Крещение Господне

Автор: Наталья Шапарова,

Источник: © Babr24.com,

Общество, Мир

19.01.2012 18:00

5282

408

Православная церковь отмечает Крещение Господне 19 января (6 января по старому стилю). Этот великий праздник называют также Богоявлением, так как при крещении Христа в Иордане миру явилась Пресвятая Троица: «Бог возглашал с небес о Сыне, Сын крестился от святого предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя». Крещение – один из наиболее древних христианских праздников; о нем сообщается еще у Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.

В русских селах евангельское сказание о Крещении передавалось зачастую в довольно искаженном виде. Например, крестьяне рассказывали, как «ходила Госпожа Пречистая землею и светом, на руках носила своего Сына Христа Иисуса», и по дороге встретила «Крестителя-Ивана», предложив ему: «Ну-ка, Иван, кум мой, пойдем мы на воду Ердана, окрестим Христа, моего Сына!». Креститель согласился; но когда он начал крестить Иисуса, то страшно перепугался: «Обезумел Ердан, вода студена, не хочет вода принимать в себя; а весь лес на траву попадал; а взгляни-ка, кума, над собою: начетверо небо словно разломилось!». Богоматерь же на это ответствовала: «А не бойся, Иван, кум мой, вода ума не теряла, вода, кум мой, забрала себе силу, ибо от Христа она освятится; а лес – он Христу поклонился; а небо – оно не сломилось, ангелы небо растворили – поглядеть им, как Христа мы крестим». После этого «крестил святой Иван своего Иисуса-крестника: Иван Христа, а Христос – Ивана. Оттоле крещения и настали: все по милости великаго Бога, – да будет Он нам всегда в помощь!».

На Крещение, уверяла народная молва, солнце играет на восходе, приветствуя праздник и возвещая о том, что Христос принес в мир свет и радость.

В церковно-славянской традиции Крещение считалось праздником, по своей важности аналогичным Рождеству: на Рождество Господь явился в мир, но только на Крещение он явил свою божественную сущность. По библейской легенде, Иисус Христос в возрасте 30 лет крестился в священной реке Иордан и при этом «освятил естество вод»; так что главным событием Богоявления издревле было церковное освящение воды («Водокрещи»), производимое обычно на реке, в специальной проруби, которую называли «иордань».

Водосвятие считалось особо важным торжеством, к нему готовились с самого рассвета, а «иордань» и все сопутствующие сооружения нередко делали за несколько дней до торжества. Например, на Украине парни за неделю до праздника вырубали во льду «крест», обливали его свекольным квасом, а рядом лепили из снега «престол» и обставляли его свечами; перед престолом же возводили «царские врата» из хвойных веток. На Руси молодые мужчины готовили «ердань» за день до праздника, реже – в самые «Водохрещи»: испросив благословение у священника, они шли на реку, вырубали там прорубь («чашу»), вытесывали во льду крест, добавляли к нему подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и, вокруг всего этого, желоб для протока воды в «чашу». Подле «чаши» во время богослужения вставали причт и особый человек, который в нужный момент сильным ударом пробивал дно углубления; тогда вода фонтаном вырывалась из реки и устремлялась в «сияние», а когда «чаша» заполнялась водой, на поверхность всплывал длинный ледяной восьмиконечный крест. Хорошей приметой считалось, если вода переполняла «иордань»: крестьяне полагали, что это сулит обильный урожай, густые хлеба.

На водосвятие обычно собирались все местные жители, и после богослужения каждый старался зачерпнуть освященной воды, попить и умыться ею – для здоровья, красоты, счастья, удачи и пр. Многие даже купались, не смотря на холодную воду, раздевшись практически донага, так как считалось, что это на весь год предохраняет от болезней, порчи и всяких несчастий, очищает от грехов, дарует бодрость и удачу. Обязательно прыгали в прорубь те, кто рядился на святках и надевал «хари», чтобы очиститься, «смыть личину беса». Некоторые заменяли купание обливанием водой; например, так часто поступали женщины, «смывая грехи».

Так как вода из иордани считалась необычайно целебной и священной, ее обычно набирали в разные сосуды и потом хранили в течение целого года. Черпать ее начинали сразу же, как только священник опускал в воду крест; при этом крестьяне верили, что особой силой и святостью обладает та вода, которую почерпнули «сверху», из-за чего по окончании церемонии обычно начиналась страшная давка. Вернувшись с водосвятия, каждый хозяин со всей своей семьей отпивал несколько глотков богоявленской воды, а затем брал из-за иконы освященную вербу и кропил весь дом, дворовые постройки, людей, скот и т.д, полагая, что это предохранит хозяйство и всю семью от бед и напастей, болезней и пр. Таким образом еще и изгоняли нечистую силу, бегающую по земле на святках; в некоторых местах во время окропления хозяин даже приговаривал: «Вон, черт, из моего дома, тут Бог живет!». Кое-где освященную воду добавляли в корм скоту и в бочки с вином, а также вливали немного в колодцы, чтобы вода в них была свежей и чтобы ее не испоганили нечистые духи.

По завершении символического освящения вода обычно ставилась к образам, и в течение года ее применяли как универсальное лечебное средство, для снятия порчи и как оберег от всяких злых сил. При этом повсеместно считалось, что освященная вода не портится с течением времени и остается свежей, если только ее не коснется «нечистая рука»; а если заморозить эту воду, то на льду проступит изображение креста.

Вообще, святой в народе считалась не только вода из «иордани», но и всякая чистая проточная вода, так как считалось, что все источники на Крещение освящает сам Господь. Поэтому во многих местах принято было утром в день Богоявления, еще затемно, ходить за водой на реку, а потом умываться ею для красоты и здоровья. Впрочем, в некоторых местах запрещалось брать воду до водосвятия, так как считалось, что в это время можно ненароком «зачерпнуть беса».

У всех славян существовало поверье о том, что многие нечистые духи, и особенно сезонные демоны, обитают в воде вплоть до Богоявления. Например, в некоторых местах верили, что на Крещение из воды выскакивают куляши – маленькие чертенята разных цветов («почему не ходят по воду, чтобы не зачерпнуть куляша»). По другим поверьям, начиная с Рождества из воды выходят шуликуны – нечистые духи ростом с кулачок, вездесущие и проказливые; изо рта у них вырывается пламя, они имеют конские ноги и заостренную голову, носят белые кафтаны остроконечные шапки. Живут они ватажками в заброшенных постройках, либо в прорубях; в сумерках бегают по дорогам, толкутся на перекрестках и на льду, заводят пьяных, воруют неосвященную еду, проказят до самого Крещения, а потом уходят под воду. До Крещения в воде живут и черти, а после церковного освящения всякая нечистая сила в ужасе бежит прочь, поскольку святая вода жжет их, как огнем.

Обычно считалось, что изгнанные из воды бесы переселяются на старые вербы, в заброшенные постройки, а иногда и в человеческое жилье, даже вселяются в людей и скот; потому крестьяне и «святили» все хозяйство богоявленской водой, окуривали жилье, рисовали над всеми входами в дом кресты, преграждая путь злым силам. Западные славяне освящали в костеле мел, соль, чеснок и свечи, используя их в дальнейшем для защиты от злых духов; а в русских деревнях, выходя «писать кресты», хозяин брал с собой каравай хлеба, горсть кутьи и свечу, трижды обходил строения и чертил кресты на дверях, приговаривая: «Не я крещу, а Иван Креститель!». У болгар ритуальное окропление и освящение жилища производили особые группы девушек, а у западных славян по домам ходили священнослужители, после утренней службы в костеле благословлявшие дома (это называлось «церковная коляда»). В украинских и белорусских селах мужики после водосвятия стреляли из ружей – «расстреливали коляду», чтобы отогнать от жилища нечистых духов; а деревенские хозяйки в течение целой недели после праздника избегали полоскать белье в реке, где делали иордань, не только из почтения к освященной воде, но и опасаясь, что за белье ухватится и вылезет из воды нечистая сила, спасающаяся от животворного креста.

Защитой от злых духов в какой-то мере служили и костры, разводимые по дворам. Впрочем, этот огонь имел и другие функции: он символизировал возрождение солнца и свет, озаривший мир при Крещении Христа. На Руси, едва только начинал бить колокол к заутрени, крестьяне зажигали вязанки соломы перед избами, «чтобы Иисус Христос, крестившийся в Иордане, мог обогреться у огня». Еще считалось, что у таких костров греются души предков, покидающие землю по завершении святок.

У восточных славян к Крещения начиналась свадебная пора, а потому к самому празднику во многих местах приурочивали «девичьи смотрины», происходившие обычно в церкви во время литургии, либо на городской площади во время народных гуляний, когда матери катались с дочками на санях. В русских селах «смотрины» происходили сразу после водосвятия: все девушки на выданье, наряженные в лучшие платья и без рукавиц (чтобы видно было, не «зябкая» ли невеста), выстраивались около «иордани», а парни, нередко в сопровождении матерей, прохаживались между ними и присматривали себе супругу.

По дню Богоявления крестьяне традиционно судили о будущем урожае, погоде в наступающем году и т.п. Например, считалось, что теплый день, облачность, большой иней или мокрый снег предвещают хороший урожай: «На Богоявление день теплый – хлеб будет темный», «Коли на иордань пойдут в туман – хлеба будет много», «Теплое Крещение – густой хлеб», «На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясно – к недороду», и т.д. Метель и ветер на Богоявление предвещали также урожай грибов, орехов и ягод; ясный же и морозный день считали предвестником неурожая. По народному наблюдению, «коли в Крещенье метель, то и на Пасху метель». Если на Крещение собаки много лают – будет много зверя и дичи, а если поднимаются сильные вихри – к хорошему роению пчел.

© Babr24.com

URL: http://babr24.com/?ADE=101708
bytes: 9783 / 9783

Поделиться в соцсетях:

Приглашаем обсудить все новости в телеграм-форуме по ССЫЛКЕ.

Обсуждение статьи "Крещение Господне":

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Общество" (Главная)

«Военные уйдут из парка». Митинг против партизанской деревни в Улан-Удэ отменен

Митинг против военного центра в улан-удэнском парке «Юбилейный» отменен. Об этом 20 мая сообщила журналистка Евгения Балтатарова. «Военные уйдут из парка. 100 процентов. Партизанскую деревню возможно развернут на территории рынка “Фортуна”. Поэтому митинг на 30 число мы отменяем. Надеюсь, ...

Источник: Babr24.com

Общество, Армия, Бурятия

20.05.2019

328

8

Смех, грех и сюр. Дмитрий Разумов оплатит предвыборную агитацию за счет президентского гранта

К выборам в Думу Иркутска наиболее ушлые кандидаты начали готовиться заранее, потому что искушенного иркутского избирателя обещаниями детских садиков и дорог за душу не взять. Пока одни кандидаты на коленках рисуют план по захвату мандата в Думе, другие загодя не только придумали себе имидж, но и ...

Автор: Ася Коллонтай

Источник: Babr24.com

Общество, Иркутск

20.05.2019

804

15

Это победа! Циничные итоги «Евровидения»

В Израиле завершился конкурс «Евровидение-2019». Результаты самые что ни на есть ожидаемые: букмекеры оказались правы, кары за пляски и работу в Шаббат не последовало, Россия не победила. Многие по сложившейся у нас в стране традиции тут же активно попытались возложить ответственность на козни и ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Общество, Культура, Мир

19.05.2019

18749

13

Депутат Госдумы от Красноярского края отправлял странные комментарии журналистке

Журналистка канала ТВК Юлия Сорокина выложила на своей странице в Facebook скриншоты комментариев, которые ей отправлял депутат Госдумы от Красноярского края Юрий Швыткин. В подписи под снимками журналистка пишет: «Не спрашивайте меня, что это было. Я не знаю. Может быть, Юрий Николаевич ...

Источник: Babr24.com

Общество, Красноярск, Москва

19.05.2019

994

9

Красноярские власти заставят подрядчиков доделать спортивные объекты

Красноярцы в соцсетях после Универсиады разместили несколько фотографий объектов «Сопка» и «Радуга», а также левобережной развязки. В комментариях под фото жители краевого центра указывают на недостатки: асфальт на дорожках проваливается, грунт на склонах уполз вслед за растаявшим снегом, ...

Источник: Babr24.com

Общество, Красноярск

19.05.2019

490

10

Аудитория Telegram: 1% красноярцев и 0,8% иркутян

Сервис аналитики Telegram-каналов Tgstat провел исследование аудитории мессенджера. С 8 по 22 апреля было обработано 82 тысячи анкет. Ожидаемо, большинство пользователей – москвичи (36% опрошенных). На втором месте Петербург — 13%. 2,8% пользователей — екатеринбуржцы. Ровно 1% пользователей живет ...

Гринпис опасается, что дело о рубках в Туколони может развалиться

Руководитель лесного отдела Гринпис опасается, что дело о псевдо-санитарных рубках в заказнике Туколонь закончится ничем. Алексей Ярошенко поделился своими опасениями 17 мая на лесном форуме организации. Он уверен, что областные власти прямо заинтересованы в том, чтобы это дело развалилось. «… ...

Источник: Babr24.com

Общество, Экология, Иркутск

19.05.2019

901

10

В Иркутске прошел пикет обманутых вкладчиков АТБ

17 мая на площади имени Сперанского прошел пикет бывших вкладчиков Азиатско-тихоокеанского банка. Напомним, клиенты банка, вложившие деньги в векселя компании ФТК, лишились почти четырех миллиардов рублей. Вкладчики уже больше года не могут вернуть свои деньги. Фото и видео: ...

Источник: Babr24.com

Общество, Иркутск

19.05.2019

1025

9


Воронов Денис

Полонин Андрей

Варлашов Вячеслав

Куглянт Ольга

Стасюлевич Ольга

Наумов Игорь

Ханхалаев Евгений

Зырянов Владислав

Зубарев Виктор

Ильичев Виктор