Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

3200

21.09.2012, 19:09

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, матери Иисуса Христа, отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Сведения об этом празднике восходят к V в.

В Новом Завете отсутствует и история рождения Марии, и имена ее родителей, да и вообще, сведения о Богородице в евангельских текстах чрезвычайно скудны. Основным источником данных о Пресвятой Деве является апокрифическое «Протоевангелие Иакова», написанное, как предполагается, около 150 года. Согласно ему, родители Марии, праведные Иоаким и Анна, долгие годы оставались бесплодными, а потому в глазах соседей были почти изгоями. Однажды, когда Иоаким пришел в храм принести Богу жертву, первосвященник не принял его даров, поскольку он «не создал потомства Израилю». Огорченный Иоаким отправился в пустыню, где сорок дней провел в посте и молитвах; Анна в это время также молилась Богу о даровании ей младенца, и даже дала обет посвятить свое дитя Господу. И вот праведной паре явился ангел, который возвестил им о предстоящем рождении Марии. Анне ангел сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире»; после этого он велел ей идти в Иерусалим, предсказав, что она встретит своего мужа, вернувшегося из пустыни, у Золотых ворот. Все сказанное ангелом сбылось; Пресвятая Дева родилась в Назарете, и ей было дано имя Мария, что означает «высокая», «госпожа», «надежда».

В православии праздник Рождества Богородицы относится к числу двунадесятых и считается одним из величайших праздников года. Следует отметить, что у славян особо почитались все праздники Богородицы и сама Дева Мария – «заступница» – затмевала в народном сознании даже образ Иисуса Христа; к ней обращались с молитвой при любых бедах и невзгодах. Фактически, для земледельцев образ Божьей Матери слился с образом Матери – Сырой Земли, богини-прародительницы и покровительницы всего сущего (ср. представление о том, что «Богоматерь, будучи Матерью Христа, в силу этого является и матерью всего человечества»).

Рождество Богородицы - Богородичин день, Госпожинки, Малая Пречистая (для отличия от Успения – Большой Пречистой) - завершает сельскохозяйственный сезон. Это праздник урожая, когда уже можно благодарить высшие силы за «новину»: хлеб к этому времени не только созрел, но и сжат, и убран в закрома, собраны также овощи и фрукты. Церковь на праздник Рождества Богородицы производила «благословение хлебов», а поселяне во многих местах устраивали общую трапезу «вскладчину», выставляя на столы кашу из разных круп, пироги, творог и мед, а также прочие блюда из плодов нового урожая. К празднику обычно варили пиво и готовили мясо и рыбу. Традиционным в это время было гостевание, и особенно это касалось породнившихся семей: например, тесть с тещей приглашали в гости зятьев с семьями, а молодожены принимали у себя родных и знакомых, собиравшихся «посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму». Гостей усердно потчевали и себя тоже не забывали. Вообще, угощение в честь Госпожинок обычно бывало одним из самых пышных в году, и празднование нередко растягивалось на целую неделю, причем чем урожайнее оказывалось лето, тем продолжи­тель­нее были торжества.

Когда-то, в языческие времена, осенние пиршества по поводу окончания полевых работ служили выражением признательности богам за ниспосланный людям урожай. В это время земледельцы садились за общие столы, пускали по кругу чаши с медом или вином и славили богов плодородия – Рода, рожаниц и прочих, желая, чтобы и в будущем году земля щедро одарила людей своими плодами. Память об этих богах не исчезла и после принятия христианства: например, в «Слове об идолах» говорится, что многие «сего же не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе – проклятого того ставления вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном». Эта «вторая трапеза» совершалась как раз в праздник Рождества Богородицы или на следующий день после него, что чрезвычайно возмущало отцов церкви, тем более что в этом «поганом действе» принимали участие не только прихожане, но и священники: «череву работни (чревоугодливые) попове уставиша трепарь прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе, отклады деюче». Вплоть до XVIII в. в поучениях против язычества сообщалось, что около Рождества Богородицы «бабы каши варят на собрание рожаницам», и клеймились языческие обычаи: «Еже есть всего горее – ставленье трапезы рожаницам и прочая вся служенья дьяволя – требы кладомыя вилам и покланянье твари».

Известный академик Б.А.Рыбаков считал, что рожаницы – это богини Лада и Леля, мать и дочь, воплощения лета и весны. Он также полагал, что культ рожаниц возник еще в неолите, и что тогда эти «матери Вселенной» и «Хозяйки мира» представали в виде двух небесных лосих или олених, прародительниц людей и зверей. Этих небесных лосих древние люди видели в «лосиных» созвездиях – Большой и Малой Медведице. На Русском Севере встречается предание о том, что когда-то в день Рождества Богородицы к селениям выходили дикие олени, которых приносили в жертву; потом олени перестали появляться, и крестьяне заменили их домашним скотом. Этот обычай, между прочим, был распространен во многих губерниях (не только там, где была известна легенда): вплоть до XX в. в Богородичин день закалывали быков, телят или баранов, варили их мясо в больших котлах и потом съедали «всем миром».

На Рождество Богородицы заканчивается короткое бабье лето. В русских селах женщины рано поутру выходили к берегам рек и озер «встречать матушку осенину»: старшая из собравшихся стояла с овсяным хлебом, а остальные, окружив ее, пели песни, после чего хлеб разламывали на куски по числу собрав­шихся и разбирали по ломтику (потом этим хлебом подкармливали домашний скот). Девицы в этот день встречали осень песнями, играми, хороводами.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

3200

21.09.2012, 19:09

URL: http://babr24.com/?ADE=108697

bytes: 5798 / 5798

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Риск ради жизни: врачи идут в отказ

Врачебные ошибки дорого обходятся людям – рассуждал герой Андрея Мягкова в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». С другой стороны, как утверждает народная мудрость, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Соня Нореман

ОбществоЗдоровьеРоссия

1413

24.02.2021

Инсайд. Министр Сандаков: как испохабить хорошую идею

"Благотворительный" концерт классической музыки для медиков – типичный пример, как блистательно можно изговнякать прекрасную светлую задумку.

Василий Чайкин

ОбществоИркутск

5998

22.02.2021

Телеграм Томска за неделю: дизайн-код города, штраф журналисту, непришедшая Вагина

Бабр представляет обзор ключевых событий в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 21 февраля включительно. Дизайн-код города На комитете по градостроительству думы Томска прошло обсуждение дизайн-кода Томска. Это проиллюстрированный набор требований по вопросам облика города.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

5301

22.02.2021

Протест как новая субкультура

Помните, в нулевых среди молодёжи было модно красить волосы в чёрный цвет и носить длинные чёлки с зачёсом вперёд? Таких называли эмо-кидами.

Алиса Беглова

ОбществоРоссия

2006

19.02.2021

Призраки в спортзалах, или Мёртвые души Минспорта

Не успели специалисты по алкогольному рынку уличить главу Росалкогольрегулирования Игоря Алёшина в несоответствии его заявлений о масштабном сокращении в России потребления спиртных напитков окружающей действительности, как на откровенной лжи и приписках было поймано Министерство спорта.

Соня Нореман

ОбществоСпортЗдоровьеРоссия

14659

17.02.2021

Дизайн-код Томска: быть или не быть

На комитете по градостроительству Думы Томска прошло обсуждение дизайн-кода города. Депутаты попросили заммэра предоставить отзывы профсообщества на разработанный документ. Представленные решения они раскритиковали.

Пепел

ОбществоПолитикаТомск

1369

17.02.2021

По заветам Маслодудова: Минлесхоз продолжает дружбу с казаками

Заместитель министра лесного хозяйства края Анвар Бикбов провел рабочую встречу с атаманом Всероссийского казачьего общества Николаем Долудой. Пресс-служба Минлесхоза сообщает, что в селе Сухобузимо атаман Долуда ознакомился с работой общественных инспекторов по охране лесов.

Александр Тубин

ОбществоКрасноярск

1765

17.02.2021

Телеграм Томска за неделю: дворник-эрудит, акция «Любовь сильнее страха», повышение ректора ТГУ

Бабр представляет обзор ключевых событий в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 8 по 14 февраля включительно. Дворник-эрудит Информационное агентство ТВ-2 опрашивало томичей ко Дню святого Валентина. В число опрошенных попал дворник Виталий Никифоров.

Андрей Игнатьев

ОбществоСобытияТомск

5583

15.02.2021

«Кладбищенские» проблемы Красноярска: крематория не будет?

В начале февраля стало известно место, где разместят новое кладбище Красноярска. Издание NGS24 со ссылкой на администрацию Емельяновского района сообщило, что погост, который так необходим краевой столице, появится в нескольких километрах от города за деревней Старцево.

Макс Веселов

ОбществоКрасноярск

1561

15.02.2021

Алкогольная арифметика: народ пьёт, страна трезвеет

К трезвой России я отношусь исключительно положительно.

Соня Нореман

ОбществоЗдоровьеРоссия

17303

14.02.2021

Опыт иркутских «Новых людей» по организации антиковидных чатов признан одним из лучших в стране

Чуть более 2-х месяцев понадобилось иркутским «Новым людям», чтобы сделать популярным свой антиковидный чат в Telegram. Площадка с бесплатными онлайн консультациями врачей по COVID-19 заработала в начале декабря. Сегодня информацией чата пользуется около тысячи человек.

Ярослава Грин

ОбществоЗдоровьеИркутск

10670

11.02.2021

Инсайд. Элементарно просохатили статус Красноярска

Начиная с сегодняшнего дня в Красноярске проходит запоздалая акция по сбору подписей горожан в поддержку присвоения краевому центру звания «Город трудовой доблести».

Василий Чайкин

ОбществоСкандалыКрасноярск

2203

10.02.2021

Лица Сибири

Абрамович Дмитрий

Белеев Сергей

Анисимов Сергей

Казакова Лариса

Цветкова Людмила

Жуков Владимир

Прокофьев Григорий

Гильдебрант Михаил

Кириленко Александр

Евдокимов Максим