Алексей Белов

© Мир религий

РелигияМир

2631

27.01.2012, 12:55

Буддизм как буддизм

Минувший год ознаменовался немаловажным для мирового буддийского сообщества событием — Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьятцо ушел с поста политического лидера тибетского народа. Специально для Religo.ru Алексей Белов побеседовал о Далай-ламе и проблемах буддизма в России с Андреем Терентьевым, главным редактором журнала «Буддизм России» и на протяжении многих лет — переводчика Его Святейшества.

Каково ваше личное впечатление о Далай-ламе как о человеке? Легко ли с ним было работать?

Впервые я встретился я с Его Святейшеством в 1979 году, а потом, в путешествиях по России в 1991-94 годах, провел в его обществе в общей сложности около двух месяцев, с утра и до вечера переводя все его учения, посвящения, выступления, личные беседы, встречи и аудиенции, поэтому впечатлений у меня тьма, выбрать что-то непросто. Например, одним из интересных для меня впечатлений было общение Далай-ламы с людьми разных социальных статусов. Люди моего возраста помнят, что в коммунистическое время государственные чиновники — секретари обкомов КПСС и выше — в основном были надутыми памятникообразными личностями. И когда такие люди встречались с Далай-ламой — часто впечатление было такое, словно из воздушного шарика выпускали воздух: видимо, в присутствии Его Святейшества, человека могучей нравственной силы, они вдруг осознавали свою действительную ничтожность как личностей в отрыве от должностей… Так, помню, на встрече с Верховным Советом одной из республик РСФСР вначале возникла пауза, все выглядели смущенными, и тогда Далай-лама стал спрашивать про перспективы урожая, про выпас баранов — и, переключившись на знакомые темы, начальники оживились, и беседа стала более непринужденной. А простые люди, с другой стороны, иногда демонстрировали естественное внутреннее достоинство, разговаривая с Далай-ламой уважительно, но как равные — что ему было явно приятно и привычно. Такой разговор состоялся, например, в 1991 году в большом московском продуктовом магазине с пустыми прилавками, когда Далай-лама обратился с вопросом о жизни к одной покупательнице.

Работать с Далай-ламой как с человеком — очень легко, потому что постоянно чувствуешь его любяще-заботливое отношение. Не только ко мне, — ко всем. Трудно другое — груз ответственности: нельзя при переводе ошибиться, исказить слова такого человека, ведь иногда ему внимали как богу по 20-30 тысяч человек, и твой перевод принимали как откровение.

Как вы оцениваете политическую ситуацию, складывающуюся после ухода Далай-ламы с поста главы Тибетского государства?

Я восхищаюсь последовательностью и силой того, что Далай-лама делает в политике. Он десятилетие за десятилетием старался сделать свой народ более «взрослым», способным самостоятельно принимать решения, а не уповать на мудрость правителя. На протяжении многих лет в тибетском эмиграционном обществе он развивал демократические институты — выборный парламент, неправительственные организации, усиливал самостоятельность правительства. Его уход с поста главы Тибетского государства — последний решительный шаг в этом процессе: теперь тибетцы должны все решать самостоятельно без него, хотя, наверное, будут в трудных случаях искать его совета. Забавная ситуация наблюдалась в мире этой зимой: на фоне того, как арабские правители изо всех сил стремились остаться у власти, несмотря на протесты народа — выглядело парадоксально, как Далай-лама, напротив, стремился передать своему народу находившуюся в его руках всю полноту власти, а тибетский народ плакал и просил его оставаться политическим руководителем.

Здесь интересен контекст, связанный, например, с его отказом перерождаться в оккупированном Тибете и резкой критикой китайской позиции о сохранении традиции нахождения перерожденцев в Тибете.

Теперь, когда Далай-лама перестал быть политической фигурой, вопрос о том, где ему перерождаться, утратил политическую составляющую. В политическом смысле это, конечно, мощный удар по китайским планам. Ведь китайцы не так давно приняли специальный закон о том, что «перерождения» крупнейших лам подлежат утверждению китайским коммунистическим правительством (смешно, не правда ли?) и спокойно ждали смерти Его Святейшества с тем, чтобы затем найти на оккупированных тибетских территориях марионеточного «Далай-ламу» и таким образом решить тибетский вопрос. Однако в новой ситуации политическое руководство страной перешло от Далай-ламы к демократически избранному лидеру, и будущее перерождение Далай-ламы (если оно состоится) не будет иметь власть над тибетским эмиграционным правительством. Именно поэтому китайские товарищи явно растеряны и пытаются всячески воспротивиться решению Далай-ламы, даже взывая к необходимости «сохранения национальных религиозных традиций» — тех самых, которые они вот уже 50 лет искореняют в оккупированном Тибете.

Поясните, пожалуйста, традицию поиска перерожденцев.

Сама эта тибетская традиция возникла много столетий назад, на базе древней индийской (и не только индийской: в христианстве эта идея была признана ересью только на IV Вселенском соборе, если не ошибаюсь) концепции перерождения: предполагалось, что великие святые могут по своей воле выбрать свое следующее рождение там, где пожелают. И тогда остается только найти такого «перерожденца», распознать его и вернуть в его монастырь. Так определяют новых Далай- и Панчен-лам, и несколько сотен менее значимых духовных лиц. Отсюда понятно, что Далай-лама может переродиться там, где сочтет нужным он сам, а не Коммунистическая Партия Китая.

Что вы можете сказать о слухах о «предсказаниях» грядущего перерождения Далай-ламы в России?

Мне о таких предсказаниях неизвестно.

В последнее время очень актуальной стала тема буддийского образования. В чем вы видите причину этого? Какие, на ваш взгляд, имеются проблемы и пути их решения?

Ну, она всегда была актуальной — ведь учение Будды с самого начала было ориентировано на наиболее образованные слои общества. В Тибете, например, действовала система непрерывного духовного образования, рассчитанная примерно на 20 лет, в советское время на территории СССР и Монголии она была уничтожена вместе с буддизмом, и никто из наших нынешних буддийские священнослужителей не имеет полного буддийского образования. Соответственно низок и уровень буддизма. А решение этой проблемы может принести только время. Десятки молодых людей учатся сейчас в тибетских монастырях в Индии, внутри страны тоже созданы образовательные центры — мало-помалу ситуация улучшится.

Существует ли система духовного буддийского образования в России? Почему ламы едут учиться за границу, в Монголию, например? Неужели недостаточно традиционного обучения в Бурятии?

Она существовала, пока в 1930-е годы Сталин с его приспешниками не уничтожили все буддийские организации и духовенство (в России перед 1917 годом было около 20 000 буддийских монахов и послушников). Сейчас есть два, кажется, учебных заведения, имеющих статус высшего образования в Бурятии, был филиал «Института Кармапы» в Калмыкии (не знаю точно, продолжает ли он функционировать) и т.д. Но для системы образования нужен, прежде всего, коллектив высокообразованных преподавателей и разумная организация. А у нас разрешили искать такое образование всего лет 20 назад, и пока хороших преподавателей не хватает. Поэтому и приходится ехать учиться к тибетцам.

Видите ли вы параллели с мусульманской молодежью, возвращающей после обучения на Ближнем Востоке с набором специфических убеждений?

С какими убеждениями возвращаются мусульмане после обучения, я не знаю, но в буддийском образовании в тибетских монастырях в Индии ничего «специфического» не вижу. Буддизм как буддизм.

Как вы оцениваете программу «Основ буддийской культуры» в рамках апробации курса основ религиозных культур и светской этики?

Я не видел учебников, хотя знаю, что написано их несколько. В помощь этому курсу мы, кстати, только что издали хрестоматию буддийских текстов для детей «Лотосовый сад», которую подготовила Маргарита Кожевникова. То есть теперь есть, что дать детям почитать подлинно буддийского, помимо рассказов преподавателей, компетентность которых в буддизме у меня вызывает сомнения — ведь их никто не готовил к этой роли!

У разных буддийских авторитетов можно найти разную интерпретацию феномена нетленного тела Даши-Доржо Итигэлова. Например, оценки Далай-ламы и Хамбо-ламы Бурятии оказались различны. Каково ваше отношение к этому феномену?

Его Святейшество Далай-лама и нынешний Хамбо-лама Бурятии — несравнимые в духовном плане величины, поэтому нет большого смысла сопоставлять их мнения. Я лично не считаю себя компетентным судить об этом феномене. Нетленные тела святых упоминаются во многих религиях. Но мне странно видеть, что вокруг нетленного тела Итигэлова создается настоящий культ: по-моему, это не в духе буддизма. В духе буддизма — духовное подвижничество, ведущее к преобразованию и просветлению сознания, и почитание святынь его не заменяет — и оно никогда не выдвигалось на передний план.

Что вы можете сказать о взаимоотношениях буддийской сангхи России с православными и мусульманскими общинами?

Дело в том, что «буддийской сангхи России» как единого целого не существует. Есть разрозненные буддийские организации в этнически буддийских республиках и разных городах России. Так называемая «Традиционная буддийская Сангха России», возглавляемая мирянином Дамбой Аюшеевым — самая крупная из этих организаций, в нее входит большинство бурятских буддийских общин и даже несколько общин за пределами Бурятии. Однако калмыки, тывинцы и некоторые другие российские буддисты имеют свои централизованные организации. Поэтому в разных регионах России по-разному складываются межконфессиональные отношения буддистов с представителями других религий, в основном, насколько мне известно, эти отношения неплохие. Хотя отдельные православные писатели, такие, например, как Андрей Кураев, пишут много плохого о буддизме, мало кто на них обижается.

Каково соотношение традиционных буддистов Бурятии, Тывы и Калмыкии с необуддистскими течениями, распространенными среди городской интеллигенции небуддийских регионов России? Пересекаются ли они или существуют параллельно?

Мы тесно взаимодействуем, хотя наши интересы пересекаются не полностью. Этнические буддисты в массе ощущают буддизм прежде всего как форму своей национальной идентичности — наподобие того, как большинство русских видит в этой функции православие. Новых же буддистов больше интересует философия, медитация и возможность реально изменить свою жизнь с помощью Дхармы, а не просто выполнять обряды, посещать храмы и т.п. Но одно здесь скорее дополняет другое, чем противоречит ему, поэтому я уверен, что наше взаимодействие будет расширяться, особенно по мере восстановления в стране системы буддийского образования.

Алексей Белов

© Мир религий

РелигияМир

2631

27.01.2012, 12:55

URL: http://babr24.com/?ADE=101949

bytes: 10905 / 10752

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Алексей Белов.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Скандал: ученый обвинил лидера буддистов России в краже многомиллионного проекта

Кандидат биологических наук Булат Лхасаранов выдвинул серьезные обвинения в адрес Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Биолог заявил, что лидер буддистов России присвоил его крупный научный проект и 70 миллионов рублей, выделенных правительством Бурятии.

Андрей Светлов

РелигияНаука и техникаСкандалыБурятия Москва

3298

05.06.2020

РПЦ и коронавирус. Призванные ко Господу, или Ни дня без отошедшего 2

Вот уже пять дней Рабочая группа по коронавирусу при патриархе Московском и всея Руси не сообщает об уходах из жизни от морового поветрия деятелей Русской православной церкви. Вирус косит РПЦ.

Филипп Марков

РелигияМосква

14478

21.05.2020

РПЦ и коронавирус: мученическая смерть в келье

13 мая стало известно о кончине от коронавирусной инфекции иеромонаха Петра Грибова – клирика Шуйской епархии Ивановской митрополии и насельника монастыря Животворящего Креста Господня.

Филипп Марков

РелигияМосква

10763

15.05.2020

Лицемерие иерея: запрет абортов в борьбе с коронавирусом

Мы бы сильно удивились, если бы некоторые деятели Русской православной церкви, терпящей невиданные финансовые и репутационные потери на фоне эпидемии коронавируса, не попытались привлечь инфекцию к решению своих наболевших вопросов или хотя бы «похайповать» на громкой теме.

Соня Нореман

РелигияЗдоровьеМосква

5040

04.05.2020

Вирус косит РПЦ. Виноваты бог и прихожане

В Русской православной церкви, особенно в Московской епархии, продолжает бушевать коронавирусная инфекция. Процент заболевших среди столичных клириков по отношению к их количеству значительно превышает процент общего числа заболевших к населению страны.

Филипп Марков

РелигияМосква

15174

30.04.2020

РПЦ и коронавирус: церковный мор и стрелочник Кирилл

Настал момент, когда можно с уверенностью констатировать, что Господь не защищает «своих», а коронавирус не слишком разборчив в вероисповедании жертв. Перечислим лишь некоторые факты, приведшие нас к этому выводу.

Филипп Марков

РелигияМосква

14346

28.04.2020

Вирус косит РПЦ. Первая смерть

Первая смерть от морового поветрия в лице коронавирусной инфекции зафиксирована в стане Русской православной церкви.

Филипп Марков

РелигияОбществоМосква

13588

22.04.2020

Религиозная "самоизоляция" Саянской епархии

«Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.» Евангелие от Марка, 11.17 Весна 2020 года стала, возможно, самым сложным для России с «лихих 90-х» временным отрезком, напрямую влияя на все сферы экономики и сферы жизнедеятельности.

Леонид Улих, социальный эколог

РелигияРасследованияЗдоровьеИркутск

27422

18.04.2020

РПЦ и коронавирус. Расплата за грехи, или Кто на дачу – тот юродивый

Русская православная церковь переживает самые трудные времена в постсоветской истории.

Филипп Марков

РелигияМосква

8339

16.04.2020

Красноярский митрополит снова сдал назад

После разгоревшегося скандала с открытыми службами, проведенными красноярским митрополитом Пантелеймоном, Роспотребнадзор официально запретил красноярской митрополии проводить открытые службы с прихожанами.

Всеволод Владимиров

РелигияСкандалыКрасноярск

3707

16.04.2020

Православных коронавирус не страшит: лукавый Пантелеймон провёл службы с прихожанами

На днях митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон призывал к благоразумию в обращении к красноярским христианам и просил воздержаться от посещения церкви. Но вопреки своему же призыву провел две службы подряд в храмах, полных прихожан.

Всеволод Владимиров

РелигияОбществоКрасноярск

4451

13.04.2020

РПЦ и коронавирус: гром грянул, храмы закрыты

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Филипп Марков

РелигияМосква

15669

13.04.2020

Смарт: Бабр для умных

За слово ответишь. Россия во власти цензуры

Конституция даёт россиянам право на свободу слова, свободу массовой информации, а также запрещает цензуру. Вот что гласит 29 статья верховного закона страны: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

942

01.06.2020

Как не стать жертвой произвола. Алгоритмы коммуникации с полицией

Полиция получает всё новые и новые полномочия. С тех пор, как внутренние войска МВД были отчужденны у ведомства и выделены в созданную в 2016 году Росгвардию, между силовыми ведомствами идёт борьба за полномочия.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

2239

25.05.2020

Во всём виноваты китайцы. Как Китай становится мировым изгоем

Мир после пандемии может ознаменоваться не только глубочайшим мировым экономическим кризисом за последние десятилетия, но и обострением международной геополитической обстановки. Между США и Китаем явственно назревает конфликт. По всему земному шару растут антикитайские настроения.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

3945

09.05.2020

Правки в закон «О полиции». Усиление полицейского гнёта под шумок карантина?

8 мая правительство одобрило законопроект о расширении прав полиции — сделано это было под соусом улучшения качества защиты прав и интересов граждан.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

4064

12.05.2020

ОСАГО, техосмотр и водительские права: как быть, когда карантин

Разбираемся, как жить автомобилистам в период карантина.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

2963

14.05.2020

Монахов Евгений

Сальников Андрей

Журавлев Владимир

Барсуков Александр

Рыжкин Денис

Кутищева Вера

Киланов Анатолий

Милостных Игорь

Зырянов Владислав

Федоров Александр