Почитание св. Николая у славян

Автор: Наталья Шапарова,

Источник: © Babr24.com,

Общество, Мир

19.12.2011 15:38

28959

183

19 декабря по новому стилю (6 декабря ст.ст.) празднуется день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В народе этот день называется Николой Зимним или Миколой Холодным.

Святой Николай, угодник Божий и чудотворец, весьма почитался у всех славянских народов. Его считали самым старшим и самым близким к Господу святым, наиболее милостивым, вторым после Бога защитником людей; в сказании о святых ему полагалась даже особая молитва «о заступлении от всяких бед и несчастий». Святого Николая называли «спутником путешествующим и на море сущим правителем»; храмы его (церкви «Николы Мокрого») часто ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, и корабельщики нередко брали с собой икону этого угодника, чтобы в случае опасности попросить святого об избавлении от кораблекрушения и бурь. Крестьяне же исстари молились Николаю-угоднику об урожае, большом приплоде скота и всеобщем благополучии, полагая, что в свои праздники святитель лично спускается с небес и шествует по всей земле, обходя ее из конца в конец, а духи тьмы бегут от него прочь и мир очищается от всего нечистого.

О степени почитания святого Николая православной церковью можно судить уже по тому, что ему по четвергам каждой недели полагалась особая служба наряду с апостолами. Русские обращались к нему с молитвой едва ли не чаще, чем ко всем другим святым вместе взятым. В духовных стихах, распеваемых каликами перехожими, про святого Николая говорилось, что «он, чудотворец, Богом силен, он всем помощник», и что «хто Миколая любит, хто Миколаю служит, тому святый Миколае на всякий час помогае». Простые же крестьяне приговаривали: «Нет за нас поборника супротив Николы», «Попроси Николу, и он скажет Спасу» и т.д. В Четьи минеи (житиях святых) перечисляется множество богоугодных деяний, совершенных св. Николаем: «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего – восток и запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Пожалуй, ни одному святому на Руси не воздвигалось столько храмов, монастырей, церквей и соборов, как святому Николаю Чудотворцу. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI в., отмечал, что «русские, между святыми особенно почитая св. Николая, едва не воздают ему божеского поклонения; во имя его воздвигают они особенные храмы и рассказывают о нем много чудесного». Леклерк говорил, что «у русских св. Николай считается патроном их отечества» и что «русский люд даже верит, будто св. Николай Чудотворец мог бы быть Богом, но не захотел этой чести, и во всяком случае после Бога заступает первое место». Образ святителя Николая можно было увидеть практически в любом православном русском доме, перед ним молились во всех более или менее трудных обстоятельствах жизни.

Все дни, посвященные святому Николаю, считались в народе большими праздниками, отмечаемыми очень широко и торжественно. У русских одним из главных событий праздника Николы Зимнего были так называемые братчины, или никольщины, продолжавшиеся иногда несколько дней и представлявшие собой обильные пиршества с пивом и брагой из зерна нового урожая. Начинались никольщины обычно во время храмового праздника: все поселяне собирались в церковь, где служили молебны, ставили общую большую свечу святому Николаю, а затем готовили вскладчину трапезу на всех. Пиршество происходило обычно у часовни или сельской церкви, причем для него традиционно закалывали быка, которого специально к этому дню выращивали всем селом, либо покупали на общие деньги.

В принципе, никольские братчины могли устраиваться по-разному. Например, кое-где угощения выставляли по домам, для отдельных семей, причем молодежь в этом, как правило, не участвовала: это был праздник стариков и старших сыновей, наиболее уважаемых представителей дере¬вен¬ских родов. На никольские угощения съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи, хотя обычно в избранном и ограниченном числе; при этом отказ от складчины и уклонение от празднования порицались, и скупого домохозяина изводили насмешками в течение целого года. Гостей, являвшихся к празднику, традиционно потчевали свежесваренным пивом, приговаривая: «Холодненького с гвоздя».

От разгульных никольских братчин в народе возникли присловья: «В Николин день во всяком доме пиво», «Никольщина красна пивом да пирогами», «на Николин день зови друга, зови ворога, оба будут друзья», «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет», «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой», «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет» и т.п.

Исследователи полагают, что такие общинные пиры в честь Николая чудотворца были остатками языческих гульбищ, посвящавшихся древним богам. Предполагается, что святитель Николай в славянской традиции воспринял некоторые черты Велеса – «скотьего бога», связанного и с земледелием, и с подводно-подземным миром, и с душами умерших. Об этом говорят некоторые поверья и обычаи: например, украинцы считали св. Николая распорядителем волчьих стай, а у поляков Николой называли лесного духа, покровителя охотников. Крестьяне по окончании жатвы «завивали» последнюю горсть колосьев «на бороду» Велесу, Власию или Миколе. Мореходы, молившиеся св. Николаю о защите от бури и потопления, порой приносили ему жертвы, как языческому божеству; а на Онежском озере 6 декабря, в день «Николы Мокрого», старики-рыбаки делали из соломы человеческое чучело и в старой лодке отправляли по озеру, прося святого Николая принять эту жертву для озера.

В народных верованиях Николай-Угодник, милостивый земной святой, противопос¬тав¬лялся грозному небесному Илье-Проро¬ку точно так же, как Велес противопоставлялся Перуну-громовержцу. Так, например, во время пожаров, вызванных молниями гневного Ильи, огонь обходили с иконой св. Николая; ту же икону выносили и для того, чтобы унять град. В некоторых местах существовали даже народные рассказы о соперничестве этих двух «главных» святых. Известна, например, такая легенда: один мужик, посеяв рожь, поставил свечку Николаю-угоднику, помолившись ему о хорошем урожае; Илья разгневался на то, что не ему люди молятся, и решил выбить градом обильно уродившуюся рожь, но Николай вовремя посоветовал мужику «продать рожь не жамши», и тот послушался. Когда от града вся рожь полегла, Николай посоветовал купить ее обратно; мужик выкупил поле «почитай задаром», а Николай послал дождь и поднял рожь с земли, так что мужик собрал обильный урожай и заработал много денег, «а Илья так и остался ни с чем».

С Николина дня во многих местах традиционно начиналось сватовство; служили молебны те, кто задумал жениться сам или женить детей. Молодежь с Николы начинала готовиться к святочным посиделкам, мастерить маски и наряды для ряженья и т.д.

В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Кроме того, к празднику Николы Зимнего приурочивалась распродажа лишнего хлеба, отчего в народе говорили: «Цены на хлеб строит Никольский торг», «Никольский торг всему указ» и пр.

Другие пословицы и приметы, приурочивавшиеся ко дню св. Николая, касались преимущественно урожая, погоды и вообще состояния природы, например: «Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу весеннего», «Хвали зиму после Николина дня», «Первые серьезные морозы – Никольские», «Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять», «Иней на Николу – к урожаю», «Если на Николу день холодный и ясный – к хлебородному году», «Варвара мосты мостит, Савва гвозди вострит, а Никола прибивает», «На святого Николу зима с гвоздем ходит» и т.п.

© Babr24.com

URL: http://babr24.com/?ADE=100839
bytes: 8164 / 8164

Своя новость

Поделиться в соцсетях:

Обсуждение статьи "Почитание св. Николая у славян":


Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Общество" (Главная)

В Красноярске начался суд над бывшим главным экологом Еленой Вавиловой

13 ноября прошло первое слушание по делу Елены Вавиловой. Уголовное дело на министра природных ресурсов завели еще в сентябре 2015 года. Напомним, чиновницу обвиняют в превышении полномочий. С 2013 по 2015 годы древесина, находящаяся в собственности государства, продавалась третьим лицам. Доход от ...

Мальчик, пропавший 13 ноября в Иркутске, найден живым и невредимым

Ренат Шурыгин, который вечером 13 ноября ушел из школы и не дошел до дома, найден живым и невредимым. 14 ноября во второй половине дня полицейские нашли мальчика в подъезде новостройки в Ново-Ленино. Обнаружить ребенка помогли записи с камер наблюдения. Местные жители сообщили, что видели похожего ...

Мусорная безнадега Красноярска

Мусорная реформа, затеянная нашим мудрым Правительством, ни для кого не новость. С 1 января 2019 года все субъекты Российской Федерации перейдут на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Вещь крайне нужная, но столь же крайне не проработанная. Весь 2018 год вся страна ...

Автор: Илья Гартман

Источник: Babr24.com

Общество, Экология, Красноярск

14.11.2018

538

10

Американца-старовера из Красноярского края депортировали из страны

В Красноярском крае депортировали из страны американца Григория Касачева, который 20 лет прожил в старообрядческом поселении Чулково. В Россию мужчина переехал в 16 лет вместе с родителями. Семья решила не оформлять документы и жила в поселении по американским паспортам. Позже Григорий ...

Источник: Babr24.com

Общество, Красноярск

14.11.2018

410

9

Без вести пропавшего жителя Канска нашли в Бразилии на заработках

Сотрудники уголовного розыска Красноярского края отыскали без вести пропавшего 27-летнего жителя Канска в Бразилии. Мужчина пропал в феврале 2017 года. С заявлением в полицию обратилась его мать, сообщив, что сын не дает о себе знать. В ходе поисков сотрудники уголовного розыска выяснили, что ...

Источник: Babr24.com

Общество, Красноярск

14.11.2018

451

10

Миграционный отток населения Бурятии вырос почти на 50%

Отток населения из Бурятии с января по сентябрь 2018 года составил 2989 человек. Это выше значения соответствующего периода 2017 года на 48,2%. По информации Бурятстат, основная часть мигрантов - 98,5%, перемещалась в пределах России. Отток в зарубежные страны возрос на 75,5%. В границах Бурятии ...

Источник: Babr24.com

Общество, Бурятия

14.11.2018

2194

8

Прибайкальский район Бурятии лишился единственного роддома

В августе этого года в селе Турунтаево Бурятии закрыли родильное отделение – единственное в Прибайкальском районе. Причиной тому стало отсутствие акушера-гинеколога. Прежний врач ушел в декрет до 2020 года. Закрыли отделение однако не целиком – палата для экстренных родов все еще функционирует, ...

Источник: Babr24.com

Общество, Здоровье, Бурятия

13.11.2018

387

8

Центр святителя Иннокентия в Анге: пиар и разруха

Центр святителя Иннокентия в Анге - что бывает, когда строят элитные коттеджи посреди умирающего поселка. Бабр побеседовал с жителями поселка Анга - ровно через год после торжественного открытия просветительского центра. Видео: Богдан ...

Автор: Максим Бакулев

Источник: Babr24

Общество, Расследования, Религия, Иркутск

13.11.2018

5148

14


Маслодудов Димитрий

Ермолович Олег

Готовский Иван

Подпругина (Хорошая) Наталья

Матхеев Василий

Войцехович Елена

Воронов Денис

Королев Сергей