Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

10291

17.12.2011, 11:18

Народные праздники: Варварин день

День памяти великомученицы Варвары (Барбары) Илиопольской отмечается православными 17 декабря, а католиками – 4 декабря (по старому стилю). Согласно преданию, эта святая жила в III веке и была дочерью Диоскура, одного из знатнейших людей города Илиополя Финикийского.

Отец-язычник очень любил свою красавицу дочь и решил скрыть ее от посторонних глаз, заперев в высокой башне. Глядя из окон этой башни на прекрасный мир вокруг, Варвара самостоятельно пришла к мысли о существовании единого Творца, гораздо более могущественного, чем языческие идолы. Когда отец освободил дочь из заточения, чтобы она могла выбрать себе жениха, девушка познакомилась с местными христианками и тайно приняла крещение. Позже она попыталась обратить в христову веру своего отца, но Диоскур пришел в ярость, избил Варвару и передал ее правителю города Мартиану. Варвару долго и жестоко пытали, а затем отец лично обезглавил ее. Перед смертью мученица обратилась к Господу с молитвой: «О Царь, услышь меня рабу Твою и подай благодать Твою всякому человеку, который будет воспоминать меня и мои страдания, да не приближится к нему болезнь внезапная, и смерть нечаянная да не похитит его»; при этом послышался глас с небес, обещавший ей исполнение просимого. Диоскура же и Мартиана за совершенное злодеяние постигла небесная кара: оба они были поражены молнией. Мощи святой мученицы в VI веке были перенесены в Константинополь, а в 1108 году дочь византийского императора Алексея Комнина, княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Святополком Изяславичем, перевезла их в Киев.

Святая Варвара почиталась у всех славян как хранительница от внезапной смерти; на западе ее называли даже матерью исповеди (имея в виду, что она не дает умереть без покаяния всякому человеку, помолившемуся ей о том). Считалось даже, что Варвара может уберечь человека от неестественной, «нечистой» кончины (от ран, болезни, несчастного случая и т.п.) Так, в житии святой говорится, что во время страшной чумы 1710 года обитель Михай­ловская, где покоились мощи Варвары, «не видела ни одного мертвеца в своих стенах»; такое же чудесное заступничество великомученицы было явлено и в 1770 году, когда чума буквально опустошила Южную Россию. У славян-католиков святую Варвару считали покровительницей шахтеров, моряков и вообще всех тех, чья деятельность связана с риском для жизни; к ней взывали во время стихийных бедствий и мора, а девушки просили ее за своих суженых в армии. Русские в Сибири чтили Варварею Мучильницу как защитницу беременных женщин (так как «с брюхом ходить – смерть на вороту носить») и давали ей обеты при трудных родах.

У западных и южных славян день памяти великомученицы Барбары считался большим и важным торжеством, открывающим предрождественский цикл праздников и магически влияющим на благополучие в грядущем году. Например, у южных славян для обеспечения плодородия в Варварин день готовили особую кашу-«варицу» из зерен пшеницы, кукурузы, гороха и пр.; схожий обычай существовал и на Украине, где хозяйки варили кутью и «узвар», чтобы летом было изобилие хлеба и овощей.

Приготовление и поедание варицы сопровождались обычно ритуальными действиями. Например, у сербов по виду варящейся каши судили о будущем: бугры и вздутия считали признаками хорошего урожая, а трещины – знаком неурожая и засухи; появление ямочки в середине с плавающей горошиной считали предвестьем смерти хозяина дома, а ямки с восточной или западной стороны – смерти кого-то из домочадцев. Готовили кашу молча, либо читали своеобразные заговоры, призывающие плодородие, например: «Варица варилась, козочка котилась, окотила козочек, чтоб был загон полнее. Овечки ягнились, все ягнили ягняток. Коровы наши телились, сначала телочками, а потом бычками – пусть нам вспашут землю. Кобылы жеребились…» и т.д. Сербские молодки, отправляясь рано утром за водой к реке или источнику, бросали варицу в воду и приговаривали: «Доброе утро, водица! Вот тебе варица, а ты дай нам водицы и всякого счастья» (или: «мы тебе варицу, а ты нам водичку, ягнят, козлят», «вот тебе варицу, пусть будет большой колос до пояса, сноп большой, как поп» и т.п.).

Каша, сваренная в Варварин день, во многих местах считалась целебным средством. В Восточной Сербии, например, первыми варицу ели бесплодные и пожилые женщины - для здоровья; остатки же каши сохраняли как лекарство от болезней скота. В болгарских селах «варваринскую» кашу из фасоли ели «от шарки» (оспы), а пастухи давали ее скоту для защиты от мора.

У восточных славян и у болгар в день святой Варвары нередко готовили обрядовый хлеб, наделяемый примерно такими же чудесными свойствами, что и варица. Например, в белорусских селах в день св. Варвары ели пироги и вареники с маком, медом или коноплей, чтобы скот в хлеву хорошо велся. Болгары выпекали булочки-питки для здоровья людей и скота; в некоторых селах эти булочки и пресные лепешки мазали медом и раздавали на рассвете детям, а также соседям и прохожим на улице со словами: «Возьми ради святой Варвары и бабы Шарки [воплощения оспы], чтобы она была сладкой и медовой». Медовые питки и ракию также ставили на полку или на подоконник «для бабы Шарки», а кое-где накрывали целый столик с угощением, прибирали в доме и ночью не гасили свет, чтобы явившаяся через трубу «баба Шарка» приняла угощение и не оставляла своих следов на детях.

Некоторые обряды и поверья, приуроченные ко дню св. Варвары, были практически аналогичны тем, которые относились к празднику Рождества или Нового года. Например, у южных и западных славян в Варварин день по домам ходили полазники – ритуальные гости, приносящие удачу, благополучие и счастье. Нередко полазником выступал заранее приглашенный знакомый, который являлся в дом на рассвете, ворошил уголья в очаге и произносил какое-либо благопожелание, например: «Пришла св. Варвара с говядками, с цыплятками, с ребятками, чтобы и урожай, и здоровье, и счастье были в нашем доме»; после этого его усаживали за стол, угощали и одаривали. В Словении по домам ходили целые группы ребятишек (polažici), желавших хозяевам: «Дай вам Бог столько цыплят (телят, жеребят, поросят, мешков жита и т.д.), сколько на моей голове волосков!»; за это их одаривали сушеными фруктами, орехами, яблоками, даже деньгами, причем отказ полазникам в подарках считался грехом и мог повлечь за собой различные несчастья. В Чехии и Словакии обход домов нередко совершали ряженые – девочки-«Барборки», одетые в длинные белые платья; лицо они закрывали распущенными волосами, либо белыми платками, а в руках держали метлу и корзину с подарками. «Барборки» ходили по домам вечером 3 декабря, представлялись и сулили подарки за правильное поведение: «Мы – Барборки идем из далекого края и несем вам подарки. Несем, несем самые прекрасные подарки. Кто будет молиться, тому их дадим, а кто не будет, того отлупим» и т.п. Еще они пели о мучениях св. Барбары и обязательно спрашивали детей, молятся ли они Богу и слушаются ли родителей; после этого послушных детей «Барборки» награждали, а непослушных стегали прутиком или ударяли метлой.

Народные приметы и пословицы, относящиеся ко дню святой Варвары, касались преи­му­щест­венно погоды, причем в них зачастую обыгрывалось созвучие имени святой с глаголом «варить». Например, в русских и украинских селах говорили, что «к Варваре зима дорогу заварит», «на день святой Варвары зима мосты мостит», «Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает», «трещит Варуха, береги нос да ухо!» и т.п., имея в виду, что в это время наступают «варварины» морозы и устанавливается прочный зимний путь. Еще русские говорили, что «Варвара ночи урвала (украла), день приточила»; а болгары замечали, что на св. Варвару день и ночь «се заварват» (встречаются), и что «Варвара завървява празници» («с Варвары праздники начинаются»).

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

10291

17.12.2011, 11:18

URL: http://babr24.com/?ADE=100797

bytes: 7737 / 7737

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Агафье Лыковой построили новый дом

Знаменитая отшельница Агафья Лыкова, проживающая на таежной заимке в Хакасии, отправила письмо сибирскому промышленнику Олегу Дерипаске с просьбой помочь построить ей новый дом.

Лера Крышкина

ОбществоХакасия

2865

27.11.2020

У одиноких пожилых томичей теперь есть шанс найти семью

Есть такое выражение «Старику где тепло, там и родина». Под родиной тут подразумевается дом, место с благоприятными условиями для жизни. 26 ноября на заседании думы Томской области был принят закон о приёмных семьях для пенсионеров и инвалидов.

Андрей Игнатьев

ОбществоТомск

1723

27.11.2020

В новый год с новыми ценами. Почём будет выпить в 2021‑м

Приближается Новый год, а значит, по установленной Минфином традиции, россиян ждут новые цены на крепкий алкоголь и шампанское.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

11759

24.11.2020

«Команда героев» СУЭК вошла в шорт-лист Всероссийского проекта

В число финалистов Всероссийского проекта в области социальной ответственности «Героям – быть!» 2020 года вошла Сибирская угольная энергетическая компания.

Лера Крышкина

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск Бурятия Хакасия

6052

24.11.2020

Новый год в Томске будет дистанционным?

Коронавирус продолжает изменять нашу реальность. Разумеется, в худшую сторону. Новый год в Томске пройдёт тихо, по-домашнему. Во-первых, не будет традиционного салюта на Новособорной площади. Во-вторых, главную ёлку города томичи будут лицезреть на официальном (ёлочном) Youtube-канале.

Андрей Игнатьев

ОбществоЗдоровьеТомск

4195

23.11.2020

«Кто защитит от произвола ТГК-14?» Энергетики начали выходить на пикеты

Работники ТГК-14 провели одиночные пикеты: таким образом они выразили свое недовольство условиями работы и оплаты труда. Пикеты прошли у здания правительства и Народного Хурала Бурятии и мэрии Улан-Удэ 19 и 20 ноября.

Александр Макаров

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

6373

23.11.2020

ТГК-14: как «заработать» на пенсионерах, инвалидах и детях

ТГК-14 оказалась в центре очередного скандала: компанию снова уличили в незаконных начислениях платы за отопление. О новом случае произвола со стороны тепломонополиста стало известно уполномоченной по правам человека в Бурятии Юлии Жамбаловой.

Александр Макаров

ОбществоЭкономика и бизнесБурятия

6538

19.11.2020

Маленькие зарплаты, плохие условия: ТГК-14 ждут протесты?

Одиночные пикеты, протесты и забастовки — в профсоюзах сообщают, что среди работников ТГК-14 и «Бурятэнерго» нарастает недовольство из-за низких зарплат.

Александр Макаров

ОбществоЭкономика и бизнесБурятия

5794

12.11.2020

«Голые» трубы и старая ТЭЦ: почему Улан-Удэ не хватает тепла

Каждый год зимой жители Улан-Удэ сталкиваются с чуть теплыми батареями в своих квартирах. Разбираемся, в чем причины недогрева. Теплопотери из-за «голых» труб Недавно общественники проверили качество ремонта трех больших наземных участков трубопроводов и почти везде обнаружили недочеты.

Александр Макаров

ОбществоЖКХБурятия

3420

08.11.2020

Нам пишут. Ведомство Владимира Родионова: пенсионеры никому не нужны

Мы уже не раз писали о наплевательском отношении Министерства соцзащиты Иркутской области к пенсионерам, которые вынуждены регулярно ходить и собирать справки, чтобы получить полагающиеся им льготы по коммунальным платежам как ветеранам тыла, детям войны и другим категориям, о которых якобы ...

Лера Крышкина

ОбществоИркутск

4553

06.11.2020

Почему железногорские слушания — чистой воды профанация

Росатому понадобилось от железногорцев новое дружное «одобряем». В конце октября в ЗАТО Железногорск объявили общественные слушания по вопросу получения лицензии на эксплуатацию хранилища радиоактивных веществ. Речь идёт о хранилище для радия, упакованного в запаянные кварцевые ампулы.

Макс Веселов

ОбществоКрасноярск

2919

02.11.2020

Садово-электрические проделки

Садовые товарищества постепенно становятся из мест загородного отдыха местами юридических баталий и сражений за свои права.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

11978

19.10.2020

Лица Сибири

Орачевский Евгений

Аникин Валерий

Владимиров Владимир

Маковоз Олег

Безденежных Владимир

Батуев Цыденжап

Козюра Алексей

Лазебный Вадим

Беляков Анатолий

Касперович (Подгорная) Анна