Алиса Никольская

© Частный корреспондент

КультураМир

3853

30.06.2009, 22:25

Русские фильмы для новых русских?

Конкурс 31-го ММКФ был богат на русское кино — представлены сразу четыре картины. Сделанные сплошь мэтрами: Кирой Муратовой, Кареном Шахназаровым, Александром Прошкиным, Николаем Досталем. Такой десант не может не впечатлить. Но лишь на первый взгляд. Потому что фильмы оказались очень разными по качеству.

Любопытно, что только один из режиссёров — Кира Муратова, представленная, вообще-то, от Украины, но по традиции считающаяся «нашей», — в своей работе обратился к дню сегодняшнему.

Остальные предпочли изучать недавнее прошлое. Двадцатый век. «Чудо» Александра Прошкина — о событиях годов 50-х, с тщательно соблюдённым антуражем.

Примерно это же время показано и у Николая Досталя в фильме «Петя по дороге в царствие небесное». А у Карена Шахназарова в «Палате номер шесть», несмотря на названный героем 2007 год, получилось скорее безвременье.

Интересуют мэтров, конечно, вещи глобальные. Общие. Религия, нравственность, душевное здоровье или же нездоровье. И рассказывают они обо всём этом всерьёз, погружаясь с головой, воссоздавая подробности.

И, сколь ни огорчительно, — опять же кроме Киры Муратовой — без тени юмора и иронии. Хотя говорить на такие темы прямолинейно довольно опасно.

Происшествие, которое все заметили

По общему впечатлению «Чудо» Александра Прошкина напоминает «Юрьев день» Кирилла Серебренникова. Даром что сценарист у них один — Юрий Арабов.

Классик. Уже который раз выдающий историю с яростным религиозным уклоном. Причём основанную, как говорят, на реальных событиях: в провинциальном городке девушка, решив потанцевать с иконой, застыла столбом и простояла почти четыре месяца. Переполошив тем самым не только местных жителей, но и всю страну вплоть до самых «верхов».

«Юрьев день» был сложносочинённой, символической картиной, «Чудо» гораздо проще. Линейнее. По изобразительному ряду и смысловому.

Кирилл Серебренников старался переосмыслить сценарий, создать на его основе свою историю. Как у него это получилось и не получилось — другой вопрос.

Александр Прошкин следует сценарию послушно. Авторская позиция режиссёра деликатно уведена на второй план. Не чувствуется его заинтересованности в собственной истории.

В фильме много нестыковок. Неувязок. Главным образом сюжетных. Почти все линии начаты и брошены, ни один персонаж не показан в развитии. Отчего, например, местный батюшка (в экстравагантном исполнении Виктора Шамирова) ни с того ни с сего покидает семью и убегает из города?

Почему герой Сергея Маковецкого, местный «уполномоченный по делам религий», сначала требует от батюшки объяснить народу, что никакого чуда не было, а потом это самое чудо ему демонстрирует, доводя тем самым до обморока?

И отчего он вдруг к финалу остаётся без глаза? Куда бесследно исчезает герой Константина Хабенского, столичный журналист, подвергшийся увольнению из-за «неправильной» статьи про чудо?

Что за странная форма у героя Виталия Кищенко, провинциального милиционера, — он выглядит как белогвардейский офицер? И таких вопросов ещё много.

Смотреть «Чудо» неприятно. Из-за его расплывчатости и бесформенности. Невнятности. Религиозного пафоса. Так и видится указующий перст, из-за растёкшегося смысла непонятно на что направленный. После мощной предыдущей картины Прошкина «Живи и помни» «Чудо» существенное разочарование.

Несколько схожа с «Чудом» работа Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное». Действие тоже происходит в провинции — в посёлке Кандалакша.

Здесь тоже есть своё чудо, вернее, чудик — юноша Петя, тихий помешанный, вообразивший себя инспектором ГАИ и жаждущий активно участвовать во всех происходящих вокруг событиях.

И вроде поначалу не поймёшь, что он не в себе, — глаза ясные, мысли внятные, помыслы благородные. К тому же весь посёлок ему подыгрывает — по-доброму.

Дебютант Егор Павлов держит на себе большую часть картины. Хотя хороших актёрских работ в фильме много: Роман Мадянов — сердитый ревнивый полковник ГБ, Александр Коршунов — харизматичный начальник местного строительства, Евгений Редько — молчаливый доктор с множеством секретов.

Превосходный оператор Алишер Хамидходжаев создаёт красивую, словно облачную картинку, приглушая цвета. И всё бы замечательно. Столько качественных составляющих. А фильм в результате получается ни о чём. Словно фрагмент хроники из жизни посёлка вырезали и пустили отдельно. Без начала и без конца.

Анти-Диккенс

Новый фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» заявлен как «святочная история». Рождественская сказка. Двое сирот, мальчик и девочка, бродят по городу, сначала в поисках где-то существующих отцов, а потом с банальной целью поесть и укрыться от холода. Жанр, для Муратовой необычный.

Вот она и переворачивает его по-своему.

«Мелодия» — это потрясающий своей точностью и расцвеченный эксцентричностью срез нашей сегодняшней жизни. Общества. Зацикленного на себе и не видящего дальше своего носа. Поразительно подмеченные подробности — множество подробностей — складываются в единую картинку, с виньетками по периметру и с леденящим ужасом внутри. Муратова, как математик, всё раскладывает по полочкам и не позволяет себе ни грамма сочувствия.

Картину можно пересказывать по кадрам — настолько каждый из них впечатляет. Как и каждый найденный типаж.

Вот вокзальная толчея, телефонный пятачок. Много людей, каждый говорит по мобильному, перекрикивая всех, кто рядом. Дама в золотых перчатках рассказывает о своём надоевшем ухажёре, тип в светлом пальто докладывает о несбывшихся надеждах.

А рядом, на лесенке, сидит мальчик с ангельским лицом и читает — тоже в трубку — стихи об Иисусе.

Вот в доме с резными перилами парочка немолодых интеллигентов спускается по лестнице и выпевает свой диалог, как в опере: «Дорогая, осторожнее, ты наступила в говно-о!» — с нежнейшей интонацией сообщает мужчина своей спутнице. И ручками так поводит — ля-ля-ля.

Вот Рената Литвинова в костюме феи разыскивает мальчика, купленного для неё состоятельным супругом, а не найдя, вздыхает и возносится в небеса на лифте.

А вот бьющий наотмашь финал, где резвые украинские рабочие, подобно библейским волхвам, обнаруживают в колыбели своего спасителя — только не родившегося, а умершего.

Мир, по которому блуждают двое сирот, страшен. Он скалится ярко накрашенным ртом, ухмыляется, подмигивает, сталкивая героев в очередную яму.

Иногда кажется — вот-вот блеснёт надежда. Вдруг булочка, слетевшая с подноса у нерасторопного рабочего, окажется в руках голодного ребёнка? Вдруг дверь подъезда всё-таки откроется и детям будет где скоротать ночь? Чуть-чуть. На краешке. Но — нет. Не будет этого. Не дождётесь.

Без доктора

Фильм Киры Муратовой, при всей его вымышленности, отражает нашу жизнь с беспристрастностью документалиста. А вот Карен Шахназаров, снимая свою «Палату номер шесть» в приёме документального кино, оказывается в плену фальши.

Говорят, сценарий «Палаты» дожидался своего часа 20 лет. То ли он успел безнадёжно устареть, то ли режиссёрский ход уже не нов, но впечатление «Палата» производит более чем странное.

Осовременивание чеховского сюжета, перенос в наши дни не работает. Получается нечто недоразвитое: то ли хроника из жизни клиники небольшого города, то ли «театр в кино».

Дабы добиться достоверности, Шахназаров снял в фильме настоящих душевнобольных. А для нужных сцен «внедрил» в эту среду нескольких актёров. Видимо, думал стереть грань, чтоб получилось однородно. Не получилось.

Алексей Вертков, играющий Ивана Громова, «главного сумасшедшего» в чеховской повести, отличный актёр. Но — актёр. Со своей манерой, с ярко выраженной театральностью в исполнении.

В результате диалоги Громова и доктора Рагина — Владимира Ильина становятся некими островками театра, помещёнными почему-то в реальную среду. Словно бы два актёра остановились посреди улицы и начали разыгрывать сцену.

История доктора Рагина тоже не удалась. Построена она якобы на воспоминаниях — друга, домработницы, преемника. Воспоминания эти призваны показать, каким хорошим был доктор и как он стал меняться, уйдя в результате в безумие.

Но ничего нет — ни перемен, ни угасшего рассудка. Есть рассуждения. Без интонаций, настроения. Пустые. А собственно доктора в фильме так мало, что и не уследишь, что с ним произошло и почему.

Несмотря на то что создатели фильма настаивали на близости своей затеи к первоисточнику, нет в «Палате» ни жёсткости и безысходности, ни блеска характеров, ни эмоциональной насыщенности чеховской повести.

Есть отстранённо-заунывное повествование с чисто формальной развязкой. И нелепым постскриптумом, где некая женщина рассказывает о докторе, а камера долго смотрит на её дочерей, одна из которых диковато улыбается, а с другой случается смеховая истерика. Зачем это нужно — тайна.

На пресс-конференции после показа была озвучена мысль, что этот эпизод «должен давать зрителю надежду». Но это уж слишком глубокая мысль. Нам не понять.

Алиса Никольская

© Частный корреспондент

КультураМир

3853

30.06.2009, 22:25

URL: https://babr24.com/?ADE=78974

bytes: 8923 / 8902

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

3705

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

2575

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

2761

25.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

4135

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

3968

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

4151

24.04.2024

Монгольский павильон в Венеции: символизируя настоящее из будущего

20 апреля в Венеции стартовала 60-я биеннале современного искусства. Юбилейное мероприятие проходит под заголовком «Чужестранцы повсюду». В числе 88 стран, представленных на этой платформе, особенное внимание привлекает к себе монгольский павильон.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия

10465

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

12674

23.04.2024

Бабродвиж в Новосибирске: спектакль «Братишки», концерт «Сокровища восемнадцати струн» и балет «Анюта»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 24 по 30 апреля жители и гости города смогут посетить мастер-классы, концерты и спектакли.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

6673

23.04.2024

Счастье до смерти. Лучшее от Набокова к юбилею автора

Моя голова разговаривает по‑английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по‑французски.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

11164

23.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5602

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8965

22.04.2024

Лица Сибири

Бердников Александр Васильевич

Широглазов Андрей

Брежнева Ирина

Костовский Анатолий

Ботоев Борис

Мясников Дмитрий

Казакевич Анатолий

Жвачкин Сергей

Цыденов Алексей

Таевский Дмитрий