Илья Карпюк, Алексей Муравьев

© ПОЛИТ.РУ

РелигияМир

2590

20.11.2012, 14:30

«Высокая культура» и массовая церковь

Русская православная церковь предъявила требования к Нижегородской государственной консерватории. По мнению РПЦ, здание консерватории, которое находится в нескольких минутах ходьбы от нижегородского кремля, должно быть возвращено, так как до революции являлось архиерейским домом, т. е. домом, в котором могли проживать священнослужители.

В самой же консерватории уверены, что право собственности на здание никак не может быть возвращено РПЦ. За последние сто лет бывший архиерейский дом был сильно перестроен, увеличен в несколько раз, а домовая церковь в нем была фактически разрушена. Таким образом, здание консерватории уже не может быть возвращено РПЦ, так как, согласно закону о реституции церковной собственности, возвращаются только здания, которые относились к имуществу религиозного назначения.

Кроме того в консерватории уверены, что переезд плачевно скажется как на вузе, так и на культурной среде города — в консерватории действует единственный в городе концертный зал, который открыт для свободного посещения. Переезд на новое место будет крайне дорог, так как придется перевозить орган, который всегда строится специально под конкретное помещение. Стоимость установки нового органа может обойтись бюджету в сотни миллионов рублей.

Нижегородская консерватория — вещь, нужная не только в Нижнем. Это часть общей культурной сети. Она организует преемство и пропаганду классической музыкальный культуры, солидаризирует интеллигенцию, формирует вкусы. Однако, консерватории, как и музеи, находятся в социально слабой позиции. Они возникли как часть системы пропаганды и сохранения высокой культуры в XIX в., но сейчас необходимость такой пропаганды и сохранения уже не очевидны.

В советской системе музеи и консерватории хранили маловостребованную старину по заданию государства. Государство даже могло не объяснять, зачем оно все это хранит — это была его история и его глубинное обоснование. В постсоветское же время началась диференциация культуры, и внятно объяснить обществу, зачем нужны консерватории, на языке политической прагматики стало сложно. Люди просто верили Аверинцеву и Лихачеву. Сейчас высокая культура в значительной части виртуализировалась, а в «реале» воцарилась культура массовая. Сакральное пространство культуры в результате этого оказывается в положении перехода от слабой позиции к сильной. Но такой переход требует статусного оформления, а вот его как раз и нет. Музеи не могут отдать иконы, консерватория не может уступить здания.

Христианская культура на Востоке и в Византии сложилась как двухэтажная конструкция: высокая и низкая. И православная вера, и оформляющая ее культура слишком сложны, многоплановы и не поддаются легкой вульгаризации. В прежние домассовые времена эта проблема решалась через несколько культурных фильтров-мембран: христианскую литературу, народную религиозность, уклад церковной жизни. Сейчас все эти мембраны потеряны и высокая христианская культура превращается в нечто вроде классической музыки — элитарный предмет, с трудом объяснимый широко. Раньше всегда были проповедники и объяснители, проводники, проницавшие такие мембраны, вводящие высокую культуру христианства в общественное пространство. Сейчас вместо таких проводников существует сложно организованный механизм упрощения.

К сожалению, церковь начинает говорить преимущественно на языке массовой культуры и даже отчасти заменять высокую христианскую культуру на «православную попсу». Естественно, что переход сакрального пространства должен, по идее, происходить в социально сильную позицию. Так, например, большевики забрали мощи в музеи, но бабушки, например во Владимире, все равно приходили в музеи на Пасху разговляться - там находились мощи святых! Сакральность там оставалась, ибо музей имел такой статус. В церкви таким статусом обладает высокая, «сложная» церковь, хранилище древних преданий и древней харизмы. Но в условиях, когда церковь начинает говорить и осознавать себя в категориях массовой культуры, сакральное пространство не переходит к ней. Это статусная слабость при сильной социальной позиции. Пример такого сложного статусного коллажа — Соловки. С одной стороны — церковный, с другой — общественный памятник. И в силу слабости церковного статуса сакральное пространство не может до конца перейти к монастырю.

Однако у руководителей, как церковных, так и светских, возникает порой желание укрепить статус за счет тех социальных привилегий, которые полагаются для оформления сакрального пространства. Впрочем, осознавая, что массовая "одноэтажность" отдаляет церковь от древней традиции ("второго этажа"), вышеуказанным идеологам хочется подкрепить слабую связь с традицией разными предметами старины. Они хотят вернуть церкви былое сакральное пространство и монополию на культурную традицию, на роль особо доверенного и практически самого достойного хранителя культурного достояния.

Этот разговор о доверенных хранителях и передаче ценностей возник и в Петербурге, где роль ходатая за права церкви взял на себя министр культуры Владимир Мединский. Радея о возвращщении ей авторитета, он потребовал вернуть гробницу Александра Невского из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру. Однако, если с Нижегородской консерваторией дело может и получится (ведь мало кому всерьез понятно, зачем она нужна), то с Эрмитажем — не получилось. Слишком многим понятно, зачем он нужен. Поэтому директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и отказал в передаче жестко. Эрмитаж — не нижегородская консерватория.

Напомним, что министр культуры Владимир Мединский, выступая в конце октября на фестивале православных СМИ, заявил, что серебряная гробница должна вернуться в Александро-Невскую лавру. Эрмитажу, где она сейчас находится, Мединский предложил изготовить точную копию. Тогда министр жестко заявил, что «вопрос решен». Конечно, как только гробница будет передана, она перестанет быть предметом экспонируемой старины. Она станет еще одним легитимирующим предметом.

Уже в ноябре наместник Александро-Невской лавры Назарий сказал, что готов не настаивать на оригинале гробницы, а принять копию. После этого директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что памятник ювелирного искусства должен непременно остаться в музее. Деньги на создание копии Пиотровский предложил заложить в бюджет празднования 250-летия Эрмитажа, которое будет отмечаться в 2014 году. «В юбилейный год мы могли бы не только получать подарки, но делать их сами», — сказал директор музея. При этом Пиотровский признал, что государство пока отказало в такой статье.

Что в итоге? Чиновники пытаются укрепить авторитет церкви за счет музеев и консерваторий, те не согласны отдавать сакральное пространство. А между тяжущимися сторонами - люди, которых то ли лишают живой музыки, то ли возможности любоваться экспонатами в музеях.

Илья Карпюк, Алексей Муравьев

© ПОЛИТ.РУ

РелигияМир

2590

20.11.2012, 14:30

URL: https://babr24.com/?ADE=110075

bytes: 6766 / 6766

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Илья Карпюк, Алексей Муравьев.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

15687

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября. Глава Католической церкви встретился с президентом Ухнаагийн Хурэлсухом, принял участие в совершении молитвы благодарения вместе с монгольскими католиками и провел встречу с представителями различных религиозных организаций Монголии.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоМонголия

62306

05.09.2023

«Маленькая по численности, но живая верой»: для чего Папа Римский едет в Монголию?

Папа Римский Франциск посетит Монголию с 1 по 4 сентября. Понтифик приедет по приглашению монгольского президента Ухнаагийн Хурэлсуха. Основная программа визита до сих пор неизвестна.

Денис Большаков

РелигияОбществоМонголия

16321

30.08.2023

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

34526

29.08.2023

Телеграм Томска за неделю: дома около Красной мечети, собачий вопрос и лето без кваса

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 7 мая 2023 года включительно.

Андрей Игнатьев

РелигияБратья меньшиеЭкономика и бизнесТомск

77566

08.05.2023

Кадыров, мэрия Томска – «Вектору» никто не указ

Арбитражный суд Томской области не изменил своё решение по поводу строительства трёх четырёхэтажных домов рядом с Красной мечетью. Администрация Томска якобы незаконно отказала фирме «Вектор» в возведении многоквартирников по адресу: улица Трифонова, 18.

Андрей Игнатьев

РелигияКультураЭкономика и бизнесТомск

85601

16.03.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

39086

25.01.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

12961

17.01.2023

Опрос: поддерживаете ли вы приезд Папы Римского в Монголию?

Папа Римский Франциск извинился перед бурятами, но открыло ли это ему дорогу в Улан-Батор? Бабр проводит опрос среди читателей.

Бабрдай Шударга

РелигияПолитикаМонголия Бурятия

37757

19.12.2022

Инсайд. Хамбо лама Аюшеев паразитирует на бурятском языке?

Мы привыкли идеализировать Хамбо ламу. Мы несколько десятилетий пытаемся понять нашего буддийского иерарха и разгадать, как нам казалось, его тонкие и важные посылы, призванные развивать и укреплять бурятское общество.

Пётр Нокс

РелигияКультураПолитикаБурятия Монголия

40531

16.12.2022

Инсайд. Монголия в будущем - христианская страна?

Мысли по поводу визита Папы Римского в Монголию. Папа Франциск по приглашению президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха в ближайшее время посетит Монголию.

Пётр Нокс

РелигияПолитикаМонголия Корея

83453

03.10.2022

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

37414

07.09.2022

Лица Сибири

Степанов Павел

Винарский Сергей

Степанова Инна

Балданова Ульяна

Барсуков Александр

Пушкарев Вячеслав

Трутнев Юрий

Зубакин Семен

Касьянов Сергей

Козырев Евгений