Алексей – Человек Божий

Автор: Наталья Шапарова,

Источник: © Babr24.com,

Религия, Мир

30.03.2012 18:55

2865

248

30 марта (17 марта по старому стилю) Православная церковь вспоминает преподобного Алексия (Алексея), человека Божия, одного из самых известных святых.

По преданию, он был сыном знатного римлянина - сенатора Евфимиана, христианина, известного своим благочестием, милостью и щедростью. Евфимиан и его жена Аглаида долгое время оставались бездетными, и вот, после долгих молитв, у них родился сын, который с юного возраста поражал всех своим умом. Когда юноша достиг совершеннолетия, родители решили женить его на знатной девушке, очень красивой и богатой, но Алексий твердо решил посвятить себя Богу. Сразу после свадьбы он вошел к молодой жене, отдал ей свой золотой перстень и пояс со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью», после чего тайно покинул отчий дом.

Приплыв на корабле в Сирию и добравшись до Эдессы, Алексий раздал все свое имущество и стал жить милостыней, питаясь только хлебом и водой, при церкви Пресвятой Богородицы. Родители повсюду разыскивали пропавшего сына, и со временем их слуги добрались до Эдессы, однако годы подвижничества сильно изменили Алексия, и слуги не узнали его, приняв за простого нищего. Семнадцать лет преподобный провел на паперти, в молитвах и строгом посте, но однажды пономарю той церкви, при которой жил Алексий, было видение Пресвятой Богородицы, велевшей: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного», и указавшей на святого. После этого многим в Эдессе стало известно о праведнике, и Алексий, смущенный оказываемым ему почтением, поспешил покинуть город. Он собирался переправиться на корабле в Тарс, но буря пригнала судно со святым к итальянским берегам, и Алексий вернулся в Рим. Никто на родине не узнал его, но Евфимиан приютил нищего странника, выделив ему маленькую каморку и велев кормить его со своего стола. Слуги издевались над Алексием, но святой молча сносил все обиды и проводил дни и ночи в молитве, с печалью слушая, как оплакивают его мать и жена.

В 417 году во время воскресной литургии молящимся в соборе святого Петра был глас Божий: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его», а в следующий четверг было указание, что искать святого нужно в доме Евфимиана. Однако прибывшие к человеку Божию посланники уже не застали его в живых. Алексий был извещен Господом о приближающейся кончине и загодя описал свою жизнь. Тело его нашли со свитком в руках, но никак не могли разжать руку усопшего; лишь по просьбе папы Иннокентия I пальцы Алексия разжались и из свитка все узнали о том, кем он был на самом деле. Тело его было выставлено для прощания на площади, и при нем происходили многочисленные исцеления. Спустя неделю папа Иннокентий и император лично перенесли останки Алексия в церковь святого Вонифатия для погребения.

Почитание святого Алексия пришло на Русь из Византии, и вскоре житие этого святого стало чрезвычайно популярным. У русских возникли даже песенные сказания о «святом Лексеюшке», добавлявшие к официальному жизнеописанию различные подробности. Например, там говорилось, что Алексей был сыном князя, «рос не по часам, а по минуткам», знал все лучше своих учителей и т.д. Покидая молодую жену, он будто бы обещал ей: «Когда шелков пояс разоткется, а с руки золот перстень разойдется, тогда мы с тобою переставимся, в одным гробнице спокладемся, одною пеленою пеленимся, одною доскою накрыимся, одним проводом проводимся!»; это и исполнилось, когда все стали оплакивать тело святого. Заканчивалось же сказание словами: «Объявил Алексей святую свою славу во всю святорусскую землю; он был Богу, свет, угоден, всему миру он доброхотен».

Святой Алексей пользовался большим уважением у славян, но при этом со днем его памяти связывалось довольно мало обычаев и поверий. В это время крестьяне особое внимание обращали на таяние снегов и льда. В народе говорили: «Придет Алексей, человек Божий, – побежит с гор вода», «Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей», «На Алексея Теплого щука хвостом лед разбивает», «На Алексея все подземные источники разверзаются» и т.п. Становится совершенно непригоден санный путь: «Придет Алексей, человек Божий, – брось сани на поветь», «На Алексея покинь сани, ладь-готовь телегу». По старинным деревенским приметам, «каковы ручьи на Алексея, таковы и поймы (разлив) по весне», «если на Алексея ручьи широки – жди большого разлива по лугам», «если на святого Алексея с гор дружно бежит вода – ожидай благоприятной весны, хорошего покоса и доброго урожая», «коли на Алексея Теплого не заплачут снега разом – быть плохим кормам: станет животина на Алексея, человека Божьего, Богу жалобиться».

Около дня св. Алексея, по народному наблюдению, прилетают первые журавли и аисты, а также начинает петь овсянка, призывая к полевым работам: «Кидай сани, бери воз!», «Дiду, дiду, сiй ячмiнь!». Украинские крестьяне в Алексеев день, выйдя из церкви, сразу отправлялись в амбар и отбирали лучшее зерно для будущего сева, чтобы пшеница уродилась «чистой, как золото».

Особо почитали святого Алексея пчеловоды, рыбаки и звероловы. Так, например, черниговские охотники рассказывали, что на св. Алексея медведь выходит из берлоги, а лисы переселяются в новые норы и три дня после этого бывают слепы и глухи. Пчеловоды на Алексея Теплого выносили свои ульи на пасеку, окуривали их ладаном, молились святому о благополучии пчел и гадали по погоде о том, много ли в этом году будет меду. Рыбаки замечали: «На Алексея – с гор вода, а рыба со стану», и верили, что тем, кто не почитает святого, «рыба на руку не идет». В некоторых местах непременно пряли в этот день несколько ниток для сети, «чтобы рыба хорошо ловилась».

В русских городах ко дню Алексея Теплого некогда приурочивались разные народные забавы вроде «гусиной потехи» и разгульных пирушек.

© Babr24.com

URL: http://babr24.com/?ADE=104262
bytes: 5769 / 5769

Поделиться в соцсетях:

Другие новости в рубрике "Религия" (Главная)

Нам пишут. «При таких проблемах думать о выходе из Сансары некогда, а помочь сангха обязана»

Ниже приводится текст письма, присланный Бабру настоятелем Сартул-Гэгэтуйского дацана Аркадием Чойдоновым. Данный текст является ответом на письмо жителя Еравнинского района А.Дагбацыреновым под заголовком «Не пора ли усмирить гордыню?», также опубликованное на Бабре. Написать редакции можно по ...

Автор: Андрей Светлов

Источник: Babr24.com

Религия, Общество, Политика, Бурятия

10.11.2019

5238

26

Нам пишут. Не пора ли усмирить гордыню?

Данное письмо отправил на корпоративную почту ([email protected]) житель Еравнинского района Бурятии А.Дагбацыренов. Бабр приводит текст письма полностью. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. В буддизме есть понятие «Парамита Терпения» - это одна из Шести Парамит (действий, ...

Автор: Андрей Светлов

Источник: Babr24.com

Религия, Скандалы, Политика, Бурятия

02.11.2019

4336

91


Тютрин Дмитрий

Медко Антон

Демешков Влад

Цыренов Баир Цыденович

Васиченко Евгений

Яблоков Михаил

Краснухин Леонид

Леви Кирилл

Короткова Алла

Чернегов Борис