Светлана Солодовник

© Ежедневный журнал

ОбразованиеМир

2605

04.05.2007, 15:10

История веры ради пущей культуры

Об учебном пособии «Религии мира: история, культура, вероучение»

(Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006)

Итак, многострадальный учебник, по поводу которого велись споры, когда его только собирались писать, гремели баталии в период, пока он писался — надо признать, затянувшийся: предполагалось создать учебник за год, а получилось почти за три, — наконец готов. Коллектив авторов под руководством академика РАН и директора Института всеобщей истории Александра Чубарьяна выпустил в свет учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение». Правда, до сих пор нет четкого понимания — для каких целей. Собиравшийся во второй половине апреля Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ предложил ведомству отработать к ежегодному августовскому совещанию соглашение между религиозными и межрегиональными организациями по преподаванию "Религий мира". А глава столичного департамента образования Любовь Кезина неделей позже на заседании уже московского правительства сообщила, что с 1 сентября 2007 г. в школах города будет введен по учебнику факультативный курс. Но вряд ли есть нужда «согласовывать» с религиозными и межрегиональными организациями факультативный курс?

Обратимся, однако, к самому учебнику, предназначающемуся, как указано в аннотации, для профильного (гуманитарного) обучения в 10-11 классах средних школ. Создатели отошли от первоначального замысла включить в него лишь сведения о верованиях, укоренившихся в России, — теперь это краткая история практически всех основных религиозных традиций мира. Кажется, ничего не пропущено: и верования первобытного человека, у которого под рукой ничего, кроме скал; и уже более изощренные политеистические религиозные системы древних цивилизаций вроде Египта и Греции с сонмищами богов, с разнообразными культами и ритуалами; и благородная строгость китайцев, склонных соединять религию с государственной философией; и религии, оторвавшиеся от национальной почвы и завоевавшие мир — буддизм, христианство, ислам, если располагать их по времени возникновения; и иудаизм, первое монотеистическое вероучение и первая религия Откровения, утверждающая, что Бог открыл людям истину в Священном писании; и новые религиозные движения наших дней, и факторы, давшие толчок процессу секуляризации, и причины наблюдающегося в последнее время нового религиозного подъема — и еще многие важные, связанные с бытованием религии в обществе проблемы.

Главное опасение, которое высказывали религиозные лидеры, обсуждая намерение религиоведов взяться за написание учебника — что им не избежать атеистического негативизма, то есть, попросту говоря, что о вере по старой советской привычке будут говорить без должного уважения, как о «буржуазном пережитке», или хуже того — с насмешкой, можно отмести сразу. Учебник абсолютно корректен. Авторы пытаются рассмотреть феномен религии в целом, спокойно, в высшей степени доброжелательно, отдавая должное той огромной роли, которую верования сыграли в становлении обществ и цивилизаций — в иные моменты определяющей. Им удалось избежать и другой крайности — правда, уже простительной, с точки зрения представителей Московской патриархии, склонных даже рассматривать эту крайность как достоинство: в книге нет попыток объяснить школьникам, что «свойственно», а что «несвойственно» тому или иному «народному сознанию». Пособие не миссионерский инструмент, а источник знаний.

Самый большой его раздел — 177 страниц из 400 — посвящен христианству, и самый большой внутри христианства — православию. По сути ничто не мешает использовать его для преподавания Основ православной культуры, подключив к учебному процессу необходимые источники и дополнительную литературу. Раздел содержит и основы православного вероучения, и особенности богослужебной практики, даже такие, казалось бы, совсем специальные вещи, как распорядок церковного дня. Есть сведения о церковном календаре («старом» и «новом» стилях), подробный рассказ о праздновании Пасхи, других церковных праздниках, не говоря об истории Церкви в византийский период и непосредственно Русской поместной церкви в ее взаимоотношениях с государством.

Стремление авторов ничего не упустить, описать традицию во всей максимально возможной полноте (это касается не только православия) имеет как положительной, так и отрицательный результат: с одной стороны, пособие предстает необычайно объемным и доброкачественным, с другой — страдает некоторой сухостью и монотонностью изложения. Ведь школьный учебник не может быть непомерно толстым — он рассчитан на определенное количество уроко-часов, поэтому информационная насыщенность, очевидно, съела все то место, которое позволило бы сделать повествование чуть более красочным и доступным для детского восприятия (пожалуй, только исламскому разделу удалось справиться с этой задачей). Впрочем, не исключена и другая причина: пособие создавалось разнородным коллективом авторов, историками, культурологами и даже одним кандидатом физико-математических наук; возможно, некоторая его сухость — результат жесткой редакторской правки, призванной хоть как-то унифицировать массу текстов, описывающих такие разные религиозные традиции.

Кроме того, некоторые важные вещи остаются плохо проговоренными. О синодальном периоде Русской православной церкви, например, сказано: «На рубеже веков все громче звучали голоса о ненормальном положении Церкви, о необходимости отказаться от синодальной формы государственно-церковных отношений». Однако в чем, собственно, состояли изъяны подобных отношений, к чему они приводили, об этом ни слова, как не разъяснена и позиция обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, отстаивавшего незыблемость синодальной системы. Вряд ли школьники способны самостоятельно воспроизвести картину происходившего.

Другой пример, уже из истории иудаизма: «В конце 40-х гг. советское правительство стало проводить репрессивную политику в отношении евреев: были закрыты многие учреждения еврейской культуры, арестованы выдающиеся деятели науки и культуры, многие из которых погибли», — говорится в 4-й главе. С чего вдруг, по какой причине сложилась такая ситуация — опять ни слова, понимай так, евреям к гонениям не привыкать.

Подобных мест немного, но они есть. Быть может, стоило пожертвовать информацией, скажем, о Маланкарской православной сирийской церкви или подробным описанием протестантских течений по всему миру, но более концептуально рассмотреть важные моменты отечественной истории. Хотя, не исключено, что как раз этого и старались избежать: учебник проходил рецензирование в религиозных организациях, в церковно-научном центре «Православная энциклопедия», в Совете муфтиев России, а у научного и религиозного сообщества порой совершенно разные взгляды на суть исторических событий. Так что, вполне возможно, что некоторая концептуальная стерильность пособия — итог нелегкого компромисса.

Но в целом попытку религиоведов следует признать удачной. Хотя у школьников вряд ли возникнет перед глазами живая повседневная жизнь верующих разных конфессий, у них наконец появилась возможность узнать, что общего и в чем разница между православием и католичеством (отличия перечислены четко по пунктам) — ведь даже многие взрослые люди в России убеждены в том, что католичество не принадлежит к христианству, как устроены протестантские церкви, к чему стремится библейская критика, когда и для чего родилось экуменическое движение, что такое либеральная теология и религиозный фундаментализм — учебник учитывает новейшие исследования в области религиоведения.

Пока непонятно, как решится судьба пособия — будут по нему действительно учиться в школах или нет, думаю, предстоит очередной виток борьбы между сторонниками общерелигиоведческого курса и поборниками Основ православной культуры. В любом случае, все интересующиеся религией получили как минимум добротный справочник, который поможет ориентироваться в предмете не только ученикам, но и преподавателям соответствующих дисциплин.

Светлана Солодовник

© Ежедневный журнал

ОбразованиеМир

2605

04.05.2007, 15:10

URL: https://babr24.com/?ADE=37617

Bytes: 7943 / 7943

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Образование"

Инсайд. СФУ – кормушка камарильи

❇️ Нынешнее незавидное финансовое положение СФУ сложилось не сегодня и не вчера. Вуз уже давно воспринимается как кормушка камарильи, кружащей вокруг президента СФУ Усса Александра Викторовича и с готовностью осваивающей миллиардные бюджеты.

Кирилл Богданович

ОбразованиеПолитикаСкандалыКрасноярск

2389

21.02.2025

Инсайд. Щепотка Томска. Невидимый позор

Информационный повод, что прошел почти «мимо радаров» на фоне новых нацпроектов и назначений, – это релиз от областной администрации по проекту межвузовского кампуса. Неожиданно выяснилось несколько важных моментов.

Ярослава Грин

ОбразованиеТомск

1389

20.02.2025

ЕГЭ в Иркутской области: иллюзия успеха и реальность провала

Каждое лето власти отчитываются о росте числа стобалльников и улучшении результатов ЕГЭ. Министерство образования Иркутской области с гордостью заявляет об увеличении высоких баллов по иностранным языкам, биологии, истории.

Анна Моль

ОбразованиеОбществоПолитикаИркутск

6310

19.02.2025

Инсайд. Высшее образование продлевает жизнь

Российские граждане, не получившие высшее образование, сталкиваются с существенно более низкой продолжительностью жизни по сравнению с теми, кто обладает дипломом.

Николай Головин

ОбразованиеЗдоровьеРоссия

720

19.02.2025

Бурятский «супервуз»: пять в одном, но каждый сам по себе

Правительство Бурятии анонсировало начало строительства межвузовского кампуса «Байкал» в 2025 году.

Виктор Кулагин

ОбразованиеПолитикаБурятия

15090

27.01.2025

Блогнот. Отменять надо ОГЭ, а не ЕГЭ

В системе государственной итоговой аттестации наиболее слабое звено вовсе не ЕГЭ (единый государственный экзамен по итогам 11 лет обучения), которое различные популисты на словах все время пытаются отметить, а ОГЭ – основной государственный экзамен по итогам 9-ти лет обучения в школе.

Андрей Шалимов

ОбразованиеРоссия

3056

15.01.2025

Инсайд. "Болонская система" приказала долго жить

Российские высшие учебные заведения (ВУЗы) перейдут на новую систему высшего образования с 1 сентября 2026 года, сообщает пресс-служба Минобрнауки. К этому времени министерство планирует подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты.

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

3829

10.01.2025

Инсайд. Учитель борется с ленью

Регулярно натыкаясь на мнение, что учителя можно безболезненно заменить телевизором или компьютером, я раз за разом задумываюсь, а какие, собственно, уникальные функции выполняет учитель в школе или преподаватель в университете (пост касается и тех, и других, пусть и с разными оттенками).

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

4078

27.12.2024

Инсайд. Колоссальная работа по исполнению НП «Образование». Где результаты?

Зампред Правительства Чернышенко и Министр просвещения Кравцов провели Всероссийское совещание для руководителей уполномоченных исполнительных органов субъектов РФ в сфере образования.

Владимир Морозов

ОбразованиеРасследованияРоссия

14393

24.12.2024

Фальшивые студенты привели к снижению стипендий в бурятском вузе

Резкое снижение стипендий в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления (ВСГУТУ) вызвало волну возмущения среди студентов. Финансовая поддержка учащихся сократилась почти в два раза, поставив многих в сложное материальное положение.

Виктор Кулагин

ОбразованиеСкандалыБурятия

4542

17.12.2024

«Задача абсолютно выполнима», или Кадровый голод — не беда

Аналитики ресурса по поиску работы hh.ru пришли к выводу, что в Новосибирской области отмечается острый кадровый голод. На сегодняшний день столице Сибири не хватает порядка 36 тысяч специалистов. В это число входят и педагогические работники общеобразовательных учреждений.

Адриан Орлов

ОбразованиеНовосибирск

3676

12.12.2024

Инсайд. Владимир Путин и оценки за поведение

Не пугайтесь, никто не собирается оценивать нашего дорогого президента и его поведение. Речь о школе. Во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Владимир Путин несказанно удивился, узнав, что в современных российских школах нет оценок за поведение.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРоссия

4537

12.12.2024

Лица Сибири

Болонева Юлия

Шарипова Ольга

Заречный Валерий

Штенгелов Денис

Стрельченко Мария

Фалейчик Юрий

Будаев Зоригто

Панченко Юлия

Тютрин Дмитрий

Селедцов Евгений