Послесловие к "Турецкому гамбиту" в кухонном стиле

Автор: Анна Машерова,

Источник: © Интендантский сад,

Культура , Мир

15.03.2005 23:08

1404

95

Я не люблю отечественное кино последних лет. Точнее, так: я не считаю подавляющее большинство того, что выпускается в последние лет пять-шесть под названием "отечественное кино" ФИЛЬМАМИ.

Сразу оговорюсь: исключения в этом деле ОБЯЗАТЕЛЬНЫ, но тот же Сокуров, например, все-таки создает фильмы на совершенно определенного зрителя, оставляя зрителя "не своего" в недоумении и легком (а иногда и тяжелом) замешательстве. Так что давайте говорить не об элитарном кино, а о массовом - том самом, которое "для простого народа", но должно еще и "воспитывать вкус зрителя".

Что есть фильм?

Если отрешиться от описания конкретики жанра, в первую очередь любой фильм (как и все, что создается человеком) - это результат труда: сценариста, режиссера, актеров, операторов, etc. Этот труд состоит в осмыслении задачи, ее выполнении и отладке получившегося результата.

В фильмах (а особенно сериалах) последних лет ни о какой отладке или, тем паче, осмыслении речь не шла. Бралась идея, под нее брались деньги, стряпался на скорую руку сюжет а`ля Голливуд на местном материале, актерам раздавались тексты, включалась камера (по большей части - видео), куски слепливались в кучу... Рецепт плохого повара: побольше перца, соли, жареного - никто и не разберет вкуса. Что потом будет с печенкой-селезенкой и как заращивать прободение язвы - это повара уже не волнует. Пресловутый "Ночной дозор" хотя и "вышел из ряда" особо непритязательных по- и под-делок, но явлением стал разве что в воображении поклонников вечного подростка Лукьяненко. Видеоэффекты - это хорошо, как хороши красивые тарелки, но, во-первых, посуда не худшего качества уже видана-перевидана на тех же голливудских лентах, а местного колорита этот дизайн пока что не заимел, а во-вторых - на тарелке должно лежать нечто вкусное, а в случае "Ночного дозора" это нечто было довольно неудобоваримым...

Что же касается труда, то его в того рода поделках, о которых я говорю, вообще не видно. Актеры - даже глубоко уважаемые мною старые профессионалы, увы! - смотрятся ходульно (какая роль, такая и игра), либо откровенно скучают, либо не менее откровенно "играют в бирюльки" - читают текст хоть и "художественно", однако без малейшего признака "вживания в роль". Знаменитая троица "гардемаринов", кстати, такого рода "актерским мастерством" характеризовалась даже в лучшие свои годы, а уж сейчас... Но это так, "замечание в сторону".

Что же касается литературной составляющей заявленного дуэта...

Скажу честно: от Акунина я тоже не в восторге. Вещи у него добротные, хорошо проработанные логически, содержащие в изобилии льстящие самолюбию реминисценции - да просто приятные в языковом плане книги, но таки "книги в дорогу". Я даже не боюсь обидеть автора - он сам признает, что и не пытался замахнуться на "нетленку", просто пытался немножко поднять уровень массовой литературы. Приятно, что делает он это, опираясь не на набившую оскомину "криминальную романтику" или пережевывание замусоленных сюжетных ходов в рамках "бешеных", "кинутых" и "ответивших за козла" (не помню, чей копирайт, но определение гениальное), а на исторические, причем не слишком известные широкой публике эпизоды. Исключение, пожалуй, составляет только "Пелагия и красный петух", но эта книга, на мой взгляд, в значительной степени вызвана к жизни желанием автора немного "похулиганить".

Короче говоря, на фильм я шла с большим скепсисом...

... И оказалась приятно удивлена.

Во-первых, актеры играли. Не "игрались в казаков-разбойников", а ИГРАЛИ, как положено актерам. Ну что же, что "аромата веков" добились не слишком - лиха беда начало! Зато - ура! - обошлось без ура-патриотического надрыва, рванья рубахи на груди и бешено вращающихся в приступе фанатизма глаз. Зато девочка была раздражающая, но - ЖИВАЯ, настоящая неглупая, но вредная "барышня". Зато Фандорин был - пусть немного невзрачен, но вполне реалистичен, приятен даже. Обитатели пресс-клуба опять-таки не вызвали внутреннего протеста, разве что эпизод разглядывания отрубленой головы при первой встрече с главными героями немного "недоигрался", да крестьяне в болгарском кабаке были не очень "болгарскими" и говорили на не совсем болгарском языке... хотя вот тут не удивлюсь, если их играли именно болгарские "массовики".

Во-вторых, спецэффекты были вполне "при деле". Переходы картинки в реал при воспоминаниях немного "перегибали", но не смертельно. Здесь они были едва ли не уместнее, чем в "Дозоре", где опробовались впервые. Обидно немного, что просматривалась их "не первая свежесть", ну да "ничто не ново в этом мире"...

В-третьих, я, конечно, не историк, но ляпов почти не заметила (разве что тот факт, что под Плевной нет таких скальных образований, да что допрос подозреваемого в предательстве, не ведут в присутствии его возлюбленной, да что государь-император под Плевной, взятие которой ему собирались подарить на день ангела, был несколько... неестественен). В поведении, в ношении формы, в речи, возможно, и не было тех оттенков, котрые были присущи нашим предкам, но в целом все выглядело вполне в порядке.

В-четвертых, это было именно то, чего ждешь от хорошего массового искусства - пополнение информационного багажа без мудрствования и лишней назидательности, следование неприятной, жестокой действительности войны без смакования крови и зверств, намек на вольности нравов оторванных от цивилизации участников кампании (да чего уж там, только дебилу не известно, что это все было - и волокитство, и пьянство, и даже мужеложество) без пошлости и упоения с одной стороны и ханжества с другой... Не шедевр, но легкоусваиваемый и приятный на вкус вполне калорийный продукт.

Пятое, что приятно удивило - это финальный отход от линии повести. Когда знаешь, чем должно закончиться дело, кто главный негодяй, да мало того - видишь в каждом эпизоде подтверждение этому знанию, а все линии неожиданно сходятся совсем на другого человека БЕЗ НАРУШЕНИЯ ЛОГИКИ СОБЫТИЙ - это хороший, сильный прием.

Так что анонс "Статского советника", в котором роль Фандорина отведена столь уважаемому мной и прямо напрашивающемуся на нее Меньшикову, меня немного насторожила (честно скажу: насторожила присутствием в кадре самого "скромного бога" и "столпа православия на российском экране" г-на Михалква). Будет обидно, если следующий фильм вернется к пафосности и назидательщине в ущерб той искорке в глазах актеров, которая так красит "Турцкий гамбит".

© Интендантский сад

URL: http://babr24.com/?ADE=20387
bytes: 6408 / 6408

Своя новость

Поделиться в соцсетях:

Приглашаем обсудить все новости в телеграм-форуме по ССЫЛКЕ.

Обсуждение статьи "Послесловие к "Турецкому гамбиту" в кухонном стиле":

Другие новости в рубрике "Культура " (Главная)

«Мама для мамонтенка» на глобалистский лад

10 лет назад вышел фильм Лукаса Мудиссона «Мамонт». Манхэттенский программист Лео (Гаэль Гарсия Берналь) едет в Бангкок – заключать очередную выгодную сделку. Его жена Эллен (Мишель Уильямс) пытается заглушить перманентное состояние стресса с помощью 8-летней дочки Джеки. Но Джеки основное время ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

24.01.2019

258

7

Марионетка Мединский и его любимое слово «зона»

Прорицатель Мединский залез в зону IT и напророчил интернет «по паспорту». Как правило, министр культуры РФ Владимир Мединский своими неожиданными заявлениями будоражит лишь культурную общественность страны. Но на этот раз ему удалось «возбудить» и всё остальное население. Началось всё с вопроса, ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Общество, Интернет и ИТ, Москва

23.01.2019

1583

13

«Цыплёнок» подрос. Леониду Ярмольнику – 65!

22 января исполняется 65 лет выдающемуся российскому актёру, продюсеру и телеведущему, лауреату Государственной премии России Леониду Ярмольнику. Отсутствие перед именем популярного артиста почётных званий объясняется просто: Леонид Исаакович как цельный и последовательный человек в своё время ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Москва

22.01.2019

1593

16

Фильм «Т-34». Как-то танк

В прокате продолжает победоносно идти «Т-34» – картина, безудержно перехваленная всею отечественною общественностью, но на деле недалеко ушедшая от каких-нибудь «Утомленных солнцем-2», той же общественностью растоптанных. Это долдонское, дурковатое, решительно детсадовское (12+) кинцо, годящееся ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, Мир

22.01.2019

3051

22

Родина из Пятихаток. К 75-летию Родиона Нахапетова

Человек – это не то, что он говорит, а то, что он совершает. Родион Нахапетов 21 января исполняется 75 лет выдающемуся актёру и режиссёру, лауреату Государственной премии СССР, народному артисту РСФСР Родиону Нахапетову. Сергей Сергеевич Скуратов в фильме «Паук», 2015 год Родина Нахапетов ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Москва

21.01.2019

1804

22

Феллини из Римини – гений и поныне. 99 лет со дня рождения великого режиссера

Феллини родился в Римини – курортном итальянском городе, древнейшем портовом поселении и посконной приморской провинции, где такому художественно одаренному мальчику, как Федерико, нечего было ловить, кроме мух и римских радиостанций. Туда – в Рим – он и переезжает уже в 17-летнем возрасте. Позади ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

20.01.2019

1222

30

Проклятый меланхолик Эдгар По

210 лет назад, 19 января 1809 года, в американском Бостоне, штат Массачусетс родился «великий меланхолик» Эдгар Аллан По – поэт и писатель, считающийся основателем жанров психологического триллера и современного детектива. Ушам своим не верьте вовсе, а глазам – только наполовину (Эдгар ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, It`s my life..., Мир

19.01.2019

3088

10

Профессор Ганелин, он же Жора из «Убойной»

19 января 60-летний юбилей отмечает выдающийся русский актёр и педагог, кандидат искусствоведения, заслуженный артист России Евгений Ганелин. Сержант в фильме «Криминальный талант», 1988 год Жора Любимов в фильме «Убойная сила», 2001-2005 годы Родился будущий актёр в Ленинграде в семье ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Москва

19.01.2019

1803

26


Смирнов Олег

Горюнов Константин

Карасев Михаил

Воронцова (Брускова) Наталья

Моисеев Роман

Голышев Валентин

Хмелев Сергей

Фефелов Игорь