Наталья Шапарова

© Babr24.com

РелигияМир

5839

13.12.2011, 14:44

Религиозные праздники: Андреев день у славян

Культ апостола Андрея в той или иной степени был распространен у всех славян, однако в большей степени Андреев день почитался западными и южными народами – сербами, болгарами, чехами и поляками. В католической традиции с 30 ноября начинается предрождественский пост - адвент.

У южных славян апостол Андрей считался повелителем волков и медведей, и даже посвященный ему день называли «зверовни дан», «мечкин дан» и т.п. По поверью, в этот день волки собираются в стаи и ищут добычу, а медведь бродит по лесу с раскрытой пастью и ищет святого Андрея. В Андреев день старались не отходить далеко от дома и совершали различные обряды, защищавшие людей, скот и урожай от диких зверей. Например, в сербских и болгарских селах «кормили» медведя и прочих хищников, для чего варили кукурузу и разные злаки, а затем кидали зерна в дымоход или по углам дома со словами: «Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не трогал сырую [не разорял кукурузное поле], не ел людей и скотину!». У сербов также клали три початка кукурузы на фруктовое дерево или на крышу дома «на ужин медведю», а утром приносили в дом надкусанные початки, говоря: «Вот медведь приходил и немного поел». Кое-где еще пекли специальный хлеб («мечкина повоjница»), чтобы «завязать челюсти медведю».

Начиная с Андреева дня, у южных славян вступали в силу ритуальные запреты, действующие вплоть до Нового года или Крещения, на все виды работ, связанных с прядением, ткачеством и вообще любым рукоделием; запрещалась также постройка заборов и изгородей, починка или создание новой обуви и пр. Нарушение запрета, по народному убеждению, каралось нападением хищников на людей и скот. Завершив к празднику работу, женщины составляли гребни для чесания пряжи зубьями, «чтобы у волков были закрыты челюсти», или водружали их на раскрытые ворота скотного двора и зажигали на них старые рождественские свечи, а затем прогоняли через ворота скот для защиты от волков.

Во многих местах Андреев день был тесно связан с магией плодородия и различными аграрными приметами и обрядами. Например, русские крестьяне вечером этого дня ходили «наслушивать» воду в реках, озерах и колодцах, полагая, что тихая вода предвещает хорошую зиму и урожай летом, а шумная – бури, морозы и метели. Болга­ры говорили, что со святого Андрея день начинает прирастать «на одно просяное зернышко» и все вокруг «ядренеет», прибавляет в росте; поэтому, чтобы посевы хорошо взошли, в Андреев день подавали к столу различные блюда из зерен, а остатки еды ссыпали курам, чтобы те лучше неслись. Пахари перед ужином подбрасывали вареные зерна в печную трубу, приговаривая: «Пусть так же высоко растет посеянное жито!». Вообще, Андреев день старались отметить как можно лучше: одевались во все новое и выставляли на стол обильное угощение, полагая, что тогда и весь год будет благополучным.

Во многих местах ко дню святого Андрея приурочивались ритуальные обходы, схожие с рождественскими и призванные обеспечить благополучие общины. Как правило, эта обязанность возлагалась на ребятишек (чаще всего мальчиков) или девушек: на заре Андреева дня они группами обходили село, поздравляя всех с праздником и желая разных благ (чтобы куры хорошо неслись, все живое росло и размножалось). Кое-где эти ритуальные гости-«полазники» водили с собой ряженого-«Андрея» (в большой шляпе, с мешком за плечами и посохом в руке) или носили чучело. В восточной Словакии девушки утром с поздра­вительными песнями обходили те дома, в которых жили мужчины по имени Андрей, и подносили им всем подарки, а кроме того, подбирали «невесту» для ряженого-«Андрея» и позже разыгрывали шуточную свадьбу.

Обычай устраивать «свадьбу Андрея» был, по всей видимости, связан с представлениями о святом Андрее как покровителе брака, олицетворении мужского начала. Само имя апостола в переводе с греческого означает «мужчина, муж»; и у славян посвященный ему день традиционно связывался с девичьими гаданиями и молитвами о замужестве. Многие девушки соблюдали пост накануне Андреева дня и просили святого даровать им хороших женихов. В западнославянских областях на св. Андрея совершались традиционные гадания, подобные святочным: девицы, в ожидании вещего сна, ставили под кровать миску с водой и расческой, либо подкладывали под подуш­ку щепоть кутьи или зеркало, пояс, щепку со двора избран­ника и пр.; на ощупь выбирали полено из поленницы (по его виду судили о характере будущего мужа) или приносили в дом охапку дров и считали их (парный счет – к замужеству); кричали в колодец, трясли забор или дерево, прижимались ухом к земле на перекрестке, чтобы по доносящимся звукам узнать свою судьбу; лили в воду воск или олово и по форме застывших кусочков судили о будущем; варили галушки с вложенными записочками с именами женихов; ставили в воду ветки фруктовых деревьев (если ветка распустится к Рождеству, то это к скорому вступлению в брак) и т.д. У белорусов и украинцев девушки «сеяли» лен или коноплю: разбрасывали семена у порога или вокруг кровати, либо выскакивали в одной сорочке во двор и сыпали вокруг хаты, на дороге или перекрестке, под окнами своего избранника и т.д., приговаривая: «Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду свадьбу играти»; разбросанные семена потом нередко «боронили» фартуком или юбкой, а затем уходили спать, ожидая вещего сна.

Канун Андреева дня в некоторых местах считался временем особой активности потусторонних сил. Например, гуцулы верили, что на св. Андрея нужно особенно опасаться ведьм, отбирающих молоко у коров; для защиты от них жгли на возвышенностях «андреевские» костры. Словацкая молодежь ночью перед Андреевым днем устраивала обрядовые бесчинства: выкрадывала из чужих дворов хозяйственную утварь (или все, что было необходимо для гаданий – дрова, посуду, муку и пр.), затыкала соломой трубы, снимала калитки, мазала двери и окна нечистотами и т.п.; подобные меры повсюду у славян служили для отпугивания злых духов. Кое-где бесчинства устраивали лишь у домов, где жили мужчины по имени Андрей; например, в некоторых селах разбивали о двери таких домов глиняные горшки.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

РелигияМир

5839

13.12.2011, 14:44

URL: http://babr24.com/?ADE=100628

bytes: 6039 / 6039

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Видео дня. За сроки Путина открытым текстом

Массовые выезды членов УИК в монастыри и поголовная мобилизация их обитателей стала ещё одной отличительной чертой голосования за поправки в Конституцию.

Филипп Марков

РелигияПолитикаРоссия

10322

30.06.2020

Фото дня. Стройными рядами за Бога и Путина

29 июня в сеть попала историческая фотография, на которой запечатлена процедура голосования за поправки в Конституцию на территории Свято-Елисаветинского женского монастыря в Калининградской области.

Филипп Марков

РелигияПолитикаРоссия

10660

29.06.2020

Бог с ними: РПЦ топит за поправки

Чего хочет Путин, того хочет Бог. Именно так в современной православной России можно перефразировать известную французскую пословицу.

Филипп Марков

РелигияПолитикаРоссия

11787

23.06.2020

Скандал в Бурятии: Хамбо лама ответил на обвинения в краже научного проекта

Громкая история вокруг многомиллионного научного проекта по селекции аборигенной бурятской породы коров получила продолжение. Лидер Буддийской традиционной сангхи России Хамбо лама Дамба Аюшеев ответил на обвинения биолога Булата Лхасаранова.

Андрей Светлов

РелигияНаука и техникаСкандалыБурятия

5412

08.06.2020

Скандал: ученый обвинил лидера буддистов России в краже многомиллионного проекта

Кандидат биологических наук Булат Лхасаранов выдвинул серьезные обвинения в адрес Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Биолог заявил, что лидер буддистов России присвоил его крупный научный проект и 70 миллионов рублей, выделенных правительством Бурятии.

Андрей Светлов

РелигияНаука и техникаСкандалыБурятия Россия

9254

05.06.2020

РПЦ и коронавирус. Призванные ко Господу, или Ни дня без отошедшего 2

Вот уже пять дней Рабочая группа по коронавирусу при патриархе Московском и всея Руси не сообщает об уходах из жизни от морового поветрия деятелей Русской православной церкви. Вирус косит РПЦ.

Филипп Марков

РелигияРоссия

18768

21.05.2020

РПЦ и коронавирус: мученическая смерть в келье

13 мая стало известно о кончине от коронавирусной инфекции иеромонаха Петра Грибова – клирика Шуйской епархии Ивановской митрополии и насельника монастыря Животворящего Креста Господня.

Филипп Марков

РелигияРоссия

14460

15.05.2020

Лицемерие иерея: запрет абортов в борьбе с коронавирусом

Мы бы сильно удивились, если бы некоторые деятели Русской православной церкви, терпящей невиданные финансовые и репутационные потери на фоне эпидемии коронавируса, не попытались привлечь инфекцию к решению своих наболевших вопросов или хотя бы «похайповать» на громкой теме.

Соня Нореман

РелигияЗдоровьеРоссия

6180

04.05.2020

Вирус косит РПЦ. Виноваты бог и прихожане

В Русской православной церкви, особенно в Московской епархии, продолжает бушевать коронавирусная инфекция. Процент заболевших среди столичных клириков по отношению к их количеству значительно превышает процент общего числа заболевших к населению страны.

Филипп Марков

РелигияРоссия

17317

30.04.2020

РПЦ и коронавирус: церковный мор и стрелочник Кирилл

Настал момент, когда можно с уверенностью констатировать, что Господь не защищает «своих», а коронавирус не слишком разборчив в вероисповедании жертв. Перечислим лишь некоторые факты, приведшие нас к этому выводу.

Филипп Марков

РелигияРоссия

17970

28.04.2020

Вирус косит РПЦ. Первая смерть

Первая смерть от морового поветрия в лице коронавирусной инфекции зафиксирована в стане Русской православной церкви.

Филипп Марков

РелигияОбществоРоссия

16965

22.04.2020

Религиозная "самоизоляция" Саянской епархии

«Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.» Евангелие от Марка, 11.17 Весна 2020 года стала, возможно, самым сложным для России с «лихих 90-х» временным отрезком, напрямую влияя на все сферы экономики и сферы жизнедеятельности.

Леонид Улих, социальный эколог

РелигияРасследованияЗдоровьеИркутск

29246

18.04.2020

Смарт: Бабр для умных

Что изменится с июля

Ключевые изменения в жизни россиян, которые произойдут в июле, — в традиционном обзоре SmartBabr. Индексация коммунальных тарифов Если есть в России незыблемые вещи, то ежегодная индексация тарифов на ЖКХ-услуги — из их числа.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

2868

01.07.2020

Сбербанк «забронзовел»?

Сбербанк — безоговорочный гегемон на рынке банковских услуг. Последние события показали, что банк пользуется своим доминирующим положением — но не в пользу своих клиентов, которых окружает комиссиями и заморочками.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

3771

21.06.2020

Пьяное вождение: что светит

Инцидент с известным актёром Михаилом Ефремовым, который в состоянии алкогольного опьянения устроил ДТП со смертельным исходом, поднял вопрос о наказании для водителей, садящихся за руль пьяными. Актёр на большой скорости выехал на встречную полосу и врезался в фургон.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

7011

10.06.2020

На второй чаше весов. Крупнейшие экологические катастрофы

Увы, на второй чаше весов научно-технического прогресса и развития промышленности лежит сохранность и целостность природы, а порой и человеческие жизни.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

2132

09.07.2020

Подоходный налог: от подушной подати до популистской импровизации Путина

23 июня, во время обращения к нации, Владимир Путин объявил о введении в России дифференцированной шкалы налогообложения. Те, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год, будут платить налог на доходы физических лиц по ставке 15% вместо 13%.

Алиса Беглова

Интернет и ИТРоссия

2923

27.06.2020

Лица Сибири

Лабыгин Андрей

Гергенов Михаил

Колмаченко Василий

Парцей Петр

Ашуркова Юлия

Сафронов Александр

Тарабан Наталья

Бендлин Татьяна

Цубсберг Виктор

Будаев Зоригто