"Сон в летнюю ночь" и "презумпция виновности"

Автор: Артур Скальский,

Источник: © Babr24.com,

Культура, Мир

12.06.2012 11:57

4200

269

На премьеру спектакля "Сон в летнюю ночь" в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко собралось рекордное количество телекамер: все ждали скандала, криков "Позор!", эксцессов в ходе действия и обструкцию в финале.

Спектакль прошел с триумфом. Редко зал кричал так единодушно "Браво!". Редко так долго и с таким энтузиазмом аплодировала публика. Она, похоже, с облегчением стряхнула с себя этот морок, который усердно муссировали пресса и ТВ, вопя о педофильских страстях, гомосексуальных половых актах и мочеиспускании на сцене академического театра. Скандал охотно использовали для самораскрутки многие "эксперты", веско рассуждая в телекадре о безднах, куда свалился современный театр, - среди них особенно запомнилась некая думская дама, витиеватость прически которой не допускала и мысли о ее причастности к культуре. Теперь все они проснутся в грандиозной луже: сотворили много шума из ничего.

Наэлектризованная всем этим публика ждала скандала и теперь была в восторге - оттого, что театр обманул ее ожидания. Люди на сцене тоже были счастливы: они с честью выдержали долговременную и весьма подлую осаду.

Спектакль, напомню, создан в качестве копродукции МАМТ и Английской Национальной оперы и после года показа в Лондоне перешел на московскую сцену, где постановочная бригада осталась английской, но в игру вступили российские исполнители. Мои сомнения насчет успешности переноса действия оперы Бенджамина Бриттена из Афинского магического леса в английскую школу середины ХХ века московская премьера развеяла лишь частично: громоздящееся на сцене школьное здание одним своим видом разрушает зыбкую атмосферу неверных страстей и призрачных надежд, из которой соткана музыка оперы. Все становится жестким и прозаичным. Оберон - мифологическое андрогинное существо с его болезненной склонностью играть чужими страстями - стал безликим на вид школьным учителем, его супруга Титания - сухопарой училкой, населяющие лес эльфы щебечут о зорях и птичках на уроке пения, а юный лесной дух Пэк и герцог афинский Тезей объединились в одном персонаже, пришедшем в школу поностальгировать о страстях молодости. Поначалу несоответствие увиденного законным ожиданиям должно разочаровывать, и я понимаю, почему первые - лондонские - зрители спектакля приняли его гораздо прохладней, чем уже подготовленные скандалом московские. Но здесь театр вовремя напоминает, что он - музыкальный.

Один из известнейших режиссеров-экспериментаторов Кристофер Олден задал действу труднейшие условия, целиком положившись на способность музыки творить и свою атмосферу и свои смыслы поверх того, что происходит на сцене. И тем создал спектакль более многослойный, захватывающий конфликтами между этими нежнейшими переливами арфы или волшебными разливами струнных - и грубоватой простотой отношений нормальных школяров. Между поэзией и прозой, романтикой и цинизмом. Между вечностью и не ведающей о ней современностью. Олдену удалось то, что мало кому удавалось, - сделать Шекспира живым и безусловным, современным не по антуражу, а по духу. И, как ни странно, возвращаться в магические леса традиционных версий "Сна..." расхотелось.

Олден доверился музыке, и вся магия сосредоточена в руках британского маэстро Уильяма Лейси. Он сумел сообщить непростой для восприятия партитуре редкий драйв: с первой прозвучавшей ноты вас подхватывает некий мощный поток, который и пронесет слушателя через все удивительные музыкальные испытания, не давая ни секунды для передышки. Свобода и органичность, с какими оркестр театра и его блестящая труппа овладели новым для них музыкальным языком - источник дополнительного эстетического переживания.

Лишенные сказочных костюмов и мифологических масок, облаченные в школьную униформу солисты должны целиком полагаться на свой артистизм. Олден отказался даже от маски осла, в которого влюбляется очарованная Титания (вот был бы дополнительный повод обвинить Шекспира в пропаганде зоофилии!). Более всего пострадал при этом образ Оберона - у приглашенного из Челябинска Артема Крутько бывший Царь эльфов стал действительно безликим и с авансцены ушел куда-то на третий план, это был не лучший вечер для набирающего популярность одаренного контратенора. Зато звездные минуты выпали на долю таких певцов-актеров, как Евгения Афанасьева (Титания), Лариса Андреева (Гермия), Мария Пахарь (Елена), Артем Сафронов (Лизандр), Дмитрий Зуев (Деметрий), и особенно Антон Зараев (Боттом, имя которого с легкой руки Щепкиной-Куперник переводят с нелепой целомудренностью - "Основа", хотя у непочтительного Шекспира это просто Задница). Им удалось сохранить индивидуальности своих персонажей, у каждого в действе свой голос и своя перекличка с современными нравами. Любовный морок, который у Шекспира изображен как истома, непрерывная и неразборчивая, теперь предельно заземлен: Деметрий, к примеру, грубо отталкивает влюбленную в него Елену, ибо ему просто не до нее - ждут приятели с футболом, что, понятно, важнее. А волшебный - условный - сон, навеянный магическим зельем, становится сном наркотическим, т.е. безусловным, возвращающим нас на современную грешную землю.

Смысловой и зрелищной кульминацией вечера стал излюбленный Шекспиром "спектакль в спектакле", где Мастеровые (теперь школьная обслуга) разыгрывают кровавую драму о любви Пирама к Фисбе - своего рода "пародию на пародию": на импровизированных подмостках уморительно разыгрываются только что на полном серьезе просвистевшие страсти. И здесь театр берет реванш за аскезу спектакля: идет почти капустник, смешной и противоречащий всем канонам утонченного вкуса, отсылающий как к шекспировскому простонародному карнавалу, так и к сегодняшним шоу уровня "Наша Раша".

А что с детьми, которые участвуют в действе и о которых так пеклись неведомые авторы доносного письма? Дети заслуживают отдельного восхищения: они сумели выучить и для взрослых-то сложную партитуру и безукоризненно ее исполнить, внеся в спектакль необходимую дозу сказочности и чистоты. С детьми театр обошелся с предельным тактом: все, условно говоря, рискованные мизансцены происходят без них. Дважды подчеркну это "условно говоря": рискованности здесь не больше, чем в "Кармен" (тоже, как известно, требующей участия детского хора), и неизмеримо меньше, чем в типовом драматическом спектакле, не говоря о кино и всегда доступном детям телевидении. Так что актуальная забота о нравственном здоровье детворы, как всегда у нас, устремилась в русло кому-то выгодных спекуляций. И в таком непотребном виде только скомпрометировала благую идею, перевела ее в ранг паранойи. Соглашусь с гендиректором театра Владимиром Уриным: инициированный кем-то и раздутый телевидением скандал нанес психике детей гораздо больший ущерб, чем "вегетарианский", по выражению критика Алексея Парина, спектакль.

И здесь пора задуматься о том, на какую опасную тропу мы вступили, с такой безоглядной злобой реагируя на самый дикий навет-анонимку, и тем самым возрождая "презумпцию виновности". "Сегодня вынужден оправдываться один из лучших театров страны, - сказал на пресс-конференции худрук Детского музыкального театра имени Натальи Сац Георгий Исаакян. - Завтра придется оправдываться руководителям Большого театра, или "Геликона", или мне. Было время, подобное кончалось расстрелом Мейерхольда и убийством Михоэлса. Мы к этому идем?". От себя напомню, что не так давно подобный набег закончился безвременной смертью интереснейшего спектакля Большого театра "Дети Розенталя", так исчезла с глаз людских талантливая опера Леонида Десятникова, впервые за век заказанная театром современному композитору. И никто не понес наказания за это убийство.

Новый скандал бесславно лопнул: публика сама рассудила, кто прав, и наградила театр шквалом оваций. Но телевидение и теперь делает вид, что дыма без огня не бывает. На некогда цивилизованном 5-м канале некогда сравнительно культурного города Петербурга некая новостная девица бродит по фойе явно не знакомого ей театра и разглагольствует о постановке Шекспира, очевидно, не ведая, что речь идет все-таки об опере Бриттена. Телевидению такая безграмотность, а стало быть, и продолжение скандала, разогрев явно остывающей каши выгоднее: на скандал тянутся рекламодатели, а о такой категории, как совесть, у нас чаще вспоминают только в бессовестных демагогических анонимках.

Премьера МАМТ на самом деле очень важна для оперной жизни России: мы получили не только новый опыт международного сотрудничества с одним из авторитетнейших мировых театров (в этом деле Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко бесспорный лидер), но и пример освоения новых музыкальных пространств, современного прочтения современной оперы. Только такими акциями вечно склонный к летаргическому сну жанр пробуждается к активной жизни.

Фотографии Вадима Лапина предоставлены театром.

Валерий Кичин
Источник: valery-kichin.livejournal.com

© Babr24.com

URL: http://babr24.com/?ADE=106276
bytes: 9154 / 8822

Поделиться в соцсетях:

Другие новости в рубрике "Культура" (Главная)

Рождество раздора. Как Ургант с Депардьё православных оскорбляли

Православные активисты всегда испытывали нешуточные проблемы с чувством юмора. Это ни для кого не секрет, но иногда их суровая принципиальность перехлёстывает через край. Особо опасны в этом отношении религиозные праздники. Именно в один из таких «критических дней» – в православное Рождество ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Религия, Скандалы, Москва

18.01.2020

2317

9

Немалая звезда Малого театра. Борису Невзорову – 70!

18 января 70-летний юбилей отмечает выдающийся русский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии РСФСР, народный артист России Борис Невзоров. В роли Федотова в фильме «Дурак», 2014 год Родился будущий мастер сцены и экрана в краснодарской станице Староминской 18 января 1950 года. ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Москва

18.01.2020

905

8

Про психопаток и кеныреечку. Лучшее от Семёна Альтова

17 января 75-летний юбилей отмечает выдающийся российский писатель‑сатирик, лауреат премий «Золотой телёнок», «Золотой Остап» и Царскосельской художественной премии, заслуженный деятель искусств России Семён Альтов. Один из остроумнейших литераторов современности родился 17 января ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Москва

17.01.2020

3183

22

Хитовый парень. Игорю Николаеву – 60!

«Выпьем за любовь», «Айсберг», «Паромщик», «Комарово», «Мельница», «Жёлтые тюльпаны», «Дельфин и русалка», «Странник мой», «Мастер и Маргарита», «Такси, такси». 17 января автору этих и многих других хитов советской и российской эстрады, певцу, поэту и композитору Игорю Николаеву исполняется ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Москва

17.01.2020

1422

20

Выставка Жан-Марка Годэ «Книги в жизни» открылась в Усть-Куте 15 января

Экспозиция из 50 работ французского фотохудожника и режиссера Жан-Марка Годэ представлена в Усть-Кутской межпоселенческой библиотеке. Выставка, организованная при поддержке Иркутской нефтяной компании, Французского Института в Москве, Центра французского языка и культуры Альянс Франсез-Иркутск, ...

Источник: Babr24.com

Культура, Общество, Иркутск

17.01.2020

470

19

Триумф «Холопа», или Как заставить министра комедию полюбить

Россия продолжает восхищённо следить за триумфальным шествием по экранам кинотеатров фильма Клима Шипенко «Холоп». Самая успешная комедия в истории российского кино в прокате уже три недели, но сбавлять обороты не собирается. Накануне очередного уик‑энда «Холоп» преодолел символичную ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Москва

16.01.2020

3721

25

Тщеславие и глупость. Запашный метит в министры культуры?

Глупость и тщеславие – неразлучные друзья. Пьер Бомарше Пока культурная общественность страны, скрестив пальцы на удачу, ждёт, что анонсированные Михаилом Мишустиным кадровые изменения в правительстве коснутся министра культуры, директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Эдгард ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Москва

16.01.2020

3401

23

«Галимый Красноярск из-за него». Рэпер Гуф вызвал на бой экс-депутата Госдумы Носова

Известный рэпер Алексей Долматов, больше известный как Гуф, 15 января вызвал на поединок экс-депутата Госдумы от Красноярского края Дмитрия Носова. В Красноярске Носов возглавлял общественное движение «Антидиллер», которое занималось борьбой с распространением наркотиков. Ранее Гуфа дважды ...

Источник: Babr24.com

Культура, Политика, Красноярск

16.01.2020

939

28


Сендзяк Владимир

Мазитов Вадим

Моисеев Денис

Барданов Александр

Скробот Василий

Серебряков Иван

Свиркина Светлана

Алтарева Валерия

Сбитнев Макар

Гаськов Владимир