Наталья Шапарова

© Babr24.com

РелигияМир

6024

13.12.2011, 14:44

Религиозные праздники: Андреев день у славян

Культ апостола Андрея в той или иной степени был распространен у всех славян, однако в большей степени Андреев день почитался западными и южными народами – сербами, болгарами, чехами и поляками. В католической традиции с 30 ноября начинается предрождественский пост - адвент.

У южных славян апостол Андрей считался повелителем волков и медведей, и даже посвященный ему день называли «зверовни дан», «мечкин дан» и т.п. По поверью, в этот день волки собираются в стаи и ищут добычу, а медведь бродит по лесу с раскрытой пастью и ищет святого Андрея. В Андреев день старались не отходить далеко от дома и совершали различные обряды, защищавшие людей, скот и урожай от диких зверей. Например, в сербских и болгарских селах «кормили» медведя и прочих хищников, для чего варили кукурузу и разные злаки, а затем кидали зерна в дымоход или по углам дома со словами: «Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не трогал сырую [не разорял кукурузное поле], не ел людей и скотину!». У сербов также клали три початка кукурузы на фруктовое дерево или на крышу дома «на ужин медведю», а утром приносили в дом надкусанные початки, говоря: «Вот медведь приходил и немного поел». Кое-где еще пекли специальный хлеб («мечкина повоjница»), чтобы «завязать челюсти медведю».

Начиная с Андреева дня, у южных славян вступали в силу ритуальные запреты, действующие вплоть до Нового года или Крещения, на все виды работ, связанных с прядением, ткачеством и вообще любым рукоделием; запрещалась также постройка заборов и изгородей, починка или создание новой обуви и пр. Нарушение запрета, по народному убеждению, каралось нападением хищников на людей и скот. Завершив к празднику работу, женщины составляли гребни для чесания пряжи зубьями, «чтобы у волков были закрыты челюсти», или водружали их на раскрытые ворота скотного двора и зажигали на них старые рождественские свечи, а затем прогоняли через ворота скот для защиты от волков.

Во многих местах Андреев день был тесно связан с магией плодородия и различными аграрными приметами и обрядами. Например, русские крестьяне вечером этого дня ходили «наслушивать» воду в реках, озерах и колодцах, полагая, что тихая вода предвещает хорошую зиму и урожай летом, а шумная – бури, морозы и метели. Болга­ры говорили, что со святого Андрея день начинает прирастать «на одно просяное зернышко» и все вокруг «ядренеет», прибавляет в росте; поэтому, чтобы посевы хорошо взошли, в Андреев день подавали к столу различные блюда из зерен, а остатки еды ссыпали курам, чтобы те лучше неслись. Пахари перед ужином подбрасывали вареные зерна в печную трубу, приговаривая: «Пусть так же высоко растет посеянное жито!». Вообще, Андреев день старались отметить как можно лучше: одевались во все новое и выставляли на стол обильное угощение, полагая, что тогда и весь год будет благополучным.

Во многих местах ко дню святого Андрея приурочивались ритуальные обходы, схожие с рождественскими и призванные обеспечить благополучие общины. Как правило, эта обязанность возлагалась на ребятишек (чаще всего мальчиков) или девушек: на заре Андреева дня они группами обходили село, поздравляя всех с праздником и желая разных благ (чтобы куры хорошо неслись, все живое росло и размножалось). Кое-где эти ритуальные гости-«полазники» водили с собой ряженого-«Андрея» (в большой шляпе, с мешком за плечами и посохом в руке) или носили чучело. В восточной Словакии девушки утром с поздра­вительными песнями обходили те дома, в которых жили мужчины по имени Андрей, и подносили им всем подарки, а кроме того, подбирали «невесту» для ряженого-«Андрея» и позже разыгрывали шуточную свадьбу.

Обычай устраивать «свадьбу Андрея» был, по всей видимости, связан с представлениями о святом Андрее как покровителе брака, олицетворении мужского начала. Само имя апостола в переводе с греческого означает «мужчина, муж»; и у славян посвященный ему день традиционно связывался с девичьими гаданиями и молитвами о замужестве. Многие девушки соблюдали пост накануне Андреева дня и просили святого даровать им хороших женихов. В западнославянских областях на св. Андрея совершались традиционные гадания, подобные святочным: девицы, в ожидании вещего сна, ставили под кровать миску с водой и расческой, либо подкладывали под подуш­ку щепоть кутьи или зеркало, пояс, щепку со двора избран­ника и пр.; на ощупь выбирали полено из поленницы (по его виду судили о характере будущего мужа) или приносили в дом охапку дров и считали их (парный счет – к замужеству); кричали в колодец, трясли забор или дерево, прижимались ухом к земле на перекрестке, чтобы по доносящимся звукам узнать свою судьбу; лили в воду воск или олово и по форме застывших кусочков судили о будущем; варили галушки с вложенными записочками с именами женихов; ставили в воду ветки фруктовых деревьев (если ветка распустится к Рождеству, то это к скорому вступлению в брак) и т.д. У белорусов и украинцев девушки «сеяли» лен или коноплю: разбрасывали семена у порога или вокруг кровати, либо выскакивали в одной сорочке во двор и сыпали вокруг хаты, на дороге или перекрестке, под окнами своего избранника и т.д., приговаривая: «Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду свадьбу играти»; разбросанные семена потом нередко «боронили» фартуком или юбкой, а затем уходили спать, ожидая вещего сна.

Канун Андреева дня в некоторых местах считался временем особой активности потусторонних сил. Например, гуцулы верили, что на св. Андрея нужно особенно опасаться ведьм, отбирающих молоко у коров; для защиты от них жгли на возвышенностях «андреевские» костры. Словацкая молодежь ночью перед Андреевым днем устраивала обрядовые бесчинства: выкрадывала из чужих дворов хозяйственную утварь (или все, что было необходимо для гаданий – дрова, посуду, муку и пр.), затыкала соломой трубы, снимала калитки, мазала двери и окна нечистотами и т.п.; подобные меры повсюду у славян служили для отпугивания злых духов. Кое-где бесчинства устраивали лишь у домов, где жили мужчины по имени Андрей; например, в некоторых селах разбивали о двери таких домов глиняные горшки.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

РелигияМир

6024

13.12.2011, 14:44

URL: http://babr24.com/?ADE=100628

bytes: 6039 / 6039

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Все на Пасху, или Компенсация коронавирусу за выходные

Президент России объявил в стране десять выходных дней, преподнеся сюрприз предпринимателям с их оплатой труда сотрудникам, организациям культуры с их графиком работы на майские праздники, образовательным учреждениям, чьи учебные планы полетели в тартарары.

Филипп Марков

РелигияРоссия

10339

30.04.2021

Итоги Синода: реабилитация причастия под прикрытием рециркулятора

Как только у святейшего предстоятеля Русской православной церкви Володи Гундяева отлегло от места, которым он восседает на патриаршем троне, мы вновь услышали пламенные речи о целительной силе христовых тайн и безопасности причастия.

Филипп Марков

РелигияРоссия

6312

19.04.2021

Фото дня. Выход в свет патриарха, или Маска как побочный эффект вакцины

13 апреля в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре прошло первое в текущем году заседание Священного синода Русской православной церкви. Данное собрание митрополитов РПЦ стало первым после начала пандемии, прошедшим в очном формате. Фото дня.

Филипп Марков

РелигияРоссия

14394

14.04.2021

В Бурятии Следственный комитет выяснит причину смерти Тензин-ламы

В Улан-Удэ умер влиятельный представитель дацана “Ринпоче Багша” Тензин-лама. По данным телеграм-каналов, сотрудники МВД квалифицируют случай как “самоубийство путем повешения”, но Следственный комитет (СК) начал свою проверку, чтобы достоверно выяснить причину смерти.

Виктор Кулагин

РелигияРасследованияБурятия

12162

31.03.2021

Апологетика от РПЦ: к большевикам за абортами

Результаты одного из последних исследований ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) не могли не встревожить руководство Русской православной церкви.

Филипп Марков

РелигияРоссия

15061

20.03.2021

Национализм от РПЦ: Дзержинский – антихрист и поляк!

Эстетически точно будет дерьмо. Павел Пучков о памятнике Невскому Русская православная церковь не осталась в стороне от дискуссии по поводу возможного возвращения на Лубянскую площадь в Москве памятника Феликсу Дзержинскому и варианта установки вместо него монумента Александру Невскому.

Филипп Марков

РелигияКультураРоссия

14990

04.03.2021

Святая вода – лучшая вакцина. Вклад РПЦ в победу над «короной»

Мало кто сомневался, что как только очередная волна коронавирусной инфекции пойдёт на спад, Русская православная церковь удержится от попыток примазаться к делу врачей и естественному затуханию инфекционного процесса, а то и вовсе перетянуть одеяло победы над вирусом на себя.

Филипп Марков

РелигияРоссия

7970

18.02.2021

Просветлённые богом – за Путина. Циркулярка от Кирилла

15 февраля Русская православная церковь отмечает не только Сретение Господне, но и так называемый День православной молодёжи, учреждённый в 1992 году.

Филипп Марков

РелигияПолитикаРоссия

11136

15.02.2021

Это страшное слово – «свобода», или Спасибо страстотерпцам за Победу

Деятели Русской православной церкви не устают удивлять оригинальными трактовками истории и использованием проповедей для поддержки действующей светской власти.

Филипп Марков

РелигияРоссия

7583

09.02.2021

Кто не пускает в мечеть иркутских мусульман: власти или вирус?

«Пост о возмущении по поводу происходящей ситуации вокруг Иркутской соборной мечети» написал на днях в «Инстаграме» один из ее прихожан, назвав свою публикацию «Мечеть и несправедливость».

Макар Громов

РелигияОбществоИркутск

10276

01.02.2021

Фото дня. Крещенское одиночество патриарха

Как сообщила пресс-служба патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 19 января святейший предстоятель совершил Божественную литургию в честь праздника Крещения Господня.

Филипп Марков

РелигияРоссия

9099

19.01.2021

Связь времён. Имя России, или На волнах патриаршей памяти

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл продемонстрировал прекрасную для своего возраста память, в деталях вспомнив масштабный телевизионный проект «Имя России», с момента завершения которого минуло 12 лет, и о котором, кроме патриарха, все давно забыли.

Филипп Марков

РелигияРоссия

11187

09.12.2020

Лица Сибири

Зимин Михаил

Цыганова Маргарита

Торопов Кирилл

Старцев Евгений

Кадыров Валерий

Манцивода Андрей

Корняков Михаил

Зырянов Владислав

Рукша Геннадий

Полуэктов Михаил