Наталья Шапарова

© Babr24.com

СкандалыОбществоИсторияМир

6626

07.03.2016, 10:26

Масленица

С 7 марта в России начинается один из самых любимых в народе праздников – Сырная неделя или Масленица, величаемая также «веселой», «разгульной», «широкой», «пьяной», «честной» и т.п.

Всю эту последнюю неделю перед Великим постом дозволяется есть скоромные продукты (в том числе сыр и коровье масло), на стол принято выставлять всяческие угощения, но главное блюдо в это время – блины с различными начинками и приправами. Современная Масленица пришла на смену древнему языческому празднику в честь весеннего равноденствия, и потому на каждом столе в это время должен быть символ живительного Солнца – круглый золотистый блинок. Недаром говорят: «без блинов – не Масленица!».

В былое время опару для первых масленичных блинов заводили тайком, с особыми приговорами и магическими действиями, а первый блин непременно посвящали усопшим, чтобы и «честные родители» достойно встретили праздник. Молодые семьи в первый день Масленицы приглашали к себе тещу, чтобы поучила дочку печь блины. Блинами не только угощали домочадцев и гостей; их также обязательно брали с собой на гулянья и игрища, раздавали участникам ритуальных обходов (священникам, скоморохам и пр.), относили на кладбища в Прощеное воскресенье, украшали ими чучело Масленицы, а накануне Великого поста сжигали их – как символ скоромной пищи – в очистительном костре.

В дореволюционной России каждый день Масленицы имел свое название и за каждым были закреплены определенные обряды и традиции. Так, понедельник именовался «встречей», поскольку в этот день «встречали Масленицу». Для «встречи» хозяйки пекли блины и давали их детям, а те бегали по селу, катались с ледяных горок и выкрикивали: «Масленица приехала! Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! На горах катаемся, блинами объедаемся!». Нередко ребятишки собирались группками и ходили по дворам, поздравляя хозяев с праздником и выпрашивая угощение: «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели. Подайте широкой Масленице!». Молодежь тоже собирала «на Масленицу» песнями и прибаутками: «Ой да Масленица на двор въезжает, широкая на двор въезжает! А мы, девушки, ее состречаем, а мы, красные, ее состречаем!», «Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько! С блинцами, с каравайцами, с вареничками!». Кое-где уже в этот день сооружали «Масленицу»: парни и девушки вязали из соломы и веток фигуру, наряжали в девичий наряд, давали в руки блин и с песнями возили эту куклу на санях.

Вторник Масленичной недели называли «заигрышем», так как с него начинались развлечения молодежи. Среду величали «лакомкой», так как с нее обычно начинались хождения в гости и обильные угощения. Иногда этот день прозывали еще «тещиными блинами», поскольку в тех семьях, где молодые встречали свою первую совместную Масленицу, теща должна была пригласить к себе зятя с супругой. Четверг звался «широким» и «разгуляем», с него разгоралось самое веселье: тут уже не только молодежь, а все от мала до велика отправлялись кататься с ледяных гор и на санях (устраивая порой целые санные поезда, объезжавшие всю округу), качались на качелях, посещали ярмарки и скоморошьи представления. Многие такие игры и забавы, между прочим, в древности были частью обрядов плодородия: например, еще в конце XIX в. женщины катались с горок на донцах от прялок, стараясь проехать как можно дальше «ради длинного льна и конопли», а масленичные выезды на санях кое-где так и называли: «лен закатывать».

Масленичная пятница считалась «тещиными вечерками», а суббота – «золовкиными посиделками», поскольку в эти дни зятья потчевали своих тещ, а молодые невестки – мужниных сестер и прочую родню. Вообще, молодоженам на Масленице уделяли особое внимание: в последние дни праздничной недели им приходилось навещать всех родственников и знакомых, обязательно присутствовать на молодежных гуляньях и катаниях, демонстрировать всем крепость своего брака (например, часто и прилюдно целоваться). Таким образом, как считалось в древности, люди магически воздействовали на плодородие земли: молодожены, будучи носителями «жизненной» силы, как бы передавали ее природе и обеспечивали будущий урожай, тогда как «перестарки» (достигшие брачного возраста, но оставшиеся без пары парни и девушки) могли спровоцировать «бесплодие» полей и потому подвергались осмеянию и даже наказаниям (например, должны были во время масленичных гуляний таскать за собой привязанное к ноге полено и откупаться деньгами и выпивкой).

Самым примечательным днем Масленичной недели была, как правило, суббота, когда устраивались «проводы» праздника, а вместе с ним – и долгой зимы. Местами «проводы» приурочивались к воскресенью – «заговенью» на Великий пост. Для этого обряда использовали обычно куклу-«Масленицу», которую молодежь загодя мастерила из соломы и тряпок. Чаще всего «Масленица» изображала девушку или женщину, иногда нарядную и красивую, иногда растрепанную и неопрятную. Ее возили на санях или усаживали на колесо (символ солнца), прилаженное сверху на длинный шест, и торжественно несли через всю деревню, а руководили шествием ряженые, скоморохи. С песнями и плясками процессия выходила на поле, холм или берег реки, к заранее приготовленному костру, где чучело сжигали (реже – разрывали, разбрасывали по полю, топили в проруби или колодце). В масленичный костер нередко кидали старые и ненужные вещи, а также остатки «обжорства», выкрикивая: «Гори, блины, гори, Масленица!», или распевая:

Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!

В этом ритуальном уничтожении «Масленицы» одни исследователи видят символическое изгнание Зимы, побежденной жаром возрожденного Солнца, а другие – замену человеческой жертвы чучелом (так как праздники плодородия в древности часто сопровождались жертвоприношениями, призванными умилостивить божество).

Так или иначе, со временем сожжение «Масленицы» превратилось в народную забаву. Куклу местами заменили ряженые, потешавшие народ: так, в некоторых районах «Масленицу» изображал мужик-пьяница в рванье или какой-нибудь парень, «опытный в разных забавах и причитаниях», а возили его скоморохи, также всячески дурачившиеся. В городах на «встречу» и «проводы» Масленицы устраивали целые карнавальные шествия.

Завершается Масленица «Прощеным воскресеньем» - заговеньем на Великий пост. У русских принято в этот день просить прощения за все причиненные обиды и неприятности, чтобы «очистить душу» перед постом. Раньше «прощание» начиналось во второй половине дня, после вечерни; люди низко, до земли, кланялись друг другу и говорили: «Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил», а им отвечали: «Прости и ты меня» или «Бог тебя простит и я тут же», завершая обряд взаимным поцелуем. «Прощаться» непременно ходили родственники к старшему в роду, а в семейном кругу младшие просили прощения у старших. В деревнях «прощались» и с покойниками, посещая могилы близких и оставляя там блины и водку.

Борис Кустодиев. "Масленница", 1919 год

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СкандалыОбществоИсторияМир

6626

07.03.2016, 10:26

URL: http://babr24.com/?IDE=143158

bytes: 7188 / 7058

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Скандалы"

В Москве девушек из Бурятии оскорбили из-за азиатской внешности. Это вызвало дискуссию в интернете

Уроженки Бурятии, проживающие в Москве, стали жертвами расизма. Они сидели на скамейке возле своего дома, когда из подъезда вышли две пьяные женщины и начали оскорблять девушек. Одна из буряток сняла потасовку на видео, позже опубликовала его в Инстаграме.

Виктор Кулагин

СкандалыОбществоБурятия

1228

16.04.2021

Блогнот. Нарушать законы Господину Шергину конечно можно, он же в погонах, кто его накажет?

Друзья Прошу вас сделать максимальный репост🙏 на месте моей дочери могут оказаться и ваши дети, если мы это не остановим!

Анастасия Егорова

СкандалыРасследованияИркутск

13129

02.04.2021

Мондинское дело: адвокат отказался защищать Вячеслава Дабаева

Тункинский районный суд 19 марта отложил рассмотрение дела в отношении шестнадцатилетнего Вячеслава Дабаева, которого обвиняют в изнасиловании шестилетней девочки.

Виктор Кулагин

СкандалыОбществоБурятия

6275

26.03.2021

Красноярский истеблишмент: «Наташа, мы всё уронили»

Массовые отравления школьников в Красноярском крае ударили по имиджу региональной власти и поставили её «на учёт» в Москве. Как мы помним, премьер-министр Михаил Мишустин назвал ситуацию со школьным питанием в сибирском регионе недопустимой.

Макс Веселов

СкандалыОбществоКрасноярск

5983

26.03.2021

В Бурятии пастор-браконьер держит людей в рабстве

Прокуратура Бурятии начала проверку реабилитационных центров для больных наркоманией и алкоголизмом, которые принадлежат Денису Васильеву, пастору евангельской церкви “Благодать”. Поводом для проверки стала информация об использовании бесплатного труда “пациентов” для обогащения самого пастора.

Виктор Кулагин

СкандалыРелигияБурятия

5992

22.03.2021

«Радужный физрук» соскучился по детям

Продолжает будоражить поселок Подкаменная Шелеховского района Иркутской области. И хотя он затерян в тайге, в полусотне километров от озера Байкал, история с физруком–худруком не совсем традиционной ориентации на позапрошлой неделе стала достоянием федеральных СМИ.

Виктор Михайлов

СкандалыОбществоРасследованияИркутск

3865

09.03.2021

Телеграм Бурятии за неделю: арест Иванова, пьяное откровение Сактоева и сладкая жизнь Раднаевой

Бабр представляет обзор ключевых событий в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 7 марта включительно.

ivan.off

СкандалыРасследованияБурятия

10790

08.03.2021

Телеграм Бурятии за неделю: «помойный барон» Дружинин, следы от укусов и новое пристанище Кузовлевой

Бабр представляет обзор ключевых событий в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 21 февраля. Мусорная революция Подробнее по теме: • Мусорный коллапс «ЭкоАльянса»: Дмитрий Дружинин намерен всё разрушить?

ivan.off

СкандалыОбществоБратья меньшиеБурятия

9787

22.02.2021

Мусорная война «ЭкоАльянса»: Дружинин призвал на помощь «братву» и солдат

Новые подробности войны «ЭкоАльянса» с собственными подрядчиками: глава регоператора Дмитрий Дружинин ищет себе союзников среди «авторитетных» людей и вспоминает методы токсичного управления, которыми он пользовался, когда строил карьеру в ТГК-14.

Александр Макаров

СкандалыЭкономика и бизнесБурятия

9493

17.02.2021

“А давайте его посадим без доказательств!”. Присяжные по делу Матвеева рассказали о давлении

В Иркутске продолжаются скандалы вокруг громкого дела против бизнесмена Дмитрия Матвеева. На этот раз присяжные, работавшие на процессе, сами о рассказали о давлении со стороны суда и неизвестных злоумышленников.

Екатерина Степанидзе

СкандалыРасследованияОбществоИркутск

11201

16.02.2021

Из-за гонщика «Формулы-1» английский словарь потерял три слова

Скандал вокруг автогонщика "Формулы-1" Макса Ферстаппена, употребившего в порыве ярости слово "монгол" в адрес канадского пилота Лэнса Стролла и стюарда Гран-при США Гэрри Коннелли, привело к неожиданной развязке.

ivan.off

СкандалыСпортМонголия

4131

08.02.2021

Фото дня. Жамбалов должен сидеть

В Бурятии продолжается суд над Баиром Жамбаловым, обвиняемым в убийстве школьницы. Бывший вице-спикер Народного Хурала и лидер “Единой России” в республике не признает своей вины в смертельном ДТП и затягивает разбирательство. И людям это надоело.

Андрей Светлов

СкандалыПолитикаРасследованияБурятия

4233

28.01.2021

Лица Сибири

Матханов Михаил

Манцивода Андрей

Анисимов Сергей

Курин Юрий

Смирнов Олег

Терехов Геннадий

Боровский Олег

Самарский Борис

Орноев Владимир

Еремин Сергей