Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

3289

15.04.2012, 11:05

Празднование Пасхи у славян

По традиции, подготовка к Пасхе шла всю вторую половину Страстной недели: поселяне наводили порядок в хозяйстве, мыли и чистили жилища, заготавливали продукты и вообще все необходимое – «чтобы в праздник не пришлось хлопотать, все было под рукой».

Встретить Пасху полагалось как можно лучше, с обильным и вкусным угощением; поэтому хозяйки в каждом доме жарили и варили мясо, красили или даже расписывали пасхальные яйца, припасали творог, сыр и масло, а также пекли сдобный пасхальный хлеб с миндалем или изюмом, называемый пасхой (паской) или куличом. Если у семьи не было средств, чтобы должным образом отметить Велик день, им помогали соседи и родственники.

Все хозяйственные хлопоты заканчивались к вечеру Великой субботы, когда народ собирался в церкви на чтение «страстей». Собственно пасхальные торжества начинались обычно с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее – «чтобы встретить Христа вне храма, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима». Вернувшись к церковному порогу, священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего вся толпа вновь устремлялась в церковь – на праздничную литургию.

Особую роль в пасхальную ночь с древнейших времен играл огонь – символ света, солнца и жизни еще с языческих времен, при христианстве воспринятый как «Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения». В церквях огонь символически обновляли, когда все, присутствующие на богослужении, возжигали свои свечи от особой свечи или лампады. Храмы в праздничную ночь ярко освещали, а около церковной ограды прихожане разводили костры или зажигали смоляные бочки. У этих костров грелись во время всенощного бдения; кроме того, крестьяне говорили, что такой огонь уничтожает нечистых духов, помогает «пробудить» Христа, греет дожидающихся Воскресения апостолов и т.п.

Торжественная Пасхальная утреня начиналась в церквях сразу после крестного хода; по ее завершении во многих местах начинали палить из ружей («Христа встречать»), а все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и под звон колоколов раздавалось первое «Христос Воскресе». С этого момента начинался обряд христосования: все поздравляли друг друга с праздником (традиционной формулой: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»), обменивались крашеными яйцами, обнимались и целовались. Тут же происходило освящение пасхальной еды – пасок, творога, яиц и пр.

По окончании службы многие благочестивые люди, особенно женщины, прямо из церкви отправлялись на кладбище, чтобы известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними. Для покойников оставляли на могилке кусок кулича и творогу, чтобы они тоже могли отпраздновать Пасху, и только после этого отправлялись домой разговляться с домочадцами.

Пасхальный завтрак обычно проходил в семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. К столу непременно собиралась вся семья; глава семейства произносил молитву, после чего торжественно разрезал кулич, крошил мясо и раздавал всем домочадцам крашеные яйца (или кусочки первого освященного яйца, разделенного на всех).

Всей пасхальной пище и самой праздничной трапезе в народной традиции придавалось большое значение. Освященная в Велик день еда, как считали крестьяне, обладает великой силой: она исцеляет болезни, прогоняет злых духов, усмиряет стихии и благодатно влияет на урожай; поэтому все остатки праздничного угощения (и даже еще не тронутую, специально отложенную еду) тщательно сохраняли в каж­дом доме, иногда в течение целого года, чтобы использовать ее в разнообразных обрядах. Например, кости пасхального поросенка закапывали на пашнях для защиты от градобития или бросали в огонь во время сильных гроз, чтобы предотвратить «удары грома». Головку освященного кулича хозяин брал в поле при начале сева, а крошки подмешивал к семенам, чтобы обеспечить хороший урожай. Освященный на Пасху хлеб нередко использовали как целебное средство при самых разных болезнях людей и скота.

Наиболее сильные магические свойства приписывались освященным пасхаль­ным яйцам. Яйцо издревле наделялось способностью сохранять и передавать жизнь, а потому само по себе олицетворяло идею воскрешения («оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти»). Окрашивание яиц – один из наиболее характерных обрядов Пасхи: красное яйцо символизирует мир, обагренный кровью Христа и через это возрождающийся для новой жизни. Обычай красить яйца и «христосоваться» ими, по преданию, идет от самой Марии Магдалины, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!», начав этим свою проповедь. Впрочем, в крестьянской среде существовали и другие объяснения этого обычая; например, говорили, что яйца красные оттого, что «сама Пасха красная, праздник из праздников».

С пасхальным яйцом было связано множество поверий и обычаев. Например, на Светлой неделе яйцами обменивались со всеми знакомыми и просто встречными. Освященные пасхальные яйца (особенно те, что были получены от священника) сохраняли иногда в течение года, а то и нескольких лет, считая их удивительно целебным средством и надежным оберегом от всяких злых сил. Первое освященное яйцо нередко зарывали в зерно или клали на божницу, а весной выезжали с ним на сев, клали его в мешок с семенами, съедали во время ритуальной трапезы на поле, либо закапывали в полосу, чтобы получить обильный урожай. Владельцы скота утром на Пасху и в Юрьев день оглаживали освященным яйцом лошадей и коров, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка (коровушка) моя будь гладка и сыта». Если случался пожар (особенно от молнии), его трижды обходили с освященным яйцом, либо бросали яйцо в огонь или против ветра, чтобы унять пламя.

Характерной пасхальной забавой были «битки» (битье крашеными яйцами), а также катание яиц по земле или со специальных лотков: кому удавалось сбить (или разбить) яйца противника, тот и забирал эти яйца себе. Предположительно, в древности подобные действия были частью ритуалов, воздействующих на плодородие (ср., например, масленичные катания с гор «на длинный лен»), но позже превратились в игру, которой развлекались по большей части дети и молодежь. То же можно сказать и о других пасхальных развлечениях – хороводах и игрищах, качании на качелях, обливании водой, колокольном звоне и т.д. Например, во многих местах в течение всей пасхаль­ной недели разрешали всем желающим звонить в церковные колокола, и даже в начале XX в. по деревням еще сохранялось поверье, что этот звон отгоняет нечистых духов и град, способствует урожаю гречихи и росту льна. Обливание водой или сбрасывание в реку, часто применявшееся крестьянами как наказание проспавшим заутреню, должно было предотвратить засуху и вызвать дожди, необходимые молодым всходам. Вождение «длинных» хороводов, качание на качелях и подпрыгивание на досках еще у язычников считались магическими действиями, стимулирующими плодородные силы: таким образом обеспечивали хороший рост хлебов, льна и конопли. Девицы верили, что качание на Пасху помогает быстрее вступить в брак («На Святой неделюшке / Повесили качелюшки, / Сначала покачаешься, / Потом и повенчаешься»), но это, скорее всего, объяснялось тем, что качели обычно были центром народных гуляний: здесь устраивали ярмарки, водили хороводы и игры, тут же происходили и «смотрины невест».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

3289

15.04.2012, 11:05

URL: http://babr24.com/?ADE=104813

bytes: 7399 / 7399

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Уровень Байкала: ситуация остается напряженной

По прогнозам специалистов Иркутского УГМС, уровень воды в Байкале будет повышаться до середины сентября. Из-за многоводья сброс воды через Иркутский гидроузел может быть увеличен выше среднемноголетних значений. Об этом рассказали на пресс-конференции 23 июля.

Александр Макаров

ОбществоИркутск Бурятия Байкал

2318

23.07.2021

Представитель генпрокуратуры в ДФО провела прямую линию в Бурятии

В Бурятии представитель управления генпрокуратуры России по ДФО Елена Григорьева 19 июля провела личный прием граждан. К ней присоединились прокурор республики Галина Ковалева, главы органов власти и местного самоуправления, представители от правоохранителей.

Виктор Кулагин

ОбществоРасследованияБурятия

3557

23.07.2021

Детский ад села Баткат

Детский садик села Баткат (Шегарский район, Томская область) выглядит ужасно. Куда ни глянь – грязь, ржавчина, плесень, облупившаяся краска... Ещё и крыша течёт.

Андрей Игнатьев

ОбществоОбразованиеТомск

924

23.07.2021

Право «юридического родства»

Несколько дней назад в своем Фейсбуке Алексей Чадаев сформулировал гениальную мысль. Он сформулировал ее мимоходом, в связи с однополыми браками и требованиями ЕСПЧ к России по этому поводу.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоРоссия

4587

22.07.2021

Власти Гусиноозерска проигнорировали общественников и нарвались на прокуратуру

Члены Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Бурятии раскритиковали результаты контрольного рейда, в рамках которого проверялось устранение нарушений при благоустройстве придомовых территорий и других общественных пространств Гусиноозерска.

Виктор Кулагин

ОбществоЖКХБурятия

4517

22.07.2021

Число самозанятых в Бурятии увеличилось в два раза с начала 2021 года

За первые пять месяцев 2021 года число жителей Бурятии, получивших статус самозанятых, выросло в два раза – теперь их более 6,6 тысячи. Об этом 20 июля сообщает ТАСС со ссылкой на региональное министерство промышленности, торговли и инвестиций.

Марк Яковлев

ОбществоЭкономика и бизнесБурятия

4799

20.07.2021

Где можно провести планерку онлайн?

В период третьей волны коронавируса некоторые из нас снова вынуждены перейти на удаленку. Теперь привычную ежедневную или еженедельную летучку для составления плана работы придется проводить онлайн.

Леся Клис

ОбществоОбразованиеНаука и технологииКрасноярск Хакасия Иркутск

1446

20.07.2021

Благоустройство «Берёзового»: свобода или сквер? Выбор очевиден

К началу июля в иркутском микрорайоне «Берёзовый» должны были построить сквер. Но по доброй традиции районных властей работы даже не начинались. «Берёзовый» – быстрорастущий микрорайон в составе Марковского МО. Он окружён лесом и находится в 10 минутах езды от Академгородка.

Роман Русских

ОбществоСкандалыПолитикаИркутск

12515

16.07.2021

Пропаганда любви к себе

Бодипозитив сегодня стал практически синонимичен феминизму и сталкивается с огромной волной сопротивления. Большинство людей критикует это движение за демонстрацию «отвратительного» и «стыдливого» и говорит, что феминизм зашёл слишком далеко.

Соня Совушкина

ОбществоМолодежьРоссия

10467

15.07.2021

Андрей Чернышев принял участие в отчетном форуме ИРО партии «Единая Россия»

Состоялся отчетный форум Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия». О работе по различным направлениям жизни Иркутской области за последние 5 лет рассказали координаторы партийных проектов.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

1988

15.07.2021

В Улан-Удэ жалуются на легкомысленное отношение властей к опасностям возле школ

В сентябре 2020 года активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) оценили безопасность дорожного движения вблизи ряда образовательных учреждений Улан-Удэ. Ключевыми нарушениями улично-дорожной сети стали необустроенные тротуары, слабая освещенность улиц и отсутствие дорожных знаков.

Виктор Кулагин

ОбществоБурятия

1810

15.07.2021

От звездного парикмахера и шоумена до экоактивиста и политика: Сергей Зверев может стать депутатом ЗакСобрания от Красноярского края

Партия «Зелёные» 12 июля представила список кандидатов на выборы в Заксобрание Красноярского края. В него вошли 91 человек, однако внимание многих там привлекло лишь одно имя – Сергей Зверев.

Леся Клис

ОбществоПолитикаЭкологияКрасноярск Бурятия

9042

15.07.2021

Лица Сибири

Мельниченко Андрей

Мищенко Артем

Аминов Ринат

Аникин Валерий

Ермолович Олег

Аликберов Геннадий

Соколов Алексей

Кудрук Вячеслав

Иванов Аполлон

Воронин Пётр