Перевод: Сергей Садыков

© Сохраним Тибет!

Религия Мир

2559

19.01.2006, 14:02

Как не попасть к дьяволу на крючок? Размышления Стивена Бэчелора

Стивен Бэчелор, бывший монах тибетской и дзенской традиций, пишущий редактор журнала «Tricicle magazine» и автор бестселлера «Buddhism Without Beliefs (Буддизм без предубеждений)». Недавно вышла в свет его книга «Living With the Devil (Жизнь с дьяволом)».

***

Давайте сразу уточним, ведь Вы говорите о дьяволе не как о существе, переродившимся таковым, верно?

Верно. Я не говорю о дьяволе, как о некой твари с рогами, копытами и хвостом.

Тогда что представляет собой эта метафора?

В буддизме слово Мара, обозначающее дьявола, дословно значит "убийца", то есть буквально тот, кто фактически ведёт нашу жизнь к концу и, таким образом, очень эффективно препятствует осуществлению предназначения нашей жизни. Например, Будда говорит, что мы попадаемся в ловушку Мары, попадаемся Маре на крючок. Говоря метафорически, и мы можем попасть в эту ловушку в состоянии, скажем, страха или паранойи. Мы чувствуем себя, как бабочка на булавке и ощущаем свою неспособность реально выйти из сложившейся ситуации.

Когда речь идет о наиболее распространенных образах дьявола в виде жестокого изворотливого тирана, демона, или домового нам следует думать не о внешней форме, а о том, что мы почувствуем, если попадем в его лапы. Кто-то испытает мучения, кто-то почувствует себя связанным, а кто-то загнанным в угол и побежденным. Для меня демоническое, или дьявол, - это способ выразить то экзистенциальное чувство, которое появляется у нас, когда движение нашей жизни как бы останавливается.

Есть ли в буддийском взгляде на дьявола что-то, что отличает его от христианского, иудейского, или мусульманского воззрения?

Да, есть. Буддизм действует не в рамках теистической системы взглядов. Целью буддизма является скорее поиск и обретение жизненного пути, который позволяет усовершенствовать ваше понимание свободы, почувствовать себя не связанным, не пойманным в ловушку. При этом ответственность за это ложится на ваши плечи, а буддийские практики являются теми эффективными стратегиями и инструментами, посредством которых можно научиться работать с этими силами.

Конечно в иудейской, христианской и исламской традициях тоже есть медитации. Однако, я думаю, что буддизм придает гораздо больше значения этим видам упражнений и не уделяет такого внимания преодолению демонической сущности путем поручения себя богу или открытия своей души божественному. Таким образом язык очень отличается.

В какой мере разнится конкретный опыт каждого человека, я думаю, до некоторой степени открытый вопрос. Часто, когда я встречаюсь с христианами или людьми других верований, я сразу чувствую, что между нами много общего, и мне кажется, что, несмотря на языковое различие, мы фактически приходим из очень похожих систем.

В своей книге вы цитируете Будду: "Когда человек воспринимает иллюзорное как нечто, существующее реально, Мара стоит за его спиной". Какова взаимосвязь между цеплянием за реальное существование явлений, привязанностью и этим качеством зла?

Для буддиста корень зла лежит в специфическом «замыкании», которое происходит из нашего стремления сохранить чувство собственного «я», ощущение себя как отдельной, изолированной клетки, лишенной связи с сетью взаимоотношений, из которых она произошла. Когда Будда говорит о цеплянии за реальное существование своего «я», мне кажется, он имеет в виду почти инстинктивное свойство сознания, вероятно, нейробиологическое по сути своей – это стремление к выживанию, к индивидуальности, чему-то, что придаёт ощущение не связанности с общим потоком жизни, что даёт иллюзию отдельности и безопасности. В действительности же это достигается ценой фактического отрезания нас от самой жизни.

Мне очень нравится в буддийской традиции сравнение Мары, демонического начала, с индийским богом Намуки - богом засухи в Ведах. Мара предстает как то, что не позволяет водам жизни течь свободно. Я думаю, что это очень созвучный образ. Зло – в основном то, к чему мы склонны вследствие эгоизма, вследствие проецирования негатива на «другого», и проистекает оно от нашего желания ухватиться, уцепиться за что-то, что нам представляется реальным, в стремлении сохранить свое «я».

Можно эту мысль распространить и на стремление к идентификации себя как части нации. Здесь мы тоже пытаемся ухватиться за иллюзию нашей общности как американцев, англичан, иранцев, за что-то, что отличает нас от не американцев, не британцев и не иранцев. При этом мы раскалываем мир на резко поляризованные противоположности, в которых всё, что нам представляется плохим, мы отсылаем вовне, а всё хорошее так или иначе отождествляем с тем, что считаем «своим».

Если это стремление ухватиться за иллюзорное присуще нам, то как нам его преодолеть?

Буддизм пытается преодолеть зло через процесс фактического ослабления этой хватки, через последовательное постижение того, что само понятие зла неотделимо от понятия добра и что они, скорее, являются двумя полюсами в пределах одного континуума, чем отдельными противоположностями.

Будда преодолевает Мару не посредством его удаления или устранения, но через глубокое понимание природы условий, в которых он сам находится. Свобода приходит, когда мы постигаем функционирование этих процессов – не только теологически, или концептуально, но и на глубоко интуитивном уровне, на котором радикально изменяется наше отношение к цеплянию за иллюзорное.

Способ достичь этого - упражняться посредством медитации, размышления, молитвы, любых доступных нам средств, чтобы открыть для себя возможность не цепляться за иллюзию. Вы сознательно приучаете себя видеть мир, как сказал бы буддист, непостоянным, ненадежным, безличным, лишенным «я».

Изменяя своё восприятие, вы также преобразуете своё эмоциональное отношение к себе и своей жизни. Взаимодействуя с Марой, Будда почти неизбежно в конце диалога скажет что-то вроде: "Я знаю тебя, Мара". Иными словами свобода происходит именно от знания, понимания.

Как эта идея зла проявляется в мире, где мы, например, встречаемся с терроризмом? Вы говорите, что самое эффективное оружие Мары - это поддержание атмосферы страха. Когда конфликт достигает определенного уровня, мы почти неизбежно обращаемся к демонизации «другого». И будь мы Джордж Буш или Осама бин Ладен, мы оба проецируем эмоцию зла на другого и, разумеется, добра - только на себя.

По-моему, более серьезной проблемой является тот факт, что мы инстинктивно стараемся разделить мир на непримиримые полярности и противоположности вместо того, чтобы реально осознать, что они - всего лишь разные точки зрения, разные перспективы в пределах одного континуума.

Мне кажется, например, что люди, такие как Майкл Мур, тоже попадаются на эту удочку, демонизируя Буша. И хотя по большей части я согласен с Майклом Муром, я нахожу его риторику подобной дихотомии, игре в "своих и чужих". Он также играет на усилении чувства различия и полярности.

Чем более вы абсолютизируете зло в другом человеке, тем больше вы живете в своего рода утробном страхе от того, что может с вами случиться. Вы придаёте силу другим, в частности террористам, позволяя им усилить в вас страх до такого уровня, в котором просто нет необходимости и, уж конечно, нет пользы. Поскольку, если вы живете в страхе, в закрытом, «зашторенном» состоянии, вы укрепляете этот дуалистичный цикл проецирования плохого вовне; хорошее же приписываете себе. И достижение примирения, взаимного понимания и осознания того, что мы вместе живем во взаимозависимым мире, становится всё более и более далёкой целью. Лично я думаю, что опасность лежит в разделении мира на "нас" и "других".

На индивидуальном уровне, например в случае с терроризмом, как следует реагировать и что чувствовать? Что нужно сделать, чтобы человек не закрывался и не демонизировал террористов?

Видите ли, я думаю, очень важно попытаться быть более открытым к человечности других, понять схожесть с нами людей, совершающих эти атаки, которые, вероятно, также думают, что они творят добро. Очень немногие люди считают, что они действительно творят зло. Даже Гитлер думал, что оказывает миру услугу.

Поэтому в такой ситуации важно попытаться допустить и увидеть человеческую природу в других. Не попустительствовать их деяниям, но постараться ясно понять, вследствие чего они так поступают, в каких условиях живут, и в какой мере мы сами участвуем в создании этих условий в их культуре.

Я думаю, мы должны суметь увидеть, каким образом наше индивидуальное поведение, поведение обществ и религиозных групп обусловлено нашим пониманием собственных нужд, нашими страхами, беспокойством о своей культуре, религии, семье, нации. Вот то, что бы я посоветовал, делается ли это через медитативное размышление или через реальное создание точек соприкосновения и ведение диалога с людьми других религиозных убеждений. Всё это, я надеюсь, поможет преодолеть чувство раздвоенности, остановить то ужасное разделение, в котором, как мне кажется, полностью погряз современный мир.

Перевод: Сергей Садыков

© Сохраним Тибет!

Религия Мир

2559

19.01.2006, 14:02

URL: https://babr24.com/?ADE=27186

bytes: 8911 / 8862

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Наука и техника"

Стать астронавтом не выходя из дома

14 ноября состоится исторический день запуска корабля Crew Dragon компании Space X на ракете Falcon 9. В эту субботу состоится запуск многоразовой ракеты Falcon 9, которая будет нести на себе космический корабль Dragon v2 для постоянных полетов на МКС.

Николай Наумов

Наука и техникаМир

9490

13.11.2020

Игры Разумова: грязное белье серийных защитников иркуцкости

Когда бывший вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов в очередной раз вернулся в родные пенаты и рассказал, как зарабатывать на деревянном Иркутске, сначала ему не поверили. Но он настаивал на своем.

Лера Крышкина

Наука и техникаРасследованияИркутск

38332

02.11.2020

Иркутские учёные рассказали об особенностях байкальских рачков-экстремалов

Eulimnogammarus cyaneus — эндемичный байкальский гаммарус (рачок), обитающий в Байкале. Его особенностью является то, что он обитает в прибрежной зоне озера, в достаточно узкой полосе. Здесь наблюдается резкое изменение температур, поэтому рачка называют экстремалом.

Миша Ковальски

Наука и техникаИркутск

13166

28.10.2020

Нидерландские учёные советуют обниматься с коровами

Устали, чувствуете нервозность, хотите спокойствия и отдыха? Теперь необязательно тратиться на успокоительные препараты. В Нидерландах предлагают новый способ — обниматься с коровами.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10129

25.10.2020

Блогнот. Только метаболизм и никакого сексизма!

«Доля ты!– русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать» писал два века назад Николай Алексеевич. Трудно с ним не согласиться и сейчас, особенно сравнивая женскую долюшку у людей и …у байкальских рачков.

Максим Тимофеев

Наука и техникаИркутск

9753

23.10.2020

Россия отказалась вступать в международный проект по освоению Луны

Международный масштабный лунный проект, который продлится более 10 лет, скорее всего, пройдёт без России. Дело в том, что с нашей страной до сих пор не заключили соглашение по совместной реализации лунной программы. И в основном происходит это по желанию именно России.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

10244

19.10.2020

Реагенты от гололёда наносят вред почве и воде

С каждым годом влияние противогололёдных реагентов усиливается. И речь идёт не о положительном эффекте, а о негативном. Это доказали учёные из Красноярского научного центра СО РАН.

Миша Ковальски

Наука и техникаЭкологияКрасноярск

20820

15.10.2020

На Марсе обнаружили древние дюны и подлёдные озёра

Новые открытия позволили по-новому взглянуть на геологию красной планеты. Так, учёные обнаружили на Марсе древние окаменевшие дюны. По оценкам им насчитывается не менее миллиарда лет. Само по себе наличие дюн на данной планете не является открытием.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8465

14.10.2020

Нобелевская премия 2020: черные дыры, альтернатива ГМО и другое

Стали известны имена лауреатов Нобелевской премии 2020 года. Удивительно, но в этом году премию получили три очень важных открытия, значимость которых известна уже давно, однако удостоились награды они только сейчас. Так, Нобелевский комитет присудил премию по физике за черные дыры.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8795

12.10.2020

Химиотерапия может стать менее вредной благодаря учёным из Томска

Раковая опухоль остаётся одной из самых опасных болезней современности. Единственным эффективным методом лечения до сих пор остаётся химиотерапия. Хотя известно, что она наносит вред и здоровым клеткам. Ранее по теме Бабр писал: Проблемы онкологии в Сибири.

Миша Ковальски

Наука и техникаТомск

8619

08.10.2020

Современные старики стали умнее и быстрее

Снижение когнитивных способностей, короткая память, невнимательность, медленная ходьба, да и в целом всех движений. Старость пугает всех, но от неё никому не скрыться. Финские учёные Университета Йювяскюля оповестили о радостной новости.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

12156

29.09.2020

Пение птиц изменилось из-за карантина

Жесткие ограничения, которые были введены из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, продолжают влиять на дикую природу. Результаты нового исследования опубликовали учёные из американского Университета Теннесси в ведущем научном международном журнале Science.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

9961

26.09.2020

Лица Сибири

Абрусевич Андрей

Зиннер Сергей

Мезенцева Татьяна

Потапов Владимир

Габов Роман

Медведев Герман

Моисеев Роман

Боринский Анатолий

Серебряков Иван

Григоров Виктор