих времен, времен закрепления существующих колхозов, есть великолепнейший».

Женитьба и переезд в Иркутск

Константин Седых задумал тогда написать повесть о коллективизации забайкальской деревни. Но вскоре мысли эти отошли на второй план – на вечерке в соседней деревне он встретил красавицу Танюшу Мигунову и полюбил ее. Костя был парень видный, и тоже пришелся ей по душе. Девушка была из семьи середняков, которую как раз в это самое время раскулачили. Ее родные – отец, мать, старший брат с женой и маленькими дочерьми – отправились по этапу в Игарку, младший брат ухитрился сбежать через Аргунь на Маньчжурскую сторону, а Татьяне разрешили выйти замуж за приезжего комсомольского активиста. Молодая семья переехала жить в Иркутск. Это было весной 1931 года.

В чужом городе жилось нелегко, особенно когда родился первенец – Велемир. Своего жилья долго не было, мыкались, снимая углы и каморки. Татьяна все тяготы приняла на себя, она своим долгом считала ограждать мужа от сурового быта. Не во что было одеться-обуться, жили впроголодь, но в доме повторялось почти как заклинание: «Косте надо писать…».

И Константин Седых окунулся с головой в творческую работу. В Иркутске он нашел много интересных, знающих людей, которые помогали ему заполнять пробелы в образовании. Литературная жизнь в городе кипела. В то время здесь жили и работали Иван Молчанов-Сибирский, Анатолий Ольхон, Исаак Гольдберг, Петр Петров и другие. В первые годы жизни в Иркутске у Константина Седых вышли два сборника стихов: «Забайкалье» и «Сердце».

Из письма Константина Седых Петру Комарову: «Работаю в Восточно-Сибирском комсомольце» пробкой, которой затыкают все дыры. Здоровье скверное. Хоть живу, но со скрипом. Сердце выкидывает теперь еще более жуткие фортели. Народ у нас сейчас подбирается. Появились ребята на большой палец, что называется… Иркутск в смысле литературной жизни гораздо оживленнее Хабаровска: печататься есть где».

Но не все было так гладко. Из родного Забайкалья, из Нерчинско-Заводского РК ВЛКСМ в краевой комитет пришла бумага с требованием «исключить Конст. Седых из комсомола как сына станичного атамана и белобандита (отец служил у Семенова), как сына кулака, сам Седых вместе со своим отцом во время восстановления советской власти эмигрировал за границу». Это был пока 1934-й, а не 1937 год, но и тогда дело могло кончиться очень плохо. Из постановления крайкома: «При проверке компрометирующих материалов установлено, что Седых действительно является сыном кулака и станичного атамана, чего и сам Седых не отрицает. Факт эмиграции за границу ничем не обоснованный…».

«Даурия»

В 1934 году у Константина Седых оформился замысел написать роман о революции и Гражданской войне в Забайкалье, название было уже готово – «Конные вихри». Он начал сбор материала для будущей книги, работал в архивах, стал постоянным читателем знаменитой «Фундочки» – Фундаментальной научной библиотеки Иркутского госуниверситета. Штудировал книги по истории забайкальского казачества, о революции в Сибири и на Дальнем Востоке, встречался с бывшими красногвардейцами и партизанами, расспрашивал, записывал, копил рассказы участников событий.

Писать роман начал в 1936 году, а в 1939-м в альманахе «Новая Сибирь» были опубликованы первые главы «Даурии» – название стало более поэтичным, плакатные «Конные вихри» остались в прошлом. Первая книга романа была дописана 21 июня 1941 года.

Уже на десятый день войны группа писателей-иркутян – Иван Молчанов-Сибирский, Константин Седых, Георгий Марков, Иннокентий Луговской – была мобилизована. Они стали сотрудниками военных газет на восточном фронте. Год спустя Константина Седых демобилизовали по состоянию здоровья.

Он вернулся в Иркутск, где снова погрузился в работу: заканчивал вторую часть «Даурии», сотрудничал с «Восточно-Сибирской правдой». Осенью 1942 года было решено отправить землякам-фронтовикам эшелон с подарками. Константина Седых выбрали представителем от журналистов и писателей, и он возглавил делегацию, сопровождавшую эшелон. А после возвращения написал серию очерков «Иркутяне на фронте».

Нужно было продолжать работу над книгой, а здоровья и сил оставалось все меньше. В архиве писателя сохранился одинокий листок, попытка дневника: «Недаром боялся я нынешней зимы. Сбылись мои самые худшие опасения. Я бедствую, и бедствую очень жестоко. Не знаю, доживу ли до новой травы. Чувствую себя исключительно скверно… Боюсь, что «Даурия» останется незаконченной. Над ней совершенно не могу работать. Всяческий интерес к ней пропал. Хочу все же надеяться, что силы вернутся ко мне. Вернется интерес к «Даурии» – моему любимому детищу, которому я отдал бездну труда, ибо романист я весьма привередливый, не ленящийся многие страницы переписывать по тридцать и более раз…».

В борьбе с плохим самочувствием и хандрой проходили месяцы. Константин Седых старался не раскисать: работал ответственным секретарем Иркутского отделения Союза писателей и в редколлегии «Иркутских агит-окон» – писал стихотворные подписи к рисункам художников. И все время рядом было крепкое плечо жены Татьяны.

Однажды, вскоре после войны, в дом к Седых пришла красивая белокурая девушка и сказала, что она Аня, племянница Татьяны Васильевны… Можно себе представить потрясение всех домочадцев: оказалось, что раскулаченная в Забайкалье семья родителей Тани Мигуновой не сгинула на лесоповале. Мужчин, правда, расстреляли, но мать и жена брата с дочками остались живы, их определили на поселение в Тайшет.

«Утреннее солнце»

В 1949 году «Даурия» была опубликована полностью. Но не все захотели признать забайкальскую эпопею. В архиве писателя сохранилась толстая папка с надписью «Погромные рецензии на «Даурию». Критики обвиняли автора в идеализации прошлого, несовременности темы, а то и в искажении исторической правды. Но на защиту «Даурии» встали ее читатели – бывшие бойцы и командиры Красной армии и партизанских отрядов Забайкалья: кому как не им, делавшим своими руками историю, судить о том, как описана она в книге. На решающее обсуждение романа в Москве пришли воины-ветераны и своим авторитетом поддержали Константина Седых, доказав, что автор черпал материал из самой гущи жизни, что «Даурия» берет за душу именно своей полнокровной правдой.

Вскоре роман был напечатан в крупнейших издательствах страны, его перевели на многие языки, он был удостоен Государственной премии в области литературы за 1950 год. А через несколько лет вышло из печати продолжение «Даурии» – роман «Отчий край». Он стал последним в задуманной Константином Седых трилогии. Заключительная ее часть, роман «Утреннее солнце», так и не была дописана.

Из статьи Константина Седых: «Я обычно пишу те куски и сцены, которые меня в данный момент захватили. Прозу нельзя писать на краешке стола. Надо вжиться в то, что пишешь. Иначе не видишь героев…». «Вживание» отнимало много душевных сил, не давали писать многочисленные болезни и подступающая слепота. Он боролся, старался не опускать рук, находил себе работу – редактировал и рецензировал рукописи молодых писателей, сотрудничал с газетами, собирал материал для нового романа и писал отдельные главы, отрывки, очень хотел успеть собрать все воедино…

А читатели и после смерти слали ему письма, звонили домой, обращались в газеты и в Союз писателей: когда будет продолжение? где можно найти новую книгу? умоляем, пришлите «Утреннее солнце»!..

Юлия Кулыгина

© Областная газета

КультураИркутск

18351

25.01.2008, 14:22

URL: https://babr24.com/?ADE=42827

bytes: 12450 / 12415

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

1760

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

2960

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5577

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5257

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10962

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11164

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

6661

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

20106

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14000

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

21264

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

22990

28.02.2024

Премия «Сезар»: триумф «Анатомии падения»

Вечером 23 февраля в парижском концертном зале «Олимпия» состоялась 49‑я торжественная церемония вручения Национальной кинопремии Франции «Сезар». Своих счастливых обладателей нашли 24 статуэтки, не считая почётных премий.

Филипп Марков

КультураМир

6774

24.02.2024

Лица Сибири

Баймашев Дмитрий

Миль Михаил

Ганчуков Евгений

Параничев Юрий

Ильиных Сергей

Медко Антон

Кошечкина Валерия

Таевский Павел

Слободчиков Николай

Мазур Владимир