Опиум для пограничного отделения

Автор: Дмитрий Таевский, БАБР.RU,

Источник: © Babr24.com,

Религия, Мир

25.09.2007 11:15

6472

75

317

Как говорят психиатры, отклонения есть у любого человека – а психическая норма является лишь неким абстрактным измерением, чем-то сродни средней температуре по больнице.

Может быть. Во всяком случае, именно наличие психических и психологических отклонений от воображаемой нормы и создают неповторимый внутренний мир каждого человека. При этом сами врачи далеко не всегда способны определить, где заканчиваются чудачества цивилизованных Маугли из каменных джунглей и начинается психопатология, опасная для общества.

Между тем, специалисты по разного рода психотехникам отлично знают, что любого человека можно, с помощью определенных и не всегда таких уж сложных манипуляций, превратить в совершенно безумное существо. Все-таки у большинства современных европейцев в голове находится сравнительно одинаковый набор стереотипов, базовых жизненных ценностей, понятий и предрассудков – что позволяет легко прогнозировать и программировать те или иные реакции.

Проверить эту сентенцию несложно – достаточно любому встречному мужчине пролетарской наружности сказать с некоторой долей экспрессии слово "козел", либо отпустить замечание незнакомой женщине относительно размеров ее филейных частей. К сожалению для современного горожанина, он живет в мире постоянных стрессов, а потому о его психической устойчивости можно лишь мечтать.

Речь, однако, пойдет отнюдь не о НЛП или, прости господи, каком-нибудь пикапе. Речь о религии.

Почему одни люди, что называется, "ударяются" в ту или иную религию, а другие остаются на позициях жесткого атеизма или агностицизма? Причем, наблюдая со стороны за этим процессом, кажется, что никаких предпосылок для "обращения" неофита вроде бы нет и не было – а, смотришь, уже бегает на утренние службы, либо вообще бросил семью, живет в некой общине и занимается какими-то странными обрядами.

Мы сознательно не делаем в данном случае различия между так называемыми "традиционными" религиями и разнообразными сектами – ибо с точки зрения закона все религиозные конфессии равны, а с точки зрения рассматриваемой психологической сущности человека – тем более.

На самом деле предпосылки для любого изменения образа жизни, конечно, есть. В том числе и для "ухода" в религию. И, как правило, зреют они именно в той самой голове – хотя причины, вызывающие их, всегда находятся снаружи.

В иерархии базовых ценностей любого человека на первое место принято ставить еду, питье, отдых, движение, секс. На самом деле же человек способен пожертвовать практически всем ради ощущения психического комфорта. Именно ощущение психического комфорта – это то, что радикально отличает человека от животных, и это – то, с помощью чего человеком можно манипулировать.

Безусловно, на эффект психологического комфорта влияет не только высшая нервная деятельность – хотя без нее тоже не обошлось – но и всевозможные эндорфины, инстинктивное чувство опасности при попадании в незнакомую среду, и, напротив, чувство защищенности в окружении единомышленников.

Именно чувство психологического комфорта лежит в основе и влюбленности, и привязанностей к человеку, сообществу и работе. Это чувство ведет подростка в дворовую компанию, в которой он получает свою личную, обусловленную индивидуальными особенностями ступень в иерархии – чего никогда не получит в семье. Это чувство привязывает мужчину к женщине, если от нее он слышит те комплименты, которые никогда не слышал ни от кого другого. Это чувство заставляет людей преодолевать любое другое чувство – даже такое мощное, как лень – и менять весь свой образ жизни.

Не секрет, что существуют способы заставить человека почувствовать психологический комфорт. Этим пользуются многие – если не все - религиозные конфессии, привлекающие неофитов. Тем же самым пользуется и упомянутое НЛП, и любой талантливый оратор, и способный менеджер по продажам. Религия в данном случае выступает в роли того самого пресловутого опиума, дающего иллюзию – но для современного человека это, конечно, совсем не та иллюзия мифической загробной жизни, на которую "велись" наши предки пару-тройку веков назад.

Как уже было сказано выше, современный – а в особенности городской – человек живет в условиях постоянного стресса, нервного напряжения и зачастую стабильного отсутствия того самого психологического комфорта. Априори предполагаемый комфорт в семье, к сожалению, слишком часто сменяется если не своей противоположностью, то, как минимум, отсутствием всяких чувств. Происходит это вследствие массы причин – но в первую очередь потому, что получение психологического комфорта в семье требует соответствующей отдачи от каждого из членов семьи, на что, как правило, ни у кого не хватает ни сил, ни желания, ни времени, ни – самое главное – понимания происходящего. Комфорт на работе для большинства людей также практически невозможен – а если и возможен, то очень быстро превращает человека в фанатика в японском стиле, однобоко развитого трудоголика, лишенного банальных радостей жизни и еще более усугубляющего разрыв с семьей, друзьями и всем обществом.

В поисках утерянного рая – то есть иллюзии психологического комфорта – люди кидаются в разного рода эрзац-развлечения, и хорошо, если этими развлечениями становится безобидная рыбалка, охота, шахматы или чуть менее безобидный спортивный секс. В большинстве же случаев дело доходит до систематического алкоголизма, наркомании, соматической депрессии, а в клинических случаях – и до реально опасных развлечений на грани закона и психической патологии.

На все эти внутренние проблемы накладываются и естественные физиологические коллизии – такие, как известные кризисы среднего возраста, подростковые "ломки" и прочие климаксы. В результате внутренняя дестабилизация человека постоянно растет – а вместе с ней растет и потребность в возврате психического комфорта.

Специалистам известно, как легко "ломаются" с виду устойчивые, стабильные и преуспевающие мужчины среднего возраста на банальных приемах постпубертатных девиц. Именно мужчины, у которых психические проблемы усугублены постоянной необходимостью доказательства собственной значимости, легко "ведутся" на самые примитивные комплименты, реверансы и нестандартные методы общения. Эта "ломка" тем проще, чем более высокий уровень на социальной лестнице занимает человек – так как тем самым он несет больший груз ответственности, испытывает большие стрессы и нуждается в большем комфорте.

Большинство людей, так или иначе, с большей или меньшей степенью напряжения, справляется с этими проблемами – правда, зачастую оставляя след из брошенных детей, расколотых семей, рухнувших карьер. Меньшую, но, тем не менее, весьма значительную, часть людей подобные проблемы способны вывести за грань психической нормы. И тогда – открывается широкий простор для бытовых убийств и самоубийств, наркомании, запойного пьянства, сексуального насилия и прочих эксцессов.

И вот тут в дело вступают религиозные конфессии. Практически любая – будь то секта или официальная церковь - религиозная группа способна дать ощущение психологического комфорта для каждого человека, находящегося в состоянии кризиса. Безусловно, община – будем для простоты называть этим словом все религиозные организации – имеет свой интерес в привлечении неофита, причем, вопреки распространяемым домыслам, это далеко не всегда материальный интерес. Только самые примитивные религиозные группы рассчитывают получить от своих приверженцев немедленный доход, выраженный конкретными цифрами. Все нормальные религиозные конфессии – в том числе и ислам, и христианство, и более мелкие деноминации – знают, что впереди у них вечность, а победа на идейном фронте в этой вечности означает гораздо больше, чем быстрый материальный доход.

Попадая в общину, человек становится перед выбором – либо стать ее частью, вписавшись в сообщество и получив в обмен тот самый психологический комфорт, либо разочароваться и уйти. Случаи принудительного "втягивания" людей в религиозные общины, которые столь любят приводить для оправдания своих действий разного рода "сектоборцы", на самом деле единичны или сомнительны. Как правило, на психически устойчивого человека навязчивая религиозная пропаганда не действует – либо вообще отталкивает. Действует она лишь на людей, внутренне готовых к ней, людей, потерявших связь с внешним миром, готовых отказаться от ставших недоступными жизненных ценностей в пользу иллюзий – но иллюзий, несущих психический комфорт.

Вот таких случаев – более чем достаточно. Люди отчаявшиеся, потерявшие веру в жизнь и себя, лишившиеся близких, или работы, или денег, или разочаровавшиеся в идеалах – все они, находясь на грани, получают утешение в религии. Разнообразие религиозных деноминаций лишь улучшает общую ситуацию, так как каждый способен найти себе утешение в соответствии со своими запросами, потребностями и уровнем интеллекта.

Любопытно, однако, что каждый подобный "уход" в религию вызывает, как правило, бурный протест – или как минимум недоумение – со стороны родственников и знакомых ушедшего. И это естественно, так как нарастание внутреннего кризиса человека происходит на фоне традиционного быта и не всегда заметно, вникать же в самую душу даже близкого человека мало у кого находится время и желание. А потому "уход"- в секту ли, или в монастырь – всегда происходит внезапно, неизбежно вызывая волну домыслов и слухов о неких "психотехниках", "зомбировании" и "программировании" со стороны общины. Слухи эти активно поддерживаются всеми стратегическими конкурентами данной общины – ибо борьба за души, под каким бы она соусом не подавалась, всегда является конечной целью любой религии.

Немаловажно в описываемых ситуациях и то, что, чаще всего, в атмосферу духовного кризиса густо подмешаны самые меркантильные интересы. Как правило, человек, получивший полноценный психологический комфорт в религиозной группе, прекращает заботиться о материальной стороне жизни и легко расстается с накопленными богатствами. Далеко не всегда это происходит по наихудшему сценарию: все-таки передача квартиры и всего имущества в пользу общины скорее относится к области ненаучной фантастики, чем к рядовой практике. Однако даже если человек и решает пожертвовать собственный дом своей религиозной общине – это является его личным делом. Во все времена люди, уходя из этого мира на тот свет или в монастырь, завещали свое имущество либо бедным, либо монастырям, и это считалось естественной практикой. На самом же деле чаще всего какая-то часть имущества жертвуется неофитом или самой общиной в пользу нуждающихся – так как практически все религиозные конфессии исповедуют необходимость милосердия в пользу бедных.

Но именно такие пожертвования и вызывают крайнюю степень негодования у родственников – безусловно, рассчитывавших самим получить это самое имущество. К сожалению, на фоне безудержного роста потребительских наклонностей в российском обществе растет и уровень мещанской мелочности и жадности, что приводит к совершенно гротескному уровню взаимоотношений даже между близкими – или когда-то близкими – людьми. Факт же остается фактом – почти все громкие дела о вовлечении людей в секту инициированы оскорбленными женами, свекровями, племянниками или просто сослуживцами, которые восприняли уход в общину еще вчера всеми игнорируемого, а то и напрямую угнетаемого и презираемого человека - как факт преступления если не против человечества, то против их собственных взглядов на жизнь. Как правило, именно в этих случаях на свет божий появляются разнообразные страшилки из жизни сект, причем доморощенные "сектоведы" старательно валят в кучу и православное сектантство, насчитывающее сотни лет, и неоиндуизм, и газовую атаку Аум Синри-ке.

В вопросе ухода человека в общину неизбежно возникает вопрос цены. В самом деле, что лучше – чтобы человек, находящийся на грани психического срыва, полез в петлю, купил дозу героина, ушел в многомесячный запой, или чтобы он бросил семью и детей и ушел в религию? В большинстве случаев ответ очевиден. По крайней мере для разумного человека. При этом уход в действующий православный монастырь, который обществом почитается если и не идеальным, то, по крайней мере, менее осуждаемым вариантом религиозного ухода, оказывается и наиболее редким. Повальное же "воцерковление" в последнее время пошло на убыль, поскольку было связано в первую очередь не с рассматриваемым нами кризисным состоянием человека, а с обычной, хотя и тщательно поддерживаемой властями всех уровней модой. Что же касается разрешения личного кризиса, то, конечно, для многих в современной российской реальности вариант ухода просто "под сень" РПЦ кажется более безопасным, чем уход в "мусульмане", "синагогу", "сектанты" – но, к сожалению, РПЦ является общиной чрезмерно догматичной, неповоротливой и безразличной к судьбе отдельного человека. Священник РПЦ не будет месяцами выхаживать бедолагу, находящегося на грани нервного срыва, не поведет к себе домой, не уложит спать и не расскажет на ночь сказку. А вот иеговисты или адвентисты это сделают. И даже сделают больше. Хотя, само собой, некоторых людей вполне устраивает и РПЦ – благо "уход" в РПЦ не вызывает практически никакого отторжения у близких, так как не сопровождается резкой сменой образа жизни. Смена произойдет – человек так или иначе перенесет свои надежды и привязанности с семьи на объект своего культа; но РПЦ не предоставит ему возможности покинуть семью физически, поскольку православные монастыри – заведения достаточно закрытые и своеобразные, не каждому там будет комфортно. Вот для таких семей и сохранится хотя бы видимость благополучия при утрате духовной общности – а многие ли сегодня претендуют на большее?

Таким образом, практически любая религиозная конфессия выступает своеобразным "спасательным кругом" для психологически проблемных членов общества, для людей, готовых выйти за грань психической нормы. Религия в современном обществе – это аналог пограничного отделения психбольницы – с той лишь разницей, что "доктора" в этой больнице работают не за зарплату, и к ним не нужно выписывать направление. Нормальному же человеку попадание даже в самую настойчиво пропагандирующую свои услуги секту не грозит практически ничем – если человек на самом деле нормален, если у него внутри не зреет долгие годы внутренний протест против всего окружающего мира.

Доказательством сравнительной (в масштабе человечества) безопасности религиозных общин любого вида служит вся история современной цивилизации. Не секрет, что на переломных моментах истории любого государства резко растет и число разного рода ересей и сект. Это естественно – спрос порождает предложение, социальные взрывы дестабилизируют психику человека и приводят его в неуравновешенное состояние духа. Именно такая картина наблюдалась в России на грани 1990-1991 годов, когда рост числа общин превысил все разумные пределы. В то время "сектоведы" из РПЦ поторопились объяснить рост сектантства неким "западным" влиянием, совершенно не позаботившись обосновать, куда девалось это влияние буквально спустя четыре-пять лет.

Тем не менее, никогда за всю историю человечества, при нормальном развитии общества, число приверженцев маргинальных религиозных общин не превосходило некоего минимума. Именно того минимума, который необходим для работы "пограничного отделения". Речь не идет, само собой, об эпохах радикальных религиозных преобразований наподобие Реформации или катарских войн – это особые страницы истории, имеющие под собой совершенно иные причины.

Не будь в современном обществе религии – ее пришлось бы создать, иначе она заменяется другими эрзацами душевного комфорта. Такими, в частности, как алкоголь и наркотики – да и не только ими. Собственно, ее многие и сейчас подменяют – но это происходит лишь в силу косности и убожества самой религиозной идеи, мало приемлемой для современного образованного человека. Любопытно другое: религия умрет только тогда, когда человечество найдет для себя другое, принципиально новое, "пограничное отделение". Слово лишь за его создателями...

© Babr24.com

URL: http://babr24.com/?ADE=39901
bytes: 15952 / 15952

Своя новость

Поделиться в соцсетях:



Обсуждение статьи "Опиум для пограничного отделения"

Позиция редакции сайта не всегда совпадает с мнением участников обсуждения.

Выведено 50 последних сообщений.
Весь форум здесь

71459: Д.Таевский 19.09.2007:
Вадим, вопросы, которые встают перед Вами - это и есть душевный дискомфорт. Люди трусливые, которые боятся признать существующую реальность и пытаются спрятаться за фиговым листком мифов и фантазий на темы загробной жизни - это и есть клиенты пограничного отделения.
Вы делите людей на две части - тех, кто обретает веру, и тех, кто ломается. Вы забыли третью, самую большую категорию - НОРМАЛЬНЫХ людей. А их, поверьте мне - гораздо больше, чем пограничников.

71464: Вадим 20.09.2007:
Нормальность, Димитрий, понятие относительное. Если не верите, спросите у психиатров.
Даже у так называемых нормальных людей бывают срывы.

Вопросы, которые я поднял, - духовные, можно сказать онтологические. Любой мыслящий человек рано или поздно ставит их перед собой и как-то пытается разрешить, это не зависит от степени его храбрости или психического здоровья. Другие, которых Вы назвали НОРМАЛЬНЫМИ, просто живут по плоти, и не мыслят духовно, то есть не радеют о спасении своей души.

Чего это Вы вдруг решили допустить меня к участию в форуме?
Наверно систему переставили и забыли поставить запреты? ;-)))

71465: Сталкер 20.09.2007:
Вадим

Я вот так и не могу понять: душа это слепок личности, воплощение в новом теле или нечто иное? :) Ладно, никто (в том числе и священники) мне на этот вопрос понятное дело не ответят. Ну вы вот, вроде бы, человек верующий и каким то боком к церкви отношение имеющий (а?), вот скажите, что лично Вы собираетесь спасать? Как Вы себе представляете себя же после Вашей кончины?

71470: Народ 20.09.2007:
А зачем вообще чего-то там спасать? Жить надо ПРАВИЛЬНО! А не грешить, чтобы потом за мзду отпущения получать, да попов обогащать, которые вместо Бога это самое отпускают. Наместники обнаружились тоже мне. Оне, видите ли, уполномочены свыше дураков за их же денежки охмурять. А докУмент у вас такой есть, Богом подписанный, чтобы от Его имени вещать?

71474: Вадим 20.09.2007:
Сталкеру.

Бывает, что у тебя все нормально по жизни, а что-то болит, этакая зубная боль в сердце.
Обычно это связывают с болью души.

В рамках форума я не могу ответить вам пространно на Ваш вопрос. Для спокойного и вдумчивого чтения рекомендую в wco.ru книгу святителя Луки Войноясенецкого «Душа, дух, тело» и книгу о. Серафима Роуза «Душа после смерти».

71482: Брокгауз 20.09.2007:
Как альтернативу православию имею честь представить почтенному сообществу пантеизм - учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром; на это указывает само название, происходящее от греческого to pan - все и o JeoV - Бог. В основе этого учения находится проблема об отношении единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой приходится иметь дело всякой философии.

В множественном и конечном мире явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и бесконечность. Единство системы не есть только субъективное требование ума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой; идея бесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечных предметов, прежде всего - в форме безграничного пространства и бесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов и составляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, но в общем можно различить две главных тенденции: первая заставляет исчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественного бытия, второе направление, напротив, заставляет бесконечное единство разлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П. имеет некоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, как религиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которыми П. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Они согласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир, ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но понятием мира не исчерпывается содержание Бога.
Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в их изложение.

Истинная родина П. - Индия; две главных индийских системы, Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большую склонность к мистицизму, вторая - к материализму. В Греции первой пантеистической школой были элеаты, но в общем, следует сказать, что рационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который в полном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, а именно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которой восточные элементы играют столь значительную роль. В этом отношении особенно замечателен Плотин.

В гностицизме легко заметить ту же пантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система на христианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его: "De divisione naturae" появилось ок. 865 г. и служило впоследствии источником, из коего черпали многие философы.

В эпоху Возрождения П. получает большое распространение: главный представитель его - Джордано Бруно. В XVII в. главными представителями П. были Спиноза и (отчасти) Мальбранш (ум. 1715). Немецкая философия после Канта развилась под сильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названа пантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. от П. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию, первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека в материализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет сильные и слабые стороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека в объяснении явлений из одного принципа, при том принципа не случайного, не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность. Он старается избежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительных мировоззрений - дуализма и материализма. В этом заключается великая привлекательность всякой пантеистической системы, в особенности - если она сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентном сознании.

Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере, трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем, некоторые из них вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно из обыкновенных возражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой точки зрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и о всякой другой системе? Наиболее глубокое объяснение свободы мы находим именно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли).

Некоторые возражения против П. и пантеистов вызваны тем двойственным положением, которое они занимают; например Спинозу (как и стоиков) упрекали и упрекают в материализме, который действительно можно найти при одностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называет П. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в себе противоречие - но он же признает и значение учения en cai pan.

В известном отношении П. грешит тем, что дает лишь номинальное определение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечто неизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии; он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу в положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богом или нет.

Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественная природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указывают в П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что с точки зрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я", но эта трудность не составляет специфической особенности П.

Cp. Goschler, "Du Pantheisme" (Пар., 1840); Jeannel, "Des doctrines qui tendent au pantheisme" (1846); E. Saisset, "Essai de philosophie religieuse" (Париж, 1862); Jasche, "Der Panteismus nach, seinen verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б., 1826); Blumroder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d. Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832); Schuler, "Der P." (Вюрцб., 1884).

В то же время рекомендую не путать религиозность и философичность с проявлениями паранойи в виде религиозного помешательства. Эта фирма П. отличается преимущественно религиозным содержанием нелепых идей и обманов чувств. У больных, главным образом на почве чрезмерной религиозности, появляются галлюцинации слуха и зрения, сообщающие их с загробным миром, с определенными святыми или с Богом, и вместе с тем возникают нелепые идеи о религиозной миссии. Они воображают себя призванными для исправления человечества, для направления его на путь истины; под влиянием таких идей, а также слышимых ими голосов, приписываемых ими Высшей силе, они бросают свои занятия и отправляются проповедовать новую религию.

В средние века, при фанатизме и невежестве народных масс, такие помешанные субъекты иногда принимались за проповедников нового религиозного учения и находили приверженцев. Несомненно, что именно таким образом возникли некоторые религиозные секты.

История Орлеанской Девы, страдавшей бесспорно религиозным помешательством, показывает, что этот частичный бред может играть роль в качестве важного политического фактора. Не очень давно, - в 1891 г., в Васильковском у. Киевской губ., возникло религиозно-политическое движение среди крестьян под влиянием религиозного бреда некоего мещанина Малеванного, почему и движение это получило название "Малеванщины"; здесь следствие и врачебное исследование доказали с очевидностью наличность религиозной П. как у главы этого движения, так и у многих участников его.

Больные этой категории чрезвычайно опасны, так как под влиянием мнимых приказаний свыше они готовы изуродовать себя, считая мученичество необходимым звеном для своей миссии, а также зарезать кого угодно, начиная с собственной семьи. Временно галлюцинации могут притихнуть, и тогда бред бледнеет, перестает занимать больных, но при случае он опять оживает...

71483: Вадим 20.09.2007:
Брокгаузу

"Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественная природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения трудно найти почву."

Поэтому пантеизм нельзя считать альтернативой православию.
Впрочем, если только очень хочется -тогда можно ;-))).

71501: Quest 20.09.2007:
Брокгауз,
=наличность религиозной П.=

Как это перевести на русский?
Религиозной пантеизмой?

71503: teosof 20.09.2007:
Интересно то, что в русской примитивной диалектике слово "Спиноза" стало нарицательным и включает в себя глубоко уничижительный смысл. Иногда,назвав человека спинозой,можно обидеть больше, чем козлом...

Потому,естественно,православие, как простейшая разновидность христианства стала так близка сердцу глубинного русофила . Не нужно грызть никакой гранит, ничего думать, ничего делать. Один раз в год празднуешь Рождество, один раз купаешься в проруби, раз в неделю - воскресная заутреня. Кто-то родился - крещение, кто-то преставился - заупокой. На все случаи жизни заготовлены свечки.

Самое уважаемое и почитаемое лицо в деревне - поп. Так,обезъяна взяв палку,стала Человеком, а человек,надев рясу,стал Попом... Вершина христианского мышления - поп,который всё понял и от всего устал, надел рубище ,забрался в капище и ,автоматически,становится Святым... Ну,это уже недосягаемый авторитет...

71504: Дрюх 20.09.2007:
71501: Quest
=наличность религиозной П.=
=Как это перевести на русский?=
Я думаю, здесь совсем уже другая П.
:)))
Судя по всему, имеется в виду паранойя

71506: Quest 20.09.2007:
Дрюх,
=Я думаю, здесь совсем уже другая П.=

Видимо, П. Брокгауза :))),
поскольку цитировалась статья Пантеизм.

71510: Дрюх 20.09.2007:
71458: teosof,
Вы так ничего и не поняли. Или не захотели понять. Развели софистику

=Я таки не понял, почему справедливые и почему в предвзятом...=
Потому что необоснованные упреки в чем-либо есть свидетельство предвзятого отношения, которое, в свою очередь, вызовет уже справедливые упреки противной стороны.

=С каких это пор какие-либо упрёки в адрес тех,кто имеет свою точку зрения и может её аргументировать стали справедливыми? И с какого бодуна объективное отношение стало предвзятым? =
Они справедливы в той степени, в какой Вы не в состоянии аргументировать свою точку зрения. А аргументировать Вы ее не можете, поскольку не имеете неоспоримых доказательств. И не будете иметь, т.к., во-первых, серьезных исследований в этой области (какой - см. мой первый пост) не проводилось, во-вторых, организовать подобные исследования архисложная, если не вообще неподъемная задача. На пути ее реализации неодолимые препятствия в виде многообразия, сложности сочетаний и взаимодействий критериев, трудности вычленения отдельных критериев из массы, многоплановая (культурологическая и проч.) неоднородность объекта исследований, неустранимый в принципе субъективизм исследователя, неодолимость произвольности интерпретаций результатов и т.п. Кроме того, религиозники подобных исследователей на пушечный выстрел к своей пастве не подпустят - они ее окормляют, они с нее кормятся. Зачем им объективная информация, тем более, позволяющаяя сравнивать их психотерапевтическую эффективность?
Т.о., Ваши аргументы не могут быть основаны на объективных данных и сплошь составляются из элементов Вашего субъективного опыта и отражают Ваше субъективное мнение. Я с ним согласен почти, кстати, что напрямую следует из моих постов. Ну, сказал конкретно. Вынудили. Повторить еще 33 раза или довольно?

=Любая вера в то, что не поддаётся вере в силу своих конструктивных особенностей есть мракобесие.=
Мракобесие это воинствующее невежество. В этой ветке Вы пока демонстрируете удивительную близость к такому, как раз, состоянию.

=Верить можно в то, что как-то отзывается на веру, например, в технический прогресс, в победу над фашизмом, в силу добра или силу зла (это уж кому как нравится)...
Но верить в бога нельзя по определению. Никакого бога никто никогда не видел и не ощущал. Если угодно,бог - это такая сущность,которого можно бояться,можно благодарить в зависимости от того,что он предлагает человеку в данный конкретный момент. Но верить в бога или не верить это всё равно,что верить или не верить в инопланетян...=
Верить можно во все, что угодно. И не забывать в рассуждениях своих разделять понятия и быть точным в употреблении слова вера, нюансы значений которого и дают простор софизмам. На кого рассчитываете?

Если у Вас есть ДОКАЗАТЕЛЬСТВА отсутствия психотерапевтического эффекта религиозности КАК ТАКОВОЙ, а равно доказательства вредного воздействия ее на психику верующих, выкладывайте. Если нет, а их у Вас нет, добавляйте ИМХО и т.п. оговорки.
И вообще, с чем Вы спорите? С тем, что существует стереотип, о котором я писал выше? Или с самим стереотипом? Это разные вещи. Совершенно. И права, и возможности, и исходы обсуждения в обоих случаях разные.

71511: Дрюх 20.09.2007:
Да, еще хочу добавить. Важное.
В идеали, всякий религиозный деятель должен прибавлять ИМХО к каждой своей фразе.
Вроде "Аминь"

71512: Дрюх 20.09.2007:
71501: Quest
=наличность религиозной П.=
=Как это перевести на русский?=
Я думаю, здесь совсем уже другая П.
:)))
Судя по всему, имеется в виду паранойя

71520: Nadin 20.09.2007:
Насколько я поняла, у Брокгауза цитировалось две статьи... Некоторым образом связанные...

Кстати, милейший Вадим, ответьте на вопрос: разве в православии сатана не есть продукт божьего творения? Более того, по исходным текстам Сатана выполнял именно по прямому божьему указанию селекцию людей по нравственности: ему вменялось их искушать и соблазнять, что он и делал. Вот и выходит, что и в христианстве нет двух равновеликих антагонистов - Сатаны и Бога, а есть Бог, выделивший неприятные обязанности своему творению. Ну, а что творение потом загордилось сверх меры и стало претендовать на равноправие - это уже издержки производства тварей посю- и потусторонних... И тогда то, что Вы выделили как относящееся к пантеизму, относится и к православию в той же мере.

71542: teosof 21.09.2007:
Дрюх,доказательства вредного воздействия церковности на психику личности привести совсем несложно. У меня то они есть,причём,вполне конкретные. При этом несложно и всё перевернуть с ног на голову, т.е. запутать собеседника в критериях вредности-полезности. В одной большой книге,которая называется Библия, чуть ли не во первых строках стоит то,что Бог отделил свет от тьмы. Из этого следует, что человек,если хочет соблюдать библейские принципы , должен отделить вредное от полезного,чёрное от белого и т.д...

Допустим был жизнерадостный, нормальный мужик,не без юмора, не без образования, но случилось какое-то несчастье,пусть большое,потерял этот человек всё, что имел,чем жил - семью там или ещё кого... И вот находит он "отдушину" в церкви. В результате,становится косным,воинствующим теистом и заторможенным дементным богомольцем. Христианская церковь в этом случае, выдаёт за положительный эффект и то,что у мужика поехала крыша,и все те события,которые предшествовали его "обращению". Т.е. тьма в церковном преломлении становится светом, какие-т окатаклизмы (смерть близких,детей, любимых) становится светлым моментом в жизни данного придурка,приведшим его "на путь истинный". Всё,бац - нарушается библейский принцип отделения света от тьмы. Уже за одно это церковь и церковное утешение можно отправить фтопку.

Другой пример. Человек имеющий большие задатки, может быть,даже таланты, отличник боевой и политической подготовки, лауреат пары-тройки красных дипломов просто так,за компанию, заходит в церковь, и, видя мерцание свечей и вращение кадил,забывает о всех своих достижениях и ещё нераскрытых возможностях, чувствует податливую почву для беспрепятственного расплытия мозгов по иконостасам и начинает захаживать "в храм" уже ежедневно... При этом,он вдруг становится весёлым и бледным юношей с горящим взором и всех окружающих с этим тупым взором начинает зазывать в эту парашу,которую именует "священным храмом". В итоге,окончательно съезжает с катушек, теряет всякую прежнюю квалификацию и связь с реальным миром, буквально,становится инвалидом. Налицо явные признаки шизофрении - расщепления сознания. Одна только церковная троица - богоотец,богосын и богодух может свести с ума даже идиота и расщепить сознание даже очень цельного и духовно сильного человека.

Все эти примеры,как бы этого не хотелось православным попам,взяты из жизни имено официальной правосланой церкви, а не какой-то секты. Да любой поп сам является примером отрицательного воздействия церкви на психику. Допустим, "в прежней жизни" поп был неплохим коммерсантом,строителем или военным... Всёёё, пипец,как говориться... Попробуй он после пары лет клиросного служения вернуться на старую дорожку, что-нибудь выгодно купить-продать, построить хоть сортир или даже собрать-разобрать автомат... Сделает фигню,построит пизанскую башню,разберёт автомат,а соберёт подсвечник...

Воцерковленность требует от человекаполной отдачи. Его жизненных сил не остаётся для нормального светского существования, его интересы блекнут,личная жизнь становится бесцветной и вялой и т.д... Значительная часть его проблем сразу же ложится на плечи близких... И я прекрасно понимаю людей,пытающихся вытащить своих близких из лап православия. И дело тут даже не в опасении наследников остаться без наследства... Какое там нахер наследство - такой родственничек не способен оставить ничего путнего... Искренне верующий человек это всегда выжатый лимон,спиноза в юбке или облако в штанах,не важно...

Правда,оговорюсь, есть исключения. Отдельные люди имеют своеобразный блок против церковного воздействия. Не знаю уж, может божий дар... Они могут и посещать церковь и соблюдать какие-то каноны, но способны делать это не в полной мере, несколько поверхностно что ли... Мне просто трудно понять таких людей,поскольку, сам таким не являюсь. Но определённой категории граждан церковь не просто противопоказана, она просто убийственна. В общем-целом,хотелось бы понимания этого от того же духовенства, но этого понимания,судя по претензиям церкви на школу,на политику,на какие-то общечеловеческие вещи, у церковников нет и быть не может.

71592: Народ 21.09.2007:
Поражает чернота, которой пропитано православие: эти рясы, эти заунывности, эта тарабарщина... Даже говоря о чем-то радостном, попы блеют как бараны, ноют, заражая заунывностью и своих прихожан. Ни света, ни радости, ни человекооблика - болото, да и только. Гнобление духа и тела, мысли и творчества...

Вечная забота о каком-то неведомом будущем, да еще и загробном. Жизни в этой вере нет! Партия Смерти, да и только!

71593: Созерцатель 21.09.2007:
По ДТ все существование человека сводится к обретению постоянного психологического комфорта, его отсутствие главная причина всех бед человека (ну в первую очередь конечно как всегда у ДТ виновато православие, ну и далее)Наличествует комфорт - нормальный человек, нет - все пограничник (нет тот, что границу охраняет). Все просто, но тогда почему всякого нормального человека (психологически комфортного)благополучного во всех отношениях все равно возникает ощущения бесмыссленности жизни, духовных или если хотите душевных раздумий. Кстати, это не приводит его к религии наркотикам и далее. Но это присутствует и как ни парадоксально помогает жить в этом мире.

теософу.
Вы бы без пены у рта милейший и параши. Если бы ваш знакомый, не зашел в церковь он бы свихнулся на чем нибудь другом, с горящими глазами, религия здесь ни при чем.
Священники разные как и верующие и кстати, не все поверхностно к вере относятся (про моду не говорю,)но без фанатизма. И что их отличает эта наличие самоиронии (можно назвать фактором здравого смысла). Кстати в молодости всречался с покойным ныне о. Александром Менем очень интересный собеседник, и на гитаре играл хорошо. Митрополит Кирилл -умница живой человек (лично общался).
Я привел эти примеры только для того чтобы сказать - все гороздо сложнее и поэтому интересней и все не сводится к психическому комфорту или религиозному фанатизму и далее..

71594: Вадим 21.09.2007:
Теософу

Какие-то прямо Вы ужасы рассказываете!
Я Вам могу привести прямо противоположные примеры положительного воздействия Церкви на заведомо психически больных людей.

«Среди всех медицинских специальностей существует одна, которая вплотную Может соприкасаться с пастырством. Название ее- психиатрия. Наверное, не будет преувеличением сказать, что многие священники за годы своего служения встречались у исповедного аналоя или во время иного душепопечительства с ситуациями, когда их духовное чадо обнаруживало некоторые эмоциональные, поведенческие или мыслительные расстройства. Встречаются и случаи пастырского окормления психических больных, находящихся в состоянии ремиссии. И наконец, выделяется обширная группа пограничных (на грани здоровья и болезни) психоневрологических нарушений, распространенность которых достаточно велика.
Существуют состояния души, как указывает архимандрит Киприан (Православное пастырское служение. Париж, 1957) которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества.
Раньте учащиеся Духовной академии знакомились с пастырской психиатрией. В настоящее время предмет этот не изучается по причинам организационным, связанным с его преподаванием. Однако вопрос этот оживленно обсуждается и, хочется думать, - решится положительно.
Пастырская психиатрия стремится проникнуть в те сферы душевной жизни, которые не квалифицируются как грех, но "соседствуют" с ним или "подталкивают" болеющего к последнему. Например, тревога (если это симптом) не является грехом, однако может привести к тяжким последствиям ее обладателя. В результате психической болезни душа человека как бы покрывается "дымкой тумана", который нужно рассеять. Такая душа, как правильно заметил один священник, теряет путь к Господу. Воля человека ослабляется. Пастырские наставления оказываются преждевременными, потому что не могут быть восприняты страждущим адекватно. Лечить такие хвори исключительно аскетическими средствами не всегда оправданно. Здесь будет уместна помощь психиатра. Хорошо, если в приходе окажется православный врач. В таком случае священник может воспользоваться его помощью. Знания по психиатрии самому батюшке тоже сгодятся. Психиатрия в этих ситуациях не противостоит пастырству, но стремится обогатить его некоторыми сведениями. Задача священника - настроить окормляемого на терпение и смирение, помолиться за него. Задача врача - уповая на помощь Божию, лечить душевные расстройства методами современной медицины. Психиатр-психотерапевт, воздействуя на волю человека, его разум и эмоции, помогает преодолеть болезнь или ее последствия. Он пытается устранить патологические симптомы и синдромы со стороны центральной нервной системы, такие, как депрессия, тревога, астения и др., которые возникли не ввиду вражеского искушения, но по причинам биологическим и наследственным. По своем выздоровлении (когда это бывает возможно) человек вновь возвращается в обычное состояние. Он может трезво смотреть на окружающую жизнь и на себя, посещать храм Божий, молиться, работать на благо семьи и общества. По мере выздоровления больного "удельный вес" психиатрической помощи будет ослабевать, а духовной, напротив, возрастать.
Безусловно, вышеописанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний, как пастырская психиатрия.»
Д.А. Авдеев «Православная психиатрия»


Кроме того, в качестве примера можно привести книгу известного русского психиатра и глубоко верующего человека Д. Е. Мелихова "Психиатрия и проблема духовной жизни".

71596: Народ 21.09.2007:
"Знания по психиатрии самому батюшке тоже сгодятся..." - Еще бы! Кашпировские в рясах!))) А то попов не посвящают в таинства гипнотического воздействия!)))

Кстати, а куда после канонизации от 3 века делись несколько разделов с этими "учениями":- и искусство гипноза, и йоговские духовные практики. А куда? - Ушли в эзотерию. Чтобы каждому смертному неповадно было. И преподаются сегодня на высшем уровне посвящения. И используются для пополнения армии зомби. Так-то!

71601: teosof 21.09.2007:
Вадим, так то оно так, есть и православная философия,после изучения которой человек становится православным философом, есть и православная психиатрия, после которой больной становится православно-здоровым... Только конкретных примеров в данном случае привести невозможно...
Собственно,есть все стороны жизни,куда православие так или иначе проникает.

Сложность православной психиатрии в том, что ,если перед простым светским психиатром стоит только одна цель - поставить на ноги больного, и он всецело посвящает себя этой работе,то перед православным психиатром стоит цель во-первых ТАК вылечить больного,чтобы он остался воцерковленным, во-вторых, всё-таки его вылечить и представить миру,как доказательство могущественности и состоятельности православной психиатрии...

К сожалению (или к счастью) последняя задача для православного психиатра невыполнима.



Созерцатель кончай разводить провокацию. Горящие глаза и бледный лик - следствия ,как правило,непродуманного посещения того или иного капища, будь то православного или мумбаюмбического...

Впрочем,может быть и вправду, сначала человек съезжает с роликов,а потом уже на этой почве собирается в храм... Не знаю.


Заметь,я не говорю,что все попы-тормоза. Есть и жнецы,швецы и т.д...

Но вот то,что все они без исключения до своего поповства были светскими людьми и с воцеркволеностью потеряли все те положительные "наработки кармы" ,которые имели, это закономерность. Поп однозначно и бесповоротно ставит крест на своей прежней жизни. Если он этого не делает,значит, плохой поп.

Ну а против мутного христианского тезиса о том,что несчастья имеют положительный смысл,приводя человека "к спасению" ты ,естественно,возразить не можешь.

Нечем крыть.

71605: Вадим 21.09.2007:
Теософу

Православной психиатрии как таковой нет. Есть врачи психиатры, которые лечат людей. И есть духовники с некоторым опытом духовного окормления лиц, страдающих расстройствами психики.

Конкретные фамилии я привести не могу, так как это является тайной. Но из собственного опыта скажу, что в Церкви самочувствие лиц, страдающих такими заболеваниями, улучшается. Этому способствуют участие в Таинствах и социальная адаптация.

71607: Народ 21.09.2007:
"...так как это является тайной..." -- и нафига людям такая вера, где тайна на тайне, как у бабки-ведуньи?))) В том-то и дело, что РПЦ - сплошная конспирация. Заманили Душу и делают с ней, что хотят.

71615: Сайнз 21.09.2007:
Пастырская кухонная психиатрия

71617: Дрюх 21.09.2007:
teosof,
Ваш 71542: - замечательное самодостаточное выступление. Зря Вы его подали в качестве возражений в мой адрес. Не надо было вообще ко мне его привязывать, и я смог бы тогда с Вами согласиться. А теперь, приходится возражать. Вынудили.
Конкретные примеры, что Вы тут расписали, а равно глубокомысленные теоретические рассуждения, не являются доказательством вектора, степени и распространенности воздействия церкви КАК ТАКОВОЙ на психику адептов. Статичтически достоверных сведений нет. Ни у Вас, ни у кого-либо.
Я говорил об этом. Вы говорите о другом и я не понимаю, зачем Вы свое умозрение представляете как возражение моему пожеланию объективности.
Вот когда Вы докажете на основании объективных данных, что церковь для психики вредна, или что одна церковь вредна в большей степени, чем другая, или обратное (чем черт не шутит?), вот тогда мне и ответите. А пока отвечайте другим - кто Вам мешает?

71623: Nadin 21.09.2007:
У психиатра и психотерапевта одна цель (если он врач, а не рвач) - вернуть обществу полноценного члена, т.е. такого, который может общаться с окружающими людьми, реагируя на внешние события адекватно (надо расшифровывать?), не ставя себя над миром и не делая из себя половую тряпку для него (мира). Грубо говоря - вернуть человека в сферу общественного интереса.

У священника цель другая: повернуть цель жизни человека со служения себе и людям на зарабатывание себе посмертного блаженства. Желательно так повернуть, чтобы и он сам включился в процесс "разворачивания" окружающих.

Цель научной медицины - сегодняшняя полноценная жизнь.

Цель православной медицины - подготовить к смерти, после которой ждет вечное - ВЕЧНОЕ! - существование в одной из возможных ипостасей: либо блаженного ничегонеделания, либо невыносимого страдания.

При этом по христианской трактовке после "блаженной" смерти сначала будешь существовать (неизвестно в каком виде, неизвестно где) бесплотно, потом - вроде бы воскреснув в виде бессмертных существ (неизвестного возраста и вида) на Земле - представляете перенаселенность?.. Либо, если не послушаешься и умрешь без раскаяния, либо не став православным при жизни, - вечное же существование в виде вечно мучающихся неизвестно от чего неизвестно кого бестелесного, БЕЗ возможности воскрешения...

Если уж говорить о "послесмертии", есть и другие взгляды. Цель восточной медицины, к примеру (не так уж мало народу ей следует, хотя большинство тоже из моды, кстати) - сегодняшняя полноценная жизнь с целью получить лучшие перерождения после ее окончания.

По кармическим, "восточным" законам любое преступление повлечет воздаяние - хоть замолись, хоть заискупляйся. И любое благое деяние (в том числе и искупительное) повлечет воздаяние тоже. Но слишком сложно это, видимо, для понимания западных россиян - то, что даже помолясь, греха не избудешь, придется за него ответить, причем той же мерой, какой грешил. Восточным россиянам, видимо, понятнее, раз в их числе парвославных существенно меньше, а буддистов-шаманистов-индуистов больше...

Справедливость, коротко говоря, - не для православия...

71628: Вадим 21.09.2007:
Вадим.

"Цель научной медицины - сегодняшняя полноценная жизнь.

Цель православной медицины - подготовить к смерти, после которой ждет вечное - ВЕЧНОЕ! - существование в одной из возможных ипостасей: либо блаженного ничегонеделания, либо невыносимого страдания."

Как то у Вас все с ног на голову!
Любая медицина (светская и православная) имеет целью выздоровление человека.

Православная Церковь в целом действительно создана для спасения верующих испод власти греха и смерти.

Если Вы такой поклонник восточной медицины скажите, для чего Индия и Монголия отправляют своих студентов к нам учится в мединституте, у них же немеряно своих традиционных врачей?

71635: teosof 21.09.2007:
Вадим, естественно, что любой поп имеет "опыт окормления душевнобольных". Тем более,что душевно здоровые люди,как правило, обходятся без всякого окормления.

Понимаешь, псих- он и в Африке псих. С ним можно делать всё что угодно. Можно его окормлять, крестить, купать в проруби... Можно дать ему в руки нож и сказать - зарежь чеченца... Душевнобольной человек находится за рамками свободного выбора веры, за пределами любого религиозного восприятия.

По-моему,единственно правильный и моральный подход к человеку в данной ситуации, это стремление его вылечить. Что либо другое по отношению к душевнобольному попахивает гнусно. А ты даже не задумываешься об этом,когда пишешь: [[[Есть врачи психиатры, которые лечат людей. И есть духовники с некоторым опытом духовного окормления лиц, страдающих расстройствами психики]]]

Так вот, мне глубоко противно стремление получить какой-либо опыт окормления или ещё как нибудь пользовать душевнобольных, а тебе ,видимо, доставляет НЕКОТОРОЕ удовольствие?

Дрюх- конкретный пример воздействия церкви на психику адепта - человек ,уверовавший во что-либо становится совершенно убеждённым в своей вере и какие-либо попытки возражения,вызывают у него однозначную реакцию отторжения.

Его не убеждает ни огромное количество людей,занимающихся в церкви противоестественными телодвижениями, каким-то крещением, вращением головы от иконе к иконе, многочасовыми физкультурными стойками с закаченными глазами на молебнах...

Его не способно убедить огромное богатство и роскошь церкви,наживающейся на всех трудностях, как на временных,так и на постоянных...

Его не способна убедить даже собственная история,которая показала,что на земле последним воинственным нехристем был,какжется Чингис-Хан, а с тех пор ТОЛЬКО христиане являются зачинщикми как внешних конфликтов,так и внутренних междоусобиц во многих странах мира,не только в России...

Статических сведений,говоришь у меня нет... Так поищи в другом месте. Не всё ж подбирать статистику вредного воздействия под наркоманию или беспорядочный секс ...



71637: сергей 21.09.2007:
Надо бы обратить внимание на то, что есть в реальности, тогда умозрительных заключений не будет и читать будет интереснее и полезнее. Уж очень это просто и комфортно - вместо того, чтобы знать - можно просто думать о чем-то, делать выводы, не имея фактического материала в достаточной степени. Маниловщина. Дело не в вашей эрудированности, а в знании того, как есть на самом деле.

Насчет "психиатры лечат", пообщайтесь с психиатрами (не ради того, чтобы доказать кому-то что-то, а просто получше узнать), с психами, которых лечили...десяток-другой, а потом перечитайте эту статью и свои комментарии к ней.
Про Пичужкина читали? Он лечился в психушке, был выписан с формулировкой "не представляет опасности для общества" - это записано в документах - 50 с лишним жертв. Матушка его в интервью коррепонденту комсомолки поведала "что-то очень сильно в нем изменилось (после психушки)"...

Психиатр смотрит на человека как на тело, не более того, "души нет" было заявлено на заре века (читайте литературу), душа для психиатра "проявление высшей нервной деятельности", православие же говорит о духовности (человек есть дух?) или уже не говорит? Странное сочетание двух принципиально разных точек зрения на человека...

71638: Дрюх 21.09.2007:
=Психиатр смотрит на человека как на тело, не более того, "души нет" было заявлено на заре века=
Несоответствие действительности этой фразы проистекает из смешения понятий. Преднамеренного или нет, другой вопрос. В первом случае - ложь, во втором - ошибка. А поскольку фраза написана с 99% вероятности саентологом, первое.

71643: Забытый 21.09.2007:
охохох... Существует только ОДИН закон Мироздания - Закон Притяжения. Более - ничего. Кто хочет добра - получит добро, кто тянет на себя злобу - получит ее. Кто плачется - будет плакаться еще больше. Страдает - получит дополнительные страдания...

Вселенная так велика, что хватит на всех. Мы - ее дети, она нас любит и дает то, что просим, что пнритягиваем. Хотим Веры - даст Веру. Желаем здоровья -пошлет его. Богатства - пожалуйста. Славы - нет проблем. Любви - легко!..

Закон Притяжения... Знают о нем многие. Умеют пользоваться - единицы.

71657: teosof 22.09.2007:
Видимо,разговор о психиатрии следует начинать прежде всего с развенчивания древних христианских стереотипов и бабкиных ассоциаций. Вот,некто KUULA, давным давно, скажем, выступал за то, что все воры,убийцы и т.д. являются психами, и что их нужно прежде всего лечить... Некоторые люди считают психами тех, кто бегает по утрам, пьёт пиво или ругается матом... в общем,в различных вариациях.

Сергей, убийцы находятся за пределами компетенции психиатра. То что насильник или убийца - маньяк, это вторично. Первично-убийца или насильник. То,что их мурыжат в психушках,и то что они попадают на свободу ,это ошибки и коренные недостатки уголовной системы,а не психиатрии. В компетенции психиатра находятся,конечно же, маньяки. Но не убийцы, а,скажем, религиозные фанатики, эротоманы и нимфоманки...

Психиатрия представляет из себя всего лишь свод конкретных заболеваний в тех или иных вариациях с конкретным видом лечения, как медикаментозного,так и физиотерапевтического.

А уголовная система представляет из себя свод определённых законов,нарушение которых влечёт за собой ту или иную ответственность. Всё. На этом сходства психиатрии и уголовной системы заканчиаются. Какими бы они ни были,хорошими или плохими, со всеми своими недостатками ,это совершенно разные вещи.

Основная ошибка в чём - в том, что у нас каждый уголовник ОБЯЗАН пройти психологическое освидетельствование и даже получить принудительную психиатрическую помощь.
А правильной была бы другая формулировка - Каждый уголовник ИМЕЕТ ПРАВО на психиатрическую помощь и освидетельствование.
В таком раскладе судебная психиатрия могла бы больше соответствовать своему предназначению и ,главное, не выполнять функции изоляции общественно-опасных элементов. Для этого существуют другие закрытые учреждения.

Ну, а по теме вылечивания психов с помощью ладана, таинств и ,главное, социальной адаптации в близкой по духу пограничной среде прихожан православной церкви, в принципе, можно было бы поговорить... Мысль интересная

71659: Дух 22.09.2007:
Граждане! Я буду мягок чтоб меня опять не удалили. Похоже не только оскорбления, но и вообще критика в адрес автора - удаляема. Попробуем по другому.

Не напоминает ли вам, все это, борьбу за "сегмент рынка" двух РПЦ - русской православной церкви и скажем так, - "Российской предпринимательской церкви", которую представляет автор? За право окормлять и кормиться.
Выбор то давно известен - Мамона или второй претендент...

Только вместо рекламы своих достоинств, соискатель предлагает компромат на противника.

Нет? Не похоже?

71660: Дух 22.09.2007:
Может не "Российской предпринимательской церкви" а "Российского пропагандистского центра" - короче, более современных, более "западных", жрецов идеологического цеха.

71661: поп 22.09.2007:
Дух, Вас не просто удалили, как здесь поступают довольно часто, а удалили с ленты где васказывания в разных темах отражаются. В самой теме Ваше высказывание, как и мое, остались. Хозяин Бабра так видимо развлекается, Антихрист ить его в печенку.

71664: Дух 22.09.2007:
Антихрист и есть! Хитер Бабёр! Видать крыть-то нечем. Карты и передергивает. Админ, это я об антихристе.

71668: Вадим-атеист 22.09.2007:
Пришел поздно, но треп интересен... Споры верующих/неверующих периодически прокатываются по всем форумам с одинаковым результатом - нулевым. Как правильно сказал один человек - для верующего любое обидное слово в адрес Церкви, Бога воспринимается даже не как личная обида (это можно стерпеть), а как оскорбление его родителей. И, естественно, реакция у этих людей может быть: 1. Дать по морде. 2. Послать на...3. Молча уйти по принципу не тронь г. - вонять не будет. 4. Отнестись к ситуации с религиозным смирением - дескать душевно не развит атеист, надо пытаться просветить его, убогого. 5. Может чего забыл. В любом случае о серьезном диалоге с верующими надо забыть.

71670: Сверху 22.09.2007:
Вадим-атеист
а о том что для НЕПРАВОСЛАВНО-верующего или НЕверующего любое обидное слово в адрес его ценностей также воспринимется и вызывает те же реакции вы и не подумали
вывод ваш верен но подкрепляется не только с одной стороны но и с другой

71671: Вадим-атеист 22.09.2007:
По теме статьи. Я не понял, почему ее воспринимают как антирелигиозную? По мне так наоборот, убедительно показано, что все-таки в современном мире есть ниша и для религии, где священники могут быть действительно полезны. Ну я не очень согласен с рассуждениями автора насчет передачи имущества церкви, мне кажется здесь должен быть некий контроль государства, именно гос-ва, а не судов по искам обиженных родственников. Хоть церковь и отделена от государства, это не значит, что она может игнорировать закон. А в случае, если на психически пограничного человека оказывают давление с целью завладения имуществом - это уголовщина, приследуемая во всех цивилизованных странах.

71672: Вадим-атеист 22.09.2007:
То Сверху: под верующими я имел в виду всех, слово "православный" я не употреблял. Отличие атеиста от верующего в том, что для атеиста чья-та вера - не признак душевной ущербности, а просто ну есть у человека такой прикол, и что? Кто-то любит Баха, кто-то Аллаха, кто-то Битлов, и что? Если они не пытаются аггресивно навязать мне свое мнение - я могу спокойно разговаривать.

71675: Админ 22.09.2007:
Духу. Будете болтать не по теме - вообще отключу. Правила сначала прочитайте.

71678: Вадим-атеист 22.09.2007:
То Сверху: под верующими я имел в виду всех, слово "православный" я не употреблял. Отличие атеиста от верующего в том, что для атеиста чья-та вера - не признак душевной ущербности, а просто ну есть у человека такой прикол, и что? Кто-то любит Баха, кто-то Аллаха, кто-то Битлов, и что? Если они не пытаются аггресивно навязать мне свое мнение - я могу спокойно разговаривать.

71682: Дух 22.09.2007:
Админ, вообще-то это было первое и единственное выступление. О какой болтовне речь? И строго по теме- анализ статьи автора.

71714: Вадим 24.09.2007:
Теософу
"Ну, а по теме вылечивания психов с помощью ладана, таинств и ,главное, социальной адаптации в близкой по духу пограничной среде прихожан православной церкви, в принципе, можно было бы поговорить... Мысль интересная"

Психические болезни практически неизлечимы. Возможны только более длительные периоды ремиссии. Ну иногда у таких воцерковленных больных лучше сохраняется ядро личности, более критическое отношение к негативным проявлениям своей болезни.

о. Дмитрий Смирнов, говорил как-то в проповеди, что он многие годы окормляет дом престарелых в Москве. И он заметил, что те бабушки, которые постоянно причащаются Святых Тайн, меньше страдают от старческого слабоумия.

У меня такого опыта нет, но в сравнении со светскими старушками, наши обычно более здравые до самого конца жизни.

71718: Д.Таевский 24.09.2007:
Знаете, Вадим, я сейчас Вам аналогичную штуку скажу.
Давно замечено, что люди, отмечающие Рождество 25 декабря, живут дольше, чем люди, отмечающие его 7 января.
Попробуйте опровергнуть.

71725: аbstrakt 24.09.2007:
Вадим, сколько можно мракобесить? Ты кому говоришь,что психические болезни неизлечимы? "Нервные клетки не восстанавливаются" - это штамп. Причём такой древний, что стыдно должно быть...

Как известно,значительная часть клеточной массы тела человека имеет способность к регенерации. И нервные клетки тоже входят в эту часть...

Если уж геморрой можно излечить, то хронический христианизм или ещё какую-нибудь мелочь,типа белой горячки , можно полностью победить элементарным принятием психотропных средств. (Строго по назначению врача)

Кстати,церковную лихорадку или нло-манию можно излечит даже не обращаясь к врачу. Есть несколько способов. Попробуй для начала займись медитацей. Выйди на свежий воздух, на берег какой-нибудь чистой речки или озера, вдохни полной грудью запах родных колхозных полей и аромат диких трав...

Уже полегчает... Потом можно начать потихоньку повторять про себя "бога нет,бога нет"... И ,главное,делать это с удовольствием...

Конечно,придётся постараться... Не так то просто,когда рука сама тянется к крестному знамению,удержать себя от искушения... Но нужно только попробовать, через пару недель будет значительно легче...

71730: Вадим 24.09.2007:
Абстракту
Сто лет не беседовали.
У Вас есть удачный опыт избавления от душевной болезни? Неужели личный опыт? Тогда Вас нужно показать студентам медикам ;-).

71753: аbstrakt 25.09.2007:
Зачем личный опыт. Об этом литературы полно. Есть даже такая наука психиатрия.

Конечно,если читать только церковные методички,то можно и не знать ничего об этом.

Начать хотя бы с того, что в психиатрии нет обобщающего понятия "псих". Есть довольно конкретные "параноик","шизофреник",
"паркинсон" и т.д...

И не все болезни неизлечимы. Если лечить основательно,а не окормлять, то даже шизофрения,по-моему, поддаётся...

И заболеть,кстати,может любой... Иногда лёгкого ДТП хватает,чтобы совершенно здоровый психически человек лобовым стеклом об башку получил ... И последствия сами полезут...

То же самое ,если грибок какой-нибудь не тот съешь, поганку ,например, или будешь перебарщивать в посте и молитве.

Так что,дело обычное.

185787: Маугли 28.04.2010:
Браво. Зачет.

185837: матиасруст 28.04.2010:
В этой статье содержится простая, недвусмысленная рекомендация:

[[[В поисках утерянного рая – то есть иллюзии психологического комфорта – люди кидаются в разного рода эрзац-развлечения, и хорошо, если этими развлечениями становится безобидная рыбалка, охота, шахматы или чуть менее безобидный спортивный секс.]]]

Добавить сообщение

Перед тем, как написать, внимательно прочитайте правила:


a) На форумах Бабра нет демократии: админ всегда прав; Если админ не прав - см. п. "а" и пиши ему на e-mail: newsbabr@gmail.com;
б) Все сообщения с матом удаляются независимо от их содержания;
в) Помни: критикуя - предлагай!;
г) Любые оскорбления в адрес автора или собеседников удаляются без обсуждений;
д) Сообщения без подписи и сообщения с цифровыми никами запрещены;
е) Если ваше сообщение удалил админ - не надо пытаться писать его вновь. Это верный путь к блокировке всей вашей подсети.
имя:
e-mail:
сообщение:
вы не робот?

Сегодня на форуме: 3 человека

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Религия" (Главная)

Патриарх Кирилл призвал всех делать то, что он велит

Предстоятель РПЦ собирается отправить на пенсию всех священников, которые с ним не согласны. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал духовенство к строгому исполнению его указаний. Об этом глава РПЦ заявил после богослужения в Успенском соборе Новороссийска. «Если у кого-то еще остаются ...

Автор: Фрося Бурлакова

Источник: Babr24.com

Религия, Маразм, Москва

21.09.2017

628

0

1

Бурятская таможня передала конфискованный товар Буддийскому университету

В апреле 2017 года гражданин Монголии проезжал через Кяхту в Россию. Бурятская таможня остановила его автомобиль и во время досмотра обнаружила под обшивкой моторного отсека за водительским креслом 30 рулонов религиозной ткани «хий морин». В июне Кяхтинский суд товар изъял, а жителя Монголии ...

Источник: Babr24.com

Религия, Бурятия

21.09.2017

260

0

2

Лишенный лицензии БайкалБанк впервые в истории России выставил на продажу буддийский храм

БайкалБанк выставил на аукцион буддийский храм в центре Улан-Удэ (улица Бабушкина, 188) за 71 миллион рублей. Торги состоятся 17 октября 2017 года. Дацан выставлен на продажу из-за долгов. Настоятель общины «Ламрим» Чой-Доржи Будаев брал кредит на строительство храма, но не смог вовремя отдать ...

Кураев: патриарх Кирилл легализовал право на ненависть

Протодиакон Андрей Кураев считает, что фильм «Матильда» не оскорбляет чувства верующих. 19 сентября во время пресс-конференции «Национальной службы новостей» (НСН) на тему: «Скандальная «Матильда»: смотреть (не) разрешается?» протодиакон Андрей Кураев высказал свое мнение по поводу нашумевшего ...

Автор: Фрося Бурлакова

Источник: Babr24.com

Религия, Маразм, Культура, Москва

19.09.2017

1648

8

4

РПЦ хочет наложить вето на православие

В РПЦ хотят ввести монополию на православность. Московская патриархия предлагает внести в федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» поправки, которыми бы было запрещено общественным объединениям, не связанным непосредственно с Русской православной церковью, включать в свои ...

Автор: Фрося Бурлакова

Источник: Babr24.com

Религия, Расследования, Москва

18.09.2017

825

0

7

Голос разума. Бурятский митрополит о «Матильде»: «Не смотрел, не осуждаю»

Глава Бурятской Митрополии Савватий Антонов коротко и ясно выразил свою точку зрения по поводу фильма «Матильда». На своей странице в Facebook Савватий оставил публикацию: «По поводу «Матильды». Отвечу наконец: не видел, не смотрел, не читал, не осуждаю, ибо не знаю. Отстаньте», - написал он. ...

Источник: Babr24.com

Религия, Общество, Бурятия

15.09.2017

383

0

8

За «Матильду» гореть! В РПЦ поддержали терроризм

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, протоиерей Димитрий Смирнов в интервью информационному порталу Ruposters поделился своим видением ситуации вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда», а именно поджогов автомобилей возле офиса адвоката режиссёра ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Религия, Культура, Криминал, Москва

14.09.2017

4081

11

11

Фото дня. Губернатор-коммунист Левченко и попы

Губернатор Иркутской области и первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко стал на праведный путь служения интересам РПЦ МП. Благодать. Деревня Анга. Качугский район. 8 сентября 2017 года. В качестве развернутого комментария к этим фотографиям БАБР приводит несколько цитат из ...

Автор: Антoн Херсонцев

Источник: Babr24.com

Религия, Маразм, Иркутск

10.09.2017

5811

7

12


Никитина Татьяна

Ходорковский Михаил

Морс Артем

Южаков Андрей

Юрасов Денис

Рульков Евгений

Апанович Сергей

Айдаров Александр