Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

3741

06.01.2006, 09:44

Сегодня - Навечерие Рождества Христова

Празднование навечерия Рождества Христова у славян, как и у других народов, было известно с древнейших времен. К этому дню, называемому Сочельником или Сочевником, в народе приурочивалось множество разнообразных обычаев и поверий, едва ли не больше, чем к самому празднику Рождества Христова.

Фактически, многие из ритуалов Сочельника являлись непосредственной подготовкой к празднику Рождества. Так, например, этим днем заканчивался предшествующий Рождеству пост, первый из четырех годичных постов, установ-лен-ных церковью. Как и другие посты, предрождественский пост характеризовался определенными правилами воздержания от пищи, особенно в последние дни, начиная со 2 января; а 6 января, в Сочельник, предписывалось полное воздержание от пищи вплоть до позднего вечера, до появления первой звезды, знаменующей рождение Божьего Сына.

По окончании же поста все семейства приступали к святой рождественской вечери, которой повсеместно придавалось большое значение: она обставлялась многообразными символическими обрядами, к которым готовились загодя всей семьей и даже всем селом. Эти традиционные ритуалы, как правило, начинались с появлением на небе вечерней зари: поселяне возжигали у образов лампады, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы и произносили различные благопожелания, а также совершали обрядовое возжигание огня, осыпали дом зерном и т.д., пытаясь таким способом обеспечить благополучие и богатство дома и семьи в течение года.

Так, например, у русских Сочельник начинался обычно с того, что перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходил во двор и приносил вязанку сена или соломы, застилал им передний угол и прилавок, покрывал чистой скатертью или полотенцем и на приготовленном месте, под самыми образами, ставил необмолоченный сноп ржи и кутью. Солома, сноп и кутья (каша, разведенная медом) имели символическое значение и являлись непременной принадлежностью праздника: они олицетворяли собой плодородие и достаток. Закончив приготовления, вся семья становилась на молитву, а затем начиналась праздничная трапеза, на которой тради-ци-он-но подавались разные ритуальные блюда. При этом важнейшей принадлежностию стола в Сочельник служили кутья и взвар: кутью обычно готовили из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса, а взвар - из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Помимо этого, подавались и другие обрядовые блюда, например, блины или пироги. Вообще, трапеза в Сочельник устраивалась как можно более обильной и разнообразной, так как от нее, по убеждению крестьян, напрямую зависело благополучие семьи в будущем году. Из-за этого обычая подавать на стол богатое угощение, Рождественский Сочельник в народе нередко называли Щедрым вечером или Богатой кутьей, либо Щедрой колядой.

Трапеза в Сочельник по обычаю проходила в благоговейной тишине. Однако и во время этой трапезы, и сразу после нее в каждой семье совершались различные обряды, нередко языческие по своему характеру, направленные по большей части на то, чтобы обеспечить плодородие (как земли, так и скота, и даже людей); в это же время совершались гадания о будущем урожае и пр. Так, например, в русских деревнях принято было во время ужина в Сочельник заставлять ребят лазить под стол и "цыкать" там цыпленком, чтобы хорошо водились куры; а еще в это время опутывали ноги столу, чтобы скот не терялся и не убегал от дома. Во многих местах во время вечерней трапезы гадали об урожае, выдергивая из снопа соломинки; подобными гаданиями занимался, как правило, сам большак, главный в семье (отец или старший сын), который вытаскивал из-под скатерти, посте-ленной поверх соломы, соломинку и по ней гадал об урожае (считалось, что если соломинка будет длинная - будет и богатый урожай на хлеб, а если попалась короткая - надо опасаться хлебного недорода; или "какова длинна в кутью былинка из-под скатерти, таков и лен будет"). Старики в Сочельник также традиционно гадали о погоде в последующие дни и о будущем урожае по различным народным приметам, чаще всего - по состоянию природы в это время.

Для стимуляции плодородия в русских деревнях в Сочельник после ужина во дворах разжигали ритуальные костры, так как считалось, от их огня пшеница народится ярая и будет хороший урожай; в это же время деревья в садах обвязывали соломенным "перевяслом", чтобы они хорошо родили. Кроме того, для обеспечения хорошего урожая во многих местах совершали также особый умилостивительный обряд "кормления" разнообразных мифологи-чес-ких персонажей - Мороза, Ветра и пр. Целью такого ритуала являлось предотвращение их прихода в неурочное время (например, явление мороза летом) и задабривание их для того, чтобы они не вредили урожаю, скоту и т.д. Обряд приглашения совершался обычно перед началом ужина: хозяин или старший в доме брал в руки миску с кутьей, набирал кашу в ложку или откладывал часть кутьи на тарелку и шел к окну или к двери, печи, к воротам, на крыльцо или просто высовывался в окно, а затем стучал о забор или стену дома рукой или ложкой, палкой, кочергой, произнося при этом приглашение. Текст приглашения состоял обычно из обращения, часто сопровождаемого протяжными выкриками (например: "Мороз, го-о, мороз!", "Доля, гу-у!" и т.п.), формулы приглашения ("иди сюда", "приходи есть" и т.п.), запретительной формулы и формулы угрозы ("летом не бывай - цепом голову проломлю, метлой очи высеку" и т.п.). В целом приглашение звучало примерно так: "Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, а если не идешь, то не иди и на наше жито, пшеницу и всяку пашницу", или: "Мороз, мороз, иди кутью есть, а летом не бывай, а то будем тебя пугою сечь". Приглашение повторялось трижды и произносилось особым образом - громко, во весь голос, или необычно высоким, тонким, как бы "потусторонним" голосом.

У южных славян многие гадания об урожае и обряды, обеспечивающими плодородие, производились при помощи бадняка - ритуального полена, возжигаемого в Сочельник. Из-за этого обычая даже сам праздник навечерия Рождества Христова сербы, хорваты, болгары и пр. называли "бадним днем" (бад?и дан), а само Рождество у них называлось Божи?, Божич (т.е. сын Божий, новорожденный божественный младенец).

Обряды, связанные с бадняком, были, в общем, схожими у всех южных славян. Так, например, у сербов и хорватов домохозяин (домаhин) в Сочельник отправлялся в лес, подыскивал молодой дуб, вырубал из него колоду и привозил ее на свой двор (при этом в Герцеговине для этой перевозки использовали раньше шесть или восемь волов); с сумерками он вносил колоду в избу и, обращаясь к домочадцам, приветствовал их: "Добар вече и честит вам бад?и дан!", а они отвечали: "Дао ти Бог добро срет?и и честити!" или: "И с тобом заедно сречно и честито!". Принесенную колоду обмазывали медом и посыпали зерном, а затем клали в очаг на горячие уголья, чтобы колода начала потихоньку гореть; при этом в некоторых деревнях, кроме большого бадняка, на огнище возлагали еще пять меньших, называемых "баднячица" или "бла-же-на палица". После возжигания бадняка хозяйка устилала пол свежей соломой и разбрасывала по ней орехи, чтобы обеспечить урожай и благополучие в будущем году; затем следовало семейное пиршество, пляски, песни и вообще веселье. На следующий же день, в Рождество, обряды с бадняком продолжались: его ударяли кочергой, чтобы летели искры, произносили над ним благопожелания, осыпали его зерном, поливали вином и т.д. Все эти обряды должны были обеспечить дому процветание, благополучие и счастье; прежние же беды и несчастья, болезни и злые мысли минувшего года должны были, по народному поверью, сгореть в священном огне; по этой причине в некоторых местах принято было всю ночь на Рождество не спать и следить, чтобы горящий бадняк не потух, так как это могло предвещать несчастья в будущем году. При этом по бадняку традиционно гадали о будущем годе, о грядущем урожае и о судьбах домочадцев, а также совершали с ним различные магические действия, например, окуривали его тлеющей головней улья (полагая, что это помогает дружному роению пчел), а потом, когда она гасла, относили ее в сад и ставили на молодые плодовые деревца, чтобы в будущем году было изобилие меда и садовых плодов.

В некоторых местах над бадняком совершался целый сложный комплекс обрядов, опирающихся на представления о необычайной целительной и плодородной силе этого рождественского полена. Так, например, в Черногории в Сочельник каждая семья приготовляла толстое дубовое полено, обвитое лавровыми ветвями; на закате солнца это бревно вносили в избу, посыпали его пшеницей и приговаривали: "Я тебя пшеницею, а ты меня мужскими главами (т.е. одари меня потомством, сыновьями), скотиною, хлебом и всяким счастьем!" и т.п. Затем старший в доме вместе с домочадцами возлагал бревно на очаг и зажигал с обоих концов, а когда оно разгоралось, лил на него вино и масло и бросал в огонь горсть муки и соли (а иногда также горсть зерна, несколько монет и т.д.). Затем он зажигал от священного пламени восковые свечи и лампаду перед иконами и, сотворив молитву о благоденствии своей семьи и всех православных христиан, брал чашу вина, отпивал немного и передавал ее старшему сыну; тот, в свою очередь, передавал ее следующему по старшинству родичу, и так продолжалось до тех пор, пока круговая чаша не обходила всех мужчин и женщин в семье. При этом каждый, приняв в руки чашу, прежде, чем отпить из нее, плескал вином на бадняк со словами: "Будь здрав, бадняче-веселяче, с великом и добром сречом у кучу улега!" По окончании этого обряда мужчины делали несколько залпов из ружей, а затем все приступали к вечерней трапезе, причем стол для этой трапезы непременно устилался соломой и посередине стола клались один на другом три хлеба, а верхний хлеб украшался лавровой веткой с апельсином или яблоком. Бадняк же оставался в печи и тлел там до самого Нового года; и все это время все праздничные яства не снимались со стола, чтобы хозяева в любое время могли угостить желанных гостей - друзей, знакомых или просто странников, зашедших в дом. Всякий гость, входя на рождественские святки в избу, подвигал бадняк к задней стороне печи и, как только начинали сыпаться искры, высказывал доброе пожелание: "Да будет у хозяина столько же детей, коров, овец и денег, сколько выпало искр!"

Схожими же обрядами с бадняком сопровождался канун Рождества и у болгар. Вечером глава семейства, его жена и дети выходили на двор с зажженными лучинами в руках и отправлялись к месту, отведенному для рубки дров, где и выбирали бадняк - толстое, длинное и сырое дубовое полено; выбрав его, хозяин снимал шапку и с благоговением произносил: "Помози, Боже и ти Коледо, да поживеем и до друга година!" Потом, взвалив дубовое полено на плечо, он в сопровождении всех домочадцев возвращался в избу, клал бадняк в печь и разводил огонь; приступая к очагу, он провозглашал молитву и обращался ко всем присутствующим со словами: "Христос са роди!", а домочадцы отвечали ему: "Истинно са роди!" и целовались друг с другом. Возожженное накануне Рождества полено-бадняк должно было медленно и постоянно гореть в течение всех святок до самого Крещения. В некоторых деревнях Болгарии принято было в Сочельник тушить все огни во всех домах, а затем вытирать из сухого дерева новый, "живой" огонь - "святой (божий) огнец", которым и возжигали все поленья-бадняки. Когда бадняк разгорался, хозяин дома поднимал его несколько раз ударял им со словами: "За плод и здраве!"; при этом искры, посыпавшиеся от первого удара, символизировали приплод лошадей, искры от второго и третьего ударов - приплод коров, овец и т.д. После этого обряда хозяева пекли на разведенном в печи огне пресный хлеб с золотой или серебряной монетой внутри, называемый "боговица"; разбрасывали по полу солому, грецкие орехи и пшеницу, а затем накрывали на стол для праздничной трапезы, причем непременно подавали вино, мед и разные плоды - яблоки, сливы, сухие персики, изюм, виноград, стручки и орехи. Как только стол уставили яствами и напитками, глава семейства брал кадильницу, читал молитву и кадил по избе ладаном; после этого домочадцы садились за стол и принимались за ужин, причем откладывали часть меда и фруктов в особую миску и ставили ее под образа, а потом сберегали эту отложенную за трапезой еду на случай какой-либо болезни, почитая ее самым лучшим лекарством. После ужина набожные люди не укладывались спать, а оставались бодрствовать возле очага, следя, чтобы священное пламя бадняка ненароком не погасло, открывая путь несчастьям и болезням.

Вообще, запрет спать в Сочельник был весьма распространен у всех славян. Например, во многих русских селах запрещалось в ночь под Рождество спать всем взрослым членам семьи, так как считалось, что тот, кто заснет в эту ночь, "проспит царствие небесное". В Закарпатье в эту ночь должен был бодрствовать хотя бы один из членов семьи, иначе "могло би нечисте дiстатися до хати i тодi цiлий рiк у хатi були би хороби та нещастя". Утром же на Рождество, считали повсеместно крестьяне, следует вставать нужно как можно раньше, чтобы не повредить урожаю зерновых и не быть сонливым за работой.

Ритуал бдения в ночь на Рождество в народной традиции тесно смыкался с колядованием и народными гуляниями, совершаемыми в это время. Обычай колядовать в рождественский Сочельник был известен повсеместно; состояла же коляда в том, что парни, девушки и мальчики или вообще ребятишки, нередко ряженые, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели, а иногда даже устраивали небольшие представления под окошками или в избах. Песни их были самыми разными: они могли исполняться в честь праздника Рождества Христова, могли поздравлять хозяев и желать им всяческих благ, а иногда были просто увеселительными, потешными (так, при колядовании нередко пелись частушки, прибаутки и т.п.). Хозяева же дома, у которого исполнялись колядки, должны были непременно одарить колядующих деньгами, едой и т.д., причем считалось, что от этих подарков зависит благополучие всех домочадцев (так, например, скупым хозяевам, отказавшимся одарить колядующих, по народному убеждению, в будущем году грозил неурожай и раззорение).

Колядующих в домах встречали обычно очень радушно; но при этом особым почетом окружались так называемые славельщики - особые группки колядующих, в ночь под Рождество или в самый день Рождества ходившие по дворам и славившие Христа. "Со славой" по чужим дворам ходили обычно ребятишки, которые носили с собой вертепы или звезду, пели тропари и кондаки празднику, а в конце вставляли "присказки" типа: "Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, в яслях положила. Звезда ясно сияла, трем царям путь показала - три царя приходили, Богу дары приносили, на колени припадали, Христа величали". Таких христославов во всех домах принимали очень ласково и радушно; младшего из них обычно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (считалось, что от этого наседки станут сидеть спокойно на гнездах и будут выводить больше цыплят), а всех остальных оделяли мелкими деньгами, пшеничными пирогами, блинами, баранками и прочими подарками. В некоторых местах "со славой" ходили не только ребятишки, но и молодежь, которая потом на вырученные таким образом деньги нанимала избу для посиделок, на которые, кроме девушек и парней, ходили и молодухи, и вдовушки, и солдатки, и даже дети и пожилые люди.

Помимо колядования и хождения "со славой", в Сочельник также традиционно зани-ма-лись гаданиями о судьбе и браке. Гадания эти были самыми разными. Например, в русских деревнях в Сочельник девушки мели мусор из углов к столу, под покуть, к печи, от двери к середине, а затем, собрав мусор и вынеся его на перекресток или к мусорной куче (места наиболее частого появления нечистой силы), гадали с его помощью о суженом. В Сибири перед Рождеством специально заметали мусор в углы, чтобы он там "переночевал", а наутро выносили сор на перекресток и, стоя на мусоре, спрашивали имя у первого встречного, узнавая таким образом имя своего суженого. Широко распространено было такое гадание: в Сочельник, после заката солнца, девушки нагими выходили на улицу и там пололи снег, кидали его через плечо и затем слушали - в какой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут. Нередко прибегали и к такому способу: гадающая вечером или ночью выбегала из дома и, стоя у калитки, спрашивала у первого проходящего мимо мужчины его имя, полагая, что ее жених будет иметь то же самое имя и "ту же красоту", что и встреченный прохожий. Повсеместно у славян был также распространен обычай подслу-ши-вания, который заключался в том, что гадающие девушки тайком ходили под чужие окна или двери и по услышанным словам и обрывкам разговоров судили о судьбе: приятная или скучная будет жизнь, ласковый или сердитый муж, старый или молодой жених и т.д. Иногда слушать ходили к хлеву, полагая, что в полночь под Рождество животные обретают человеческий голос, и по их разговорам можно узнать будущее. Наиболее же смелые девушки ходили слушать к церковным дверям, полагая, что в этом случае можно в полночь услышать в пустой церкви пение, и по тому, каким оно будет (радостным венчальным или погре-баль-ным), определить свою судьбу, узнать, суждено ли в этот год выйти замуж или умереть.

Обычай гадать в рождественский Сочельник был, очевидно, связан с представлением о том, что в это время активизируется разного рода нечистая сила. Русские крестьяне говорили, что начиная с Сочельника (или с Нового года - из-за сдвига календаря) и вплоть до самого кануна Богоявления, нечистые духи беспрепятственно "устраивают пакости православному люду и потешаются над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом"; при этом нередко счита-лось, что происходит все это оттого, что Бог, радуясь рождению Сына, на Рождество отмыкает все двери и выпускает обитателей "того" света гулять по земле; поэтому души предков и нечистые духи в период святок покидают потусторонний мир и появляются между живыми людьми. Например, во многих местах считалось, что именно в Сочельник появляются некоторые сезонные демоны, которые потом остаются на земле в течение всех святок; а кроме них, среди людей крутятся и творят свои недобрые дела черти, бесы и пр.

С этими поверьями о близости разной нечистой силы, а также с представлениями о святости рождественского периода, были связаны многочисленные правила и запреты, соблюдавшиеся всеми славянами в Сочельник и последующие праздники. Например, в это время большим грехом считались половые сношения, и даже рождение ребенка считалось крайне нежелательным, так как крестьяне верили, что дети, зачатые накануне большого праздника, могут стать колдунами, а дети, родившиеся в праздник, всю жизнь будут неудачниками (так, по некоторым поверьям, ребенок, родившийся в Сочельник, будет несчастным, а родившийся на Рождество - еще несчастнее). Считалось также, что охотиться от Рождества до Крещения на зверей и птиц - грех; с охотником же, нарушившим этот запрет, может случится несчастье (например, он заблудится на охоте, его разорвет дикий зверь, заставит плутать нечистая сила и т.д.). Грехом считалась и любая работа в Сочельник и на святки, особенно с наступлением темноты; нарушение же запрета на работу в это время грозило наказанием свыше - градом, неурожаем, болезнями и пр., а также кознями нечистых духов.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

3741

06.01.2006, 09:44

URL: https://babr24.com/?ADE=26936

bytes: 19292 / 19292

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События"

«Томскводоканал» купил «Альфа-банк». Воду будем покупать под залог квартир и автомобилей?

Еще одно крупнейшее предприятие города, обеспечивающее Томск холодной водой, утекло, как эта самая вода без установленного счетчика в квартире.

Алексей Серебряный

СобытияРасследованияТомск

12675

03.03.2024

Телеграм Томска за неделю: увольнение Азанова, приезд Демешина и критика Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 февраля 2024 года включительно. Увольнение Азанова Павел Азанов покинул пост начальника департамента специальных проектов Томской области.

Андрей Игнатьев

СобытияОбществоПолитикаТомск

13939

19.02.2024

Прощайте, Лев Федорович! Спасибо, что вы у Томска были

Завтра, 9 февраля 2024 года, Томск проводит в последний путь бывшего депутата областного парламента и городской думы Льва Федоровича Пичурина, скончавшегося 7 февраля на 97-м году жизни.

Алексей Серебряный

СобытияПолитикаОбществоТомск

15136

08.02.2024

Эксклюзив Бабра. Евгений Ковалевский о переходе через Таиланд, смертельных опасностях и не только

Томская кругосветка продолжается. Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин с 21 по 25 января совершили переход Батам (Индонезия) – Пхукет (Таиланд). 21 января сибиряки отшвартовались от пирса марины Нонгса Поинт (Батам), покинув берега Индонезии и взяв курс на Пхукет.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск Новосибирск

5576

31.01.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Год непринятых решений и невыполненных обещаний. Год понаехавших и поуехавших (последних больше). Год, когда открытий было мало, а закрытий – наоборот. Весной символично закрыли молодежное пространство «Зеленая улица», но Томск все еще жив университетами.

Андрей Игнатьев

СобытияОбразованиеОбществоТомск

5583

29.12.2023

Блогнот. Томская экс-неделя

Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране.

Андрей Игнатьев

СобытияЭкономика и бизнесПолитикаТомск

16704

15.12.2023

Дети Кроноса. Экс-прокурор Олег Бушмакин, два Сережи и Александр Мысик

Еще одна криминальная история с участием представителя структуры, обязанной бороться с этим самым криминалом, пришла к логическому завершению.

Анна Леро

СобытияКриминалСкандалыНовосибирск

7258

30.11.2023

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

21715

22.11.2023

Пятый элемент. Как в Новосибирске оказалась неучтенная книга XVI века?

Новосибирск переживает настоящую сенсацию: в процессе обследования церковных книгохранилищ обнаружена уникальнейшая книга, датированная 1570 годом, – Псалтырь с Часословцем. Выпуск этого редкого экземпляра принадлежит легендарному российскому первопечатнику Ивану Федорову.

Анна Леро

СобытияИсторияКультураНовосибирск

47846

20.11.2023

Прилетел вдруг «волшебный пендель» – от томской прокуратуры

Это только в мультиках прилетают волшебники в голубых вертолетах и бесплатно показывают кино. Реальность гораздо суровее и неприятнее. Особенно, если за деятельностью какого-нибудь важного ведомства пристально наблюдает прокуратура.

Алексей Серебряный

СобытияКак по-писаномуОбществоТомск

11506

17.11.2023

Новая лодка, остров Четверга и Джеймс Кук: эксклюзив от Евгения Ковалевского

Кругосветное путешествие Russian Ocean Way томского путешественника Евгения Ковалевского продолжается, и Бабр узнал новые подробности о том, как оно проходит.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск

6372

15.11.2023

Раз росинка, два росинка, три росинка – чай. Как томичи добывают воду

Если в доме нет воды, воду выпили какие-то нехорошие люди. Либо в населенном пункте, где нет живительной влаги, никогда не было никакого водопровода. Как, к примеру, в поселке Росинка, который входит в Октябрьский район города Томска.

Анна Леро

СобытияЖКХОбществоТомск

13958

02.11.2023

Лица Сибири

Грошева Надежда

Бычков Игорь

Савельев Виктор

Терещенко Александр

Тюменев Олег

Стрельцов Анатолий

Кириллов Игорь

Шмонин Эдуард

Ширяев Вячеслав

Лыгденов Виталий