Светлана Жартун

© Восточно-Сибирская правда

Культура Мир

5322

15.10.2005, 14:07

Не дай нам бог сойти с ума...

О чем думал Николай Васильевич Гоголь, когда писал "Нос" или "Шинель"? Кажется не совсем понятным, почему свой литературный гений он направил на "Записки сумасшедшего". Может быть, его мозг требовал описания всего того, что в нем происходит, или это была система самоанализа, опередившая более чем на сто лет учение Фрейда? Вопросы, вопросы...

Ответы попробуем найти в театре-студии "Театр пилигримов", который второй раз обращается к "Запискам сумасшедшего", преследуя цель разобраться, почему и как приходят нормальные люди к сумасшествию. Проблема страстей и неосуществимых желаний человека стара как мир и повторяется с упорством, свойственным все тому же человеку.

Откровенно говоря, первый спектакль, в главной роли которого выступал секретарь партии дураков Олег Ермолович, попросту Петрович, мне показался не совсем художественным. Это примерно то же, если бы пьяный артист вышел играть на сцену пьяного. Согласитесь, зрелище малоприятное.

"Песнь Поприщина" - это название второго спектакля - прозвучала целостно и гармонично. В ней все поставлено на свои места: актер и музыканты играют, солисты и хор поют. Есть в спектакле и убедительная режиссура, осуществленная Владимиром Дрожжиным. По-прежнему автором идеи и музыкальных образов остается Владимир Соколов. Это ему не дают покоя "Записки сумасшедшего", это он связывает желания человека к неосуществимому с фетишем, сравнимым с помешательством. Не обязательно в таком случае попадать в дом печали, можно просто стать городским сумасшедшим.

Идея проста, если обсуждать ее со стороны, быть здравомыслящим наблюдателем душевных мук и метаний маленького человека, которому до болезненного, обморочного состояния хочется прорваться наверх, жениться на дочери своего начальника и вообще быть значимой фигурой не только для себя, но и для всего общества. Это неврастеническое состояние человека, описанное великим Гоголем и сыгранное в спектакле Константином Ромадиным.

В "Песне Поприщина" герой назван Его Величеством, ему не положено быть "маленьким", он сразу "велик". Актер пластичен, хорошо владеет мимикой, поэтому во всех подробностях видно, что происходит с внутренним миром его героя. Например, он часто представляет себя всадником на Пегасе. Кресло для него становится небесным конем, а пишущее перо -- крыльями. Ромадин то гарцует на нем, то полулежит, заняв странную, извивающуюся позу. Вообще вся пластика актера - это странный танец Его Величества, решившего не только рассказать, но и показать, что происходит с человеком, замкнувшимся на собственном "я". Лицо его тоже отражает не муки "творчества" (все-таки он ведет дневник), оно искажено гордыней и уничижением. Глаза, смотрящие в зрительный зал, кажутся пустыми, пропускающими мимо все живое. Многие театры, обращаясь к "Запискам сумасшедшего", ставят моноспектакли, потому что в повести герой только один. Остальные действующие лица повести "живут" в его дневнике и проявляются через отношение к ним героя. В "Театре пилигримов", в котором основным действующим лицом была и остается музыка, на сцене много персонажей, жанр определен как "концерт для Его Величества, хора, солистов и двух гитар...". Как они сосуществуют?

Без прямого общения, без взаимодействия, обязательного для драматического спектакля, в сольных партиях, хоре, превращенном на сцене в дьяволиаду, которая и сводит с ума бедного Поприщина. Соколов соединил популярные романсы великих композиторов с музыкой собственного сочинения - экспрессивной, полной драматических конфликтов и красивых мелодий. Конфликт, в котором существует герой на сцене, провоцируется этой музыкой и в то же время пытается его успокоить.

Режиссер Владимир Дрожжин в соответствии с музыкальными образами выстраивает и видеоряд спектакля. Он динамичен (насколько это возможно на крохотной сцене театра), точен в оценках персонажей. Есть в нем эпизод "любования" героя своим директором, который выходит на сцену, исполняя романс из репертуара Шаляпина. В поведенческом проявлении герой смешон, жалок, льстив, потому что заснул, а бедный Поприщин, любуясь им, говорит о красоте глаз. Гротескно построен эпизод "собачек", у которых герой мечтает узнать, что о нем думают в начальственном доме: "директор" лает басом, а его "близкие" подтявкивают.

В спектакле, музыкальный ряд которого усилен микрофонным звучанием, вдруг наступает тишина. В зрительном зале включается свет. Ромадин оставляет микрофон и обыденным голосом, с тарелкой супа в руках говорит, что он думает о женщинах, которые замуж выходят обязательно за черта. "Черт" стоит на сцене, являя собой демонический образ героя-любовника. Эта сцена контрастирующая, служащая доминантой всего действия спектакля. Жаль, что заявленный прием применяется в нем один раз. Контраст громкого и тихого звучания мог бы усилить конфликтный смысл всего действия. Он смог бы стоять не в ряду остальных, а выделить абсолютно современную фразу: "Говорят, мозг в голове. Нет, он приносится ветром со стороны Каспийского моря". Написано будто про нас, про всю Россию, заимствующую свои мозги на протяжении всего ХХ века у теоретиков коммунизма, у кого угодно, но только не живущую своим умом.

Абсурд, заложенный в действие спектакля, усиливается. Вот герой "коронуется" и окончательно сходит с ума, увидев "директора" одетым санитаром, а свою возлюбленную в объятиях черта. Эти объятия интересно построены, он и она прижимаются спинами друг к другу, сомкнувшись руками. В этой истории все наоборот, Господи, прости...

Финал. В темноте раздается голос мальчика, просящего милосердия к собачке и самому себе, включается свет. Участники спектакля поют молитву, в которой, обращаясь к Богородице, тоже взывают к милосердию...

P.S. В начале спектакля Владимир Соколов говорил, что предназначен он детям, и хотелось, чтобы ученики не только по школьной программе, но и в театре знакомились с Гоголем. Хочется с ним поспорить. Этот спектакль не для детского ума, пусть они живут счастливо в своем детстве, не думают о том, как и почему человека можно свести с ума. Скорее, он для молодых людей и для нас, взрослых, с окрепшей психикой и твердой верой в то, что не только Бог должен спасать людей, люди сами должны заботиться о себя, спасать свои души от скверны. От нашей жизни, про которую одна писательница сказала: "Одни еще не умерли с голода, другие еще не обожрались". Иначе все мы, как герой Николая Васильевича в своем дневнике, вместо положенного ноября, будем писать обря, а потом просто бря. "Не дай нам Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума..."

Впрочем, что мы все о проблемах, они проходящие, непреходящим было и остается искусство. Театр пилигримов доказывает это своим спектаклем.

Светлана Жартун

© Восточно-Сибирская правда

Культура Мир

5322

15.10.2005, 14:07

URL: https://babr24.com/?ADE=25120

bytes: 6651 / 6651

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

15339

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9360

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

6949

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9267

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7338

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

6506

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15084

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4331

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

8028

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

12808

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

8810

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

11065

17.03.2015

Лица Сибири

Наводников Дмитрий

Ярыгина Надежда

Ковалева Альбина

Ли Маргарита

Долгова Ирина

Тишанин Александр

Прокофьев Григорий

Чайка Юрий

Лазебный Вадим

Поздняков Андрей