Наталья Шапарова, БАБР.RU

© Babr24.com

События Мир

3624

19.01.2006, 09:47

Сегодня - Крещение Господне, или Богоявление

Крещение Господне в православной традиции было одним из наиболее почитаемых великих двунадесятых праздников; этот день называли также Бого-явле-нием, так как при крещении Христа миру явилась Пресвятая Троица: "Бог возглашал с небес о Сыне, Сын крестился от святого предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя". У католиков это был также день памяти о поклонении трех царей новорожденному Христу; поэтому в народе его называли днем Трех королей.

Крещение было последним днем святок, одним из наиболее важных переломных дней года. Судя по всему, в древние языческие времена на это время приходились праздники в честь возрождающегося солнца; недаром в народе считалось, что на день Богоявления (как и на Пасху, Ивана Купалу и Рождество Христово) солнце "играет" на рассвете (поэтому в некоторых местах даже принято было ходить рано утром на возвышенные места, чтобы увидеть это чудо). Это явление нередко объясняли тем, что солнце радуется великому празднику; но кроме того, это поверье явно было связано еще и с тем, что сам Иисус Христос в народном сознании ассоциировался с солнцем (ибо, по изречению святых, "Господь рождением своим на земле принес свет и людям, и дням"). В древних западных церковно-народных сказаниях говорится: "Солнце на земную грань лишь стало, внезапно новое с ним вос-ста-ло светило, бури сметая, воплотился Христос, и луч проливая спасения, дням растущим велел питаться добычею ночи", "После поворота солнечнаго, когда Христос плотию родился, при обновлении солнца изменил хладную зиму, и возводя спасительное для верных светило, с уничтожением дня повелел умаляться ночи". На Рождество Христово солнце, светлое божество, по народным поверьям, воскресает от зимнего оцепенения, перерождается и поворачивается на лето", а на Крещение оно набирает силу и проявляется людям во всем своем блеске и великолепии. Отсюда и народные представления о том, что на Крещение отворяются небеса и светлый рай, где пребывает солнце, открывает свои сокровища, весь мир освещается ярким светом, на деревьях появляются чудесные цветы и золотые яблоки, вода превращается в вино и сама освящается в реках и источниках.

В церковно-славянской традиции Крещение считалось праздником, по своей важности аналогичным Рождеству: на Рождество Господь явился в мир, но только на Крещение он явил свою божественную сущность (недаром крещение считалось своеобразным перерождением человека). Согласно библейской легенде, Иисус Христос в возрасте 30 лет крестился в священной для иудеев реке Иордан и при этом "освятил естество вод"; поэтому главным событием праздника Крещения у всех славян считалось церковное освящение воды (отсюда еще одно название праздника - Водокрещи). Например, у восточных славян на Крещение делали на реке, на издавна установленном месте прорубь, имену-е-мую обычно "иордань" ("ердань", "ордань"), и устанавливали рядом вырезанный изо льда крест, а вокруг проруби укрепляли елочки; у этой проруби и устраивали торжественное водосвятие с крестным ходом, молебнами и т.д. В некоторых местах (по большей части там, где побли-зости не было водоемов или источников) воду святили в церкви, в колодцах и даже прямо в домах; впрочем, нередко водосвятие могли совершать и в церкви, и на реке: в таких случаях церковное освящение воды совершалось обычно в канун Богоявления, а в самый праздник Крещения воду святили в проруби.

Водосвятие в народе считалось особо важным торжеством, к нему готовились с самого рассвета. Например, ранее на Руси, едва только начи-нал бить колокол к заутрени, благо-чес-тивые люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами ("чтобы Иисус Христос, крестив-ший-ся в Иордане, мог обогреться у огня"), а особые мастера-любители, испро-сив пред-ва-ри-тельно благословение у священника, отправ-ля-лись на реку и устраивали там "ердань" ("ордань"), причем не просто вырубали прорубь, но также вытесывали во льду крест, а порой и подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и, вокруг всего этого, желоб-ча-тое углубление для протока воды в "чашу". Подле этой чаши во время богослужения вставал причт и особый знающий человек, который в нужный момент сильным и ловким ударом пробивал дно чаши, отчего вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла "сияние" (углубление); когда же чаша заполнялась водой, на поверхность всплывал длинный ледяной восьмиконечный крест. На это торжество обычно собирались все местные жители "от мала до велика"; и после богослужения каждый старался испить освященной воды и умыться ею.

Водосвятие издревле сопровождалось различными народными ритуалами. Например, русские сразу после водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы плодились голуби и пчелы; рыбаки Гуцульщины, едва священник опускал в воду крест, старались опустить в воду сеть со словами: "Ловлю рыбу", полагая, что это приносит удачу в рыболовстве; а в южно-славян-ской традиции (макед., серб., болг.) принято было во время освящения прыгать в реку вслед за крестом, причем по вытащенному из воды кресту потом гадали: считалось, что если он покрыт льдом, то люди будут здоровы, а год выдастся плодородный и удачный.

Вообще, обычай купаться в освященной воде сразу после водосвятия был широко распространен у всех славян. Не смотря на холодную в эту пору воду, купались очень многие, причем раздевшись практически донага, так как считалось, что это на весь год предохраняет от болезней, порчи и всяких несчастий, очищает от грехов и дарует бодрость и удачу. Обязательно купались сразу после водосвятия участники колядных обходов и особенно те, кто рядился на святках и надевал "хари", чтобы очиститься, "смыть с себя скверну бесовских масок", "смыть личину беса" (так как ряжение считалось достаточно опасным и грешным делом, приобщавшим людей к потустороннему миру); тех же, кто не хотел купаться, насильно бросали в воду или обливали водой из проруби, полагая, что таким способом "бисят закрещивают". Помимо этого, в освященной проруби нередко купали или хотя бы обливали освященной водой бесноватых, кликуш и т.п., так как считалось, что святая вода жжет нечистого духа, сидящего в человеке, и он спешит выскочить и скрыться. Многие умывались в проруби и для удачи в хозяйственных делах и в браке, для красоты и счастья; в некоторых местах женщины также специально сходились на Крещение к проруби или колодцу "смывать грехи", для чего обливали друг друга водой. В Болгарии существовал обычай принудительного купания помолвленных пар и молодоженов: с этой целью небольшая группа парней (родоп. "къпинчаре", пирин. "къпачи, квасачи") обходила дома и заставляла новобрачных купаться в реке, а те старались откупиться вином и деньгами. В зап. Болгарии после водосвятия священник также "топил" парня, вытащившего из воды крест, или "топили" самого священника, а также сталкивали в воду всех присутствовавших мужчин, либо молодоженов, заневестившихся девушек и пр.

Так как вода из иордани считалась в народе необычайно целебной и священной, ее обычно набирали в разные сосуды и потом хранили в течение целого года. Черпать ее начинали сразу же после освящения воды, как только священник опускал в воду крест; при этом крестьяне верили, что особой силой и святостью обладает та вода, которую подчерпнули "сверху", из-за чего по окончании церемонии у воды обыкновенно начиналась страшная давка. Вернувшись с водосвятия, каждый хозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков принесенной богоявленской воды, а затем брал из-за иконы освященную вербу и кропил водой весь дом, дворовые постройки, людей, двор, скот, ульи, огороды, поля и вообще все имущество, полагая, что это предохранит хозяйство и всю семью от всяких бед и напастей, порчи и т.д. Кое-где освященную воду добавляли в корм скоту и в бочки с вином; а в некоторых местах после этого еще и вливали немного освященной воды в колодцы, как правило, для того, чтобы туда не забрались и не испоганили воду злые духи. Собственно, и дома и дворовые постройки обрызгивали водой с той же целью: например, обливая углы дома, хозяин приговаривал: "Вон, черце, из мойго дому, бо тут Бог живець!"

По завершении всех этих обрядов богоявленская вода обычно ставилась к образам, где и сохранялась долгое время; в течение года ее применяли как универсальное лечебное средство при болезнях людей и скота, а также для снятия порчи и как оберег от всяких злых сил. При этом повсеместно считалось, что иорданская вода совсем не портится с течением времени, если только ее не коснется "нечистая рука"; поэтому воду, зачерпнутую из проруби, хранили перед образами иногда даже по нескольку лет, утверждая, что она все это время остается неповрежденной и свежей, как будто ее только что подчерпнули из источника. Нередко считалось даже, что если заморозить эту воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста.

Вообще, святой в народе считалась не только та вода, которую священники освящали на Богоявление, но зачастую и всякая чистая проточная вода, набранная в священный праздник Крещения Господня. Славяне верили, что в самую богоявленскую полночь на миг откры-ваются небеса и всякая вода в реках и источниках освящается самим Господом; поэтому во многих местах принято было ночью или поутру на Крещение набирать воду в реках и ручьях, пить ее, умываться ей и т.д. Например, в Сербии женщины ходили по воду до восхода солнца и при этом бросали в источник зерно разных сортов со словами: "Как течет вода, так пусть и урожай идет на наши поля!"; кроме того, набирая воду из ручья или колодца, сербы также оставляли рядом початок кукурузы и базилик, пускали по воде очищенные от зерен кукурузные початки, чтобы урожай был хорошим. В юго-восточной Сербии принесенную рано утром на Крещение "непочатую" воду прили все домочадцы, повернувшись лицом к востоку; при этом мужчины становились на лезвие топора, женщины - на кочергу, а девушки - на прялку; все участники ритуала сперва крестились, потом говорили: "Про?ох саб?у, не посекох се, про?ох ватру, не изгорех се, про?ох воду, не удавих се", затем выпивали воду и прыгали вперед к восточной стороне. В Болгарии утром на Крещение хозяйки мыли в источнике домашние иконы и лемех, "чтобы летом жито было белым"; а в некоторых селах девушки до восхода солнца приносили к источнику из дома все острые железные предметы и мыли их веточкой базилика. У восточных славян хозяйки также ходили за водой на Богоявление еще затемно, до восхода солнца; эту воду домочадцы пили и умывались ей для здоровья, а девицы помимо этого бегали на реку или к источникам умываться проточной водой для красоты и скорейшего замужества.

Впрочем, в некоторых местах запрещалось ходить на Крещение к реке до водоосвящения, так как считалось, что с водой в это время можно ненароком "зачерпнуть беса". У всех славян существовало представление о том, что многие нечистые духи (особенно сезонные демоны, появляющиеся на святках) пребывают в воде вплоть до Крещения, выходят из воды и уходят в нее, показываются преимущественно вблизи источников, рек и т.п. При этом повсеместно считалось, что после церковного освящения воды, когда крест погружается в реку, всякая нечистая сила выскакивает из рек и озер и в ужасе бежит прочь, а святая вода жжет их, как огнем. Например, у восточных славян было широко распространено поверье о том, что во время крещенского водосвятия черт выскакивает из воды и переселяется на вербу. В украинских и белорусских селах после водосвятия принято было стрелять из ружей, чтобы отогнать от села всех выскочивших из воды нечистых духов (у украинцев это называлось "розстрiлювати коляду"). Во многих местах хозяйки избе-га-ли полоскать белье в реке, где делали иордань, не только на Крещение, но и в течение целой недели после него, не только из почтения к освященной воде, но и опасаясь, что за белье во время полоскания ухватится и вылезет из воды нечистая сила, спасающаяся от животворного креста (поэтому тех, кто нарушал обычай, в некоторых местах считали даже приспешниками и помощниками черта). Белорусы рассказывали также, что "злый няверный диавол" всю зиму проводит в воде, но когда воду освящают, немедленно убегает от нее и иногда вселяется в людей или скот, прячется в домах и хозяйственных постройках, если люди не защитятся от него при помощи святой воды, креста, оберегов и пр.

По этой причине, например, во многих местах принято было на Крещение не только кропить освященной водой ("святить") все угодья, но также и окуривать жилье и надворные постройки и рисовать мелом (реже - головней, копотью свечи, чесноком или жидким тестом, замешанным на святой воде) кресты (а у католиков еще и первые буквы имен "трех королей") на дверях, окнах, притолоках, потолке, воротах и заборах, на видных местах зданий, так как считалось, что это не дает дьяволу укрыться в доме и вообще отвращает от жилья всякое зло. Западные славяне даже специально освящали в костеле наряду с водой мел, соль, чеснок и свечи, используя их в дальнейшем для защиты от злых духов; в частности, во многих местах принято было рисовать кресты именно освященным мелом. В русских деревнях, выходя из дома писать кресты, хозяин брал с собой каравай хлеба, горсть кутьи и свечу, трижды обходил строение и ставил кресты на дверях, приговаривая: "Не я крещу, а Иван Креститель!". В некоторых белорусских селах, кроме того, делали маленький крестик из лучинок и втыкали в корку сваренной кутьи; а поляки иногда выставляли в окнах крестики, сделанные из соломы.

В русских деревнях на Крещение, наряду с ритуальной защитой жилищ, принято было также совершать т.н. обряд "освящения скота", который совершался следующим образом. После обедни (которая на Крещенье отхо-дила рано утром) все крестьяне расходились по домам и поздравляли друг друга с праздником; потом один из членов семьи брал с божницы икону с зажженной перед ней свечой, другой - кадильницу, третий - топор, а четвертый (обыкновенно сам хозя-ин) надевал вывороченную наизнанку шубу и брал миску с богоявленской водой и соломенное кропило. Затем вся семья отправлялась на скотный двор в таком порядке: впереди сын или брат хозяина дома, согнувшись, нес топор острием книзу, так, чтобы оно касалось земли; за ним кто-нибудь из женщин нес икону (по большей части Воскресения Христова), далее шли с кадильницей, а последним шел хозяин с чашей воды; при этом шествие совершалось торжественно, в полном молчании. Посреди двора, там, где был разложен особый корм для скота (разломанный на куски печеный хлеб, ржаные лепешки, сохранявшиеся для этой цели от праздника Рождества Христова и Нового года, а также хлебные зерна и по шести немоло-чен-ных снопов разного хлеба - ржи, овса и др., оставленных к этому дню с осени) процессия останавливалась и хозяйка выпускала из хлевов запертую до этой поры скотину. Когда ско-тина собиралась посреди двора и начинала есть, процессия обходила ее с образом, причем хозяин кропил освященной водой каждую голову крупного и мелкого скота в отдельности. Такой обход делался три раза, после чего топор крестообразно перебрасывался через скот и участники процессии направлялись обратно в избу. Сами крестьяне объясняли смысл этого обряда по-разному: одни говорили, что соблюдение этого обычая угодно Богу; другие уверяли, что так задабривается домовой, который в этом случае не станет обижать скотину кормом и не будет мучить и гонять лошадей; третьи же утверждали, что так скот таким образом защищается от порчи и мора, так как всякие скотские болезни, изурочье и напуски пресекаются топором, брошенным накрест, и всякая нечистая сила отступается от святой воды.

С той же целью - предохранить скот от болезней и от порчи, насылаемой ведьмами и нечистыми духами - в некоторых местах прихожане считали нужным непре-мен-но приезжать, а не приходить пешком на крещенские богослужения, и при этом часто старались проехать по замерзшей реке. Этот обычай объясняли иногда тем, что "в церкви на иконе написан Егорий на белом коне; значит, конь этот не простой, а вроде как святой будет, потому в церквах он стоит. Притом же сам Егорий, перед тем, как убить ему змею огненную, что людей жрала, освятил в речке воду и заехал в ту воду на коне, чтобы, стало быть, коня своего освятить, и чтобы змея уже никакой вреды - ни жалом, ни огнем - лошади его не сделала. Вот теперича и мы также: в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому вода очень студеная, так пусть хоть по льду пройдется и освятится малость - святая ведь вода-то на Крещенье".

Помимо очистительных и защитных обрядов, к крещенским праздникам в некоторых местах (преимущественно у южных и западных славян) также приурочивались ритуальные обходы ряженых, как бы завершавшие святочный цикл праздников. Например, у южных славян такие обходы совершались в канун Богоявления, в самый день Крещения Господня и в слдующий за ним день Иоанна Крестителя; болгары называли этот обряд "совойница" и исполняли его с целью очищения жилищ после "поганых" святочных дней. В болгарских селах такие обходы происходили следующим образом: группа девушек обходила все село с ритуальными песнями, а одна из участниц при этом окропляла все дома и постройки освященной водой; хозяева домов за это одаривали девушек различными подарками (по большей части разнообразной снедью), и эти подарки носили за группой маленькие девочки. В некоторых областях для ритуального крещенского обхода также наряжали "попом" юношу и обходили с ним село, окропляя по дороге дома и собирая подарки, а потом вся группа устраивала совместное застолье. У западных славян на Крещение также ходили ряженые (обычно "ангелами", "святыми", "королями", "Марией с Юзефом", иногда "Иродами" и пр.) с вертепом, "звездой" и пр.; участники таких обходов "славили праздник" и иногда разыгрывали небольшие сценки, а хозяева одаривали их продуктами. Помимо этого, в католической традиции к празднику Трех королей также приурочивались традиционные обходы священнослужителей, после утренней службы в костеле совершавших очистительные ритуалы и благословлявших дома; у словаков этот ритуал называли "knazska, cirkevna koleda" (т.е. княжес-кая, или церковная, коляда). Явившись в дом, участники ритуального обхода исполняли церковные песнопения, кадили ладаном, кропили жилище и домочадцев святой водой, а также рисовали на дверях и окнах отвращающие зло кресты или первые буквы имен трех королей, первыми поклонившихся Христу; после этого их угощали, причем старались, чтобы угощение было как можно более щедрым (считалось, что от этого зависит благополучие дома). При этом во время "церковной коляды", и особенно во время присутствия участников обряда в доме, хозяева обычно совершали различные обряды, обеспечивающие достаток и удачу, хороший урожай и пр.: например, в некоторых местах перед приходом гостей рассыпали на пороге дома зерно, которое после ухода "коляды" сметали и скармливали домашней птице для защиты от сглаза и для того, чтобы куры лучше неслись; хозяйка спешила сесть на то место, где ранее сидел ксендз, чтобы наседки хорошо высиживали яйца; молодые девицы заворачивались в скатерть, на которую во время прихода "коляды" ставили угощение, чтобы скорее выйти замуж, и т.д.

У восточных славян к празднику Крещения нередко приурочивались также "дивьи (девичьи) смотрины". Они происходили обычно либо в церкви во время литургии, либо на городской площади во время народных гуляний, когда матери катались с дочками на санях, а мужчины "производили наблюдение". В русских селах "смотрины невест" нередко происходили сразу после водосвятия: все девушки на выданье, наряженные в лучшие платья, выстраивались в длинный ряд около крещенской "ердани", и при этом каждая девушка всячески старалась "выставить напоказ и подчеркнуть свои достоинства", а между невестами (называемыми иногда "славушницами") прохаживались парни, нередко сопровождаемые своими матерями, и выбирали себе супругу; матери же при этом внимательно рассматривали и даже щупали платья девиц, оценивая их качество, а также брали девушек за руки, чтобы узнать, подходящей ли женой будет избранница сына.

Как и к другим большим календарным праздникам, к Крещению традиционно приурочивались различные гадания - о судьбе, будущем урожае, погоде в ближайшие дни и т.д. Обо всем этом судили, в основном, по различным приметам. Так, например, теплый крещенский день, облачность или мокрый снег хлопьями, по народному убеждению, предвещали хороший урожай злаков, а метель и ветер на Богоявление - урожай грибов, орехов и ягод; пасмурное небо и большой иней на Богоявление считались признаками плодородного и удачного года, а ясный и морозный день - предвестником неурожая. Согласно народным приметам, звездистая ночь на Богоявление предвещает урожай на горох и ягоды; а если на Крещение будет метель, то следует ожидать метели и на Пасху. Если на Крещение собаки много лают - будет много зверя и дичи; а если поднимаются сильные вихри - это к хорошему роению пчел. Сербы и болгары в канун Богоявления и в самый "Крстовдан" определяли по направлению ветра, каким будет следующий год - засушливым или дождливым, урожайным, "здоровым" и т.д.; при этом считалось, что в канун Крещения ветры "скрещиваются", дуют навстречу друг другу и борются между собой, и победивший в этой схватке ветер весь последующий год будет преобладать над другими ветрами. У восточных славян принято было гадать о погоде и урожае во время водосвятия: например, считалось, что если во время литургии, особенно во время хождения на воду, будет идти снег, то будущий год будет плодородным, а от пчел получится много роев; считалось также, что "коли на воду пойдут да будет туман - хлеба будет много". По проруби для освящения воды обычно гадали о весеннем половодье: считалось, что если прорубь "в Иордане" окажется полна воды, то нужно ожидать большого разлива вод.

Наталья Шапарова, БАБР.RU

© Babr24.com

События Мир

3624

19.01.2006, 09:47

URL: https://babr24.com/?ADE=27174

bytes: 21614 / 21614

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова, БАБР.RU.

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

15380

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9371

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

6955

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9276

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7348

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

6511

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15096

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4339

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

8061

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

12854

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

8826

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

11087

17.03.2015

Лица Сибири

Цыбиков Аркадий

Ширяев Вячеслав

Мичурина Наталья

Николаев Максим

Корытный Леонид

Беляков Анатолий

Левченко Сергей

Левченко (Соловьева) Наталья

Кондратов Антон

Быков Анатолий