Артур Скальский

© Babr24.com

It`s my life...Мир

2172

07.01.2004, 00:18

Сегодня - Рождество Христово

Этот праздник, посвященный пришествию в мир Спасителя человечества, у всех христи-ан считался величайшим, всемирным и самым радостным; он служил как бы началом и основанием для прочих церковных праздников и отмечался очень торжественно.

Предпраздненство Рождества Христова продолжалось пять дней - со 2 по 6 января; попраздненство Рождества продолжалось шесть дней и завершалось праздником Обрезания Господня. Рождеству предшествовал Рождественский пост, называемый также Филип-повым постом (так как начинался на другой день после празднования памяти св. ап. Филиппа); этот пост был первым из четырех годичных постов, установленных церковью для подготовки встречи великих праздников, и продолжался он сорок дней, вплоть до самого навечерия Рождества Христова - 6 января (поэтому его называли также "малой четыредесятницей").

В славянской народной традиции праздник Рождества воспринимался в первую очередь как переломное время года. В частности, его считали началом зимы; так, например, в одном рукописном сборнике XVII в. говорится: "Месяца декемврия в 25-й день еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается зима". Кроме того, этот день соотносили также с порой возрождения солнца, "поворотом солнца на лето", пола-гая, что в ознаменование этого события в день Рождества Христова солнце "играет" на восходе. В соответствии со всем этим, Рождество (как и Новый год) в народе считали праздником, магически предопределяющим все последующие дни года, и по тому, на какой день недели пришелся этот праздник, крестьяне судили о погоде, урожае и достатке в будущем году: "Аще случится Рождество Христово в неделю, будет зима растворена, весна мокра, лето сухо, осень ветрена, воем радование, ... плодов изобилие, четвероногим множество, мед мног,- юным пагуба. Аще случится Рождество Христово в понедельник, то зима добра будет, весна и лето мокро" и т.д.

Представление о Рождестве как о переломном времени года нашло отражение и во многих народных обычаях и поверьях, практически аналогичных новогодним. Например, в этот день старались не ссориться (чтобы не было раздоров в течение года) и избегать любых неприятностей (так как если с человеком в это время случится что-то плохое, то и в будущем году хорошего ждать не придется), а также иметь при себе деньги и одеваться в самую лучшую и новую одежду (при этом в некоторых местах даже запрещалось на Рождество надевать не новую, пусть даже и чистую, рубаху, чтобы не было неурожая). С долгами в Рождество не рассчитывались (чтобы не пришлось весь год расплачиваться) и сами в долг не давали (чтобы деньги из дома "не ушли"). В некоторых местах хозяйки не кормили на Рождество кур, чтобы они огородов не копали; нередко считалось также, что в день Рождества хозяину не годится со двора идти, так как иначе скот во время летнего выпаса будет блуждать и теряться. В разговенье, в первый день Рождества, за завтраком запрещалось пить воду, так как считалось, что из-за этого человек будет часто пить на сенокосе, и т.д.

Большое значение придавалось у крестьян первому рождественскому гостю - полазнику. Первый посетитель дома на Рождество повсеместно воспринимался как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни; считалось, что он приносит с собой в дом богатство, удачу, добро (выражаемые в произносимых приветствиях, благопожеланиях, подарках и т.п.), хотя иногда может, напротив, отрицательно повлиять на будущее всех домочадцев. Любой хозяин стремился как можно лучше принять гостя-полазника, надеясь путем символического "договора" с высшими силами (представителем которых является гость) обеспечить дому достаток и благополучие. В частности, в честь гостя обязательно устраивали целое пиршество, полагая, что чем богаче и щедрее оно будет, тем удачнее выдастся для семьи наступивший год; полазник же ни в коем случае не мог отказаться от угощения и обязан был съесть все, что ему предлагают, не выходя из дома, так как отказ от еды мог не только оскорбить хозяина, но и привести к негативным послед-ст-виям как для хозяев (у которых в этом случае в хозяйстве не будет достатка, могут погибнуть пчелы, поля зарастут сорняками и т.д.), так и для самого гостя (по поверью, он может заболеть, его начнут преследовать неудачи и пр.).

С рождественским полазником у южных славян были связаны различные рождественские гадания. Так, например, считалось, что если полазник - удачливый человек, то и наступивший год будет счастливым, а если он неудачник, то и год выдастся неблагополучным; если полазник - мужчина, то хозяева полагали, что в будущем году в доме будут рождаться дети и животные преимущественно мужского пола, а если женщина - дети женского пола; иногда считалось также, что появление полазника-женщины приносит несчастье (в частности, в некоторых местах считали, что если на Рождество из чужих первой войдет в избу женщина, то в доме весь год будут болеть бабы), а мужчины - счастье и удачу.

Явившись в дом, полазник обычно совершал различные магические действия, которые должны были принести дому и семье благополучие, достаток, удачу и т.д. Например, у южных славян полазник, входя в дом, произносил различные благопожелания, преподносил хозяевам ритуальные дары, а также произносил над рождественским поленом (бадняком) заклинания о размножении скота и здоровье людей, обсыпал его зерном, поливал медом и т.д., чтобы обеспечить богатый урожай и приплод домашних животных. Над самим полаз-ни-ком также совершались иногда некоторые обряды: например, его сажали на шубу для боль-шого приплода ягнят, обсыпали зерном для урожая и т.д.

В принципе, обычай встречать на Рождество полазника и совершать с его участием различные обряды был развит преимущественно у южных и отчасти у западных славян; а у восточных славян полазников заменяли "славельщики" и колядники, группами ходившие по дворам. Например, на Руси был широко распространен обряд славления, который состоял в хождении причтов по домам с молитвой и пением; за это их традиционно одаривали каким-либо подаянием (обычно разными продуктами - печеньем, пирогами и пр., иногда деньгами и т.д.) . Этот обычай некогда соблюдался как в небольших деревнях, так и в столице и крупных городах: так, судя по разным историческим источникам, в праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя с праздником в его палаты, а оттуда все шли с крестом и святой водой к царице и другим членам царского семейства.

Помимо священнослужителей и пр., "со славой" ходили и простые люди, миряне, собиравшиеся обычно группами и посещавшие соседей и знакомых; они пели рождественские гимны и молитвы, возвещали о пришествии в мир Спасителя и славили новорожденного Христа и деву Марию. Некогда этому обычаю следовали даже русские цари (в частности, Петр Великий), которые ходили к своим боярам и придворным. Иногда славельщики носили с собой звезду или вертеп - ящик, в котором "представлялись в лицах события и обстоятельства рождения Иисуса Христа" (этот обычай возник примерно в начале XVII в.).

Обряд славления, без сомнения, был христианским и воспринимался как благочестивое и богоугодное дело. Однако существовал и весьма напоминавший его обычай колядования, который по сути своей являлся языческим и возник еще до пришествия христианства на земли славян, в те времена, когда вместо святок отмечалась т.н. Коляда, или Коледа, - праздник, посвященный возрождению солнца. Колядой в народе называли также и обычай, в силу которого молодежь собиралась группами, иногда рядилась в маски и пр. и в течение святок, начиная с праздника Рождества Христова, ходила от дома к дому, распевая разные песенки, читая стихи, произнося благие пожелания и разыгрывая небольшие сценки; за это колядующих одаривали разными продуктами, мелкими деньгами и пр.

В древности Коляда, судя по всему, являла собой довольно разнузданный и типично языческий праздник, связанный с плодородием, поэтому церковь крайне отрицательно воспринимала все связанное с ним. Например, в Стоглаве с неодобрением говорится, что на праздник Рождества Христова сходились "мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор... и на многие богомерзкие дела". Архимандрит Киево-Печерской лавры Гизель, говоря о Коляде, также замечает, что "неции памяти беса Коляды и доселе не перестают обновляти, наченше от самого Рождества Христова, по вся святыя дни собирающеся на богомерзкие игралища, песни поют, и в них, аще и о Рождестве Христовом воспоминают; но зде же беззаконно и Коляду, ветхую прелесть диавольскую, много повторяюще, присовокупляют". В Номоканоне Афонской горы, напечатанном в Киеве в 1624 г., говорится, что в праздник Рождества Христова "и ныне в одежду женскую мужие облачаются и жены в мужскую, якоже в странах лятских зле обыкоша творити". Но не смотря на явное неодобрение и даже прямые запреты церкви, празднование Коляды сохранилось вплоть до XX в., хотя со временем, конечно, языческие ритуалы претерпели значительные изменения и стали восприниматься уже как обычные игрища и развлечения молодежи: чествуя коляду, парни и девушки устраивали катания на санках с гор, разжигали ритуальные костры, водили хороводы, пели песни и устраивали пляски и игрища, рядились в маски, а также обходили с песнями дома, получая за это вознаграждение едой, которую потом сообща поедали.

Артур Скальский

© Babr24.com

It`s my life...Мир

2172

07.01.2004, 00:18

URL: http://babr24.com/?ADE=10953

bytes: 9361 / 9361

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "It`s my life..."

Большой весёлый тенор. Ушёл из жизни Вячеслав Войнаровский

В ночь на 24 сентября в Москве на 75 году жизни после продолжительной болезни скончался выдающийся оперный певец, актёр кино и эстрады, народный артист России Вячеслав Войнаровский.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

4045

24.09.2020

Никита Хрущёв российского экрана. Внезапная смерть Владимира Чуприкова

19 сентября на своей даче в Ивановской области на 57 году жизни скоропостижно скончался популярный российский актёр театра и кино Владимир Чуприков.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

10294

21.09.2020

Профессор «Щуки» и «Русского лото». Ушёл из жизни Михаил Борисов

19 сентября в Москве на 72 году жизни скоропостижно скончался актёр, режиссёр, педагог и телеведущий, профессор и заведующий кафедрой режиссуры Театрального института имени Бориса Щукина, заведующий кафедрой эстрады Российского института театрального искусства (ГИТИС), кандидат психологических ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

13640

20.09.2020

Главный пушкинист России. Ушёл из жизни Валентин Непомнящий

15 сентября 2020 года на 87 году жизни скончался выдающийся российский литературовед, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии России Валентин Семёнович Непомнящий. О смерти своего главного научного сотрудника сообщила пресс‑служба Института мировой литературы имени А. М.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

7707

16.09.2020

Народная любовь дороже званий. Ушёл из жизни Сергей Колтаков

7 сентября в Москве после тяжёлой болезни на 65 году жизни скончался выдающийся российский актёр театра и кино Сергей Колтаков. Сергей Колтаков родился 10 декабря 1955 года в Барнауле.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

27242

08.09.2020

Кристальный классик. Памяти Владислава Крапивина

3 сентября в Екатеринбурге простились с классиком детской литературы Владиславом Крапивиным.

Филипп Марков

It`s my life...КультураКак по-писаномуРоссия

15853

04.09.2020

Дожив до понедельника… Памяти Ирины Печерниковой

Вечером 1 сентября в своём доме под Ростовом Великим за несколько часов до 75‑летнего юбилея скоропостижно скончалась заслуженная артистка РСФСР Ирина Печерникова.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

12477

02.09.2020

Большой актёр Малого театра. Ушёл из жизни Борис Клюев

1 сентября в Москве на 77 году жизни скончался выдающийся русский актёр театра и кино, легенда Малого театра, профессор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, лауреат премий ТЭФИ и «Звезда театрала», народный артист России Борис Клюев.

Соня Нореман

It`s my life...КультураРоссия

11942

02.09.2020

Как же так, пан Милош? Ушёл из жизни Милош Ржига – мистер харизматичность мирового хоккея

Последние три года жизни он тренировал сборную Чехии, но российским любителям хоккея этот эмоциональный чех знаком в первую очередь как наставник московского «Спартака», подмосковного «Атланта», санкт‑петербургского СКА, омского «Авангарда» и братиславского «Слована», выступавшего в ...

Соня Нореман

It`s my life...СпортМир

11016

02.09.2020

Народный ермоловец. Ушёл из жизни Владимир Андреев

29 августа спустя два дня после 90‑летнего юбилея в Москве скончался выдающийся актёр, режиссёр и педагог, президент Московского драматического театра имени М. Н.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

11782

30.08.2020

Легенда Малой Бронной. Пять лет без Льва Дурова

Страшно жить без работы, а не жить совсем не страшно. Лев Дуров Незаметно пролетело пять лет с того дня, как не стало великого русского актёра театра и кино, лауреата премии «Хрустальная Турандот», кавалера Золотого ордена «Служение Искусству», народного артиста СССР Льва Дурова.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

14128

20.08.2020

Памяти эпохи. Ушёл из жизни Николай Губенко

16 августа в Москве накануне 79‑го дня рождения скончался выдающийся советский и российский актёр, режиссёр и общественный деятель, основатель и художественный руководитель театра «Содружество актёров Таганки», последний министр культуры СССР, заместитель председателя Московской городской ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

40598

16.08.2020

Смарт: Бабр для умных

Банковские технологии — лазейка для мошенников?

Технологии в банковской сфере, с одной стороны, призваны повысить безопасность и защитить наши денежные средства от мошенников, но с другой — зачастую именно они и становятся той брешью в системе безопасности, через которую прорываются мошенники.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

1810

22.09.2020

Голод не тётка. Голодание — псевдонаучная методика или целительная практика?

Лечебное голодание — спорная практика из области альтернативной медицины. Заключается в полном отказе от пищи, а иногда и от воды тоже. До сих пор нет единого мнения: то ли голодание оказывает на наш организм целительный чудо-эффект, то ли является угрозой для здоровья и нервной системы.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

2079

21.09.2020

Гарантированный доход: путь к тунеядству?

Бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил ввести в России гарантированный доход.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

4913

09.09.2020

Аналог человеческой кожи, способный ощущать боль

Австралийские исследователи впервые разработали искусственную кожу, которая может чувствовать боль, как человеческая кожа. Эта инновация может найти применение в области здравоохранения и, конечно же, в робототехнике.

Александр Егоров

Интернет и ИТРоссия

2113

18.09.2020

Главные киберугрозы-2020: фишинг, шпионы, трояны и бэкдоры

Специалисты международной компании Group-IB, специализирующейся на предотвращении кибератак, назвали самые распространённые киберугрозы первого полугодия 2020 года — то есть как в тот отрезок времени, когда в России и по всему миру бушевала пандемия.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

2237

19.09.2020

Лица Сибири

Костина Оксана

Колесова Татьяна

Усов Леонид

Тетерина Оксана

Парфенов Максим

Баданов Матвей

Колмаков Евгений

Данилов Вадим

Пинтаев Валерий

Шарипова Ольга