"Сибирь": куда ты шла, к чему пришла и до чего дошла

Автор: Роман Днепровский,

Источник: © Babr24,

Культура, Иркутск

04.11.2018 13:36

11125

108

Недавно набрёл в Сети на уникальное по степени откровенности интервью одного местного окололитературного чиновника (а по совместительству - ещё и литератора, публициста и даже сказочника) Анатолия Байбородина. На склоне лет, Анатолию Григорьевичу старшие товарищи, оказывается, доверили Настоящее Дело: теперь Байбородин - оказывается, Главный Редактор Журнала Писателей России "Сибирь"!... Всё, как у взрослых.

Байбородина-редактора навестил корреспондент "Областной Газеты" Олег Гулевский, и поинтересовался: как, мол, живёт-поживает наш самоглавный и единственный литературный журнал? В ответ - лишь слёзы:

"...еще несколько лет назад не знали, куда спихнуть отпечатанный тираж, в кабинетах все углы были завалены. Книжная торговля от журнала нос воротила, а если и брала малость, то цены вдвое накручивала, отпугивая и без того немногочисленных читателей. Сейчас полегче, выручает областная библиотека – забирает изрядную часть тиража и рассылает по библиотекам губернии..."

Прочитав этот пассаж, я невольно призадумался: "Это ж надо, - подумал я, - настолько ненавидеть печатное издание, которым ты руководишь, чтобы вот так, публично расписываться в том, что твой журнал никому не нужен, что от него воротят нос и распространители, и читатели! Да ещё и делать это на страницах официозной газеты, учредителем которой является правительство Иркутской области - то самое правительство, которое выделяет на издание "Сибири" бюджетные рубли..."

Дальнейшее знакомство с текстом интервью лишь окончательно убедило меня в том, что Анатолий Байбородин - ни кто иной, как этакий "кризисный управляющий", задача которого - довести журнал до полного банкротства, превратить "Сибирь" в издание, у которого читателей не будет вообще... после чего, лавочку с лёгким сердцем можно и закрыть. Правда, сам Анатолий Григорьевич, похоже, и не догадывается об этой своей роли, и искренне изображает какую-то деятельность:

"...Сколько денег дают, столько и выходим. В прошлом году выпустили все шесть номеров, как и прописано, а в нынешнем казна дала денег лишь на три номера. Пошли по миру с протянутой рукой: вдруг и на четвертый надыбаем…"

Не знаю, право же, удастся ли главреду Байбородину что-то надыбать (ох, уж эти народные исконно-посконные речевые обороты наших «деревенщиков!) – особенно, если принять во внимание ту политику, которую он проводит:

"...А открыли мы номер акафистом святителю Иннокентию. <...> ...акафисты – это же высочайшая поэзия. Как говорит просвещенное духовенство: почитайте внимательно псалтырь, и псалмы царя Давида затмят и сочинения Шекспира духовно и художественно… В Иннокентьевском номере «Сибири» мы напечатали поэму «Чудесная лампада» – воистину чудесное народно-православное произведение, кое в рукописном виде передали мне прихожане Знаменского собора. <...> Разумеется, в первую очередь мы печатаем произведения иркутских писателей, но лишь достойные публикации по идейно-художественному уровню. А коль подобные произведения не создаются ежемесячно, то мы печатаем и талантливые сочинения писателей, известных на всю Россию... <...> Если же печатать все подряд, что сочинят здешние авторы, то можно превратить «Сибирь» в провинциальный, мелкотравчатый журнальчик..."

То есть, картина выглядит так: в литературном(!) журнале место поэзии занимают акафисты, а вместо повестей, рассказов и эссе иркутских литераторов - какая-то анонимная "Чудесная лампада", которую передали, опять же, анонимные "прихожане Знаменского собора". Если бы речь шла о публикациях на страницах религиозно-философского журнала, то у меня не возникло бы никаких вопросов, но деньги из областного бюджета редакция журнала "Сибирь" получает, расписываясь в графе "расходы на литературно-художественные и публицистические издания местных авторов". Или не так?

Заметим к слову, что местные авторы уже давно не выстраиваются в очереди перед редакционными дверями журнала "Сибирь", не спешат нести свои рукописи в "Дом со львами". Да и вообще на мнение доморощенных "мастеров культуры" уже давным давно не оглядываются, предпочитая самостоятельно выходить на всероссийский, а то и международный уровень - благо, современные технологии позволяют продвигать своё творчество, не выходя из-за рабочего стола. Да это и неудивительно: о временах, когда журнал "Сибирь" (тогда ещё - литературный альманах "Ангара") был по-настоящему интересным, именно литературным, а не церковно-приходским изданием, на страницах которого впервые была опубликована "Сказка о тройке" Стругацких, сегодня помнят лишь отдельные краеведы.

Ну, а после того, как в №№ 4 и 5 «Сибири» за 1991 год был опубликован такой "бестселлер", как книга некоего «богослова» начала ХХ века Сергея Нилуса "Близ есть, при дверех", "на "Сибири" смело можно было поставить крест - тот самый, восьмиконечный православный крест, наподобие тех, что в изобилии стоят на сельских погостах. Для тех, кто не в курсе, что это за «произведение» такое, поясним, что именно под этим названием в начале прошлого столетия в России были изданы небезызвестные "Протоколы сионских мудрецов", снабжённые предисловием этого самого Нилуса. После этой публикации на страницах альманаха «Сибирь» уважающие себя литераторы - что здешние, что иногородние - и вовсе предпочли держаться подальше от иркутского "журнала писателей России", а внутри самой Иркутской писательской организации произошёл раскол, и из неё вышла группа литераторов во главе с поэтом Анатолием Кобенковым. И упрекать их за это трудно, знаете ли...

Помню, как лет пять тому назад на страницах той же "Областной газеты" мне попалось другое интервью с тогдашним редактором "Сибири" Александром Лаптевым. Вот как прежний редактор тогда определял задачи журнала:

"...Я считаю самой важной задачей наполнить издание талантливыми произведениями. Ведь что такое литературный журнал, особенно провинциальный? Именно на его страницах пробуют свои силы никому не известные авторы. Журнал дает им путевку в жизнь. Но проблема в том, что в одном номере «Сибири» можно опубликовать произведения пятнадцати, от силы – двадцати авторов. В 2012 году вышло четыре номера. Это значит, право на жизнь получили максимум 80 творений. Это очень мало. Как быть в такой ситуации? Сверхзадача редакции и, кстати, редколлегии – выбрать наиболее талантливых и достойных <...> Я предложил бы читателям присылать в журнал свои стихи, рассказы и заметки. Не обещаю, что все будет опубликовано, но истинно талантливое, самобытное, искреннее обязательно увидит свет на страницах «Сибири». Любой обратившийся к нам автор получит профессиональный отзыв или добрый совет. Наш адрес... <...> Очень надеюсь, что наше издание вновь обретет достойное место среди литературных изданий России".

Бывшего редактора можно понять: ему искренне хотелось вытащить издание из того "болота", в котором его почти полностью утопила наша "духовная оппозиция". Да и пятно позора, что легло на репутацию журнала после публикации "Протоколов сионских мудрецов", хотелось хоть как-то отмыть. Ведь согласитесь, господа, случай-то - более, чем уникальный: вполне себе официозное издание, получающее деньги из государственного бюджета, публикует на своих страницах погромную антисемитскую фальшивку! - в последний раз до того, нечто подобное имело место, разве что, в Третьем Рейхе, да где-нибудь в Ливии, во времена, недоброй памяти, Каддафи... Так что, иркутский "журнал писателей России" если уж и не вошёл, то - вляпался в Историю по самую маковку!... Однако, труды и старания Александра Лаптева так и не увенчались успехом, и "Сибири" так и не суждено было "...вновь обрести достойное место среди литературных изданий России".

Чем же решил наполнить страницы пока ещё выходящего журнала его новый редактор, Анатолий Байбородин? Вновь обращаемся к тексту интервью на страницах "Областной газеты". На вопрос корреспондента, кому из авторов редакция отдаёт предпочтение, следует ясный и конкретный ответ, расставляющий все точки над "Ё":

"...Старым мастерам. А их с каждым годом все меньше и меньше <...> ...возраст и зрелость – это еще не пропуск в журнал. Верно сказано: много званых, да мало избранных… При выборе произведения я руководствуюсь правилом: есть литература от Бога, где проповедь любви к ближнему, к природе, а есть и от лукавого, где этой любви и в помине нет".

То есть, г-н (не "господин") Байбородин однозначно даёт понять: публиковать на страницах "Сибири" он будет только - и только! - своих единомышленников и "заединщиков", постаревших "профессиональных патриотов", круг которых сужается год от года, и очень скоро далее сужаться этому кругу станет, попросту, некуда. Налицо здесь - и недобрый старый ленинский "принцип партийности литературы" - правда, обильно загримированный под "православную духовность", но оттого не менее категоричный.

"...– При таком подходе молодым авторам, пожалуй, трудновато пробиться в журнал? - интересуется журналист Олег Гулевский, и редактор Байбородин ему с готовностью отвечает: – Были бы таланты, а место им в журнале всегда найдется. Вот только не густо их, хотя за последнюю четверть века губернские писательские организации выросли вдвое и втрое, а молодых дарований мало..."

И здесь я не могу не согласиться с главредом Байбородиным: и в самом деле, рост численности членов "губернских писательских организаций" - налицо, вот только настоящих Писателей среди этих "членов" лично я не наблюдаю... Не потому ли, что понятия "член" (пусть даже и "член Союза Писателей России") и "Писатель" - это, мягко говоря, "таки две большие разницы"?...

У здешней "губернской" организации Союза Писателей России история богатая. Правда, "славной" её не назовёшь, но в том, что она богата, никто не сомневается. Здесь - и коллективные доносы в КГБ на неугодную "духовным оппозиционерам" газету "Советская Молодёжь", и травля главного режиссёра Иркутского ТЮЗа Вячеслава Кокорина, и глумливые прижизненные "некрологи", которые здешние "инженеры человеческих душ" посвящали неугодному им поэту Анатолию Кобенкову, и ещё много, много чего... Впрочем, если мы копнём глубже, и вспомним историю Иркутской организации Союза Совецких Писателей, то вдруг окажется, что всё это - не случайно, а очень даже закономерно. Но мы не будем углубляться в историю... до поры, разумеется.

Так что, нет ничего удивительного в том, что "молодые дарования", на отсутствие которых сетует Анатолий Байбородин, не спешат пополнять ряды этой, довольно своеобразной, "творческой организации", разместившейся в бывшем особняке иркутских промышленников Бревновых, и выпускающей (пока) на бюджетные деньги довольно экстравагантный "литературный журнал" под названием "Сибирь".

"...В литературе есть два крыла, – продолжает свои пространные рассуждения перед корреспондентом "Областной газеты" Анатолий Байбородин, – Одно – беллетристика. Она может быть сильной и слабой. А есть литература, основанная на глубинном исследовании. Высший образец, на мой взгляд, – «Тихий Дон». Прочитав сей роман, можно не читать академические труды о донском казачестве, ты ясно будешь представлять мир казачьей вольницы. Ее историю, этнографию, быт…"

Кто – как, но я никак не могу понять, в чём же разница между "беллетристикой" и некоей "литературой, основанной на глубинном исследовании". Поправьте меня, господа, если я ошибаюсь, но разве лучшие исторические романы, вошедшие в сокровищницу мировой литературы - это ли не есть беллетристика, причём - беллетристика самого высокого качества? Но у Анатолия Григорьевича, наверное, имеется какой-то собственный "Тайный Литературный Словарь", в котором слово "беллетристика", видимо, обозначает синоним слова "порнография". Впрочем, от человека, почитающего за "высший образец литературы" шолоховский "Тихий Дон", и с лёгкостью отметающего за ненадобностью академическую научную литературу, можно ожидать и не таких "зияющих высот" мысли...

"...Хотелось бы подготовить молодого редактора, - делится своей "заветной мечтой" с корреспондентом Анатолий Байбородин, - с русским национально-патриотическим мировоззрением и художественным вкусом. Ну и, конечно, соображающего в издательских делах...."

Я не знаю, господа, что вкладывает в понятие "русское национально-патриотическое мировоззрение" редактор Байбородин, но если своего преемника на редакторском посту он видит в качестве продолжателя той редакционной политики, которую журнал "Сибирь" проводит сейчас, то могу лишь искренне пожелать, чтобы его мечты так и остались мечтами. Согласитесь: зачем, и - главное! - кому нужен журнал, издающийся на деньги налогоплательщиков, пачки которого оседают по углам редакционной комнаты, а читатели и распространители воротят от него нос?... Пусть уж лучше такой журнал тихо и скоропостижно скончается - и, чем скорее, тем лучше. Полагаю, что именно это и произойдёт в самые ближайшие годы.

Иркутск - город с интересной и богатой литературной традицией, и талантливых авторов здесь всегда было достаточно. Немало было здесь и интересных литературных журналов и альманахов, начиная с "Поэтических Сборников" иркутских гимназистов, появившихся в конце 1830-х годов, продолжая выходившим в 1860-е годы альманахом "Иркутские Рассказы", знаменитым яковлевским "Восточным Обозрением", выходившим накануне событий 1917 года журналом "Багульник". В послереволюционное время эту традицию продолжили "Сверстники" (1930 г.), "Прибайкалье" (1936 г.), та же "Ангара" (1958 г.)…

Уже в восьмидесятые годы на филфаке Университета возник "самиздатовский" литературно-художественный альманах "Свеча" - его издателей, разумеется, исключили из комсомола и взашей выперли из Университета. В девяностые, с исчезновением цензуры, в Иркутске появляются литературно-художественные журналы "Камены", "Свой Голос", издаётся литературная газета "Зелёная Лампа", выпускается поэтический альманах "Иркутское Время"... В это же самое время в "северной столице" Иркутской области, в городе Братске начинает выходить самиздатовский "толстый" (относительно, конечно же, "толстый") литературный журнал "Шклинда", издаваемый одноименным Независимым Литературным Объединением (НЛО "Шклинда"). Уже в веке нынешнем, в городе-спутнике Иркутска, Ангарске, журналистка Анна Нарчук начинает выпускать полноцветный литературный журнал "Признание", а в Усолье-Сибирском (sic!) журналист Александр Гордин некоторое время издаёт литературно-краеведческую "толстую" (на тридцати двух полосах!) газету "Александровский Централ"...

Это - всего лишь "пунктирное перечисление" тех изданий, что вспомнились навскидку; уверен, что иркутские библиофилы и исследователи здешней периодики добавят к этому списку ещё ряд названий. Главное же, что объединяет все эти официальные, полуофициальные и совсем уж неофициальные литературные газеты и журналы - это то, что все они выпускались людьми талантливыми, неординарными и неравнодушными; людьми, которым было, что сказать читателям, и что представить на читательский суд. И - просто невероятно! - но большинство этих изданий (за исключением, пожалуй, "Ангары", превратившейся в "Сибирь") умудрялись выходить безо всякой финансовой поддержки со стороны государства, не имели ни регулярного бюджетного финансирования, ни даже собственного редакционного помещения... может быть, именно поэтому отпечатанные тиражи и не залёживались по углам редакционных комнат, а редакторы не мучились вопросом, куда бы сбагрить отпечатанный тираж? Наверное, не без этого...

Свои собственные периодические литературные издания востребованы и в Иркутске, и даже, как показывают примеры, перечисленные мною выше, и в соседних городах. Такие издания появлялись в прошлом, есть они и сегодня, и, безусловно, будут выходить и впредь - и об этом, наверное, имеет смысл задуматься тем чиновникам областного правительства, которые распределяют бюджетные средства "на культуру". По крайней мере, это будет и достойнее, и, главное, экономичнее, нежели из года в год финансировать некий одиозный журнал, от которого, к тому же, отворачиваются и читатели, и распространители. Но у чиновников, полагаю, на этот счёт есть какие-то свои соображения, в которые я не посвящён, да и не стремлюсь...

Пора уже ставить точку. При поддержке ли областного бюджета, или без оной (скорее всего, именно без оной), но в Иркутске обязательно появятся свои собственные литературно-художественные издания - в "университетском" городе с богатыми литературными традициями иначе и быть не может! Только вот никакого "журнала писателей России" под названием "Сибирь" среди этих изданий, попросту, не будет. А знаете, господа, почему?... А всё - очень просто: такого "литературного журнала" уже нет, причём, нет уже давно. И интервью Анатолия Байбородина журналисту "Областной Газеты" Олегу Гулевскому - лучшее тому подтверждение.

Фото Анатолия Байбородина: Алексей Головщиков

© Babr24

URL: http://babr24.com/irk/?IDE=182642
bytes: 17301 / 16680

Своя новость

Поделиться в соцсетях:

Приглашаем обсудить все новости в телеграм-форуме по ССЫЛКЕ.

Обсуждение статьи ""Сибирь": куда ты шла, к чему пришла и до чего дошла":

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Культура" (Иркутск)

«Верю!» политологу, или Лучшие дни впереди! К 70-летию роковой Фанни

Я не икона, я всего лишь актриса. Фанни Ардан На родине её называют воплощением роковой женщины (femme fatale) за волосы цвета вороного крыла, аристократическую независимость и негаснущий с годами огонь в глазах. 22 марта исполнилось 70 лет великой французской актрисе и режиссёру Фанни ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

23.03.2019

895

10

Самый маскулинный кинофильм. 55 лет великому вестерну «За пригоршню долларов»

Не успел странствующий по Дикому Западу Человек-Без-Имени (Клинт Иствуд) заявиться в заштатный городишко Сан-Мигель, как какие-то подонки осмелились – о ужас! – оскорбить его мула. За это они тотчас попадали мордами в пыль: четыре выстрела – и ваших нет. Ну на нет и суда нет, сказал благоразумный ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

21.03.2019

875

8

Быть можно автором «Леона» и продюсировать муру

18 марта амбивалентному галльскому кинематографисту Люку Бессону стукнуло 60 годков. Люк Бессон являет собой ярчайший образец неуемного гигантомана – эдакого Гаргантюа – от европейского кинопроизводства. Бессон – личность, бесспорно, могучая, но противоречивая и неоднозначная, вроде нашего ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

18.03.2019

1740

13

О женщинах, времени и смерти от советского Жюля Верна

«Ариэль», «Человек-амфибия», «Продавец воздуха», «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля»… Кто из нас в юности не зачитывался этими фантастическими романами или не засматривался снятыми на их основе фильмами? 16 марта исполняется 135 лет со дня рождения автора этих ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Мир

16.03.2019

5886

38

Видео дня. Это финал, дети

Студия MARVEL на официальном YouTube-канале опубликовала трейлер к фильму «Мстители: Финал» – продолжению фильма «Мстители: Война бесконечности», вышедшего на экраны в 2018 году. Режиссёры: Энтони и Джо Руссо. В ролях: Бри Ларсон, Брэдли Купер, Скарлетт Йоханссон, Крис Хемсворт, Карен Гиллан, ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

15.03.2019

4886

22

Про реальный мир и сумму предубеждений от великого Эйнштейна

14 марта исполняется 140 лет со дня рождения одного из величайших людей в истории, гениального физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Альберта Эйнштейна. Великий физик вошёл в историю не только как автор квантовой теории фотоэффекта, теории броуновского движения и теории относительности, но ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Наука и техника, Как по-писаному, Мир

14.03.2019

6695

19

Балет, жизнь и любовь. К 100-летию Ирины Бароновой

13 марта исполняется 100 лет со дня рождения великой русской балерины Ирины Бароновой. Будущая звезда Русского балета Монте-Карло и Балетного театра США, покорившая Европу, Америку и Австралию, родилась в 1919 году в Петрограде в семье морского офицера. Вскоре после рождения дочери семья сумела ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

13.03.2019

6178

28

Дистиллят кинематографического удовольствия от Джима Джармуша

10 лет назад был снят фильм «Пределы контроля» – десятая работа культового американского режиссера Джима Джармуша. Это несказанно красивая, насыщенная символами, открытая для интерпретаций и, конечно, коммерчески провалившаяся лента. Ну да ведь не все то золото, что блестит в прокате, – скорее уж ...

Автор: Евгений Новицкий

Источник: Babr24.com

Культура, История, Мир

13.03.2019

2712

19


Болотов Руслан

Серышев Михаил

Хоменко Андрей

Панченко Сергей

Семенова Светлана

Дронова Ксения

Шумков Константин

Игнатенко Сергей

Любенков Георгий

Шангин Василий