Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

4032

21.03.2017, 17:17

Кино-2017: Кристен Стюарт эсэмэсится с призраком. Не шибко страшно, но очень стильно

В прокате – «Персональный покупатель», иронический хоррор зачетного режиссера Оливье Ассайяса с привидениями, преследованиями, убийствами и 26-летней экс-звездой «Сумерек» в лучшей своей роли.

Молчаливая американская барышня Морин (Кристен Стюарт) живет в Париже и работает на некую светскую львицу персональным покупателем. То бишь осуществляет за эту сверхзанятую особу шопинг в дорогих бутиках. Выбор шмоток и брюликов отнимает не шибко много времени, так что у Морин есть возможность посвящать свой досуг тому, что ей действительно интересно – спиритизму.

У Морин был брат-близнец Льюис, который совсем недавно умер, причем здесь же, в Париже. Сей Льюис слыл чрезвычайно одаренным медиумом и пообещал сестрице послать весточку с того света, если именно ему выпадет первому отбросить коньки. Что ж, пропащий «Иванушка» уже месяц как в могиле – а оставленная им «Аленушка» живет как на иголках, прислушиваясь к каждому шороху. И тут Морин начинают приходить на телефон загадочные сообщения. Кто бы мог подумать, что в загробном мире тоже предпочитают СМС!

В фильме того же Ассайяса «Зильс-Мария» Стюарт играла схожую роль – персонального ассистента французской звезды.

Отменный французский режиссер Ассайяс снимает очень разные, но всегда завораживающие фильмы – неважно, сугубо артхаусные ли триллеры с эстетской чудинкой, какие он ставил на рубеже веков, или же реалистические драмы во вкусе высокого мейнстрима, каковыми Оливье увлекся в последние годы.

«Персональный покупатель» для Ассайяса – возвращение к корням. Хотя здесь снимается та же Кристен Стюарт (и, на первый взгляд, в той же самой роли), что и в предыдущем фильме Оливье «Зильс-Мария», «Покупатель» куда больше напоминает ранние ассайясовские фильмы-ребусы с аперитивным привкусом готики-эротики – незабываемые головоломки «Ирма Веп» и «Демон-любовник», а также несколько более позднее дарк-порно («порно» в кавычках, разумеется) «Выход на посадку».

В «Покупателе» совокуплений нет вовсе – ни раскавыченных, ни закавыченных. В одной, впрочем, сцене мисс Стюарт внезапно принимается мастурбировать; очень сексуально, но режиссер нас не побаловал: десять секунд стонов и характерных телодвижений – и все, затемнение, фильм, дескать, не об этом.

Призрачно все в жизни этой барышни. Даже тривиальные телефонные послания с неведомых номеров.

Нельзя не отметить еще и того, что Кристен здесь аж дважды, на радость всем своим поклонникам и поклонницам, оказывается в кадре в одних только трусиках, без малейшего кокетства являя миру свою прелестную фигурку студентки-первокурсницы. Но и это не назовешь эксплуатацией: нет кокетства – нет и секса (точнее, эротических коннотаций). Какая еще современная экранная красотка сумела б оголиться столь же целомудренно, как Стюарт, – вот любопытный вопрос.

Словом, «Персональный покупатель» ценен уже тем, что способен за сто минут навсегда – и кардинально – переменить мнение зрителя-скептика об актерских (и чисто женских, если угодно) качествах Кристен Стюарт. Даже у Вуди Аллена она не сумела раскрыться так, как у Ассайяса. После этого же фильма можно с умилением и восхищением констатировать, что гадкий утенок наконец обернулся Царевной Лебедью.

Смотреть именно в этой картине на Кристен Стюарт не менее интересно, чем на Натали Портман в недавней «Джеки».

Окажись «Покупатель» ничем другим, как только ревизионистским бенефисом Стюарт, картина уже тянула б на достижение. Но ведь это еще и картина Ассайяса – одного из самых многомерных режиссеров XXI века, визионера, ироника, экс-кинокритика и пожизненного киномана. Оттого сквозь его «Покупателя» просвечивают грандиозные экранные тени прошлого – хорроров Хичкока, квестов Де Пальмы, даже великого «Фотоувеличения» Антониони.

Последнее наименование может насторожить, хотя подготовленного зрителя должно скорее обрадовать. Да, «Персональный покупатель» построен как квазидетектив: перманентно интригующий, но в конечном счете непостижимый (по крайней мере не вполне постижимый). В этом, однако, и прелесть, и самый смак, на вкус тех, для кого термин «артхаус» – не пустой звук и не ругательство. Ассайяс завсегда классно имитировал стилистику «низких» жанров, облекая их в издевательскую оболочку, – и в «Персональном покупателе», пожалуй, даже достиг новых высот в этом смысле.

«Персональный покупатель» (Personal Shopper) (16+). Режиссер: Оливье Ассайяс. Франция, Германия, 2016

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

4032

21.03.2017, 17:17

URL: http://babr24.com/?IDE=157182

bytes: 4664 / 4416

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Лучший навсегда. Жизнь и рекорды Пласидо Доминго к 80‑летию легенды

Именно ему принадлежат зафиксированные мировые рекорды по продолжительности оваций в опере и числу поклонов после спектакля.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

3453

21.01.2021

Паранормальный гений. Дэвиду Линчу – 75!

Его называют первым популярным сюрреалистом, мастером загадок и вопросов без ответов, деконструктором реальности, паранормальным гением, человеком Возрождения и главным кинорежиссёром эпохи.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7079

20.01.2021

«Театр не опаснее самолёта». Толстой рекомендует по 50

13 января губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписал распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %.

Филипп Марков

КультураРоссия Иркутск

4512

19.01.2021

Тут как тут, или Звёздная дань Денису Мацуеву

Не успел губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписать распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %, ...

Филипп Марков

КультураИркутск

18700

18.01.2021

Обаяние провинциального боксёра. Вадиму Колганову – 50!

Несмотря на диплом кинематографического вуза, основной сферой деятельности этого актёра стали столичные театральные подмостки. Тем не менее, благодаря телевидению и антрепризным спектаклям, его знают и любят не только в Москве, но и в других городах страны.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

6121

17.01.2021

Белорусское очарование под финской фамилией. К юбилею Любови Виролайнен

14 января 80-летний юбилей отмечает выдающаяся актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, очаровательная и неповторимая Любовь Виролайнен.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

7659

15.01.2021

От меня будет свету светло... Мандельштаму 130!

Мандельштам писал: «Я рождён в ночь с второго на третье / Января в девяносто одном / Ненадёжном году, и столетья / Окружают меня огнём». По старому календарю так и есть – 2 января, по новому – 14 января 1891 года родился величайший поэт ХХ века Осип Эмильевич Мандельштам. Кем он был?

Андрей Игнатьев

КультураКак по-писаномуРоссия

3113

14.01.2021

Не торопись судить… Лучшее от братьев Вайнеров к юбилею старшего

Таланту не трудно работать, таланту трудно жить… Братья Вайнеры По их произведениям снято 12 фильмов, среди которых легендарные «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» «Вход в лабиринт» и, конечно, «Место встречи изменить нельзя».

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

9620

13.01.2021

Лучшее от Флоризеля и компании. К юбилею «Клуба самоубийц»

Сорок лет назад, 12 января 1981 года, под названием «Приключения принца Флоризеля» на телеэкраны страны вышел трёхсерийный фильм «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятый режиссёром Евгением Татарским по мотивам повестей Роберта Льюиса Стивенсона «Клуб самоубийц» и ...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

9441

13.01.2021

Юбилей Маэстро. Раймонду Паулсу – 85!

Он написал музыку более чем к ста фильмам и театральным постановкам, десять мюзиклов и три балета, несколько сотен песен, но известен в первую очередь как автор шлягеров Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» и «Маэстро», Валерия Леонтьева «Исчезли солнечные дни» и «Кабаре», Лаймы Вайкуле «Вернисаж» и ...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9729

12.01.2021

Выкарабкиваются. Официально о здоровье Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили

8 января появилась долгожданная информация о состоянии здоровья двух легендарных деятелей питерских подмостков и всей отечественной культуры, народных артистов Советского Союза Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили.

Филипп Марков

КультураРоссия

11690

10.01.2021

Амплуа – небритый еврей. К юбилею Семёна Фурмана

Иногда, в периоды меланхолической задумчивости, он сетует, что режиссёры видят его исключительно в небольших ролях «старых небритых евреев», при создании образов которых ему практически не нужно перевоплощаться.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

12533

09.01.2021

Лица Сибири

Ковалева Альбина

Кнаус Олег

Сафронов Александр

Хоменко Валерий

Чернышев Андрей

Путин Владимир

Седых Марина

Данилов Борис

Стрельцов Андрей

Маякова Наталия