Лилия Кобякова

© Пятница

ИсторияМир

3377

27.08.2005, 11:30

Что раньше пили и ели иркутяне?

Иркутск, несмотря на раннюю столичность, долго оставался городом по образу жизни и внешнему облику провинциальным и целомудренным. Потому и не признавал "общественное питание": ни кабаков, ни закусочных, ни ресторанов в городе не было

Рынков было два. На площади этого всегда многолюдного места продавались печеный хлеб, вареная говядина, студень, сало, квас, окунь, соленые огурцы, кислая капуста, пшеничные калачи, живая и битая птица, разная съедобная мелочь...

Накорми себя сам

Иркутяне заботились о своем питании сами: пользовались лесными богатствами — грибами, ягодами, целебными травами. Обзаводились хозяйством, разрабатывали огороды, держали домашний скот: коров, свиней, лошадей, коз, овец, кур, гусей, уток, некоторые — индеек. На зиму замораживали птицу, обледеняли ее и хранили в кадках под слоем снега. Заготовляли солонину, к лету готовили ветчину, языки, говядину провесную. Любили студни. Варили колбасы. Наряду с мясом ценили и рыбу, тем более что ее было много и разной: хариусы, таймени, сиги, окуни, щуки, лини, сороги, караси, пескари, язи, налимы.

Иркутяне любили строганину и расколотку. Варили роскошную уху из живых хариусов, из них же делали холодное блюдо. Подлив к нему делали из китайской горчицы с кедровым маслом. На Ангаре даже в летнее время можно было у рыбаков купить живых осетров. По заказу торговка могла доставлять каждое утро живую рыбу всех местных пород. Осетров привозили из Томска и заготовляли впрок на всю зиму. Маслом пользовались коровьим, кедровым, конопляным, деревянным. Особенно высоко ценилось кедровое масло, без него сибиряки не жили.

Первые десятилетия ХIХ века интересно представляет очерк Матвея Александрова "Воздушный тарантас, или Воспоминания о поездках по Восточной Сибири". Первое, что услышал автор-герой, выглянув из окна дома в Иркутске, где суждено было ему провести два месяца, это крик с улицы: "Не надо ли свежей избоины? Самая свежая избоина!" Оказалось, что это название продукта, который получается в результате приготовления масла из кедровых орехов, жмых, выжимки из кедровых орехов, остающиеся после приготовления из них масла. В Иркутске любили избоину — она была необычайно вкусна и полезна. Ее продавали фунтами в виде лепешечек. Одна такая лепешечка стоила в Иркутске в начале ХIХ века в среднем копейку.

Ценили также и лиственничную смолу, ее варили несколько часов на слабом огне, остужали и жевали как взрослые, так и дети. Ее также продавали лепешками или кусочками и называли, как и сейчас, серой. Лакомством были варенья из ягод, засахаренные плоды, если их удавалось достать (их привозили), и сусло, варенное с черемухой или брусникой.

Черемуху мололи на муку и зимой пекли пироги, добавляя мед или сахар. Ягодами запасались такими: брусникой, смородиной черной и красной, малиной, голубикой, черникой, клубникой, земляникой, костяникой, княженикой, иногда морошкой, клюквой, облепихой.

Огородный город

В первой половине ХIХ столетия в Иркутске, как писала Е.А.Авдеева-Полевая, огородам уделялось много внимания: "Овощи родятся изобильно: картофель, свекла, морковь, репа, редька, лук, пастернак, петрушка, сельдерей, укроп, чабер, шалфей, мята, зоря, салат разных родов; дыни и арбузы садят в парниках; огурцы родятся, но не в таком изобилии, как в России; тыквы родятся довольно хорошо. Около города садят табак и хмель".

Возле каждого дома был огород, а у некоторых и сад. Фактически у горожанина был не просто дом, а имение. У путешественников создавалось впечатление, что Иркутск очень большой город — дома тонули в зелени деревьев.

Тогда можно было дешево купить: муку ржаную в урожайные годы от 40 до 70 копеек за пуд, пшеничную — за 1,60—2 рубля; говядину — от 2 до 3 руб. за пуд, сливочное масло за 16—20 руб., кедровое — по 1 руб. за фунт. Овес продавали мешками по 2 или 3 руб., как и овощи: картофель по 8 гривен или рублю, свеклу и морковь — по 7 или 8 гривен, репку — по 40—50 копеек, 100 вилков капусты — за 4 рубля. На рынках города долго не продавали овощи и зелень, поэтому их выращивали сами.

Званый обед

В Иркутске многие устраивали завтраки и обеды на траве в воскресный день где-нибудь на Кае, Иркуте, Ушаковке или Ангаре, когда отдыхали всей семьей на природе. Но в доме обеды были куда богаче, особенно в праздничные дни. Сервировка стола менялась: пироги, булки, шаньги, калачи, блины, оладьи. Пирожки жарили на постном масле, конопляном или кедровом. В каждом доме стряпали пироги с рубленой капустой или морковью с рублеными яйцами. Пирог с рубленой говядиной назывался рассольником. Обязательно на столе были жареные баранина, говядина, поросятина. Подавалось молоко "с густым творогом и пенками". Ставили на стол во время любого храмового праздника и кисели: ягодные, пшеничные, гороховые, а также ягоду — бруснику, голубику, черемуху, которую подавали на стол в густом сусле. В Пасху стряпали куличи, "красили пестрые и красные яйца", готовили пирожные и сахарники, делали сыры.

Магазины и два рынка

Чем не могли запастись, покупали в магазинах или на рынке. Продуктовых магазинов больше всего было на Большой (Карла Маркса), Пестеревской (Урицкого), Преображенской (Тимирязева). Рынков было два. В "Воздушном тарантасе" М.Александрова читаем об одном: "На площади этого всегда многолюдного места продавались печеный хлеб, вареная говядина, студень, сало, квас, окунь, соленые огурцы, кислая капуста, пшеничные калачи, живая и битая птица, разная съедобная мелочь... тут стояли пустые полубочья кверху днами, на которых возвышались пирамиды кедровых орехов".

Репортаж со званого обеда

"Официальные приемы" и обеды, так называемый стол званый — не "домашний", стали известны иркутянам после приезда нового генерал-губернатора М.Сперанского. Праздники с угощением устраивались в доме генерал-губернатора в день именин.

Особенно популярны были в конце ХIХ — начале ХХ века семейные балы. Об одном таком бале с застольем рассказывала бабушка почетной горожанки Иркутска Лидии Тамм: "Прозвенело три звонка, значится, всем семьям пора рассаживаться за столы. Вокруг суетятся половые. Их пошто-то кличут гарсонами. А какой из ево гарсон? Это оне за модой гоняются. Я слыхивала, че в кухмистерских каку-то черкесску еду хвалют. Сама отродясь не пробовала. Наши-то себе наособь повыбирали, че им по скусу, только я одна така дура оказалась. Взяла кусок мяса — гарсон ево шашлыком назвал, поначалу скусно показалось, дух от ево хороший. А как разжевала, меня будто варом обдало! Думала, поди, плохо распробовала, второй кусок взяла. Батюшки! Все в роте загорелось, кой-как квасом отпилась. Правду говорят, че немцу здорово, то русскому смерть. Черкесы, они хоть и расейские, но, видать, у их желудки крепше наших".

И только в самом конце ХIХ века в Иркутске уже появились винные погребки, кабаки, трактиры, кофейные дома, харчевни, кафе-рестораны, ресторации. В трактирах и в буфетах при гостиницах подавались горячие блюда: малороссийский борщ, антрекот или шницель по-венски с гарниром из картофеля, часто подавалась гурьевская каша. Напомню, что она собой представляет. Это манная каша, которая изготавливается на сливочных пенках и подается с грецкими орехами, персиками, ананасами и другими фруктами. Название свое она получила по имени министра финансов графа Гурьева. Он долго путешествовал и за границей совершенствовался в гастрономическом деле.

В XIX веке главной закуской иркутян был омуль под кедровым маслом и зеленым луком. Особенно ценился селенгинский. Когда привозили в город первых омулей и икру свежего засола, полгорода собиралось на берегу. Каждый покупал кто сколько может. В начале ХIХ века бочка омулей стоила 13 рублей.

Как декабрист яблоки покупал

С декабристом А.В.Поджио произошел такой курьезный случай. Он выращивал на своем огороде всяческую зелень, дыни и канталупы, предпочитая мясу овощи и фрукты. На следующий же день после переезда в Усть-Куду крестьянка предложила купить у нее "яблочков"? Состоялся диалог.

— Как? Да откуда же вы их привозите?

— Зачем привозить, батюшка, сами выводим здесь.

— Почем же вы их продаете?

— Да положите рублика два за мешок.

Для Поджио это был сюрприз. Он не верил своим ушам. Разочарование пришло, когда ему принесли мешок картофеля — его в Сибири называли яблоками.

Лилия Кобякова

© Пятница

ИсторияМир

3377

27.08.2005, 11:30

URL: https://babr24.com/?ADE=23945

bytes: 8219 / 8177

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Лилия Кобякова.

Другие статьи в рубрике "История"

Во сколько сибирякам обойдется суп-претаньер от Михаила Булгакова?

Сегодня, 5 апреля, отмечается довольно необычный праздник – день супа. Авторство этого блюда приписывают французам, и в переводе на русский оно означает – хлеб, размоченный в бульоне. А в Древнем Китае его вообще варили за сто лет до нашей эры.

Анна Леро

ИсторияКультураКак по-писаномуТомск Новосибирск

20550

05.04.2024

В поисках мудрости: как технологии меняют восприятие монгольских сутр

В последние годы культурное наследие становится все более доступным благодаря технологическим инновациям. Недавно в Автономном районе Внутренняя Монголия была запущена платформа, которая открывает доступ к богатому наследию древних монгольских сутр и книг о культуре северных районов Китая.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоНаука и технологииМонголия Китай

1985

04.04.2024

Во сколько сибирским тещам обойдутся масленичные блины от Ростроповича и Вишневской?

Началась неделя, когда мы должны умасливать друг друга и весну, разумеется. Широкая Масленица открыла свои двери непогодой в сибирском регионе. Настроение у весны не очень, похоже: то гроза с молнией, то дождь, то снежная вьюга, как в январе.

Анна Леро

ИсторияОбществоКак по-писаномуТомск

3297

11.03.2024

Фотовыставка «Фронт Цэгмид»: роль Монголии во Второй мировой

В Монголии проживает немало долгожителей, возраст которых перевалил за сотню лет. Наверняка они могут рассказать массу интересного. Но далеко не все из этих почтенных граждан были знакомы с первым советским генсеком.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия Россия

14455

07.03.2024

Викторины на Бабре. Ерохвост поспорил с лябзей и подрался с огурялой

Бабр подводит итоги февральской викторины. Мы в нашем телеграм-канале «Новосибирск. Бабр. Дальше некуда» в течение месяца традиционно предлагали ответить на три вопроса: что такое или кто такие ерохвост, лябзя и огуряла. Полная победа за читателями, на все вопросы новосибирцы дали правильные ответы.

Анна Леро

ИсторияКак по-писаномуНовосибирск

3685

05.03.2024

Инсайд. Что мы празднуем 23 февраля?

Окунёмся в историю... Вечером 10 февраля 1918 года делегация большевиков во главе со Львом Троцким, возвестили - в одностороннем порядке - о прекращении Первой мировой войны с государствами четверного союза (Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией).

Василий Чайкин

ИсторияОбществоРоссия

7536

23.02.2024

Альтернативная Монголия: путешествие в Музей истории пустыни Гоби

В том, что монгольский туризм – это не только Улан-Батор, можно убедиться по обилию нестоличных достопримечательностей. Не обязательно быть искушенным путешественником, чтобы найти что-то интересное для себя в монгольской провинции.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоТуризмМонголия

5271

21.02.2024

Во сколько сибирякам обойдется утка с яблоками от барона Мюнхгаузена

Рождество давно прошло, но это вовсе не значит, что утка с яблоками, поданная к столу, будет не к месту. Особенно если на эту птицу поохотиться правильно. Например, по методу барона Мюнхгаузена – пристрелив утку через дымоход. Если такового не имеется, можно купить птицу на рынке или в супермаркете.

Арина Родионова

ИсторияКак по-писаномуКультураТомск Новосибирск

19887

16.02.2024

Борьба за культурное наследие: Монголия возвращает исторические артефакты

Вопрос о возрождении культурного наследия в Монголии в последнее время стоит очень остро. На государственном уровне ведется комплексная работа по возвращению в разное время вывезенных из страны ценностей.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоМонголия

5243

05.02.2024

Во сколько сибирякам обойдется тушеная козлятина с овощами от Робинзона Крузо

Оказывается, у литературного персонажа Робинзона Крузо есть собственный день в календаре памятных дат – 1 февраля. Он так и называется – День Робинзона Крузо.

Анна Леро

ИсторияКак по-писаномуКультураНовосибирск

23994

01.02.2024

Монгольское наследие: мировое признание наскальных надписей Цогто-тайджи

В Монголии еще один культурно-исторический объект получил статус охраняемого ЮНЕСКО. Под защиту международной организации попали наскальные надписи Цогто-тайджи. В этом материале Бабр расскажет о том, чем памятник монгольской письменности заслужил такую честь, и в чем заключается его ценность.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоМонголия

6331

24.01.2024

Монгольская идентичность в центре внимания: ретроспектива Дня национальной свободы

Сегодня Монголия отмечает День национальной свободы и восстановления независимости страны. За последние полтора десятка лет праздник приобрел общенациональные масштабы и является одной из знаменательных дат монгольского светского календаря.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия

31501

29.12.2023

Лица Сибири

Жуков Владимир

Литвинов Владимир

Сысоева Елена

Желнеев Алексей

Сечин Игорь

Еловский Дмитрий

Печерская Наталья

Слепнев Борис

Примачек Владимир

Серов Борис