Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

3528

28.02.2017, 12:46

Киноархив-1947: Любовь Орлова? Офигеть, дайте две!

70 лет назад вышла бессмертная «Весна» Александрова.

Удивительно, но самый весенний фильм отечественного кинематографа снят в тяжелейшие для страны годы послевоенного лиха. Дело, однако, в том, что после Победы любые тяготы, не связанные с полем брани, казались пустяковыми. Разлитые в народе-победителе надежды на скорую мирную, достойную, счастливую жизнь в «Весне» воплотились поистине монументально и в то же время очень душевно.

Кинорежиссер Громов (Николай Черкасов) задумывает снять фильм об известном ученом Никитиной (Любовь Орлова), занимающейся проблемами использования солнечной энергии (в мирных, естественно, целях). Никитина скептически относится к этой идее, но выражает желание отправиться на киностудию и проследить, в достойном ли виде режиссер собирается показать на экране ученых. Тем временем на студию прибывает еще и опереточная актриса Шатрова (тоже Любовь Орлова), как две капли воды похожая на Никитину.

А тем временем пронырливый завхоз Бубенцов (Ростислав Плятт) из Института Солнца устраивается на киностудию «консультантом», надеясь на солидную оплату, и заодно пытается соблазнить экономку Никитиной Маргариту Львовну (Фаина Раневская). Учитывая, что на пошедшую кругом голову «Льва Маргаритовича» свалилось еще и ошеломляющее «раздвоение» хозяйки, неудивительно, что сумасбродная женщина сама себе ставит неутешительный диагноз – «горячка белая». В таких неслыханных обстоятельствах не поможет и роман «Идиот», обычно столь дивно читающийся в троллейбусе.

«Весна» снималась на чехословацкой киностудии «Баррандов», поскольку после войны «Мосфильм» (который в 1941-м эвакуировали в Алма-Ату) был еще не вполне восстановлен.

«Весна» – пятая и последняя из великих музыкальных комедий Григория Александрова. Она же, пожалуй, и наименее из них устаревшая – сюжет с двойниками с тех пор обыгрывался в комедийном кинематографе десятки раз, но в «Весне» он еще ничуть не опошлен, не затерт, по-настоящему свеж и упоителен. Не диво, что единственная награда, полученная этим фильмом (да и не где-нибудь, а на Венецианском кинофестивале!), была вручена за оригинальный сюжет. Вероятно, наградили бы ее и другими призами, но начавшаяся аккурат в ту пору холодная война успела вмешаться со своим железным занавесом уже и в международные культурные отношения.

Во времена всепланетных попыток укрощения атома, уже тогда грозивших гибелью человечества, советские кинематографисты в «Весне» решили укротить что-то заведомо миролюбивое – солнечную энергию. Таким этот фильм и стал: солнечным на все сто процентов (даром что едва ли не половина его действия происходит глубокой ночью), а весенним – даже и на сто пятьдесят.

Можно сказать, что это была первая в советском кино абсолютно «оттепельная» картина, словно бы перенесенная на машине времени в 1947-й из хрущевской эпохи. Знаменательным, на сегодняшний взгляд, выглядит уже то, что именно эту ленту впервые открыла знаменитая заставка студии «Мосфильм» – скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», вращающаяся на фоне Спасской башни Кремля.

Конечно, в нелегкие послевоенные годы столь неправдоподобно лучезарное кино не могло не выглядеть ошеломительным контрастом – словно бы весточкой из какого-то сказочного мира. Да Александров в общем-то и снимал самую настоящую утопию. Бессмысленно искать здесь приметы чего-то «типично советского»: «Весна» – один из самых далеких от какой-либо идеологичности фильмов за всю историю сталинского кино.

Населенный пункт, в котором произошла история с поменявшимися местами ученым Никитиной и актрисой Шатровой, – это, по сути, даже и не Москва, а прямо какой-то Солнечный город, словно бы из книжки про Незнайку.

Ну и, конечно, великие драматические артисты Черкасов и Раневская придали этому фильму не только неповторимого шарма, но и изрядного веса. Причем если Раневская выступает тут в амплуа безбашенной клоунессы, то авантажный Черкасов на правах исполнителя главной роли не позволяет себе ни малейшего комикования, никакого гротеска. Незыблемый закон удачной комедии – хотя бы один из главных героев должен быть нисколько не карикатурен и абсолютно серьезен. Черкасовский режиссер Громов получился умным, обаятельным, деликатным и пытливым – у такого всякому захочется сниматься. Если и сам Александров походил на Громова, тогда ясно-понятно, отчего в его фильмах стремился участвовать цвет советского актерства.

«Весна». Режиссер: Григорий Александров. СССР, 1947

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

3528

28.02.2017, 12:46

URL: http://babr24.com/?IDE=156242

bytes: 4617 / 4446

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Бессмертный диагност общественных недугов. Лучшее от Салтыкова‑Щедрина

Это всеми уважаемый диагност наших общественных зол и недугов. Иван Сеченов о Салтыкове‑Щедрине Пока Россия остаётся такой, какая есть, он бессмертен.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

3116

27.01.2021

«Перевал Дятлова» прорвался в Европу

Международный успех российских сериалов от студии 1‑2‑3 Production не ограничился одной «Эпидемией» и продлён на 2021 год.

Филипп Марков

КультураРоссия

2014

27.01.2021

Камингаут Мельпомены. Егор Кириленко

Актер Иркутского Музыкального театра Егор Кириленко - в гостях у Софьи Сучковой. Подписывайтесь на канал "Камингаут Мельпомены" в Инстаграме. Интересные люди и встречи. Иркутская культура без прикрас.

Лера Крышкина

КультураИркутск

4953

26.01.2021

У Высоцкого день рождения. Как быть свободным в стране несвободы?

25 января 1938 в Москве началась жизнь поэта, композитора, актёра театра и кино Владимира Семёновича Высоцкого. Сам он писал об этом так: «Первый раз получил я свободу / По указу от тридцать восьмого». Откинулся, выражаясь по-блатному. Свобода – чуть ли не главное для него понятие.

Андрей Игнатьев

КультураКак по-писаномуРоссия

1913

25.01.2021

Фрау Настасья. К юбилею немецкой звезды с русским оттенком

Она получила имя в честь двух героинь романа Достоевского «Идиот» Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной, прекрасно говорит по‑русски, сыграла главные роли в фильмах по произведениям Платонова, Тургенева, Толстого и Достоевского и при первом удобном случае признаётся в любви как к России, ...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7268

24.01.2021

Ковидный демонтаж в Драматическом театре: комфортно, но дорого

Долгожданное распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры Иркутской области разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %, было подписано губернатором региона ...

Филипп Марков

КультураИркутск

6701

23.01.2021

Состояние Алисы Фрейндлих: тяжело, но небезнадёжно

Взволновавшая поклонников Алисы Фрейндлих информация об ухудшении состояния народной артистки СССР, развитии цитокинового шторма и отсутствии прогресса в лечении болезни, появившаяся в некоторых СМИ 20 января, на следующий день была опровергнута.

Филипп Марков

КультураРоссия

15936

22.01.2021

Лучший навсегда. Жизнь и рекорды Пласидо Доминго к 80‑летию легенды

Именно ему принадлежат зафиксированные мировые рекорды по продолжительности оваций в опере и числу поклонов после спектакля.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9138

21.01.2021

Паранормальный гений. Дэвиду Линчу – 75!

Его называют первым популярным сюрреалистом, мастером загадок и вопросов без ответов, деконструктором реальности, паранормальным гением, человеком Возрождения и главным кинорежиссёром эпохи.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

10313

20.01.2021

«Театр не опаснее самолёта». Толстой рекомендует по 50

13 января губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписал распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %.

Филипп Марков

КультураРоссия Иркутск

6106

19.01.2021

Тут как тут, или Звёздная дань Денису Мацуеву

Не успел губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписать распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %, ...

Филипп Марков

КультураИркутск

20120

18.01.2021

Обаяние провинциального боксёра. Вадиму Колганову – 50!

Несмотря на диплом кинематографического вуза, основной сферой деятельности этого актёра стали столичные театральные подмостки. Тем не менее, благодаря телевидению и антрепризным спектаклям, его знают и любят не только в Москве, но и в других городах страны.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

7490

17.01.2021

Лица Сибири

Меркулов Дмитрий

Демешков Влад

Евчик Сергей

Мухамедьяров Рустам

Фалейчик Юрий

Полушин Дмитрий

Синявская Яна

Ступин Дмитрий

Семенов Дмитрий

Агапитова Анна