Крещение Господне

Автор: Наталья Шапарова,

Источник: © Babr24.com,

Общество, Мир

19.01.2012 18:00

5340

424

Православная церковь отмечает Крещение Господне 19 января (6 января по старому стилю). Этот великий праздник называют также Богоявлением, так как при крещении Христа в Иордане миру явилась Пресвятая Троица: «Бог возглашал с небес о Сыне, Сын крестился от святого предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя». Крещение – один из наиболее древних христианских праздников; о нем сообщается еще у Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.

В русских селах евангельское сказание о Крещении передавалось зачастую в довольно искаженном виде. Например, крестьяне рассказывали, как «ходила Госпожа Пречистая землею и светом, на руках носила своего Сына Христа Иисуса», и по дороге встретила «Крестителя-Ивана», предложив ему: «Ну-ка, Иван, кум мой, пойдем мы на воду Ердана, окрестим Христа, моего Сына!». Креститель согласился; но когда он начал крестить Иисуса, то страшно перепугался: «Обезумел Ердан, вода студена, не хочет вода принимать в себя; а весь лес на траву попадал; а взгляни-ка, кума, над собою: начетверо небо словно разломилось!». Богоматерь же на это ответствовала: «А не бойся, Иван, кум мой, вода ума не теряла, вода, кум мой, забрала себе силу, ибо от Христа она освятится; а лес – он Христу поклонился; а небо – оно не сломилось, ангелы небо растворили – поглядеть им, как Христа мы крестим». После этого «крестил святой Иван своего Иисуса-крестника: Иван Христа, а Христос – Ивана. Оттоле крещения и настали: все по милости великаго Бога, – да будет Он нам всегда в помощь!».

На Крещение, уверяла народная молва, солнце играет на восходе, приветствуя праздник и возвещая о том, что Христос принес в мир свет и радость.

В церковно-славянской традиции Крещение считалось праздником, по своей важности аналогичным Рождеству: на Рождество Господь явился в мир, но только на Крещение он явил свою божественную сущность. По библейской легенде, Иисус Христос в возрасте 30 лет крестился в священной реке Иордан и при этом «освятил естество вод»; так что главным событием Богоявления издревле было церковное освящение воды («Водокрещи»), производимое обычно на реке, в специальной проруби, которую называли «иордань».

Водосвятие считалось особо важным торжеством, к нему готовились с самого рассвета, а «иордань» и все сопутствующие сооружения нередко делали за несколько дней до торжества. Например, на Украине парни за неделю до праздника вырубали во льду «крест», обливали его свекольным квасом, а рядом лепили из снега «престол» и обставляли его свечами; перед престолом же возводили «царские врата» из хвойных веток. На Руси молодые мужчины готовили «ердань» за день до праздника, реже – в самые «Водохрещи»: испросив благословение у священника, они шли на реку, вырубали там прорубь («чашу»), вытесывали во льду крест, добавляли к нему подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и, вокруг всего этого, желоб для протока воды в «чашу». Подле «чаши» во время богослужения вставали причт и особый человек, который в нужный момент сильным ударом пробивал дно углубления; тогда вода фонтаном вырывалась из реки и устремлялась в «сияние», а когда «чаша» заполнялась водой, на поверхность всплывал длинный ледяной восьмиконечный крест. Хорошей приметой считалось, если вода переполняла «иордань»: крестьяне полагали, что это сулит обильный урожай, густые хлеба.

На водосвятие обычно собирались все местные жители, и после богослужения каждый старался зачерпнуть освященной воды, попить и умыться ею – для здоровья, красоты, счастья, удачи и пр. Многие даже купались, не смотря на холодную воду, раздевшись практически донага, так как считалось, что это на весь год предохраняет от болезней, порчи и всяких несчастий, очищает от грехов, дарует бодрость и удачу. Обязательно прыгали в прорубь те, кто рядился на святках и надевал «хари», чтобы очиститься, «смыть личину беса». Некоторые заменяли купание обливанием водой; например, так часто поступали женщины, «смывая грехи».

Так как вода из иордани считалась необычайно целебной и священной, ее обычно набирали в разные сосуды и потом хранили в течение целого года. Черпать ее начинали сразу же, как только священник опускал в воду крест; при этом крестьяне верили, что особой силой и святостью обладает та вода, которую почерпнули «сверху», из-за чего по окончании церемонии обычно начиналась страшная давка. Вернувшись с водосвятия, каждый хозяин со всей своей семьей отпивал несколько глотков богоявленской воды, а затем брал из-за иконы освященную вербу и кропил весь дом, дворовые постройки, людей, скот и т.д, полагая, что это предохранит хозяйство и всю семью от бед и напастей, болезней и пр. Таким образом еще и изгоняли нечистую силу, бегающую по земле на святках; в некоторых местах во время окропления хозяин даже приговаривал: «Вон, черт, из моего дома, тут Бог живет!». Кое-где освященную воду добавляли в корм скоту и в бочки с вином, а также вливали немного в колодцы, чтобы вода в них была свежей и чтобы ее не испоганили нечистые духи.

По завершении символического освящения вода обычно ставилась к образам, и в течение года ее применяли как универсальное лечебное средство, для снятия порчи и как оберег от всяких злых сил. При этом повсеместно считалось, что освященная вода не портится с течением времени и остается свежей, если только ее не коснется «нечистая рука»; а если заморозить эту воду, то на льду проступит изображение креста.

Вообще, святой в народе считалась не только вода из «иордани», но и всякая чистая проточная вода, так как считалось, что все источники на Крещение освящает сам Господь. Поэтому во многих местах принято было утром в день Богоявления, еще затемно, ходить за водой на реку, а потом умываться ею для красоты и здоровья. Впрочем, в некоторых местах запрещалось брать воду до водосвятия, так как считалось, что в это время можно ненароком «зачерпнуть беса».

У всех славян существовало поверье о том, что многие нечистые духи, и особенно сезонные демоны, обитают в воде вплоть до Богоявления. Например, в некоторых местах верили, что на Крещение из воды выскакивают куляши – маленькие чертенята разных цветов («почему не ходят по воду, чтобы не зачерпнуть куляша»). По другим поверьям, начиная с Рождества из воды выходят шуликуны – нечистые духи ростом с кулачок, вездесущие и проказливые; изо рта у них вырывается пламя, они имеют конские ноги и заостренную голову, носят белые кафтаны остроконечные шапки. Живут они ватажками в заброшенных постройках, либо в прорубях; в сумерках бегают по дорогам, толкутся на перекрестках и на льду, заводят пьяных, воруют неосвященную еду, проказят до самого Крещения, а потом уходят под воду. До Крещения в воде живут и черти, а после церковного освящения всякая нечистая сила в ужасе бежит прочь, поскольку святая вода жжет их, как огнем.

Обычно считалось, что изгнанные из воды бесы переселяются на старые вербы, в заброшенные постройки, а иногда и в человеческое жилье, даже вселяются в людей и скот; потому крестьяне и «святили» все хозяйство богоявленской водой, окуривали жилье, рисовали над всеми входами в дом кресты, преграждая путь злым силам. Западные славяне освящали в костеле мел, соль, чеснок и свечи, используя их в дальнейшем для защиты от злых духов; а в русских деревнях, выходя «писать кресты», хозяин брал с собой каравай хлеба, горсть кутьи и свечу, трижды обходил строения и чертил кресты на дверях, приговаривая: «Не я крещу, а Иван Креститель!». У болгар ритуальное окропление и освящение жилища производили особые группы девушек, а у западных славян по домам ходили священнослужители, после утренней службы в костеле благословлявшие дома (это называлось «церковная коляда»). В украинских и белорусских селах мужики после водосвятия стреляли из ружей – «расстреливали коляду», чтобы отогнать от жилища нечистых духов; а деревенские хозяйки в течение целой недели после праздника избегали полоскать белье в реке, где делали иордань, не только из почтения к освященной воде, но и опасаясь, что за белье ухватится и вылезет из воды нечистая сила, спасающаяся от животворного креста.

Защитой от злых духов в какой-то мере служили и костры, разводимые по дворам. Впрочем, этот огонь имел и другие функции: он символизировал возрождение солнца и свет, озаривший мир при Крещении Христа. На Руси, едва только начинал бить колокол к заутрени, крестьяне зажигали вязанки соломы перед избами, «чтобы Иисус Христос, крестившийся в Иордане, мог обогреться у огня». Еще считалось, что у таких костров греются души предков, покидающие землю по завершении святок.

У восточных славян к Крещения начиналась свадебная пора, а потому к самому празднику во многих местах приурочивали «девичьи смотрины», происходившие обычно в церкви во время литургии, либо на городской площади во время народных гуляний, когда матери катались с дочками на санях. В русских селах «смотрины» происходили сразу после водосвятия: все девушки на выданье, наряженные в лучшие платья и без рукавиц (чтобы видно было, не «зябкая» ли невеста), выстраивались около «иордани», а парни, нередко в сопровождении матерей, прохаживались между ними и присматривали себе супругу.

По дню Богоявления крестьяне традиционно судили о будущем урожае, погоде в наступающем году и т.п. Например, считалось, что теплый день, облачность, большой иней или мокрый снег предвещают хороший урожай: «На Богоявление день теплый – хлеб будет темный», «Коли на иордань пойдут в туман – хлеба будет много», «Теплое Крещение – густой хлеб», «На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясно – к недороду», и т.д. Метель и ветер на Богоявление предвещали также урожай грибов, орехов и ягод; ясный же и морозный день считали предвестником неурожая. По народному наблюдению, «коли в Крещенье метель, то и на Пасху метель». Если на Крещение собаки много лают – будет много зверя и дичи, а если поднимаются сильные вихри – к хорошему роению пчел.

© Babr24.com

URL: http://babr24.com/?ADE=101708
bytes: 9783 / 9783

Поделиться в соцсетях:

Приглашаем обсудить все новости в телеграм-форуме по ССЫЛКЕ.

Обсуждение статьи "Крещение Господне":

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Общество" (Главная)

Сергей Сокол: При строительстве жилья в зоне затопления необходимо учесть интересы всех пострадавших и особенно многодетных семей

Госкорпорация Ростех планирует уже осенью построить жилье для людей, пострадавших от паводка в Тулуне. Об этом заявил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол на выездном совещании по строительству поселка. В работе также приняли участие глава комитета по ...

Источник: Babr24

Общество, Недвижимость, Иркутск

22.07.2019

463

7

Минпромторг: цинизм пивных мерзавцев

Россия на распутье. Пока часть страны во главе с Минздравом борется за здоровье нации, другая её часть под предводительством Минпромторга воюет за налоговые поступления и экономическую состоятельность государства. Как выяснилось, здоровье с экономикой в нашей стране не сочетаются. Пощёчина ...

Автор: Соня Нореман

Источник: Babr24.com

Общество, Здоровье, Москва

22.07.2019

606

11

Пенсионеры из затопленного Прибайкалья получат деньги раньше срока

Пенсионеры, проживающие в зане паводка, получат выплаты за август раньше положенного срока. В восьми районах, пострадавших от наводнения, пенсии начнут выплачивать уже первого августа. В этих районах проживает 154 348 пенсионеров. Решение о досрочной выплате пенсии принято Правительством ...

Источник: Babr24.com

Общество, Иркутск

22.07.2019

348

8

Губернатор Левченко: Я ведь тоже недоволен!

На пресс-конференции 21 июня Сергей Левченко заявил, что записывал все замечания президента и уже приступил к их устранению. «Но я ведь тоже недоволен, что всё делается не так быстро, как хотелось бы! Видя, как люди работают с полной отдачей, на пределе сил, я не могу им говорить, что они ...

Источник: Babr24.com

Общество, Политика, Иркутск

22.07.2019

1488

11

Власти Прибайкалья хотят сдержать рост цен на жильё в зоне наводнения

В пострадавших от наводнения Нижнеудинске и Тулуне повысились цены на пригодное для проживания жилье, выставленное на продажу. Жители Тулуна рассказывают: до наводнения однокомнатная квартира в городе стоила 800 тысяч рублей, сейчас — один миллион 200 тысяч рублей. Губернатор Иркутской области ...

Источник: Babr24.com

Общество, Недвижимость, Иркутск

22.07.2019

567

15

Михаил Котюков высказался против скандального забора вокруг СФУ

Глава Минобрнауки Михаил Котюков неожиданно высказался против скандальных ограждений вокруг кампуса СФУ. Ранее против забора выступали студенты и преподаватели вуза, однако руководство университета проигнорировало их протесты. Свое мнение по поводу ограждений высказал Михаил Котюков во время ...

Автор: Александр Макаров

Источник: Babr24.com

Общество, Образование, Красноярск

22.07.2019

668

25

Сергей Левченко объяснил, почему президент улетел из Прибайкалья недовольным

На встрече с журналистами 21 июля губернатор Иркутской области Сергей Левченко прокомментировал итоги визита президента Владимира Путина в районы, пострадавшие от наводнения. Напомним, президент прилетел в Иркутскую область утром 19 июля. Весь день он осматривал пострадавшие от наводнения районы ...

Источник: Babr24.com

Общество, Гео, Иркутск

21.07.2019

4228

12

В пунктах долговременного размещения Иркутской области создадут 500 резервных мест

Для пострадавших от наводнения в Иркутской области создадут 500 резервных мест в пунктах длительного размещения. Около 200 мест будет выкуплено в санатории в Саянске, ещё 200 мест есть в санатории «Братское взморье», решается вопрос о ремонте общежития в Нижнеудинске. В регионе действует пять ...


Деньгина Наталья

Есиповский Игорь

Данилов Александр

Каминский Александр

Габидулина (Заозерная) Татьяна

Бронштейн Виктор

Варлашов Вячеслав

Мезенцев Дмитрий Федорович

Фомин Андрей

Тенигин Алексей